Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

По дороге к «шумному богу»

Кому молились на мельницах-шумихах?

Около века назад наш знаменитый земляк, знаток восточнославянской этнографии Дмитрий Константинович Зеленин (1878 – 1854), отмечая своеобразие обычаев Вятского края, указывал на встречавшееся там почитание водяных мельниц, называемых в народе «шумихами».


Мельница на р. Иж, окрестности сл. Кукарки.

При таких мельницах находились иконы, потому как устраивались близ этих мельниц народно-церковные праздники, приуроченные к одному из значимых весенне-летних сроков, например, ко дню Николая Чудотворца или к девятой пятнице после Пасхи. Священники освящали воду у мельниц, после чего народ купался в этой воде, промывал ею глаза, чтобы они не болели, набирал и уносили воду домой.

Поклонение при «шумихах» Зеленин относил к древнейшим праздникам Вятского края, восходящим «к очень глубокой, к общерусской, иной раз дохристианской старине». Он предполагал, что «это – сохранение языческого почитания воды, следы которого обильны и в других губерниях России…» Впрочем, Зеленин не настаивал на том, что это именно славянские обряды. В конце концов, он так и не сумел определить, к какой именно этнической традиции можно было бы отнести эти «языческие пережитки» – марийской, удмуртской или же славянской.

* * *

По данным Зеленина, самыми известными в конце XIX и начале XX века были четыре «шумихи»: в Орловском, Нолинском, Слободском и Уржумском уездах, однако перечень почитаемых икон и часовен при водяных мельницах Вятского края, судя по всему, можно было бы и продолжить. Явно имелись и иные мельницы (иногда с часовнями при них), которые для окрестных жителей являлись местными святынями. Так, из старинных письменных источников известно, что в 1738 году на Петров день суеверные женщины и мужчины приносили некоему «богу» еду и предметы одежды, бросая их в заводь на «Нижнем Потоке», что в четырех верстах от Хлынова. И совершалось это неподалеку от водяной мельницы – в XIX веке ее называли Казанцевской.

Такое простонародное поклонение при водном протоке, у водяной мельницы, на летний праздник Петров день очень напоминает то, что нам известно о «шумихах» более позднего времени. Да и сама терминология показательна. Известно, что, отправляясь на «шумиху», люди говорили: они, мол, идут к «шумному богу». А ведь «богами» и на Вятке, да и по всей России, называли иконы. Так что языческого на известных Зеленину вятских «шумихах» было немного.

* * *

Удивительно, но народное почитание «шумих», которое Зеленину казалось очень архаичным и уже, в общем-то, затухающим, продолжалось и в XX веке. Да и в наши дни оно воссоздается. Точнее сказать, реконструируется, причем с весьма заметными ортодоксально-церковными корректировками: устраиваются регулярные, правильно организованные крестные ходы, строятся часовни, а даты поклонения становятся чуть ли не официальными местными праздниками с участием как своего, так и приезжего духовенства и чиновничества.

Мне и моим коллегам довелось ближе познакомиться с самой известной «шумихой» (по терминологии Зеленина – орловской, ныне – пожалуй, оричевской) на речке Сингиревке, близ деревни Усовы.

Вопреки догадкам Зеленина, почитаемым местом Усова водяная мельница стала, оказывается, только во второй половине XIX века. По преданию, на этой мельнице явилась икона Спаса Нерукотворного. Там стали праздновать Девятую Пятницу. Бывало многочисленное стечение народа. Ходили «очи править», а чтобы не болела голова, бросали в мельничный омут свои головные уборы. В деревне Усовы, которое от того места в трех с половиной километрах, во время празднования «шумихи» проводились ярмарки. По записанным сведениям, в XX веке – и до войны, и после, примерно до рубежа 1960 – 1970-х годов, – народное почитание священного места продолжалось, хотя власть иногда и противодействовала этому. В лесу виднелась хорошо утоптанная тропа, ведущая к остаткам мельницы. Приближаясь к святому месту, некоторые паломники продолжали путь по этой тропе на коленях. В наше время крестный ход туда восстановлен (только теперь паломники идут туда иным путем). Остатки мельницы сейчас уже, можно сказать, и не видны. Несколько лет назад на берегу сооружена была сперва деревянная, а потом и кирпичная часовня. Ежегодно на Девятую Пятницу от деревни Усовы туда идет крестный ход, и при часовне бывает молебен с водосвятием. Люди там и в наши дни окунаются в речку, промывают глаза, берут освященную воду с собой.

* * *

Еще одно почитание «шумихи», которое сохранилось до нашего времени (в бывшем Уржумском уезде; ныне это Лебяжский район Кировской области), происходит в весенний день Николая Чудотворца. Поклонение бывает на ключе, в котором, по преданию, была некогда чудесно обретена икона Николая. Там прежде стояла часовня. Паломники – марийцы. Они кладут под деревья и прямо в воду яйца, ватрушки, блины, шерсть, варежки, носки, кофточки, платки, шапки, одеяла. Предметы одежды приносят по заранее данному обету: если болит голова, то обещают платок или шапку, если ноги – шерстяные носки.

Вымаливают у «Николы-юмо» (бога Николы) здоровья, благополучия, «чтобы не погибал скот», «чтобы не было урагана», а «мать-воду» просят унести болезни. В роднике умываются, бросают в воду монеты. На кресте и на деревьях оставляют головные платки. Ставят свечи. Устраивают трапезу, чтоб весь год быть сытыми.

Местные краеведы безапелляционно определяют эту «шумиху» как марийское языческое капище. Однако имеющиеся данные указывают на народно-православный характер происходившего в прошлом и существующего ныне поклонения. Кроме того, в прежние времена марийцы в тех местах в сколько-нибудь значительном количестве не жили.

* * *

В общем, можно предполагать, что изначально почитание «шумих» все же было русским, а от них оно могло перейти и к нерусскому населению. Сколько-нибудь заметные «языческие пережитки» в поклонении на «шумихах» не просматриваются. Скорее всего, истоки этой разновидности народно-православных обрядовых водных практик сложились преимущественно в русской, православной народной среде – это явление, свойственное именно народному православию. Судя по всему, аналогии вятским «шумихам» вполне могут быть найдены и в иных землях, за пределами Вятского края.

Автор: Автор: Владимир Коршунков, канд. ист. наук / Источник: ks-gazeta.ru
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 9
IRC: 0
Jabber: 0
( состояние на 02:28 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет