Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Справочник по звуковым картам фирмы Creative Labs
Часть 1. Игровые карты Creative


Справочник по современным звуковым картам фирмы CREATIVE LABS. Внеочередной выпуск.

Cтатья была впервые опубликована в "Компьютерной Газете AZ" (г.Минск).

Первоначально я планировал закончить этим материалом цикл своих статей о звуковых картах. Но постоянные вопросы о преимуществах и недостатках тех или иных карт, задаваемые мне в форуме газеты, заставили меня изменить свое решение и выпустить это материал в свет прямо сейчас. Сегодня мы с вами бегло пробежимся по основным возможностям звуковых карт, выпущенных фирмой CREATIVE за последние годы. Рассматривать мы с вами будем только те карты, которые в наше время свободно продаются в компьютерных фирмах и обладают приемлемой для большинства обычных людей ценой.

Вскользь о профессиональных звуковых картах.

В свой обзор я намеренно не стал включать профессиональные звуковые карты, выпущенные подразделением CREATIVE EMU, даже не смотря на то, что они обеспечивают весьма высокое качество записи и воспроизведения звукового сигнала. Эти карты не предназначены для эксплуатации обычным пользователем компьютера. Один взгляд на обилие настроек прилагаемого к ним программного обеспечения, гарантированно вызовет <рак мозга> у неподготовленного к такому зрелищу простого смертного. Даже если вам и удаться, со временем, разобраться с настройками и даже освоить работу со специальным программным обеспечением, используемым в своей работе профессиональными звукорежиссерами и музыкантами, особой радости это вам не принесет. Дело в том, что все <навороты> подобных карт не нужны для повседневной работы мультимедийного компьютера. Они никак не помогут вам посмотреть DVD фильм или сыграть в компьютерную игру. В том случае если вы не музыкант или звукорежиссер, возможности этих карт вам, скорее всего, вообще никогда и не потребуются. Поставить эти карты рядом с какой-либо другой, чисто игровой картой Creative, специально для качественного воспроизведения музыки у вас тоже вряд ли получится, Эти карты конфликтуют с игровыми картами CREATIVE на уровне драйверов и вместе с ними в одном компьютере жить не хотят. Поэтому для обычного пользователя эти карты полностью бесполезны. Если же вы напротив принадлежите к профи в мире звука, то мои советы вам и вовсе ни к чему, вы и сами неплохо должны знать, какая карта вам нужна для работы.

Для каждой звуковой карты, помимо ее краткой характеристики, я приведу ее ориентировочную стоимость в магазинах Москвы, количество выводимых звуковых каналов и модель используемой микросхемы цифрового процессора (DSP).

 

Микросхема DSP.

Микросхема DSP - это сердце любой звуковой карты, именно она определяет все функциональные возможности той или иной модели. Выбирая себе новую звуковую карту, следует обращать особое внимание на чип DSP, на котором она собрана. Модель чипа DSP обычно гравируется прямо на самой поверхности микросхемы и ее легко определить внешним осмотром карты. Подобно чипсету материнской платы, чип DSP чаще всего является самой большой по размеру микросхемой на печатной плате карты. Вам остается только найти ее, и прочитать нанесенную на поверхности маркировку.

Так на прилагаемом рисунке вы видите три разных чипа DSP. Первый слева принадлежит звуковой карте CREATIVE SBLIVE-24. Об этой его принадлежности нам расскажет маркировка CA106-DAT. В серединке фотографии располагается DSP самой передовой на сегодняшний день звуковой карты фирмы CREATIVE, называющейся Sound Blaster X-FI Elite Pro. Чипы этой модели звуковой карты размечаются маркировкой CA20K1-PAG. Справа на фотографии вы видите чип DSP принадлежащий карте CREATIVE AUDIGY-4. На DSP этих карт нанесена маркировка CA10300-IAT.

Как вы видите, разные чипы имеют разную маркировку, казалось бы, с ее помощью можно легко определить, какая именно звуковая карта попала вам в руки но, к сожалению, не все тут так просто. Маркетологи фирмы CREATIVE LABS <наплодили> огромное количество разных моделей карт, построенных на одном и том - же чипе DSP. Зачастую, эти модели весьма отличаются друг от друга своими потребительскими возможностями, и при покупке хотелось бы знать, с какой из этих разновидностей мы тут имеем дело.

Модель и ревизия.

Для того чтобы вы могли легко опознать ту или иную из обсуждаемых в этой статье карт, я приведу для каждой из них ее кодовый номер модели. На самой карте, номер модели наносится на лицевой стороне печатной платы (там, где расположены детали). Как правило, номер находится где-то рядом с верхним краем печатной платы карты. Он может быть слева, справа, или по центру никакого стандарта по этому поводу у CREATIVE не предусмотрено.

Как правило, номер находится где-то рядом с верхним краем печатной платы карты. Он может быть слева, справа или по центру — никакого стандарта в этом отношении у CREATIVE не предусмотрено. Номер любой современной звуковой карты CREATIVE начинается с комбинации букв "SB" и следующей за ней серии из четырех цифр, однозначно определяющей модель каждой из них. С примером такого номера вы можете ознакомиться на прилагаемой фотографии — на ней вы видите код модели "SB0240", принадлежащий установленной в мой компьютер звуковой карте CREATIVE AUDIGY2 6.1. Помимо лицевой стороны печатной платы, номер модели также нанесен и на бумажную наклейку, расположенную на ее тыльной стороне. Если вы не нашли номера модели на лицевой стороне, поищите его там.

Казалось бы, номер модели это все что вам нужно, но и на этот раз <не тут-то было>! Помимо моделей карт, существуют еще и различные модификации одной и той же модели. Бывают карты CREATIVE AUDIGY-2 ZS с металлическими разъемами и бывают карты CREATIVE AUDIGY-2 ZS с пластмассовыми разъемами. Встречаются модификации карт с контроллеров FIREWARE и без этого контроллера. Есть OEM и RETAIL варианты карт. И на всех них установлен один и тот же чип DSP, и все они обладают одним и тем же номером модели. Разобраться во всем этом многообразии вам поможет серийный номер карты указанный на обсуждавшейся бумажной наклейке. Первые четыре цифры серийного номера, после букв SB, и являются кодовым номером модификации данной конкретной карты. Так в нашем случае мы имеем дело с модификацией SB0244, что расшифровывается как модель SB0240 ревизия 4. После того как вы ознакомитесь с материалом этой статьи, вы без труда сможете определить, что тут мы имеем дело с так называемой «новой» модификацией звуковой карты CREATIVE AUDIGY-2 6.1. Эта модификация обладает пластмассовыми разъемами, на ней распаяны контроллер FIREWARE и цифроаналоговый преобразователь с чипом DSP, использующийся в топовой карте семейства AUDIGY-2 ZS.

Блок DRIVE и внешний модуль.

Рассказывая о разновидностях карт CREATIVE, нельзя не упомянуть об еще одном нюансе, связанном с их комплектацией. Начиная со времен карт SBLIVE!, фирма выпускает каждую из своих топовых карт, в трех различных видах поставки. В обычную, самую дешевую поставку, входит только сама карта. В следующую, более продвинутую поставку, карта плюс внешний <блок с разъемами>, устанавливаемый в свободный отсек 5.25 корпуса компьютера. Называется этот блок «CREATIVE DRIVE». На прилагаемой фотографии изображен блок «DRIVE», идущий в комплекте карты CREATIVE SOUND BLASTER XFI FATAL1TY. Блоки, прилагаемые к другим картам, отличаются от него числом разъемов, цветом корпуса и прочими мелкими деталями, но общая задача у них всех одинакова - вывести на переднюю панель компьютера дополнительные входы и выходы звуковой карты.

В комплект третьего, самого дорогого варианта поставки, помимо самой карты, прикладывается так называемый внешний модуль. Выглядит этот модуль как большая коробка, внешне похожая на HI-FI усилитель. Устанавливается модуль на столе, отдельно от компьютера. Внутренняя начинка этого «усилителя» чаще всего полностью аналогична начинке блока DRIVE, главное различие между ними заключается в том, что DRIVE встраиваемое устройство, а модуль внешнее.

Сами по себе и DRIVE и модуль штуки довольно бестолковые, особенно если учесть накрутку в цене комплектуемых ими карт. Впрочем, следует заметить, что те, кто считает, что внутри этих "коробочек" находятся провода, аналоговые усилители, переключатели и ручки громкости, а фирма CREATIVE требует за них кучу денег, глубоко ошибается. И DRIVE и модуль вполне законно являются довольно таки дорогими устройствами. Они оба подключаются к основной карте не обычными аналоговыми «шнурками», а с помощью чисто цифровых интерфейсов. Внешние блоки содержат внутри себя свои собственные цифроаналоговые преобразователи, сигнал с которых впоследствии и выводится на разъемы наушников и линейных выходов, а также самостоятельно оцифровывают сигнал со своих аналоговых входов и передают его в карту уже в готовом, цифровом виде. Таким образом, повторюсь, весь обмен между внешними блоками и картой вставляемой в PCI слот компьютера ведется исключительно по цифровым кабелям, что позволяет, например, избежать появления наводок.

Блоки DRIVE продаются и отдельно, без карты, так как их можно подключить и к «простой» модели звуковой карты своего поколения (с внешним модулем такой номер уже так просто не пройдет). Если вы надумаете покупать блок DRIVE отдельно, то он вам обойдется в сумму порядка 100$, что, на мой взгляд, несколько дороговато за возможность всего-навсего вывести разъемы на переднюю панель компьютера. Впрочем, как всегда, решать вам, возможно, эти коробочки вам и приглянутся.

Обзор карт.

Приведенной мной выше информации более чем достаточно для того, чтобы вы смогли уверенно опознать ту или иную звуковую карту CREATIVE, лежащую перед вами на прилавке в магазине. Дальше, как я и обещал, я вкратце расскажу об особенностях тех или иных конкретных моделей карт. Я довольно долго думал, в каком порядке рассказывать вам обо всем этом многообразии, и, в конце концов, решил расположить карты в порядке возрастания кода их модели. Так нам с вами будет легче отслеживать хронологию выпуска этих карт фирмой изготовителем.

Начну я свой рассказ с карты CREATIVE AUDIGY-1. Я намеренно не стал включать в свой обзор предшествовавшие ей звуковые карты. Эти популярные когда-то модели, к примеру, карты CREATIVE SBLIVE!, сейчас уже полностью устарели. Они не обеспечивают приемлемого быстродействия в компьютерных играх, и не выводят звук настолько качественно, чтобы гоняться за ними по всему городу. А если учесть еще и то обстоятельство, что вполне приличные современные звуковые карты стоят всего лишь около 25 долларов, то смысла покупать эти устаревшие решения я лично вообще не вижу. И вам не советую выбрасывать деньги на ветер

CREATIVE AUDIGY 1, CREATIVE AUDIGY 5.1 (CREATIVE AUDIGY ES)

нажмите для увеличения

• Модель: SB0230 (SB0160), CT0070, CT0072, SB0090 и SB0092
• Микросхема DSP: СA0100-IAF
• Количество каналов: 5.1
• Ориентировочная стоимость: 20$

Карты устаревшего сейчас поколения карт AUDIGY1. От современных моделей их отличает меньшее число каналов, менее качественные цифро-аналоговые преобразователи и плохие параметры воспроизведения звука.

Первыйе карты этой линейки, носившие название CREATIVE AUDIGY MP3+, CREATIVE AUDIGY X-Gamer, CREATIVE AUDIGY Platinum и CREATIVE AUDIGY OEM, имели номер модели CT0070, CT0072, SB0090 и SB0092 соответственно. Разные модели этого семейства отличались друг от друга только комплектацией, Сами же по себе карты были полностью одинаковы. К модели CREATIVE AUDIGY X-Gamer, например, дополнительно прикладывались диски с компьютерными играми, а счастливый владелец CREATIVE AUDIGY Platinum получал в нагрузку к карте блок «Drive».

О достоинствах систем 7.1 по сравнению с системами 5.1 можно спорить довольно долго, достаточно вспомнить о том, что звук на подавляющем большинстве DVD дисков кодируется в формате 5.1, а недостающие каналы карта додумывает сама <на ходу> с помощью своих собственных алгоритмов пространственного звучания называющемся CMSS. Как вы понимаете, особого качества от такого подхода ожидать не стоит.

Справедливости ради, следует заметить, что в природе существуют и DVD диски стандартов DD EX 6.1, DD EX 7.1 и DTS-ES с большим, чем 5.1 числом каналов, но в нашей рознице подобные диски встречаются крайне редко, да и стоят они весьма немалых денег. Лично я считаю, что гнаться за дополнительными динамиками 7.1 систем особо не стоит, в наших обычных городских квартирах, и пять то колонок расставить правильно порой нет никакой возможности. Поэтому преимущества 7.1 систем весьма иллюзорны.

Относительно недавно фирмой CREATIVE были переизданы очередные версии этих звуковых карт, получившие название CREATIVE AUDIGY 5.1 OEM и CREATIVE AUDIGY ES. В отличие от карт <первой волны>, являвшимися изначально дорогими изделиями, эти карты, напротив, разрабатывались как изначально бюджетные. По задумке маркетологов CREATIVE они должны были противостоять экспансии набиравших силу встроенных AC-97 кодеков. Дабы сделать эти карты максимально дешевыми, для них использовались упрощенные печатные платы, в обеих картах отсутствовал блок FIREWARE (вместо него ставился разъем MIDI), но по своим функциональным возможностям обе эти карты, тем не менее, являются полноценными AUDIGY-1, так как построены на том же самом чипе DSP, что и оригинальные карты.

Согласно своей официальной спецификации, звуковые карты CREATIVE AUDIGY-1 умеют воспроизводить звук разрядностью 16 и 24 бит с частотой оцифровки вплоть до 96Кгц. Но в реальности, килогерцы и биты эти оказались слегка <дутыми>! Действительно, установленный на этой карте цифро-аналоговый преобразователь в состоянии выдать подобный сигнал, но, еще до того как сигнал на него попадет, он будет принудительно <урезан> возможностями чипа DSP карты. Какой бы сигнал вы не попросили проиграть эту карту (к примеру с качественного диска DVD 24 бит 96 КГц), DSP сначала приведет его к формуле 16 бит 48 КГц, а только потом выдаст на линейный выход. Обойти принудительную перекодировку на этой линейке карт невозможно. Записывать звук карта может с разрядностью 16 бит и частотой оцифровки вплоть до 48 КГц. Для нашего времени это очень мало, поэтому для сколь либо серьезного музыкального творчества она также не пригодна.

Вы наверняка спросите меня, а зачем я тогда вообще рассказываю вам о такой "ущербной" карте? Дело в том, что, несмотря на все свои недостатки, CREATIVE AUDIGY-1 полноценно поддерживает аппаратное ускорение звука в компьютерных играх вплоть до EAX 3.0 ( а также EAX 4.0 Advanced HD программно) и является сегодня наиболее выгодным приобретением для небогатого игрока, благодаря своей весьма демократичной цене. За 25 долларов вы получаете в играх полное подобие топовых карт AUDIGY-2 ZS. А если учесть что звуковое сопровождение игр весьма далеко по своему качеству до стандартов HI-FI, то, по сути, вы ничего и не теряете!

А вот если вы решите послушать с помощью этой карты музыку, вас ожидает неприятный сюрприз. По субъективному мнению владельцев карты играет музыку AUDIGY-1 не намного лучше старых карт CREATIVE SBLIVE! 5. 1, и существенно хуже карт новых линеек CREATIVE.

Таким образом, если вы не предъявляете к компьютерному звуку каких либо особых требований, смотрите фильмы в стандарте MP4 и любите играть в компьютерные игры, эта карта вполне сможет прижиться в вашем компьютере.

CREATIVE AUDIGY-2 6.1 / CREATIVE AUDIGY-2 Platinum / CREATIVE AUDIGY-2 Platinum eX

нажмите для увеличения

• Модель: SB0240/ SB0280
• Микросхема DSP: CA0102-ICT
• Количество каналов: 6.1
• Ориентировочная стоимость: 35$

Следующее поколение карт CREATIVE получило название «AUDIGY-2». От карт предыдущей линейки новое поколение отличается поддержкой разрядности звукового сигнала 24 бита, оцифровываемого с частотами вплоть до 192 КГц. Благодаря столь высоким параметрам обеспечивается воспроизведение даже новомодных дисков DVD-Audio, не говоря уже об обычных дисках DVD-Video.

Карта выпускалась в нескольких модификациях. Помимо самой простой карты SB0240, фирмой CREATIVE была выпущена версия Platinum с блоком DRIVE, а также модель с выносным модулем называвшийся CREATIVE AUDIGY-2 Platinum Ex (SB0280).

Если первые две карты внешне и внутренне ничем не отличались друг от друга (у них и номер модели одинаковый), то топовая карта, внешне выглядит уже совсем по-другому. С карты были убраны все аналоговые разъемы (кроме линейных выходов на колонки), а вместо них установлен единственный разъем связи с выносным модулем.

У этого поколения карт CREATIVE, режимы воспроизведения 24/192 в стерео режиме и 24/96 в режиме 6.1 действительно "честные". Правда, с одной небольшой оговоркой, на этот раз, по поводу 24-битности. Дело в том, что "правильная" 24-битность по спецификации обеспечивает динамический диапазон (разницу между самым тихим и самым громким звуком) около 144 db. А вот карточки Creative выше 100db "прыгнуть" так и не смогли, так что правильнее назвать эти карты не 24, а 18 битными.

Чтобы добиться корректного воспроизведения указанных звуковых режимов, инженеры CREATIVE добавили в карту еще один функциональный блок, в задачи которого входит вывод звука с частотами оцифровки кратными "родным&"" для изделий этой фирмы 48 КГц (а именно 48 КГц, 96КГц и 192КГц). Блок, получивший кодовое название «P16V», работает параллельно основному ядру чипа DSP и пускает сигнал указанного формата как бы "в обход" него. Из этой "параллельности" работы блока вытекают два вывода, первый приятный, а второй не очень.

Сначала поговорим о приятном. Впервые со времен карты «SBLIVE!», пользователи карт CREATIVE получили возможность избавиться от принудительного перекодированию звукового сигнала в 48 КГц. Распространенные программные музыкальные плееры, те же WINAMP и FOOBAR, имеют свои собственные алгоритмы по подобному перекодированию звукового сигнала. Работают эти алгоритмы <на голову> лучше тех алгоритмов, что заложены в карты CREATIVE. Благодаря существованию блока «P16V», стало возможно заранее программно обработать звуковой материал и подать его в карту уже <готовеньким>. Карта же, увидев входной сигнал 24/48 (24/96 или 24/192) пустит его по кратчайшей дорожке через блок P16V, не вносящий в передаваемый сигнал никаких дополнительных искажений и прочей "отсебятины". О проблемах использования карт CREATIVE, возникающих при прослушивании музыкальных композиций, мы с вами еще подробно поговорим в отдельном выпуске.

Как известно, каждая бочка меда обязательно несет в своем чреве свою собственную ложку дегтя. Так получилось и с блоком P16V. Из-за того, что этот блок работает в обход чипа DSP, он никак не может дополнительно обрабатывать пропускаемый сигнал. Для него недоступны эффекты EAX, эквалайзер, регуляторы тембра и прочие сервисные возможности основного чипа DSP. Говоря другими словами, P16V это как бы еще одна дополнительная звуковая карта в вашем компьютере. Очень качественная карта, но совершенно примитивная по своим функциональным возможностям. Она просто играет музыку и ничего больше. С другой стороны, именно этой возможности картам CREATIVE и не хватало. Сами по себе эффекты чипа DSP никуда не делись. Вы можете, к примеру, включить эквалайзер. Но как только вы это сделаете, карта отключит блок P16V, и перейдет на работу <по - старинке>, через основные блоки DSP. Вы же, в придачу к эквалайзеру, получите все прелести принудительной перекодировки сигнала в 48 КГц. А именно повышенные интермодуляционные и нелинейные искажения сигнала.

С другой стороны, подавляющее большинство пользователей компьютеров не являются заядлыми аудиофилами, способными вообще услышать обсуждаемые искажения от перекодировки. Огромное количество людей спокойно слушают себе разную музыку на картах CREATIVE, и даже не подозревают о существовании самой этой проблемы. Возможно, вы окажетесь одним из таких пользователей, и звучание карты придется вам вполне по вкусу. В любом случае, используя эти карты, вы можете выбирать, что вам больше нравится повышенная функциональность или повышенное качество.

О настройке карт AUDIGY для <правильного> воспроизведения звука мы с вами опять таки поговорим в отдельном выпуске, а сейчас давайте не будем отвлекаться и продолжим беглый обзор возможностей карты. О параметрах воспроизведения мы с вами уже поговорили, теперь давайте поговорим об остальных возможностях карты. Параметры записи были доведены инженерами CREATIVE до уровня 24 бит 96 КГц. К возможности вывода 5.1 канального звука добавился еще один канал. Дополнительный динамик располагается между двумя тыловыми колонками и предназначен для воспроизведения звуков расположенных точно сзади вас.

Изначальных карт SB0240 вы в наше время, скорее всего не встретите в продаже. На прилавках магазинов лежат карты модели SB0240 ревизии 4. Как я уже писал выше, эти карты построены на той же самой элементной базе, что и карты следующей линейки AUDIGY2 ZS. В карте имеется встроенный контроллер FIREWARE, вместо позолоченных металлических выходных разъемов на карте распаяны обычные цветные пластмассовые. На мой взгляд, карта AUDIGY2 6. 1 это наиболее выгодные недорогие звуковые карты в данный момент времени. Я лично себе именно такую карту и купил, что и вам советую.

CREATIVE AUDIGY LS

нажмите для увеличения

• Модель: SB0310
• Микросхема DSP: CA0106-DAT
• Количество каналов: 5.1
• Ориентировочная стоимость : 25$

Карты, построенные на 106 чипе DSP, представляют собой удешевленную альтернативу картам AUDIGY-2. Они совпадают с AUDIGY-2 практически по всем параметрам за исключением двух весьма существенных вещей. Карта поддерживает не 6.1, а только 5.1 каналов (сам чип способен работать по схеме 7.1) и чип DSP CA0106-DAT не обладает аппаратной поддержкой EAX. Вообще не обладает, в играх эти карты "тормозят" точно также как и интегрированные в материнские платы карточки AC-97 звука.

Карта AUDIGY LS это родоначальник семейства новых бюджетных карт CREATIVE. Если вы планируете играть в компьютерные игры эта карта не для вас. А вот если игры вас совсем не интересуют, то данные карты могут вам пригодиться. Музыку они выводят вполне сносно. В силу отсутствия в DSP аппаратного процессора эффектов, от проблемы принудительной перекодировки в 48КГц они страдают в куда меньшей степени, чем полноценные AUDIGY. По крайней мере, нечто вроде блока P16V во внутренностях чипа явно имеется, так как карту легко можно заставить работать без перекодировки на частотах кратных 48КГц.

Также эта карта вполне подходит для прослушивания звукового сопровождения DVD фильмов. Уменьшенное до 5. 1 число каналов, на мой взгляд, не является существенным недостатком, об этом мы уже с вами говорили. Поэтому для чисто бюджетных решений эта карта вполне неплоха.

CREATIVE AUDIGY 2 ZS Platinum Pro

нажмите для увеличения

• Модель: SB0360
• Микросхема DSP: CA0102-ICT
• Количество каналов: 7.1
• Ориентировочная стоимость : 200$

Линейка AUDIGY 2 ZS является незначительной модификацией предыдущей линейки карт AUDIGY-2, В карту добавили еще один тыловой канал, доведя, таким образом, схему ее выходов до 7.1, На новые карты были установлены микросхемы DSP и цифро-аналогового преобразователя чуть более новых ревизий (сама модель не изменилась) и... все! Этим все нововведения между двумя линейками по крупному счету и ограничились.

CREATIVE AUDIGY 2 ZS Platinum Pro (SB0360) это "топовая", самая дорогая карта в линейке AUDIGY-2 ZS. В комплекте с картой идет инфракрасный пульт дистанционного управления и дополнительный внешний модуль (тот самый выглядящий как полноценный HI-FI усилитель). На модуле расположены разъемы входов-выходов, выход на наушники, etc, а на самой карте эти разъемы отсутствуют, зато присутствует разъем для подключения внешнего модуля. По данным признакам вы сразу сможете опознать топовую ревизию, если вдруг увидите ее в продаже. Также отсутствие аналоговых входов на карте привело к исчезновению с нее множества мелкой "рассыпухи" (конденсаторов и резисторов). Из-за этого печатная плата звуковой карты выглядит <голой>. Во всем остальном эта карта ничем не лучше и ничем не хуже карт предыдущей линейки. Из-за крайне завышенной цены покупать ее в наше время, на мой взгляд, неразумно.

CREATIVE AUDIGY 2 ZS и CREATIVE AUDIGY 2 ZS Platinum

нажмите для увеличения

• Модель: SB0350
• Микросхема DSP: CA0102-ICT
• Количество каналов: 7.1
• Ориентировочная стоимость: 60$/160$

Самые распространенные и популярные звуковые карты в наше время.

AUDIGY 2 ZS это карта в минимальной конфигурации, а в поставку Platinum входит блок "Drive" и инфракрасный пульт управления. Сами по себе эти две карты ничем не отличаются друг от друга, если вы купите блок Drive (он продается отдельно), то без труда сможете самостоятельно превратить одну модель в другую. По своим характеристикам и функциональным возможностям, эти карты подобны своей старшей <топовой> сестре, описанной мной выше.

CREATIVE AUDIGY 2 ZS OEM (для HP, Compaq, Dell etc)

нажмите для увеличения

• Модель: SB035x
• Микросхема DSP: CA0102-ICT
• Количество каналов: 7.1
• Ориентировочная стоимость: 50$

В последнее время в продаже начали появляться удешевленные ревизии AUDIGY-2 ZS, у которых не распаян разъем FIREWARE, а вместо позолоченных разъемов установлены обычные пластиковые разноцветные. Иногда на карте также отсутствуют и разъемы для связи с блоком DRIVE. Главная проблема с этими картами связана с тем, что, по всей видимости, это специализированные версии карты для каких-то из крупных OEM заказчиков Creative. Для того чтобы установить на нее родные драйвера с сайта CREATIVE приходится несколько "пошаманить". Без этого шаманства драйвера утверждают, что про такую карту они ничего не слышали и просто отказываются устанавливаться.

Шаманство заключается во вписывании кода своей карты в список допустимых карт инсталлятора драйверов (он и действительно про эти карты ничего не знает). После того как вы впишите свой код, установщик принимает данные модели карт за родные, и, в дальнейшем, все устанавливается и работает без особых проблем. На форуме сайта WWW.OVERCLOCKERS.RU есть специальный раздел FAQ по картам AUDIGY-2 ZS. Там вы можете скачать утилиту, которая проделает эту работу за вас.

CREATIVE AUDIGY 4 Pro

нажмите для увеличения

• Модель: SB0380
• Микросхема DSP: CA010200-ICT
• Количество каналов: 7.1
• Ориентировочная стоимость: 230$

Самая, пожалуй, интересная карта в семействе AUDIGY-2 (не перепутайте с обычной картой AUDIGY-4(SB0610), как говорят в Одессе - это две большие разницы!). По сути, AUDIGY-4 Pro это очередная инкарнация карты «CREATIVE Pro Platinum ZS AUDIGY-2». Установлены более качественные цифроаналоговые преобразователи, незначительно изменилось название чипа DSP. Все функциональные возможности карты прародителя сохранены в неприкосновенности, никаких новых возможностей вроде не появилось.

Безусловно, название AUDIGY4 присвоено карте скорее из маркетинговых соображений, никаких особых отличий от обычной карты AUDIGY-2 ZS у нее нет. Стоила бы эта карта долларов так 50, была бы хитом сезона, а так, за эти деньги, уж лучше CREATIVE SOUND BLASTER XFI купите.

CREATIVE AUDIGY 2 Value

нажмите для увеличения

• Модель: SB0400
• Микросхема DSP: CA0108-IAT
• Количество каналов: 7.1
• Ориентировочная стоимость: 42$

Очередной "удешевленный" аналог карты AUDIGY2 ZS собранный на принципиально другом чипе DSP (на жаргоне чип сокращенно называется 108). И на этот раз, карта была лишена контроллера FIREWARE и позолоченных разъемов, вместо которых установили обычные цветные пластмассовые. Во всем остальном, это полноценная аппаратная звуковая карта, поддерживающая EAX 4. 0 в играх. Несмотря на то, что картой используется другой чип DSP, он по своим возможностям полностью аналогичен чипу, используемому в более дорогих картах ZS. В нем даже имеется аналогичный P16V блок (тут он называется P17V) за счет чего и на этой карте возможно качественное воспроизведение музыки без принудительной внутренней перекодировки в 48 КГц.

Благодаря своей небольшой цене, карта пользуется заслуженной любовью у пользователей. По своим тактико-техническим характеристикам и цене она находится в одной потребительской корзине с картой CREATIVE AUDIGY-2 6.1. В пользу A2-Value стоит записать широкую доступность в магазинах (AUDIGY-2 6.1, в наше время, найти уже не так просто) и наличие выхода по схеме 7.1. В пользу "старой" AUDIGY-2 говорит хорошо известный разработчикам и давно ими обкатанный чип DSP. Для чипа DSP AUDIGY-2 6.1 существуют альтернативные профессиональные драйвера «KXPROJECT». Как обычно выбирать вам. Данные две карты практически равны по своим возможностям.

CREATIVE SB LIVE! 24bit

нажмите для увеличения

• Модель: SB0410
• Микросхема DSP: CA0106-DAT
• Количество каналов: 7.1
• Ориентировочная стоимость: 25$

Хит сезона, «убийца» AC97 звука и любимая в народе карта, популярность которой в основном создала ее крайне низкая цена. На самом деле SBLIVE 24 это довольно-таки своеобразная <нишевая> карта. Из-за установленной на ней 106 микросхемы DSP, она практически не пригодна для компьютерных игр. Помните, мы уже рассматривали этот чип, когда говорили об AUDIGY LS? Все что я сказал тогда о LS, относится и к этой карте.

Вместе с тем, SBLIVE-24 умеет выводить звук по схеме 7.1, и снабжен качественными цифро-аналоговыми преобразователями. В этой карте используются микросхемы полностью аналогичными тем, что установлены на серии карт AUDIGY 2 ZS (за исключением самого чипа DSP). Сами аналоговые усилители в нем, пожалуй, даже еще и лучше тех, что имеются у карт AUDIGY-2 ZS, так как в них отсутствуют проходные конденсаторы между разными каскадами усиления. Наличие указанных конденсаторов у всех остальных карт CREATIVE серьезно портят им качество воспроизводимого звука.

Все вышесказанное, вместе взятое, вкупе с небольшой ценой карты, делает из нее идеальное решение для просмотра видеофильмов и прослушивания музыки небогатым пользователем компьютера. Если вас не интересуют компьютерные игры, и вместе с тем не удовлетворяет встроенный в материнскую плату AC97 звук, эта карта является вашим лучшим выбором.

CREATIVE AUDIGY SE

нажмите для увеличения

• Модель: SB0570
• Микросхема DSP: CA0106-DAT LF
• Количество каналов: 7.1
• Ориентировочная стоимость : 25$

Создавая новое поколение "топовых" карт SOUND BLASTER X-FI (о них мы еще поговорим), CREATIVE не забыл и про обычных неприхотливых пользователей компьютеров. Тех пользователей, для которых звук в компьютере это не главное. Карта AUDIGY SE предназначена на замену копеечному звуку АС97, устанавливаемому в большинстве материнских плат. Если вы посмотрите на маркировку чипа DSP, то без труда узнаете эту "новую - старую" карту. Да! да! Это новая инкарнация SBLIVE-24 построенная на том самом не игровом 106 чипе. По всей видимости, маркетологи CREATIVE решили, что название SBLIVE! уже устарело, вот и переименовали эту карту, приписав ее к семейству AUDIGY (которое само сейчас стремительно скатывается в low-end).

А по сути AUDIGY SE это никакая не AUDIGY, а обычный SBLIVE-24 7.1. Карта, не имеющая аппаратного ускорения эффектов в играх и пригодная лишь для воспроизведения музыки и просмотра видеофильмов. От старого SBLIVE-24 ее отличает менее качественный цифроаналоговый преобразователь, и немного ухудшенная схемотехника выходных усилителей (добавлены пресловутые проходные конденсаторы, по всей видимости, из-за другого ЦАП). Во всем остальном, карты очень схожи, но если у вас есть возможность выбора, лучше возьмите старый SBLIVE-24, он покачественнее будет.

CREATIVE AUDIGY 4

нажмите для увеличения

• Модель: SB0610
• Микросхема DSP:CA10300-IAT LF
• Количество каналов: 7.1
• Ориентировочная стоимость: 50$

Новая карта, задачей которой ставится занять нишу звуковых решений более качественных, чем карта AUDIGY SE, но менее продвинутых по своим возможностям, чем карта «X-FI Music Extreme». В карте используется аналогичный микросхеме DSP «AUDIGY ZS 2»по своим возможностям чип DSP CA10300. Как вы, надеюсь, помните, в карте AUDIGY-2 ZS использовался чип CA102. Карта AUDIGY-4Pro продемонстрировала нам чип CA10200, то есть к номеру чипа ZS добавили пару ноликов, а функционал остался вроде тем же самым, что и раньше . Карта AUDIGY-4 демонстрирует нам дальнейшее развитие данного чипа, теперь он называется CA10300. И опять никаких видимых нововведений в чипе не появилось, разве что контроллер FIREWARE пропал. Вместе с тем, чип имеет очень много общего и с 108 DSP, использующимся в карте AUDIGY-2 Value. По всей видимости тут мы имеем дело с новым "бюджетным" чипом CREATIVE, который в ближайшем будущем заменит 106 чип используемый картами AUDIGY SE

Кстати, с этой картой связан еще один любопытный момент, в ней используется цифроаналоговый преобразователь той же ревизии, что установлен и в младших картах CREATIVE XFI. В X-FI и AUDIGY-4 устанавливается преобразователь CS4382-KQZ, а во все предыдущие модели AUDIGY-2 и в SBLIVE-24 ставился CS4382-KQ.

Таким образом, подведу итог, CREATIVE AUDIGY 4 это полноценная игровая карта, по своим возможностям аналогичная карте AUDIGY-2 ZS или AUDIGY-2 Value, но построенная на другой элементной базе и другом чипе DSP, по всей видимости, послужившем развитием, а не <боковой ветвью> чипа DSP AUDIGY-2 ZS.

На карте AUDIGY-4 мы с вами сегодня и закончим обзор популярных звуковых решений от фирмы CREATIVE LABS. За бортом этого обзора у нас остались, пожалуй, лишь карты нового поколения CREATIVE SOUND BLASTER X-FI, все остальные мы с вами сегодня рассмотрели. О CREATIVE SOUND BLASTER X-FI мы с вами обязательно поговорим в одном из ближайших выпусков. Уж больно много вокруг них неясностей и рекламной шумихи, надо еще с ними поразбираться. Забегая вперед, замечу лишь, что карточка эта вполне неплохая, и если вы планируете потратить 120 долларов на звук, она вполне достойна стать вашим выбором. Хотя лично я подожду, пока CREATIVE выпустит ее OEM версию с пластмассовыми разъемами и стоимостью долларов так 50. Вот тогда то я и задумаюсь над апгрейдом своей карты AUDIGY-2 6.1, а пока еще рано.

(c) Герман Иванов, март 2006 г.
Источник: www.nestor.minsk.by/.../sound41.htm   


Звуковые карты CREATIVE X-FI. Компьютерный звук.


Введение.

Обзор этот мой чисто умозрительный, и построен на анализе общедоступной информации в Интернет и отзывах владельцев CREATIVE SOUND BLASTER X-FI, публикуемых на страницах различных форумов в сети.

Не то чтобы за эту карту просили совсем уж несусветных денег, я вполне могу себе позволить подобные денежные траты. Просто мне, как человеку без европейского воспитания, претит бездумное выбрасывание кучи денег только за блестящую обертку и "новизну". Я удовольствием заплачу за хорошую работу грамотного инженера, но не желаю оплачивать из своего кармана работу специалиста по маркетингу, сумевшего продать мне то же самое, что и раньше, но завернутое в новую упаковку.

Вот я и сижу пока, без карты, вороша страницы форумов да листы справочников, пытаясь с их помощью понять, что же за "кот" спрятан во внутренностях блестящего подарочного мешка CREATIVE. Результатами этих своих изысканий я и хочу поделиться с вами в этой статье.

Состав линейки

Согласно публикуемым пресс-релизам, линейка новых карт CREATIVE LABS на данный момент времени выглядит следующим образом:

Creative X-FI Extreme Music

нажмите для увеличения

• Модель: SB0460
• Микросхема DSP: X-FI (под бумажкой чип CA20K1-PAG)
• Количество каналов: 7.1
• Ориентировочная стоимость: 120$

CREATIVE X-FI EXTREME MUSIC это самая дешевая из карт линейки XFI. Карта содержит 2 мегабайта интегрированной оперативной памяти. Комплект карты очень прост - вам на руки дадут только саму карту и все. В продаже попадаются карты двух разновидностей, с наклеенным на чип DSP радиатором и без него. По непроверенным данным, версии "с радиатором" являются слегка "подразогнанными" самим производителем. Чипу немного подняли питающее напряжение, для того чтобы увеличить стабильность его работы.

Creative X-FI Platinum


• Модель: SB0460
• Микросхема DSP: X-FI (под бумажкой чип CA20K1-PAG)
• Количество каналов: 7.1
• Ориентировочная стоимость: 180$

Вариант "PLATINUM" отличается от "EXTREME MUSIC" только дополнительной комплектацией. В комплект ее поставки, помимо самой карты, входит инфракрасный пульт дистанционного управления и модуль "DRIVE". Сами же по себе обе эти карты полностью идентичны друг другу, обладают одинаковыми возможностями и одинаковым номером модели.

Creative X-FI Fata1ity.


• Модель: SB0466
• Микросхема DSP: X-FI (CA20K1-PAG))
• Количество каналов: 7.1
• Ориентировочная стоимость: 210$

Эта карта отличается от CREATIVE X-FI PLATINUM только объемом установленной на ней оперативной памяти, которой на FATAL1TY распаяно целых 64 мегабайта. Дополнительная маркетинговая "накрутка" изделия обеспечивается вынесенным в название карты прозвищем какого-то сетевого игрока. По официальной версии это небольшое дополнение сделано по его просьбе. В чем именно заключалась "его просьба" я не знаю, доступные мне материалы об этом умалчивают. Больше ничем данная карта от варианта PLATINUM не отличается. Та же карта, тот же пульт и тот же блок DRIVE.

Creative X-FI Elite Pro


• Модель: SB0550
• Микросхема DSP: X-FI (CA20K1-PAG)
• Количество каналов: 7.1
• Ориентировочная стоимость: 310$

Данная карта уже значительно отличается в лучшую сторону от своих собратьев по серии X-FI. На SB0550 установлены более качественные цифроаналоговые преобразователи и операционные усилители. Помимо этого в комплекте карты вместо модуля "DRIVE" идет внешний блок, по функциональности подобный аналогичному блоку от CREATIVE AUDIGY 2 ZS PLATINUM PRO. Блок очень велик по размеру, внешне он выглядит почти как HI-FI усилитель. При этом внутри блок практически пуст. Небольшое количество радиокомпонентов разбросано по огромной печатной плате.

нажмите для увеличения

По всей видимости, огромный корпус внешнего блока должен придавать солидности топовой карте новой линейки.

Что тут у нас новенького?

Множество журналистов различных электронных изданий, торопясь выпустить "горячий" материал в свет самыми первыми, перепечатывают рекламные проспекты фирмы CREATIVE чуть ли ни слово в слово, таким образом, невольно подтверждая в глазах читателя правильность высказанных в них положений. Вторая группа журналистов, заполучив в свои руки "живые" образцы карт, более осторожны в своих высказываниях, не находя у этих карт многих из обещанных проспектами чудес. Третья группа журналистов, предварительно начитавшись обзоров первой группы, и не обнаружив обещанных "чудес", пишет разгромные материалы, изливая на безвинную железку море желчи. Как поговаривал герой одного известного сериала, "истина где-то рядом". Давайте попробуем разобраться, стоит ли нам с вами покупать эту новую карта, или же она дорога ее нынешним владельцам лишь как память о потраченных на нее деньгах?

Рекламные материалы, доступных на Интернет сайте фирмы CREATIVE, полны рассказов о десятках усовершенствований и нововведений в картах серии XFI. В своих пресс-релизах маркетологи фирмы доходят порой до откровенных курьезов, на манер обещаний восстановить низкокачественный MP3 до "изначального" уровня качества. Причем "качества" не только равного, но даже, каким то мистическим образом, превышающего изначальное качество компакт-диска. У человека знакомого с техникой процессов, происходящих при записи и сжатии звука, может сложиться мнение, что внутри каждого звукового чипа содержится маленький китайский оркестр, самостоятельно доигрывающий утраченные при сжатии ноты.

Пробиться через это торжество пиара над здравым смыслом очень сложно, тем не менее, у меня сложилось мнение, что у карт CREATIVE X-FI имеется лишь одно, но зато очень серьезное новшество по сравнению с картами предыдущих поколений. На CREATIVE X-FI установлен мощный чип процессора DSP, способный проводить очень сложную обработку звука. Другими словами разработчики CREATIVE снова пошли по экстенсивному пути развития, не в силах избавится от присущих своим картам проблем, они нарастили чипу "мускулы", за счет чего он теперь сможет засовывать эти проблемы "под одеяло" намного глубже, чем ему это удавалось до сего дня.

"Проклятье рода Баскервилей" - принудительная перекодировка в 48 КГц.

Из каких соображений CREATIVE пускал до последнего времени режим воспроизведения музыки с помощью своих карт на самотек, я могу только догадываться. Вероятнее всего их инженеры просто излишне увлеклись созданием звуковых карт, оптимально подходящих для просмотра DVD фильмов и создания эффектов в компьютерных играх. Ничем иным я не могу объяснить тот факт, что в своих бытовых картах они жестко задают в качестве рабочей частоты оцифровки DSP частоту 48 КГц, принятую в DVD фильмах. Все остальные звуковые потоки, приходящие на карту, принудительно перекодировались внутренним процессором карты к указанному формату, перед тем как поступать в дальнейшую обработку. И все бы хорошо, но стандартом частоты оцифровки, как для обычных музыкальных компакт-дисков, так и для скопированных с них пиратами MP3 файлов, является вовсе не 48КГц, а 44.1 КГц. А вот эту частоту играть по-честному" игровые карты от CREATIVE толком и не умеют! В своих профессиональных картах серии EMU, инженеры CREATIVE обходят эту проблему, устанавливая на карты генераторы с двумя переключающимися кварцами, или используя генераторы, способные изменять свою частоту. В игровых же картах частота 48КГц задана жестко и изменению не подлежит.

В принципе вполне возможно, даже почти без искажений оригинального сигнала, перекодировать один вид сигнала во второй, но для прежних процессоров звуковых карт CREATIVE это оказалось непосильной задачей. Их быстродействия просто не хватало для того, чтобы успевать проделывать эту операцию в режиме реального времени. Напрашивающееся решение установить на карту более мощный процессор инженеры CREATIVE отвергли и вместо этого взяли и упростили сам алгоритм преобразования таким образом, чтобы процессор карты успевал таки с ним справляться. Подобный смелый "ход конем" привел к тому, что все звуковые карты, произведенные фирмой CREATIVE, начиная с модели "SB LIVE!" и заканчивая моделью "AUDIGY4-PRO", воспроизводят музыку с большим уровнем интермодуляционных и гармонических искажений на высоких частотах. Потребители их продукции получили на руки очень хорошие карты для вывода шумовых эффектов в играх, просмотра DVD фильмов, а вот слушать на них качественную музыку, увы, нельзя.

Такой расклад вскоре привел к появлению на рынке звуковых карт от альтернативных разработчиков. Карт, способных честно воспроизводить музыку с компакт-дисков, не внося в нее дополнительных искажений. Мы, как потребители, могли бы только приветствовать подобную инициативу, если бы не пара неприятных моментов. Во-первых, карты альтернативных разработчиков довольно таки дороги по сравнению с игровыми картами CREATIVE. Во-вторых, они практически непригодны для воспроизведения трехмерных звуковых эффектов в компьютерных играх и фильмах DVD. Настоящие аудиофилы, ценящие в музыке высокую достоверность воспроизведения, и при этом вовсе не играющие в компьютерные игры будут такими картами вполне удовлетворены. Остается непонятным, а что же делать нам с вами, обычным пользователям, которые и музыку слушают, и в игры играют и фильмы смотрят? Вопрос этот оставался открытым до появления в продаже новой линейки звуковых карт от CREATIVE, рассказу о которой и посвящена эта статья.

Играем музыку

Аудио тракт любой современной звуковой карты состоит из трех функциональных блоков.

1) Звуковой процессор - DSP, в задачи которого входит перекодировка звука из одного формата во второй, наложение эффектов, микширования между собой разных источников.

2) Цифро-аналоговый преобразователь(DAC), в задачи которого входит превращение сигнала из цифровой последовательности байтов в обычный аналоговый звуковой сигнал подобный тому, что выдает, скажем, бытовой магнитофон.

3) Фильтрующий буферный каскад усиления. Задачей это блока является согласование выхода DAC с вашими наушниками или колонками, а также удаления из спектра звукового сигнала высокочастотных шумовых составляющих которые туда вносит DAC в силу особенностей своей конструкции. В современных звуковых картах, в роли этого блока выступают обычные недорогие микросхемы усилителей.

Все эти три блока, каждый по-своему, вносит искажения в воспроизводимый звук и оказывает непосредственное влияние на качество музыки, которое вы слышите из своей акустики. Давайте рассмотрим, каким именно образом в CREATIVE XFI построены эти функциональные блоки, и какими возможностями они обладают.

Процессор карты (DSP)

Как и я писал выше, карты линейки X-FI используют новый чип звукового процессора, обладающий высоким быстродействием. По своей архитектуре этот процессор в корне отличен от микросхем DSP, использовавшихся в картах SB LIVE! и AUDIGY. То есть это уже не "развитие", и не "работа над ошибками", а принципиально другой чип. Для аудиофила "новизна" чипа DSP выразилась, в первую очередь, в очень грамотной реализации перекодировки цифровых потоков, отличных от 48 КГц. Собственно говоря, на это брошена основная его мощь, и результат был, таки, достигнут. X-FI стала первой картой CREATIVE, которая способна качественно воспроизводить не только эффекты в играх, но и музыкальные произведения с обычных компакт-дисков. Проблемы с частотой дискретизации 44.1 КГц, долгие годы бывшие форменным проклятьем карт CREATIVE остались в прошлом. С появлением XFI пользователи вроде бы получили возможность приобрести универсальную звуковую карту, одинаково пригодную как для воспроизведения музыки, так и для создания эффектов в современных играх. Так ли это на самом деле покажет время. Как я писал выше, DSP это не единственный блок в карте, способный "зарезать на корню" качественность ее звучания.

Еще одним приятным сюрпризом в семействе новых карт является возможность вообще отключить перекодировку, правда ценой потери возможности накладывать на звук эффекты. Многие владельцы звуковых карт AUDIGY2 ZS уже использовали подобный режим. Установив альтернативные драйвера KXPROJECT (WWW.KXPROJECT.ORG) можно было "зацепиться" за своеобразный "черный ход" в чипе EMU2K, выводя звук в обход эффект процессора DSP, напрямую. Ограничением этого "хода" является вывод только потока 24 бит с частотой дискретизации 96Кгц. Пользователь карты мог подать на вход этого блока сигнал, уже перекодированный каким-либо внешним качественным кодировщиком. Карта же, получив этот сигнал, не пыталась перекодировать его обратно в 48КГц.

В картах XFI эта возможность доступна вполне легально и для всех поддерживаемых частот дискретизации. DSP карты просто отключается, и звук выводится таким, каким он есть, карта уже не вносит в него дополнительных искажений. В этом режиме работы XFI корректно воспроизводит музыку "неудобных" для него форматов, не внося в нее заметных ушам и измерительным приборам искажений. Графики, полученные с помощью тестовой программы RMMA, демонстрируют отсутствие характерных искажений сигнала, свойственных всем картам предыдущих линеек CREATIVE.

Вместе с тем, при внимательном изучении печатной платы новой карты, мы не обнаружим на ней и кварцевого резонатора, задающего частоту кратную пресловутым 44.1 КГц. По всей видимости, нужную частоту DSP получает из 96КГц, проводя внутри себя арифметические действия умножения и деления. В самой его принципиальной способности формировать 44.1 КГц мы можем убедиться, обнаружив указанную частоту на цифровом выходе карты SPDIF. Таким образом, "честная" работа в этом режиме вроде у карты имеется. Благодаря этому нововведению CREATIVE вернул себе пальму первенства, ранее отобранную у него производителями карт "второго эшелона". Их новые карты не только относительно качественно воспроизводят музыку, но и поддерживают трехмерные эффекты в играх, чем карты от конкурентов, к сожалению, похвастаться не могут.

Помимо избавления от принудительной перекодировки, новый чип DSP порадовал покупателей и некоторыми чисто программными "ноу-хау", на которые я бы хотел обратить ваше внимание.

Разные режимы работы

Первое что бросается в глаза владельцам карты CREATIVE XFI это изменившийся принцип работы с картой. Нововведением является такое понятие как "режимы работы карты". С помощью драйверов вы можете переключить карту либо в "режим развлечений", либо в "игровой режим" либо в "режим создания музыки". Останавливаться на подробном описании каждого режима я не буду, они подробно описаны в руководстве пользователя и множестве статей об XFI в различных компьютерных изданиях. Замечу лишь, что чисто аппаратно, чип в разных режимах переориентируется на разные задачи и таким образом все ресурсы чипа оптимально распределяются в зависимости от того, чем вы сейчас заняты. Вместе с тем, многим пользователям XFI уже порядком надоело переключать карту из режима в режим вручную, а вот никаких средств автоматизации этого процесса в драйверах XFI не предусмотрено.

24 bit Crystallizer - "Улучшение MP3 до уровня DVD-Audio"

В переводе с языка маркетологов CREATIVE на общечеловеческий технический, это означает подъем эквалайзером "верхов" и "низов" плюс одновременно включающаяся так называемая "компрессия" сигнала. Принудительная 24 битность карте нужна для того, чтобы иметь возможность без перегрузки (хрипа) разогнать амплитуду звукового сигнала. Разумеется, никакой реальной 24-битностью звукового сигнала тут и близко не пахнет. Суть операции сводится к некоей адаптации звука под низкокачественную акустику и в придачу принудительное добавление эффекта, называемого современной молодежью "колбасенье". И тихие и громкие звуки как бы "подтягиваются" к некоему усредненному достаточно высокому уровню.

Любая музыка, после подобной операции, "бухает" и "цыкает" и при этом с равномерной постоянной громкостью. Разумеется ни о каком "улучшении" тут не может быть и речи, а сам этот эффект доступен в качестве плагина к распространенным музыкальным плеерам. Если вы используете для просмотра DVD фильмов программный плеер CYBERLINK POWERDVD, то вы, наверняка, хорошо с ним знакомы. В расширенных настройках AUDIO там можно указать условия, при которых вы смотрите фильм, если вы включите "ночной" режим, то вы и получите обсуждаемый "улучшайзер". Он помогает смотреть некоторые фильмы, тот же "Дневной Дозор" без него то "орет", то "молчит". Включаешь "ночной" режим, и можно смотреть фильм, не опасаясь за целостность своей барабанной перепонки и, вместе с тем, хорошо слышишь все тихие звуки.

CMSS-3D - "Потрясающая реалистичность при работе на наушники".

Насколько я понял, имеется в виду улучшенный режим CMSS (CREATIVE MULTI SPEAKER SETUP) уже давно присутствовавший в картах линейки AUDIGY-1(CMSS) и AUDIGY-2(CMSS-2). Технология CMSS предназначена для формирования многоканального 5.1 звука из стерео источников и напротив обратное преобразование многоканального звука в двух канальный в том случае если вы используете наушники. Таким образом, в CREATIVE XFI мы имеем не нечто "революционно новое", а нечто добравшееся эволюционным путем до версии 3.0. CMSS-2 отличается от CMSS-1 наложением EAX эффектов, Что нового принес с собой CMSS в CREATIVE XFI, я, честно говоря, так и не понял. Все о чем речь идет в пресс-релизах, есть и на моей карте AUDIGY-2.

Режим CMSS это довольно любопытная, местами полезная, хотя и очень спорная штука. Если вы являетесь владельцем акустики 5.1, то вы наверняка встречались с тем, что при подаче стереофонического сигнала в вашу систему тыловые и центральные динамики просто молчат. Это молчание их вполне логично, ведь стереофонический сигнал не содержит информации о тыловом и центральном звуковом сигнале, оперируя лишь понятиями "лево" и "право". Для исправления этого недостатка и предназначена обсуждаемая технология. С помощью определенных патентованных алгоритмов CMSS как бы "выкусывает" из сигнала определенные частотные составляющие, а также сигналы определенной громкости, перенаправляя их на тыловые ("окружение") и центральные ("голос") колонки. При этом во всех 5 динамиках создается псевдо квадрофонический эффект. Надо отдать должное, это вам не расширение стерео базы и не квадро, с их панорамированием в одной плоскости. Работает эта технология довольно интересно, обязательно поиграйтесь ей на своей звуковой карте. Сам я довольно долго пользовался ей при прослушивании радио и просмотра телепередач со своего ТВ тюнера.

В качестве эпизода, помогающего вам лучше уяснить суть технологии, расскажу одну забавную историю. Как-то я слушал FM тюнер в стерео наушниках, попутно занимаясь чем-то на компьютере. Через некоторое время я обратил внимание, что станция уже около двух часов вообще не передает ни новостей, ни рекламы, а вещает одну музыку. Меня заинтересовал этот феномен, обычно на ней рекламы было довольно много, и я полез разбираться. Оказывается, у меня был включен режим колонок 5.1 и CMSS, но при этом на голове у меня были одеты обычные стерео наушники! Механизм CMSS вырезал из сигнала станции голос диктора в новостях и рекламе, и перенаправлял его в центральный канал. А наушники были включены во фронтальные каналы, вот я рекламу с новостями вообще и не слышал. А вот вырезать голос солиста из музыкальных произведений, интеллекта CMSS уже не хватало, поэтому музыка передавалось почти без "купюр".

По своему опыту замечу, что лучше всего CMSS подходит для использования при просмотре видеофильмов, оживляя их звучание неожиданными пространственными эффектами. В музыке CMSS сильно портит заложенное при создании музыкальной композиции пространственное расположение инструментов, поэтому его лучше сразу отключить. В играх от этой технологии толку еще меньше, так как большинство современных игр отлично справляются с выводом звука на системы 7.1 без посторонней помощи, CMSS им будет только мешать.

Правда в том случае если вы играете в наушниках, новый вариант CMSS-HEADPHONE анонсированный в картах XFI может вам и пригодится. Маркетологи CREATIVE, как и обычно, рассказывают о "потрясающем звучании игр в наушниках" и понять, что они имеют конкретно в виду практически невозможно. Насколько я понял, и тут речь идет лишь об слегка улучшенных возможностях карты AUDIGY2, а не о чем-то особо революционном. Данный режим работы присутствует и в AUDIGY2, достаточно установить в качестве акустической системы наушники, включить CMSS,а затем запустить игру в режиме 5.1. Например, DOOM3 при такой конфигурации предлагает игроку выбрать или обычное "стерео" или "объемный" звук. Этот режим работы карты AUDIGY-2 и является аналогом "новой" технологии XFI CMSS-HEADPHONE, поэтому "революции" у CREATIVE опять не получилось.

Цифроаналоговый преобразователь (ЦАП)

Разобравшись с возможностями и нововведениями чипа DSP, давайте посмотрим на остальной звуковой тракт карты. В качестве цифроаналогового преобразователя младшие три карты CREATIVE X-FI используют микросхему CS4382-KQZ используемую также в звуковых картах CREATIVE AUDIGY 4.

Карты предыдущей линейки CREATIVE AUDIGY-2 использовали с этой целью чип CS4382-KQ. Как вы видите, различие в маркировке заключается лишь в последней букве. Покопавшись по документации я так с места не нашел чем одна микросхема отличается от второй. Вероятнее всего, с пользовательской точки зрения, совершенно ничем. Так, к примеру, микросхема CS4382-KQ отличается от микросхемы CS4382-BQ только диапазоном рабочих температур. Вероятнее всего последняя буква отвечает за тип корпуса, или что еще более вероятно, за новомодное нынче в Европе отсутствие вредных веществ, например свинца.

Старшая карта семейства CREATIVE X-FI ELITE PRO выгодно отличается от своих младших сестер совершенно другими цифроаналоговыми преобразователями. Вместо одного восьмиканального CS4382, на карте установлены четыре стереофонических преобразователя CS4398-CZ.

Точно такие же преобразователи устанавливаются CREATIVE на их профессиональные карты EMU 1820M, E-MU1616M и EMU 1212M, а также на игровую карту AUDIGY 4 PRO. На данный момент времени это самые "навороченные" из преобразователей, производимых фирмой CIRRUS LOGIC. Вас наверняка интересует, а чем именно эти микросхемы отличаются от микросхем в младших моделях? Давайте глянем в их спецификацию.

Параметр CS4382 CS4398
Кол-во каналов 8 2
Разрешение BIT 24 24
Динамический диапазон DB 114 120
THD-N -100 -107
Частота оцифровки KHZ 192 192
Стоимость 6.50$ 4.32$

Как вы видите из прилагающейся таблицы, счастливый владелец карты ELITE PRO платит около 150 долларов лишь за небольшое улучшение динамического диапазона, и столь же незначительное улучшение параметра THD-N. К слову оба эти параметра напрямую зависят от третьего, в последнее время считающегося устаревшим параметра - отношения сигнал/шум(SNR). По всей видимости, именно он и улучшен у CS4398.

С другой стороны, любой аудиофил знает, что технические параметры отнюдь не истина в последней инстанции. Зачастую чип, обладающий худшими параметрами "играет" музыку лучше, чем более совершенная по техническим параметрам модель. Критерий тут один, восприятие конкретного слушателя. К сожалению, высокая цена карты препятствует ее широкому распространению, поэтому о качестве звучания этой карты мы можем только гадать.

Аналоговые фильтры и усилители.

У младших карт линейки X-FI тут все совсем плохо. Используются все те же копеечные операционные усилители, которые применяются в картах AUDIGY-2 и AUDIGY-4. На фронтальном канале установлен операционный усилитель JRC 4556A, на всех остальных каналах используется микросхема JRC4558. Использование на фронтальном канале микросхемы JRC4556A определяется тем, что данная микросхема обладает повышенной нагрузочной способностью. В документации на JRC4556A мы можем прочитать, что данная микросхема способна работать с наушниками сопротивлением 150 Ом, а JRC4558 предназначена для более высокоомной нагрузки (линейный выход). Звучание, у обеих микросхем, более чем посредственное, хотя JRC4556 по своим параметрам несколько лучше 4558. Оба эти операционных усилителя практически непригодны для аудиофильских целей, хотя для бытовой мультимедийной карточки вполне сойдут.

Старшая карта семейства CREATIVE X-FI ELITE PRO и тут отличается в лучшую сторону от своих "товарок". Вместо JRC4556 установлен операционный усилитель JRC2114, а вместо операционных усилителей JRC4558 на плате распаяны микросхемы JRC2068. Обе эти микросхемы значительно лучше по своим характеристикам микросхем установленных на остальные карты семейства, правда, за одним весьма существенным исключением. Выход операционного усилителя JRC2114 менее мощный, чем у JRC455A, поэтому выход на наушники у X-FI ELITE PRO должен звучать тише, и "перегружаться" (хрипеть) при значительно меньшей громкости, чем аналогичный выход у карт предыдущей линейки.

Таким образом, подводя итог рассказу о "музыкальных" возможностях карт CREATIVE XFI, приходится признать, что младшие три модели карты не представляют особого интереса для аудиофилов. По характеру своего звучания они не должны особо отличаться от 50 долларовой карточки CREATIVE AUDIGY-4. Единственное достоинство новых карт заключается в отсутствии некачественной перекодировки (48->44.1КГц).

Старшая карта семейства интереснее в этом плане своих "товарок", но при такой цене что за нее просят, можно купить куда как более качественную карту для музыки и ... карту AUDIGY-4 для игр.

А что с играми?

С играми вроде все хорошо, резко выросшая производительность нового чипа придется в них весьма кстати. За счет нее, в будущем, теоретически можно реализовать куда как более сложные эффекты, чем сейчас. Я не зря оговорился "про будущее". Современные игры, ориентированы больше на звуковые карты прежнего поколения, и сколь либо заметных отличий в звуке между старыми и новыми картами, на мой взгляд, стоит ждать не раньше чем через год другой. Разумеется, если инженеры CREATIVE сами не приложат руку к тем или иным играм, для того чтобы показать нам огромные достоинства их новых карт. Нечто подобное уже произошло с играми Unreal Tournament и Quake-4.

По крупному же счету в играх XFI принесли нам всего два существенных новшества. Технология EAX продвинулась в своем развитии с версии 4.0 до версии 5.0, и на звуковых картах появилась своя собственная оперативная память.

Нововведения в EAX 5

1) Увеличено до 128 число аппаратных голосов. Карты серии AUDIGY-2 поддерживают 64 голоса, таким образом, число голосов в картах XFI было увеличено в два раза. Теперь вы сможете насладиться в игре одновременным звуком 128 выстрелов или грохотом 128 одновременно падающих бочек. Я конечно шучу. Область применения дополнительных звуковых голосов весьма обширна. Например, я пишу эти строки в ночной тишине сидя на кухне с ноутбуком. В одном углу шипит газовая колонка, на плите закипает кофе, клавиатура бодро постукивает под моими пальцами, с сигареты падает в мокрую пепельницу горячий пепел, из открытой форточки раздается фоновый шум никогда не спящего города. Видите, как много звуков меня окружает? Для того чтобы запрограммировать каждый из них в игре следовало бы выделить отдельный канал. В обычной музыкальной композиции эту работу берет на себя звукорежиссер при мастеринге альбома. С играми сложнее, ведь игрок, скажем, мог открыть какую либо дверь или не открыть. Мог поставить чайник на огонь, а мог и не поставить. Интерактивный мир игры живет по своим законам и его звуковую картинку нельзя запрограммировать заранее. Поэтому в теории, чем больше аппаратных голосов в звуковой карточке, тем естественнее звуковой фон окружающей вас игровой "Матрицы".

2) Следующим нововведением является технология EAX VOICE. Суть технологии, насколько я понял, заключается в следующем. В том случае если вы играете в игру по сети с живыми противниками, и при этом переговариваетесь с ними через микрофон, то их голоса теперь будут звучать на фоне того звукового окружения, в котором они сами находятся. Так если ваш собеседник стоит возле водопада, вы услышите его голос на фоне водопада, если он ползет по трубе, то вы услышите характерное для трубы эхо. В предыдущей версии EAX голос звучал с озвучкой окружающей среды того места, где вы его слушаете. На мой взгляд, технология это конечно забавная, но весьма далекая от нужд нашего массового геймера.

На данный момент времени, для того чтобы она вообще запустилась необходимо соблюдение трех условий.

а) У всех игроков должны быть установлены карты CREATIVE X-FI

б) Игра должна поддерживать режим передачи 3D звука по IP и EAX-4 HD.

в) Вы должны играть в локальной сети, а не через Интернет.

3) EAX PURE PATH. Тут все просто. Разработчик получил возможность указывать, из какого именно конкретного динамика он хочет услышать тот или иной звук. Нужен этот режим в основном для сабвуфера. Благодаря нему мы услышим куда больше низкочастотных звуков, чем раньше. По крайней мере, я на это надеюсь.

4) ENVIRONMENT FLEXI-FX. Тут суть заключается в возможности вывода дополнительных сложных встроенных эффектов вроде реверберации. Раньше вроде было всего 4 возможных "слота" для эффектов, из которых два уже были принудительно заняты ревербераций и Хорусом, теперь все четыре слота стали свободны. Для игр эта технология полезна мало, а вот для создания музыки она вполне может пригодиться.

5) EAX MACRO-FX. А вот эта технология уже нечто интересное. В EAX она пришла из API SENSAURA. Нам обещают очень кропотливое и точное воспроизведение источников звука располагающихся на небольшом расстоянии от нашей головы. Теперь пули будут очень волнующе свистеть точно мимо наших ушей. Оказывается, предыдущие версии EAX хорошо локализовали звуки только на средней и большой дистанции, а вблизи "халявили". Не правда ли, удивительно, что об этом обстоятельстве умалчивалось в пресс-релизах рассказывающих о достоинствах предыдущей версии EAX 4.0? Так или иначе, но в версии EAX 5. 0 эту досадную оплошность CREATIVE исправил.

6) ENVIRONMENTAL OCCLUSION. В предыдущей версии EAX, как оказалось, обрабатывалось прохождение через препятствие только самого звука. Сейчас отрабатывается и прохождение сквозь это препятствие "эха" окружающей среды, в которой возник этот звук. Говоря простыми словами, если в ванной комнате у вас капает кран, то, закрыв дверь в ванну, вы продолжали слышать падение капель, а вот характерного эха "ванной комнате" от их падения вы уже не слышали. Открываете дверь, эхо появляется, подобно чертику из табакерки. Да, что ни говори сегодня у нас с вами просто день открытий! Честно говоря, я поражаюсь умению отдела маркетинга CREATIVE выдавать за свое ноу-хау работу над ошибками предыдущей версии своих чипов!

На этом все нововведения в игровых возможностях XFI и заканчиваются. Разумеется, карта поддерживает и все технологии трехмерного звука существующие в предыдущих версиях EAX.

Оперативная память на карте.

Еще одним любопытным нюансом карт CREATIVE XFI является распаянная на карте дополнительная оперативная память (на разных моделях XFI объем памяти разный). Насколько я понял, она используется как собственный буфер процессора DSP, предназначенный для более быстрого вывода звуковых семплов, предварительной распаковки MP3 звуков в игре и наложения сложных многопроходовых эффектов окружающей среды.

Что-либо говорить о пользе такого решения, на мой взгляд, еще преждевременно, в теории, конечно, это штука полезная, посмотрим, удаться ли разработчикам игр как-либо ее с толком задействовать.Сейчас, если верить авторам сайта IXBT, польза от увеличенной набортной памяти, есть только для игр, созданных с помощью самих разработчиков CREATIVE, да и то, не столько из-за наличия памяти как таковой, сколько из-за предварительной распаковки всех звуков в игре, то есть ребята откровенно смошенничали с демонстрацией ее достоинств. Оставим эти заявления на совести инженеров CREATIVE и обозревателей IXBT. А также на совести того самого сетевого игрока "попросившего добавить память" на карту, впоследствии получившую его имя. Не удержусь и съехидничаю. Интересно, в каких именно играх ему не хватало этой самой пресловутой оперативной памяти на звуковой карте тогда, когда самих карт XFI еще не существовало в природе? Ведь даже сейчас игры с учетом этой набортной памяти можно сосчитать на пальцах одной руки, на момент же проектирования карты их и вовсе не существовало в природе.

Вывод.

В общем и целом, у CREATIVE получилась вполне приличная универсальная карта. Карта одинаково пригодная как для прослушивания музыки (на уровне карт линейки AUDIGY-4, но без принудительной перекодировки), так для просмотра фильмов и компьютерных игр. Несмотря на то, что "революцией в мире звука" она все-таки не является, тем не менее, ее вполне можно рекомендовать к покупке широкому кругу пользователей компьютеров, задумывающихся о покупке своей первой полноценной звуковой карты. В том же случае если вы уже являетесь владельцем карты уровня AUDIGY-2, особенно торопиться с покупкой вам не стоит, по своим возможностям XFI отличается от нее не очень сильно.

(c) Герман Иванов, 2006 г.
Источник: www.nestor.minsk.by/.../sound42.htm   


Звуковые карты. Обновлённая и дополнительная информация.

Свежую и подробную информацию по всем звуковым картам от Creative всегда можно найти в моём блоге:
Блог Германа Иванова. Статьи о звуковых картах.
(c) Герман Иванов.


Адреса частей статьи в интернете:
http://www.nestor.minsk.by/.../sound41.htm
http://www.nestor.minsk.by/.../sound42.htm

Скачать архив этой статьи в формате CHM с сайта adsl.kirov.ru

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 0
IRC: 4
Jabber: 0
( состояние на 03:46 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет