Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Справочник по звуковым картам фирмы Creative Labs
Часть 2. Карты для качественного воспроизведения музыки


Карты для качественного воспроизведения музыки. Часть 1

Cтатья была впервые опубликована в "Компьютерной Газете AZ" (г.Минск).

Введение

В предыдущих выпусках мы с вами рассмотрели игровые карты производства фирмы CREATIVE LABS. Я намеренно еще раз заостряю ваше внимание на игровой направленности этих карт. Этим звуковым картам нет равных в воспроизведении сложных трехмерных эффектов в играх. Они способны очень качественно выводить 5.1 звук в ДВД фильмах. Воспользовавшись режимами CMSS, вы даже сможете создать объемное 5.1 звучание там, где его изначально и не было, например в обычном стерео DIVX фильме. Карты производства CREATIVE отлично преуспели во всех задачах, связанных с необходимостью взять какой либо источник звука и превратить его звучание из изначального состояния, в какое-либо другое, отличное оттого, что было раньше. Но вот парадокс! Если же напротив вашей задачей ставится вывести, без какой либо дополнительной обработки, качественно записанную музыку, то тут карты от CREATIVE неожиданно сдают свои лидирующие позиции.

Прежде чем перейти к обсуждению причин этого прискорбного обстоятельства, и способам его решения, давайте разберемся, как вообще устроена звуковая карта. Знание того, какие шестеренки, зачем именно в ней нужны, поможет вам лучше понять обсуждаемые вопросы.

Внутреннее устройство звуковой карты.

Любая современная звуковая карта, состоит из нескольких обязательных функциональных блоков. Выяснив технические характеристики каждого из них, можно примерно оценить характер звучания и функциональные возможности всего устройства в целом. Вместо того чтобы давать вам технические характеристики всей карты в целом, я вам сегодня расскажу о том, как именно реализована изнутри та или иная карта. Вы узнаете, чем именно примечательны или напротив плохи установленные на них микросхемы. Какие возможности чипа были использованы разработчиками карты, а какие в наше время проигнорированы, но возможно еще будут задействованы в новых версиях драйверов. На мой взгляд, такой подход намного более нагляден и информативен чем сухая табличка технических характеристик. Ну и, само собой разумеется, я опишу предоставляемых каждой картой возможности и недочеты как в реализации самого "железа", так и текущих версий его драйверов.

Блок схему внутреннего устройства абстрактной звуковой карты вы можете посмотреть на прилагаемом рисунке.

Любая карта состоит из двух независимых трактов, тракта записи и тракта воспроизведения.

Тракт записи:

Аналогово-цифровой преобразователь (АЦП) работает только во время записи и отвечает за превращения звукового сигнала от микрофона или линейного входа карты в цифровую последовательность байт. Эта последовательность байт поступает в звуковой процессор карты (DSP), который формирует из него окончательный звуковой поток. Этот звуковой поток передается программе, с помощью которой вы записываете сигнал. Программа формирует из него звуковой файл и "укладывает" результат на жесткий диск вашего компьютера. Таким образом, блоки АЦП и DSP и определяют качество записи той или иной карты. Если вас интересует в вашей будущей звуковой карте в первую очередь запись, внимательно изучите возможности, предоставляемые этими устройствами.

Тракт воспроизведения.

Звуковой файл, взятый программой-проигрывателем с диска, в виде звукового потока поступает в DSP. Сформировав из содержимого этого потока последовательность байт, DSP передает ее микросхеме цифро-аналогового преобразователя (ЦАП). Микросхема ЦАП совершает работу обратную той, что делает АЦП, а именно превращает последовательность байт обратно в аналоговый звуковой сигнал. Сигнал с ЦАП - а поступает на специальный предусилитель фильтр. В задачи этого блока входит удаление из полезного сигнала высокочастотных шумов. Шумы вносит в сигнал ЦАП в процессе преобразования сигнала из цифрового в аналоговый вид. Помимо этого, фильтр также согласовывает уровень сигнала таким образом, чтобы его можно было выдать на линейный выход карты. Большинство звуковых карт, помимо линейного выхода, оснащены еще и выходом на наушники. В этом случае на карте присутствует и блок усилителя телефонов, в задачи которого входит сопряжение выходного сигнала с низкоомной нагрузкой динамиков наушников.

Разобравшись с общим устройством абстрактной звуковой карты, давайте перейдем к конкретике, и рассмотрим, как именно вышеописанные блоки построены в звуковых картах разных производителей.

Почему все так плохо у CREATIVE.

Из соображений удешевления конструкции, начиная от AUDIGY-1 и заканчивая тремя младшими моделями SOUND BLASTER X-FI, CREATIVE LABS устанавливает в аналоговом тракте своих звуковых карт посредственные микросхемы усилителей (стоимостью всего лишь полдоллара за штуку). Все остальные радиодетали в этом тракте, тоже примерно соответствуют им как по качеству, так и по стоимости. В схему устанавливаются дешевые электролитические конденсаторы, произведенные китайскими фабриками "третьего звена", сама плата разведена так, чтобы по возможности вместить на нее все детали, а не так чтобы обеспечить максимальное качество звучания.

Близкое знакомство с реализацией аналогового тракта карт серии AUDIGY-2, наводит меня на мысль о том, что производитель пытался "сэкономить копеечку" везде, где это только возможно. Так полноценная фильтрация высокочастотных шумов выполнена только на фронтальных и тыловых каналах карты. Каналы центра, сабвуфера и заднего центра выполнены по упрощенной схемотехнике, что позволяет дополнительно сэкономить с десяток центов на каждом изделии. Вместе с тем, цифровая часть платы, отвечающая за маркетинговые технические характеристики их изделий, выполнена на довольно дорогих "топовых" цифроаналоговых преобразователях (ЦАП), с которыми, впрочем, опять таки рядышком соседствуют вездесущие дешевые электролитические конденсаторы.

Благодаря использованным микросхемам АЦП, отдел маркетинга CREATIVE радует нас заоблачными цифрами технических характеристик, которые в глазах неискушенного покупателя характеризуют их карты как довольно таки высококачественный продукт. Давайте глянем в технические характеристики микросхемы CS4382 используемых в подавляющем большинстве современных карт CREATIVE LABS. Микросхема имеет 8 независимых аналоговых выходов, способна работать с сигналами 16 и 24 бит, и частотами дискретизации вплоть до 192Кгц.

• Динамический диапазон (24 битный сигнал):108..114 дБ
• Динамический диапазон (16 битный сигнал): 94 дБ
• THD-N (коэффициент гармоник+шум) при 24 битном звуковом потоке:

При уровне сигнала 0 дБ: -100 дБ. При уменьшении уровня сигнала до -20 дБ: -91 дБ.

• THD-N (коэффициент гармоник+шум) при 16 битном звуковом потоке:

При уровне сигнала 0 дБ: - 94дб. При уменьшении уровня сигнала -20 дБ: -74 дБ.

На первый взгляд все неплохо, особенно если смотреть значения 24-бит/0 дБ, обычно приводимые маркетологами CREATIVE в своих пресс-релизах. Хотя меня лично сразу настораживает большое количество оговорок про разные уровни сигнала и разную битность. Начнем с того, что 0 дБ это очень громкий уровень. Крайне маловероятно, что вы будете слушать музыку на такой громкости. Далее вспомним о том, что музыкальные компакт диски кодируются по стандарту с 16 битной разрядностью и восторг от высоких характеристик данного ЦАП у нас начинает постепенно проходить. Практика подтверждает эти мои теоретические выкладки, несмотря на все свои заявленные высокие технические характеристики, играют микросхемы CS4382 на слух, не очень то и хорошо.

По всей видимости, именно микросхема ЦАП и отвечает за характерное "креативовское" звучание карт AUDIGY с "песочными" верхними и бубнящими нижними частотами.

Многие люди, включая меня самого, пробовали заменять все радиодетали в аналоговом тракте карты (усилители, конденсаторы) на более качественные, нетронутыми оставалась только обсуждаемая микросхема ЦАП (ее очень сложно перепаять в домашних условиях). Безусловно, качество воспроизведения музыки подопытной карты AUDIGY-2, после проведенной операции, значительно возросло. Но, тем не менее, довести его до уровня звучания полупрофессиональных карт мне так и не удалось. На мой личный взгляд, виновата в этом именно микросхема цифроаналогового преобразователя, ведь точно такой же чип DSP EMU20K CREATIVE ставил и в свои полупрофессиональные карты серии EMU, и он играл на этих картах весьма неплохо.

Итак, подведем итог. Сначала в игровых картах CREATIVE портит звук некачественная передискретизация в чипе DSP. Затем к процессу искажения звука подключается ЦАП CS4382 со своими персональными "тараканами". То же, что "недобили" совместной работой эти два чипа, окончательно убивает на корню последующий некачественный аналоговый тракт. Все вышеперечисленное, вместе взятое, привело к тому, что ценители качественного звучания музыки отказываются от игровых карт CREATIVE и обращают свое внимание на карты конкурирующих производителей. О них у нас дальше и пойдет речь. Оставим игры и ДВД картам производства CREATIVE, а музыку мы будем лучше слушать на чем-либо другом.

Аудио-контроллер(DSP) VIA ENVY24.

    

Карты производства CREATIVE собираются на звуковых процессорах (DSP) произведенных дочерним предприятием фирмы VIA Audio (бывшая ICEnsemble), называющимся EMU. Данные процессоры не продаются отдельно от карт (а жаль!), CREATIVE придерживает их для себя, поэтому производители альтернативных решений вынуждены искать для своих карт чипы других производителей. Наиболее распространенным звуковым процессором в их картах являются чипы, принадлежащие к семейству ENVY24 созданного фирмой VIA (техническое название чипов VIA - VT1712, VT1724 и т.п.).

В семействе существует несколько модификаций одного и того же самого чипа, обладающих различным количеством каналов ввода-вывода, разной разрядностью и разными поддерживаемыми частотами оцифровки. Большое количество модификаций было создано для того, чтобы по возможности, занять все доступные секторы рынка. В семействе присутствуют простые стерео контроллеры, предназначенные для установки на ноутбуки (ENVY24MT), чипы с поддержкой окружающего звука 7.1, предназначенные для создания высококачественных звуковых карт (ENVY24HT и ENVY24GT), а также профессиональные контроллеры (ENVY24), обладающие встроенным аппаратным многоканальным микшером входных сигналов, ориентированные на использование в профессиональных звукозаписывающих картах.

Помимо полноценных звуковых контроллеров ENVY24, фирма VIA выпускает и обычные AC97 кодеки, предназначенные для установки на материнские платы. Не путайте контроллеры и кодеки между собой, это совершенно разные звуковые решения, предназначенные для различных секторов рынка.

У всех контроллеров серии ENVY24 отсутствует аппаратная поддержки API DIRECTSOUND 3D, поэтому звуковые карты, построенные на их основе непригодны для современных игр, ориентированных на трехмерные звуковые эффекты. Библиотека же игрового API SENSAURA, прикладываемая к большинству построенных на этих чипах звуковых карт, является полностью программным решением. Поэтому библиотека нагружает центральный процессор компьютера примерно также как и кодеки AC97. Да и по своим возможностям и распространенности в играх она существенно отстает от технологий EAX, использующихся в картах CREATIVE LABS. Единственное преимущество в играх карт на чипе ENVY24 перед AC97 звуком заключается в более качественном звучании, ни трехмерных эффектов, ни скорости они вам в играх особо не добавят.

Все модификации чипа ENVY24 содержат в себе встроенный S/PDIF передатчик, позволяющий передавать цифровой сигнал с чипа на внешние устройства поддерживающие протоколы PCM, DTS и AC3. Контроллер поддерживает частоты оцифровки от 8 до 192КГц с разрядностью сигнала 16 и 24 бита, причем без передискретизации.

Микросхемы ENVY24 имеют выход и вход MIDI, но не обладают какими либо продвинутыми механизмами для работы в этом режиме. Чип не умеет подгружать дополнительные банки подобно картам CREATIVE. Пользователям карт доступна лишь возможность использования каких-либо внешних банков MIDI инструментов, например производства YAMAHA. Вместе с тем, большинство распространенных программ для создания и сведения музыкальных композиций понимают карты на этих чипах как "родные". Объясняется это тем, что старшая микросхема семейства, чип ENVY24, широко используется в дорогих профессиональных картах и поэтому большинство программного обеспечения соглашается работать и на его младших братьях.

Микросхемы ЦАП и АЦП.

В разных картах разных производителей используются различные микросхемы ЦАП и АЦП. Поэтому эта глава будет очень короткой, а необходимые комментарии я буду вам давать, по мере того как буду описывать каждую конкретную карту. А к слову, давайте-ка я, и завяжу с набившей вам уже, пожалуй, оскомину теоретической частью и перейду к обзору первой в моем списке альтернативной карты. Встречайте!

ESI (EGOSYS INC.) JULI@.


• Чип DSP - ENVY24HT-S
• Чип АЦП - AKM AK5385
• Число каналов - 2.0 (стерео)
• Аналоговый тракт - JRC4580
• Стоимость ~ 160$

Свой рассказ о картах на чипе ENVY24 я начну с самой дорогой карты в моем текущем обзоре. Выпущена эта карта фирмой EGOSYS INC и называется JULI@ ("Джулиэт" в русском произношении). С точки зрения своей конструкции, карта выполнена очень необычно, дело в том, что она состоит из двух разборных частей. На основной плате, той, что вставляется в слот PCI, расположен чип DSP, цифровые выходы карты вместе с чипами, обеспечивающими их работу, а также пара разъемов, предназначенных для подключения дочерней платы с цифроаналоговыми преобразователями и аналоговыми разъемами.

Дочернюю плату можно вставить в основную плату двумя разными сторонами. В первом варианте подключения, у вас будут выведены наружу корпуса балансные разъемы, предназначенные для подключения профессионального звукового оборудования. Во втором варианте, наружу из компьютера будут торчать стандартные разъемы "тюльпаны", используемые для подключения бытовой аппаратуры. Благодаря такой универсальной конструкции, если вы хотите подключить к карте профессиональное музыкальное оборудование, вам предоставляется такая возможность. Если же вы покупаете карту для обычного прослушивания музыки - стандартные разъемы готовы принять бытовые кабели вашей усилительной аппаратуры.

Рассказ о профессиональном использовании данной карты выходит за рамки моей статьи. Я вам расскажу лишь об использовании данной карты в качестве своеобразного компьютерного "магнитофона", предназначенного для записи и воспроизведения звука. Если вам интересно как с ее помощью создается музыка, спросите кого-либо другого, тут я вам не помощник.

Тракт записи звука.

За тракт записи в данной карте отвечает микросхема аналогово-цифрового преобразователя AK 5385. Микросхема обладает следующими паспортными характеристиками.

• Поддерживаемые частоты оцифровки: 8..216 КГц.
• Динамический диапазон: 114 DB.
• Отношение сигнал-шум: 114 DB.

Особенностью данного чипа является наличие специального сглаживающего цифрового фильтра и полностью дифференциальные аналоговые балансные входы. Балансные входы и выходы, по принципу своей работы совершенно не похожи на те бытовые, к которым мы все привыкли. При балансном подключении для передачи одного монофонического канала используется три провода. По одному пущена земля, по второму звуковой сигнал, а по третьему тот же самый звуковой сигнал, но перевернутый по фазе. По мере прохождения сигнала по кабелю, он ловит на себя, подобно антенне, шумовые наводки. Причем шум наводится одинаково как на прямой провод, так и на провод с перевернутой фазой сигнала. Когда сигнал добирается до входных балансных каскадов приемного устройства, например усилителя, данный каскад переворачивает фазу "неправильного" провода в изначальное состояние. Вместе с сигналом переворачивается и фаза "собранных" в проводах наводок, таким образом, на двух разных проводах получается одинаковый по фазе сигнал и разная по фазе наводка. Дальше усилительный каскад складывает между собой сигнал с обоих проводов. В результате операции сложения полезный сигнал увеличивается, а наводка напротив уничтожается (плюс на минус дает ноль). Балансный штекер выглядит как большой трех контактный "Джек" используемый в дорогой бытовой аппаратуре для подключения наушников.

Не инвертированный звуковой сигнал (+) подключен к крайнему контакту, инвертированный (-) - к центральному контакту, а земля к ближнему к самому проводу контакту. Балансные разъемы позволяют подключать к себе бытовые устройства с обычными не балансными входами или выходами. Для того чтобы подключить, например наушники, к балансному выходу карты, вам следует землю наушников подключить к земле карты, а сигнальные провода левого и правого канала подключить каждый к одному из сигнальных контактов соответствующего балансного выхода карты. Разумеется, при таком подключении никакого сложения сигнала у нас не будет, но в этом случае оно нам и не нужно. Вы можете подключаться как к прямому выходу, так и к инверсному. Оба они будут работать вполне корректно.

Тракт воспроизведения.

За преобразование сигнала, из цифровой в аналоговую форму, в JULI@ отвечает микросхема AK-4358, обладающая следующими паспортными характеристиками:

• Поддерживаемые частоты оцифровки: 8.. 192 KHZ.
• Разрядность сигнала: 24 бит.
• Динамический диапазон(DR): 112 DB.
• Отношение сигнал-шум (SN): 112 DB.
• Коэффициент гармоник + шум (TDH-N):-94 DB.

Цифроаналоговый преобразователь AK4358 содержит восемь полностью дифференциальных аналоговых выходов, схемотехника которых не требует использования проходных электролитических конденсаторов. Некачественные конденсаторы очень серьезно портят качество воспроизведения звука большинства популярных карт. Вместе с тем, хорошие конденсаторы стоят очень дорого. Перед производителем встает дилемма, или собрать карту "как положено", получив при этом очень дорогое изделие, которое, скорее всего, никто не будет покупать, или ... сделать дешевую карту, уповая на то, что массовый покупатель не обратит на используемые в изделии комплектующие никакого внимания.

Цифроаналоговые преобразователи класса AK4358 разрубают этот "Гордиев узел". Использующим данный чип АЦП звуковым картам электролитические конденсаторы не нужны по определению. Впрочем, следует отметить, что маркетинг и тут иногда побеждает здравый смысл. Несмотря на то, что микросхема не требует использования конденсаторов, тем не менее, производители зачастую все равно их устанавливают на плату. Причем ставят те самые дешевые китайские конденсаторы, которые заведомо вносят искажения в звук. По всей видимости, причиной такого странного их решения является нежелание производителя разрабатывать для каждого устройства с каждым новым АЦП новую печатную плату.

Но вернемся к описанию возможностей чипа. В AK4358 встроен цифровой регулятор громкости с 128 градациями регулировки, благодаря которому вы можете вообще не пользоваться встроенным в WINDOWS программным регулятором громкости. Отказ от использования регулировок WINDOWS также увеличивает качество воспроизводимого звукового материала. Микросхема поддерживает режим детектирования отсутствия сигнала, почувствовав, что уровень сигнала слишком мал, микросхема выставляет на своих выводах специальный логический сигнал. Производитель карты может подключить к этим выводам транзисторные ключи, соединяющие выходы карты с "землей", и в паузах музыки пользователь будет слышать вместо шипения полную тишину. Помимо этого чип поддерживает режим MUTE(отключения звука). Получив команду на отключение звука, микросхема внутри себя запирает свои выходы, таким образом, звук из карты прекращается. После снятия этого режима, карта возвращает звук на выбранную вами ранее громкость.

Внимательный читатель наверняка обратил внимание на некоторую странность в конструкции карты. Казалось бы, зачем устанавливать в стереофоническую (двухканальную) карту восьмиканальный цифроаналоговый преобразователь? Дело в том, что "лишние" каналы преобразователя используются картой для аппаратного мониторинга входных каналов. Обычному пользователю карты эта возможность, скорее всего никогда и не потребуется, а вот музыкантам она придется весьма кстати.

В последующем за ЦАП аналоговом тракте JULI используются операционные усилители JRC4580 в миниатюрном корпусе. Подобные корпуса авторы "доводок карт до ума" недолюбливают, их довольно трудно паять. А так, сами по себе, эти усилители весьма неплохи и "звучат" на слух вполне прилично. По моему личному опыту замечу лишь, что 4580 обладают небольшой нагрузочной способностью. В том случае если вы планируете использовать с данными усилителями наушники, обладающие сопротивлением менее 50 Ом, вам следует побеспокоиться о дополнительном усилителе. Официально же карта способна работать и вовсе с нагрузкой, не меньшей 100 Ом.

Выход на небалансные разъемы линейного выхода карты осуществляется через проходные танталовые конденсаторы. Балансный выход карты свободен от конденсаторов и если у вас есть такая возможность, лучше подключиться к нему. Попробуйте подключиться поочередно к прямому и "перевернутому" проводу, по поводу того какой из них у карты "звучит" лучше в конференциях Интернет до сих пор идут жаркие споры.

Вердикт

ESI(EGOSYS INC.)JULI@ это, на мой взгляд, идеальное и сравнительное недорогое решение для профессионального занятия музыкой на компьютере. Если же вам нужна карта только для прослушивания музыки, присмотритесь к другим картам, о которых у нас речь пойдет в следующих главах. JULI@ для такого применения слишком дорога, есть и более доступные по цене решения. Человеку же собирающему себе компьютер по принципу "без компромиссов" я рекомендую приглядеться к этому решению.

M-AUDIO REVOLUTION 7.1

нажмите для увеличения

• DSP - ENVY24HT
• DAC - AKM AK4355 и AKM AK4381
• ADC - AKM AK5380
• Число каналов -7.1
• Стоимость ~96$

Модель REVOLUTION 7.1 является патриархом среди звуковых карт, выпущенных на контроллере ENVY24. Первые ее ревизии увидели свет еще в первом квартале 2003 года. Фирма M-AUDIO, создавшая эту карту, широко известна в мире профессионального звука, благодаря своим картам предназначенных для музыкантов и звукорежиссеров. В отличие от всей остальной продукции фирмы, серия карт REVOLUTION изначально нацелена в сектор домашнего прослушивания музыки и озвучки домашних "кинотеатров". Согласно своему предназначению, карта поддерживает схему динамиков 7.1, а также снабжена программной поддержкой игрового API SENSAURA, от которого, напомню, в современных играх толку немного.

Программное обеспечение карты ориентировано на неквалифицированного пользователя и упрощено до предела. Я не буду вам о нем сейчас подробно рассказывать, мы вернемся к этому вопросу позже, когда будем обсуждать карту M-AUDIO REVOLUTION 5.1. Скажу лишь, что никаких сложностей в их освоении у вас наверняка не возникнет.

Складывается ощущение, что программисты фирмы, преуспевшие в создании профессионального программного обеспечения, растерялись, когда им предложили написать программу, рассчитанную на обычного домашнего пользователя. За все годы существования карты выпущена всего одна (!) версия драйверов под нее, датированная осенью 2004 года. Драйвер носит номер версии 1.0, и с тех пор никаких обновлений для них не выпускалось. А вот в разделе программного обеспечения сайта M-AUDIO, зато находится... пакет SDK (комплект разработчика программного обеспечения) с помощью которого предлагается всем желающим самостоятельно дописать себе необходимые функции. Разумеется, при условии, что эти желающие умеют программировать на языке "С". Впрочем, в разделе бета драйверов можно отыскать датированную серединой прошлого года предварительную версию драйверов под 64 битную версию операционной системы WINDOWS XP. На выпуске этой первой бета версии пыл программистов M-AUDIO угас, и никакого дальнейшего движения в этом направлении до сих пор не наблюдается. Подобное отношение к поддержке своей продукции программистов M-AUDIO нас как покупателей, не может не удручать, так как сама "железка" у них получилась весьма удачной.

Тракт воспроизведения.

За преобразование цифрового сигнала в аналоговый, на карте REVOLUTION 7.1 отвечают две разные микросхемы. Стереофонический ЦАП AKM AK4381 выводит сигнал на фронтальный канал. Микросхема преобразователя обладает следующими техническими характеристиками:

• Разрядность сигнала: 24-бит
• Максимальная частота оцифровки: 192 КГц
• Динамический диапазон: 108 дБ
• Отношение сигнал-шум: - 108 дБ
• Коэффициент гармоник +шум (THD-N) - 94 дБ

Для формирования звукового сигнала на оставшихся шести каналах объемного звука, используется 6-канальный ЦАП AKM4355. Микросхема, по сравнению с AK4381, обладает несколько худшими техническими характеристиками. Так динамический диапазон уменьшен до 106 дБ, а коэффициент гармоник(THD-N) напротив вырос до -90 дБ.

В аналоговом тракте карты используются операционные усилители JRC5532, Что вам сказать, вполне приличные операционные усилители, не HIGH-END конечно, но довольно таки бодрые середнячки, обходящие по некоторым характеристикам микросхемы JRC4580, использующиеся в картах остальных производителей. Сам я их не слушал, поэтому ничего вам про них рассказать не могу.

Выход карты на фронтальные колонки усилен параллельным включением двух микросхем JRC5532, благодаря чему данный выход карты должен неплохо работать на низкоомные наушники (32..50 Ом). В схеме карты широко используются "проходные" конденсаторы, которые можно было бы и не ставить, так как использующийся в карте ЦАП в них не нуждается.

Тракт записи.

В тракте оцифровки сигнала карты, используется аналогово-цифровой преобразователь AKM5380, обладающий следующими техническими характеристиками.

• Разрядность сигнала: 24-бит.
• Максимальная частота дискретизации: 96 КГц.
• Динамический диапазон: 105 дБ.
• Отношение сигнал-шум: - 105 дБ.
• Коэффициент гармоник +шум (THD-N) - 94 дБ.

Как вы можете заметить, пишет REVOLUTION 7.1 хуже, чем играет, очевидно, тут сказалась "бытовая" направленность карты. Вместе с тем, именно для "бытовых" целей (например, оцифровки коллекции магнитофонных кассет) этих характеристик более чем достаточно.

Вердикт

В силу своей сравнительно высокой стоимости и недостаточно функциональных драйверов, карта не очень популярна среди компьютерных меломанов, отдающих свое предпочтение другим картам на чипе ENVY24. Впрочем, если в вашем городе выбор невелик, вы смело можете покупать REVOLUTION 7.1, в любом случае, звучать она будет значительно лучше мультимедийных карт производства CREATIVE LABS.

Послесловие.

Качественные карты на чипах ENVY24 вовсе не ограничиваются картами JULI@ и REVOLUTION 7.1. В следующем выпуске мы вами рассмотрим другие карты фирм M-AUDIO, TERRATEC и AUDIOTRACK. Карты, произведенные этими фирмами, отличает не только высокое качество воспроизведения звука, но и вполне демократичная цена, поэтому они заслуженно пользуются любовью пользователей.

(c) Герман Иванов, 2006 г.
Источник: www.nestor.minsk.by/.../sound5-1.htm   


Карты для качественного воспроизведения музыки. Часть 2


В этом выпуске мы с вами продолжим изучение звуковых карт, предназначенных для качественногго воспроизведения музыки.

AUDIOTRAK PRODIGY 7.1

нажмите для увеличения

• DSP - ENVY24HT.
• Совмещенный чип ЦАП/АЦП -WOLFSON WM8770.
• Число каналов -7.1
• Аналоговый тракт - JRC4580.
• Стоимость ~ 100 $

Карта AUDIOTRACK PRODIGY 7.1 относится к первому поколению карт, построенных на чипе ENVY24. Данная карта ориентированна на домашнего пользователя и выпущена с целью составить конкуренцию карте M-AUDIO REVOLUTION 7.1 на вновь нарождающемся рынке качественного домашнего звука.

Одним из существенных плюсов этой карты является наличие цифрового входа (у карт M-AUDIO имеется только цифровой выход). Благодаря его наличию вы можете "завести" на вход карты цифровой сигнал с другой звуковой карты, установленной в вашем компьютере, например игровой AUDIGY, и выводить ее сигнал через качественный тракт PRODIGY.

Тракт записи и воспроизведения.

Преобразование сигнала из цифрового в аналоговый формат во время воспроизведения, и наоборот, аналогового в цифровой формат при записи, в карте AUDIOTRACK PRODIGY отвечает микросхема WOLFSON WM8770, обладающая следующими техническими характеристиками.

Тракт воспроизведения.

• Поддерживаемые частоты дискретизации: 8.. 192 KHZ.
• Разрядность сигнала: 24 бит.
• Отношение сигнал-шум (SN): 106 DB.
• Динамический диапазон(DR): 106 DB
• Коэффициент гармоник(TDH): -94 DB.

Тракт записи.

• Поддерживаемые частоты дискретизации: 8.. 96 KHZ.
• Отношение сигнал-шум (SN): 102 DB.

По своим техническим характеристикам WM8770 незначительно отстает от ЦАП, использующегося в картах JULI и REVOLUTION 5.1, но имеет и свои приятные возможности. В микросхеме присутствует сразу два вида регулировки громкости выходных сигналов - аналоговая и цифровая. Интересной особенностью чипа имеется возможность организовать прямое соединение между любым входом и любым выходом напрямую, для осуществления мониторинга или каких либо иных целей. Вместе с тем у чипа WM8770 отсутствует одна очень важная "фишка" присущая чипам серии AK-XXXX, а именно тот самый пресловутый блок, позволяющий инженерам отказаться от проходных конденсаторов в последующем звуковом тракте. У карт использующих этот чип, межкаскадные конденсаторы должны быть обязательно установлены, радиолюбителям не удаться воспользоваться известной поговоркой "лучший конденсатор - отсутствующий конденсатор" и самостоятельно удалить их с карты. В отличие от карт REVOLUTION такое улучшение схемотехники на подобных картах, не поддерживается.

Каскады усиления, следующие за цифроаналоговым преобразователем, собраны на операционных усилителях JRC4580. Точно такие же операционные усилители установлены и на карту JULI@ и M-AUDIO REVOLUTION 5.1.

В усилителе наушников карты используется довольно таки древний операционный усилитель TL072, на выходе которого установлены четыре мощных транзистора. Очень похожий операционный усилитель устанавливался еще в приснопамятные карты DIAMOND MONSTER MX-300 (VORTEX2) только там он был четырехканальным.

Выход усилителя наушников в этих картах совмещен в одном гнезде с линейным выходом. Разные режимы работы переключаются с помощью механического реле. В том случае если вы выбираете в драйверах карты режим вывода на наушники, реле перебрасывает контакты разъема на описанный мной выше усилитель, если же вы отключаете наушники, реле переключается обратно, на предшествующий усилителю тракт линейного выхода.

Как я уже говорил выше, программное обеспечение карты AUDIOTRAK PRODIGY выполнено на куда как более высоком уровне по сравнению с картами M-AUDIO и TERRATEK.

Пользователю доступно множество настроек, включая даже визуальный роутинг входных и выходных сигналов (фирменная технология DIRECTWIRE), хорошо знакомый пользователям неофициальных драйверов KX для карт CREATIVE. Драйвера постоянно обновляются разработчиками карты, отмеченные ошибки исправляются, новые возможности (да и что греха таить ошибки) добавляются.

Одной из главных проблем карты, с которой до сих пор никак не могут разобраться программисты AUDIOTRAK, являются "щелчки" в проигрываемом звуке возникающие при наборе символов с клавиатуры. Возможно, в тот момент, когда вы читаете эти строки, данный "глюк" уже будет исправлен, но на момент написания статьи он имеется в наличии и отравляет жизнь пользователям.

Вердикт.

Как по своим техническим параметрам, так и по функциональным возможностям, AUDIOTRACK PRODIGY получилась ощутимо лучше равной ей по стоимости карты M-AUDIO REVOLUTION 7.1. В том случае если вы планируете сейчас потратить сотню долларов на "музыкальную" карточку, и для вас в первую очередь вас важна функциональность карты, AUDIOTRAK PRODIGY 7.1, пожалуй, будет вашим лучшим выбором. В том же случае если для вас высокое качество воспроизведения важней высокой функциональности, лучше присмотритесь к карте M-AUDIO REVOLUTION 5.1. Мало того, что REVOLUTION 5.1 звучит лучше AUDIOTRAK PRODIGY 7.1, так она еще и стоит существенно дешевле.

TERRATEC AUREON 7.1 SPACE

нажмите для увеличения

• DSP - ENVY24HT
• Совмещенный чип ЦАП/АЦП -WOLFSON WM8770
• Число каналов -7.1
• Аналоговый тракт - JRC4580
• Стоимость ~ 100 $

Карта является клоном карты AUDIOTRACK PRODIGY 7.1. Совпадает как печатная плата, так и общие функциональные возможности. Единственное, что отличает эти две карты друг от друга так это цвет текстолита (у TERRATEC черный, а у AUDIOTRAK красный), да разъемы цифровых выходов и входов (у TERRATEC AUREON они оптические, а у AUDIOTRAK PRODIGY коаксиальные).

Большинство "продвинутых" владельцев карт TERRATEC AUREON перепрошивают свою карту в AUDIOTRAK PRODIGY получая, таким образом, доступ к более функциональным и чаще обновляемым драйверам от AUDIOTRAK. Возможности же "родных" драйверов AUREON недалеко ушли от возможностей драйверов M-AUDIO REVOLUTION, а вот панель управления PRODIGY весьма отличается от них богатством своих настроек.

Ссылку на пакет программ предназначенных для перешивки карты, вы можете найти в посвященной карте TERRATEK ветке форума сайта IXBT.

Вердикт

Все что сказано было ранее про AUDIOTRACK PRODIGY справедливо и для этой карты. Предпочесть данную карту PRODIGY следует лишь в том случае, если вам нужна функциональность оптических цифровых выходов (напомню у PRODIGY они коаксиальные). Сразу же после покупки рекомендую прошить эту карту в AUDIOTRACK PRODIGY.

Карта M-AUDIO REVOLUTION 5.1

нажмите для увеличения

• DSP - ENVY24GT
• DAC - AKM AK4358
• ADC - AKM AK5365
• Число каналов -5.1 (плюс наушники)
• Стоимость ~70$

Обнаружив, что продукция конкурентов "задвинула" ее карту REVOLUTION 7.1 на третий план, инженеры M-AUDIO выпускают в августе 2004 года новую карту из серии REVOLUTION, получившую название REVOLUTION 5.1.

Как нетрудно догадаться по названию, карта выполнена по схеме динамиков 5.1, разработчики решили отказаться от двух дополнительных тыловых каналов объемного звука. Ход этот, на самом деле, весьма разумный, большинство пользователей компьютеров данными каналами никогда и не пользуются. Вместе с тем, инженеры M-AUDIO и не оставили "лишние" выходы восьмиканального контроллера ENVY24GT просто так "болтаться в воздухе", задействовав их для организации отдельного полноценного тракта выхода на наушники.

Тракт записи.

В качестве микросхемы аналого-цифрового преобразователя карта использует чип AKM AK5365, обладающий следующими паспортными характеристиками:

• Разрядность сигнала: 24-бит.
• Максимальная частота дискретизации: 96 КГц.
• Динамический диапазон (A-WEIGHT): 103 DB.
• Отношение сигнал-шум(A-WEIGHT): -103 DB.

В чип встроен пятиканальный селектор входных каналов, из которых в карте M-AUDIO REVOLUTION 5.1 задействованы только три. Сразу за ним в чипе находится довольно таки качественный предварительный усилитель записи с встроенным регулятором уровня (25 ступеней с шагом в 0.5 DB) и защитой от перегрузки. Защита от перегрузки срабатывает в том случае, если входной сигнал резко превышает определенный, заранее заданный разработчиком уровень. Многие владельцы REVOLUTION 5.1 наверняка встречались с последствиями работы этого блока. При превышении уровня входного сигнала выше определенного предела, карта просто сбрасывает уровень до нуля, хотя по спецификации должна удерживать его на максимуме. По всей видимости, это "глюк" текущей версии драйверов REVOLUTION 5.1. Микросхема AK-5365 содержит специальный цифровой блок, отсекающий постоянную составляющую на аналоговых входах, и поэтому тракту записи не нужны "проходные" конденсаторы во входных цепях.

Таким образом, по сравнению с картой REVOLUTION 7.1 инженеры M-AUDIO установили на новую карту немного менее качественный, зато значительно более функциональный чип аналого-цифрового преобразователя. Теперь давайте посмотрим, как именно они им распорядились в своем новом изделии. Как я писал выше, из пяти входов имеющихся в АЦП, инженеры задействовали только три, подключив к ним, вход микрофона, линейный вход и расположенный внутри компьютера вход AUX. Микрофонный вход, серьезно уступает по качеству записи даже соответствующему тракту мультимедийной AUDIGY-2. Для профессионалов звукозаписи это не составляет большой проблемы, так как они подключают микрофоны через специальные усилители. А вот для начинающего музыканта, собирающего домашнюю бюджетную студию, это может оказаться неприятным сюрпризом.

Линейный вход выполнен на достаточно серьезном уровне, позволяющим пользователям карты, к примеру, качественно оцифровывать домашние магнитофонные кассеты. Но и тут инженеры M-AUDIO добавили ложку дегтя в бочку меда. Драйверы карты под WINDOWS XP содержат ошибку, из-за которой входные каналы линейного входа перепутаны местами. Тот сигнал, который вы подаете на вход левого канала, записывается картой как правый канал и наоборот поданный на правый канал сигнал запишется как левый. Надеяться на исправление этой ошибки не приходится, так как производитель карты уже очень давно забросил поддержку своих мультимедийных карт, и версия драйверов под нее намертво застыла на отметке 1.0 еще в 2004 году. Если вы планируете записывать с этого входа музыку, я вам рекомендую изготовить специальный кабель. Вам следует поменять в этом кабеле сигналы левого и правого канала местами, в этом случае запись будет осуществляться правильно. Имеющийся у карты внутренний вход AUX, свободен от этого недостатка, каналы у него подключены правильно, а внутренняя схемотехника полностью совпадает с линейным входом. Я вам рекомендую вывести этот вход наружу компьютерного блока и пользоваться для записи своих композиций именно им.

Еще одна неприятность тракта записи карты связана с реализацией мониторинга входного сигнала. Инженеры, проектировавшие карту, отказались от обеспечения так называемого "сквозного канала". Сигнал, поступивший на вход карты, тут же, не заходя в DSP, "заворачивается" на ее линейный выход, где смешивается с выходным сигналом аналоговым микшером на нескольких резисторах. По всей видимости, разработчикам не давали покоя лавры изготовителей карты ESI JULI@, помните, я вам рассказывал о том, что она обладает возможностью мониторинга "с нулевой задержкой"? Правда, для того чтобы реализовать такой мониторинг, инженеры ESI воспользовались "лишними" каналами ЦАП, а вот инженеры M-AUDIO пошли еще дальше, использованный ими подход чреват двумя крупными неприятностями для покупателей их карт. Во-первых, вы не сможете "на слух" выставить правильный уровень входного сигнала, так как не слышите, какие искажения были внесены при его оцифровке. Во-вторых, вы никак не сможете заставить карту накладывать эффекты объемного звучания на входной сигнал. Нельзя, к примеру, подключить к карте внешний магнитофон, и прослушать его на всех пяти колонках.

Да ладно магнитофон, это еще полбеды! Первое на что жалуются владельцы карты, это невозможность услышать звук от телевизионного тюнера, на выходе наушников карты. На линейном выходе звук есть, а на выходе наушников нет! Возникает данный эффект из-за того, что выход наушников является полноценным звуковым трактом, а не умощненным линейным выходом, Для тракта наушников и тракта линейного выхода используются разные каналы цифро-аналогового преобразователя, каждый со своим собственным усилителем. Как я вам рассказывал в предыдущем абзаце, мониторинг входа у REVO 5.1 аналоговый, поэтому карта чисто физически не может отдать входной сигнал на выход отличный от линейного выхода и уж тем более хоть как-то его обработать. Вы даже громкость тюнера и то не сможете регулировать, так как регулировка осуществляется именно в чипе DSP, а входной сигнал мониторинга туда не попадает.

К счастью современные TV тюнеры, подобно CDROM, умеют транслировать звук по PCI шине, не пользуясь аналоговыми кабелями. В этом режиме тюнер работает с REVOLUTION 5.1 вполне корректно, накладываются эффекты окружающего звука, работают все пять колонок и наушники. Но и тут пользователя может ожидать засада! Используемая мной программа FLY2000 умеет передавать сигнал по PCI шине, а вот программное обеспечение многих недорогих ТВ-тюнеров этой возможности лишено.

Тракт воспроизведения.

Очередная неприятность, поджидающая владельца REVOLUTION 5.1, ранее пользовавшегося картами CREATIVE заключается в полном отсутствии всякого рода "бренчалок" и "свистелок", типа эквалайзера, караоке или возможности говорить через микрофон голосом "Зевса". Настройки карты по спартански просты, у нее нет даже обычных регуляторов тембра. В наличии имеется возможность плавной регулировки каждого отдельного канала при помощи восьми регуляторов, переключатели схемы динамиков (Наушники, 2.1, 4.1, 5.1), управление 3D режимами работы драйверов и настройки частоты среза сабвуфера. Вот по крупному счету и все настройки. Глаз пользователя радуют лишь постоянно работающие индикаторы уровня сигнала, отдельно для каждого канала. Индикаторы к слову у карт на ENVY24 не программные, выполненные чисто для красоты, чип DSP поддерживает их аппаратно и показаниям столбиков вполне можно доверять при оценке уровня сигнала.

Ну вот, разругав REVOLUTION 5.1 за все ее недостатки, перейду к объяснению причин, по которым я купил именно эту карту в свою домашнюю систему. Несмотря на все свои недостатки, карта является идеальным решением для вывода максимально качественного неискаженного звука. В ней используются цифроаналоговый преобразователь и аналоговый фильтры аналогичные тем, что установлены на рассмотренную выше профессиональную карту JULI. Ни один из перечисленных недостатков карты, не связан с трактом воспроизведения звука, а затрагивает только запись, которая большинству аудиофилов и не нужна. При этом REVOLUTION 5.1 обходится покупателю ровно в два раза дешевле JULI!

Также эта карта очень хороша для радиолюбителей, желающих поэкспериментировать с модификацией ее аналоговой части. Печатная плата карты очень просторна, функциональные блоки выделены в легко трассируемые модули. При желании вы можете легко переделать практически любую из их составляющих, что я лично сразу и проделал, заменив установленные на ней операционные усилители JRC4580 на аудиофильские OPA2132UA и выкинув из тракта все "лишние" проходные электролитические конденсаторы.

Вердикт

Изготавливая очередную упрощенную карту для домашних пользователей, инженеры фирмы пошли по пути уменьшения функциональности тракта записи, оставив в неприкосновенности качественный тракт воспроизведения.

Карта M_AUDIO REVOLUTION 5.1 мгновенно завоевала популярность среди любителей качественного воспроизведения музыки. В какой бы форум в Интернете вы не обратились с вопросом о том какую карту вам приобрести для музыки, вы тут-же получите совершенно однозначный ответ - M-AUDIO REVOLUTION 5.1. Более того, и я сам купил себе именно эту карту в свой домашний компьютер, в котором она и сейчас мирно уживается бок о бок с игровой CREATIVE AUDIGY2 6.1. К слову, в одном компьютере с игровыми картами CREATIVE карта живет дружно, не конфликтуя с ними ни драйверами, ни портами, ни прерываниями. Подобный тандем полностью перекрывает все мои потребности, как в играх, так и в прослушивании качественного звукового материала, и нарушить его меня вряд ли заставит даже CREATIVE X-FI. Хотя AUDIGY-2, пожалуй, примерно через год, и стоит таки сменять на X-FI, но вот REVOLUTION 5.1, скорее всего, так и останется стоять с ним рядом.

M-AUDIO AUDIOPHILE 2496

• DSP - ENVY24
• DAC+ADC - AK4528VF
• Число каналов - 2.0 (стерео)
• Усилители - JRC 5532
• Стоимость: ~110$

Очень старая карта, увидевшая свет еще весной 2001 года. В отличие от карт линейки REVOLUTION позиционируется как профессиональное решение, относящаяся к линейке продуктов DELTA. На карте установлена самая первая, профессиональная версия чипа ENVY24 (без суффиксов). Главное отличие этого чипа от остальных своих собратьев по линейке заключается в наличии встроенного аппаратного микшера.

Установленная на карту микросхема AK4528 является совмещенным решением, объединяющим в одном корпусе и DAC и ADC. Таким образом, данная микросхема работает как в режиме записи, так и в режиме воспроизведения. Обе половинки содержат блок "срезающий" постоянную составляющую в звуковом сигнале, поэтому данной карте проходные конденсаторы не нужны.

Параметры тракта воспроизведения.

Микросхема AKM 4528 широко использовалась в ранних "музыкальных" звуковых картах "первой волны". Документация на нее довольно невнятна, насколько я смог понять, чип содержит два 24-битных балансных канала цифроаналогового преобразования, работающих с частотой оцифровки вплоть до 96Кгц.

Прочие параметры чипа выглядят следующим образом:

• Отношение сигнал-шум: - 110 DB.
• Шум плюс гармоники S/(N+D): - 94 DB.

Выходной фильтрующий каскад карты собран на операционных усилителях NE 5532. Усилитель по нашим временам уже устаревший, но, в общем-то, вполне неплохой, и по своим характеристикам сравнимый с современным JRC 4558.

AUDIOPHILE 2496 это первая карта в моем обзоре, на которой разработчики, наконец-то не стали устанавливать "лишние" проходные китайские конденсаторы. В тракте воспроизведения их всего два, служащие защитным барьером от постоянного напряжения на выходе карты. Строго говоря, и эти конденсаторы лишние, большинство усилителей имеют на входе свои собственные конденсаторы, поэтому их можно безболезненно закоротить.

Параметры тракта записи.

Тракт записи AK 4528 содержит два дифференциальных входа и блок уничтожающий постоянное смещение в оцифрованном сигнале. Микросхема обеспечивает следующие характеристики оцифровки сигнала:

• Отношение сигнал-шум и динамический диапазон - 108 DB.
• S/(N+D) шум плюс гармоники - 94 DB.

Программное обеспечение карты последний раз обновлялось в мае 2005 года. Пакет драйверов един для всей линейки карт M-AUDIO DELTA. По удобству работы и функциональности контрольная панель карт серии DELTA недалеко ушла от панели карт серии REVOLUTUION.Поменьше красивых рисунков, но общий набор функций тот же самый. При желании можно установить это программное обеспечение и на карты серии REVOLUTION. Для этого вам следует проделать следующее.

1) Очищаете папку TEMP у себя на жестком диске. Начинаете обычную установку драйвера для DELTA серии. Доходите до этапа, когда WINDOWS выкидывает окошко с сообщением о том, что вы устанавливаете не сертифицированный драйвер устройства.

2) Заходите в папку TEMP, и находите там файл DELTAPNL.EXE. Копируете его куда-нибудь в другую папку.

3) Отказываетесь от установки драйверов DELTA (WINDOWS очищает папку TEMP)

4) Идете в папку WINDOWS\SYSTEM32 и ищете там файл называющийся REVOPNL.DLL. Копируете его в ту папку, в которую вы ранее скопировали файл DELTAPNL.EXE.

5) Переименовываете файл REVOPNL.DLL в DELTAPNL.DLL и щелкаете по файлу DELTAPNL.EXE.

На прилагающейся иллюстрации вы видите контрольную панель DELTA работающую на моей карте M-AUDIO REVOLUTION 5.1.

Обратите внимание, панель корректно опознала мою карту (REVO51) и даже вывела настройки 3D звука, отсутствующие в картах серии DELTA. Все это говорит о том, что панель изначально создавалась универсальной.

Вердикт

Данная карта является по нашим временам морально устаревшей и неоправданно дорогой. В том случае если вы уже являетесь ее владельцем, не расстраивайтесь - играть она должна вполне неплохо. А вот если вы только задумываетесь о покупке данной карты, то лучше приглядитесь к другим моделям.

M-AUDIO AUDIOPHILE 192

• DSP -ENVY24HT
• DAC - AK 4358
• ADC - AK 5385
• Усилители - JRC 5532
• Число каналов - 2.0 (стерео)
• Стоимость: ~160..180$

Карта анонсирована фирмой M-AUDIO осенью 2004 года, другими словами это достаточно новая карточка. Взяв за основу карту AUDIOPHILE 2496, инженеры компании расширили ее возможности поддержкой частоты оцифровки 176 и 192Кгц.

Особенности карты:

Помимо обычного стереофонического входа, предназначенного для записи звука, карта имеет отдельный стерео вход для мониторинга входного сигнала. Вместо бытовых RCA разъемов "колокольчиков", на карте стоят профессиональные балансные разъемы входов и выходов(1/4) TR. На задней панели карты все необходимые разъемы не уместились. Поэтому производитель установил на панель только большой нестандартный разъем (похожий на принтерный) и два разъема "колокольчика" цифровых входа и выхода SPDIF. Все остальные разъемы выведены через тот самый нестандартный разъем с помощью "выкидыша".

Тракт воспроизведения.

Используемая в тракте воспроизведения карты микросхема AK4358, помимо AUDIOPHILE, устанавливается также в M-AUDIO REVOLUTION 5.1 и EGOSYS JULI@. Я уже подробно описывал этот чип, когда рассказывал вам об этих картах, поэтому сейчас давайте ограничимся лишь перечислением его технических характеристик. Всех кому нужны дополнительные подробности, я отсылаю к описанию JULI@ в предыдущем выпуске.

• Поддерживаемые частоты оцифровки: 8.. 192 KHZ.
• Разрядность сигнала: 24 бит.
• Динамический диапазон(DR): 112 DB.
• Отношение сигнал-шум (SN): 112 DB.
• Коэффициент гармоник + шум (TDH-N):-94 DB.

Несмотря на то, что данный чип не является "топовым" в своем семействе, он до сих пор пользуется заслуженной популярностью среди любителей качественного звука.

Карта имеет балансные выходные фильтры, построенные на операционных усилителях JRC-5332. Данный усилитель широко используется в картах выпуска 2001..2004 года. Я о нем уже также неоднократно рассказывал на страницах своих обзора. Усилитель ничем особым не примечателен. Не хорош и не плох - крепкий середнячок.

А вот конденсаторов на карту разработчики наставили "от души". Без анализа схемотехники карты я не рискну утверждать, что они там вовсе не нужны. Тем не менее, напомню, что и микросхема ADC и микросхема DAC содержат в себе блоки, отсекающие постоянную составляющую на своих выходах. Другими словами, никакой необходимости в их использовании нет.

Тракт записи.

За тракт записи в данной карте отвечает микросхема аналогово-цифрового преобразователя AK 5385. Только не смейтесь, но и эта микросхема также установлена в карту EGOSYS JULI@ и заведует в ней трактом записи. Микросхема обладает следующими паспортными характеристиками.

• Поддерживаемые частоты оцифровки: 8..216 КГц.
• Динамический диапазон: 114 DB.
• Отношение сигнал-шум: 114 DB.
• Входные цепи построены на все тех же операционных усилителях JRC 5532.

Вердикт.

Инженеры фирмы M-AUDIO явно создали данную карту в пику EGOSYS JULI@. На мой личный взгляд, JULI все-таки поинтереснее будет, на ее стороне более динамично развивающиеся драйвера, возможность подключения как по балансной, так и не по балансной схеме, да и более низкая цена. С другой стороны, если в вашем городе отсутствуют в продаже JULI@ и M-AUDIO REVOLUTION 5.1, возможно это карта и сможет стать вашим выбором. Если конечно вас не остановит ее завышенная цена.

Послесловие.

Ну вот мы с вами и рассмотрели большую часть "музыкальных" карт на чипе Envy24, которые можно встретить в продаже в компьютерных фирмах. Разумеется приведенный мной список весьма неполон, существует еще довольно много экзотических моделей, которые я не рассмотрел. Тем не менее и в таком варианте, статья может послужить вам своеобразным "справочником покупателя". Желаю вам совершить удачную покупку и приобщиться к миру качественного звука. И не верьте тем кто говорит вам что качественный звук на компьютере невозможен.

(c) Герман Иванов, 2006 г.
Источник: www.nestor.minsk.by/.../sound5-2.htm   


Звуковые карты. Обновлённая и дополнительная информация.

Свежую и подробную информацию по всем звуковым картам от Creative всегда можно найти в моём блоге:
Блог Германа Иванова. Статьи о звуковых картах.
(c) Герман Иванов.


Адреса частей статьи в интернете:
http://www.nestor.minsk.by/.../sound5-1.htm
http://www.nestor.minsk.by/.../sound5-2.htm

Скачать архив этой статьи в формате CHM с сайта adsl.kirov.ru

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 3
IRC: 4
Jabber: 0
( состояние на 00:08 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет