Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Вятские школы в 1917-1920-х годах

Сто лет назад народное образование в Вятском крае переживало не лучшие времена. Здесь, как и по всей России, проходила ломка старого уклада и утверждение новой советской системы народного образования.

Первыми документами центральной власти, касавшихся дела народного образования, были Постановление НКП от 11 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению», Декрет СНК РСФСР «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (1918 г), Постановление Государственной Комиссии по просвещению «О светской школе» (1918 г), а также Конституция 1918 года, декларировавшая предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование.

Реакция местного населения и учительства на эти законы и постановления была неоднозначной.

Речь в статье пойдёт о Вятском уезде – центральном уезде Вятской губернии, территорию которого в настоящее время занимает Кирово-Чепецкий район Кировской области. Статья построена на основе архивных документов.

Хотя должности законоучителей в школах упразднялись с 1 января 1918 года, преподавание Закона Божия прекратилось далеко не сразу. В большинстве школ Вятского уезда оно продолжалось до конца учебного года. Даже выпускные экзамены в апреле «прошли хоть и без начальствующих лиц, но с отцами-законоучителями». И в октябре 1918 года, когда начался новый учебный год, сотрудники уездного отдела народного образования занимались рассылкой по школам циркуляра о запрещении преподавания данного предмета.

На I губернском съезде деятелей по народному просвещению, проходившему в декабре 1918 года, делегат от Орловского уезда рассказал участникам съезда об «одном загадочном», по его словам, факте: «Орловский уезд, - говорил он – к счастью или несчастью лежит по соседству с Вятским. А там батюшки со своим «Законом» в большом почёте, в школах висят иконы, одним словом, революция обошла Вятский уезд. Родители учеников пограничных школ нашего уезда перевели детишек туда, где батюшка. Я знаю одну школу, в которой осталось 7 человек из 60, а 53 приютил Вятский уезд». Докладчик также добавил, что волостные отделы народного образования в Орловском уезде за несколько недель ликвидировали саботаж неразумных родителей, посягнувших на права детей в образовании, пригрозив им штрафом от 100 до 300 рублей за каждый пропущенный ребёнком день.

В Вятском уезде, в случае уклонения детей от посещения школы по неуважительным причинам, волостным отделам народного образования также было рекомендовано принимать строгие меры в отношении родителей учащихся вплоть до наложения штрафов.

На том же съезде выступающие в прениях рассказывали, что «крестьяне спрашивают учительниц, почему не преподают Закон Божий, а те не знают, что ответить».

Внезапное исключение из школьной программы основного предмета курса подорвало доверие населения к школе и начавшейся школьной реформе. Этот факт отмечают большинство преподавателей, прошедших анкетирование в 1919 году. Так, учительница Клюевской советской школы I ступени Поломской волости указывала, что «в прошлом учебном году население относилось к реформе школы недоброжелательно ввиду, главным образом, искоренения Закона Божия…»

В этот период новые органы, руководящие делом народного образования на местах – уездные и волостные отделы и советы народного образования, созданные в июне 1918 года после выхода в свет Положения СНК «Об организации дела народного образования в РСФСР», отмечали, что «местное население категорически отказывалось от субсидирования школы, где остановился даже самый необходимый ремонт. У школ не осталось и той помощи, которая раньше шла от населения через земство».

«Положение о единой трудовой школе РСФСР» (1918 г.) стало законом, определяющим организацию советской школы. Вводилось обязательное 9-летнее обучение, разделяющееся на 2 ступени, упразднялось разграничение на все виды низших и средних школ, объявлялось недопустимым преподавание какого-либо вероучения и исполнение обрядов культа. Основой школьной жизни провозглашались производительный труд, общеобразовательный политехнический характер обучения, самоуправление. Одновременно с Положением были опубликованы «Основные принципы единой трудовой школы».

Губернский отдел народного образования впоследствии признавался, что «Положение о единой трудовой школе РСФСР» застало школьных работников врасплох». Губотдел был буквально засыпан ходатайствами с мест с настоятельной просьбой прислать инструкции.

Уже в день опубликования отдельных документов 16 октября 1918 года состоялось заседание вятского уездного отдела народного образования совместно с представителями преподавателей высших начальных училищ Вятского уезда, на котором всем присутствующим было предложено детально разобрать Положение о единой трудовой школе.

Совещание предоставило право каждой школе самостоятельно, «сообразуясь с местными условиями», решать вопрос о введении какого-либо производительного труда. К политическому обучению учащихся, впредь до последующих разъяснений было решено отнести «изучение Конституции РСФСР, Государственного строя, развития у учащихся духа общественности путем организации школьного управления; к эстетическому развитию учащихся – преподавание музыки, пение, художественное чтение, устройство вечеров и спектаклей».

С этого времени в Вятском уезде появилась практика организации при волостных отделах народного образования особых совещаний школьных работников, «которые периодически собирались и выясняли вопросы, связанные с проведением в жизнь принципов единой трудовой школы».

Процесс реформирования школы в эти годы в значительной степени осложнялся «недоверчивым», а, местами, даже враждебным отношением к нему значительной части населения Вятского уезда. Ещё не поняв до конца причины отмены Закона Божия, крестьяне вдруг узнали, что их дети в новом учебном году стали мыть в школе полы, готовить еду, топить печи, колоть дрова, словом, всё то, что раньше делала школьная прислуга. Поэтому население, как правило, было против того, чтобы «дети много помогали в хозяйстве» и делали учителям «выговоры и замечания, что на это есть сторожиха».

Введённые «для развития эстетического чувства и художественных наклонностей лепка, рисование, музыка», как того требовали Основные принципы единой трудовой школы, также считались населением уезда «излишними и непутёвыми». «Божьему Закону не учат, а учат разным шалостям», - говорили крестьяне села Каринка, когда видели игры детей и ручной труд.

Только один пункт во всех этих школьных нововведениях не вызывал практически никаких возражений – введение трудовых процессов. Так, из Пыжинской советской школы I ступени Рохинской волости в 1919 году сообщали, что «отношение населения к школьным реформам, за редкими исключениями, хорошее, но было бы еще лучше, если бы были введены трудовые процессы в виде ремёсел…», или из Петраковской советской школы I ступени Просницкой волости: «Население желает скорейшей организации для детей ремесел, например, для мальчиков – сапожного, а для девочек – кройки и шитья».

Выполняя требование введения в школе труда, преподаватели исходили при этом как из местных условий, так и из своих собственных возможностей. И, не зная, подчас, никаких других «трудовых процессов», кроме тех, которым их обучали во время учёбы в средних учебных заведениях, их они на первых порах и вводили. К концу 1919 года в большинстве школ I ступени Вятского уезда ещё только планировали, чем они будут заниматься. Хотя в некоторых школах к тому времени уже «плели корзины, выделывали разные изделия из бересты, корешка, соломки», занимались рукоделием, «плели шляпы и сумки из соломы для домашнего употребления».

«Присматриваясь» к школьной реформе, население конечно же, не одобряло задерживания в обещанном обучении детей ремёслам, что сказывалось на общем отношении к школе. Учителя на местах понимали это. Так, из Суслопаровской советской школы I ступени Просницкой волости сообщали, что «население относится к школе недоверчиво, так как приходиться говорить на словах, а дело в жизнь не проводится».

Осуществление принципов единой трудовой школы вызывало критику не только со стороны местного населения, но и руководящих народным образованием органов. «Что же делается на местах для проведения в жизнь нового Положения? – спрашивал губотдел народного образования в 1919 году. – Кое-что делается. В одной школе было плетение шляп, в другой был поставлен спектакль, и в третьем спектакль, и в четвёртом в том же роде. Учительство обратилось повсеместно в актёров. Спектакли ставятся чуть не по два в неделю. Не только свободное время, но даже занятия используются для подготовки спектаклей. Школа, как была, так и осталась дореформенного типа».

Выраженное на I губернском съезде деятелей по народному просвещению недоверие к «старому» учительству преследовало школьных работников («шкрабов») ещё долгое время. Все их поступки и высказывания рассматривались новой властью через призму соответствия революционному духу момента. В 1920 году было арестовано несколько учителей и школ I и II ступени села Чепца за отказ участвовать в первомайском спектакле для рабочих спичфабрики. Их действия местные власти истолковали как саботаж. Очевидец вспоминал: «В ночь на 1 мая группа арестованных учителей в сопровождении сельского исполнителя в наказание приколачивала на домах местных жителей доски с названиями улиц, чем напугала немало местных обывателей, разбуженных в полночь неожиданным стуком молотка об угол своего дома. Днём арестованные учителя были отправлены в город Вятку в распоряжение уездного отдела народного образования, который тотчас их освободил, не найдя в отказе играть на спектакле никакого саботажа».


Учителя Чепецких школ I и II ступеней. 1920-е годы. Фото из собрания музея города Кирово-Чепецка

В 1919 году педколлективы сразу нескольких школ Просницкой волости были единодушны во мнении, что «в связи с введением новой реформы, население смотрит на учителей, как на людей, воспитывающих их детей в противном их духе».

Получая часть заработной платы продуктами, взимаемыми с населения в порядке самообложения, школьным работникам приходилось «переносить на своих плечах немало ругани и насмешек от плательщиков».

Все ответы на вопрос анкет об отношении населения к учительству в 1919 году можно условно разделить на 3 группы. Первую, самую большую, составляют ответы такого плана: «отношение к учительству доверчивое, но продуктами не снабжают». Смысл ответов 2-й группы сводился к следующему: «к учителям население относится не по-товарищески, так как продуктами ни за какую высокую цену не хотят снабжать учителей». И только в меньшей части анкет говорилось, что «население относится к учительству по-товарищески, снабжает продуктами и всем необходимым».

Тяжелое материальное положение школьных работников, ведущее к катастрофической убыли учителей, доходящее в ряде мест до 50%; непонимание на местах задач единой трудовой школы и подменивание её школой самообслуживания и школой ремесленного типа; отсутствие снабжения всем необходимым, эти и многие другие причины тормозили процесс проведения школьной реформы не только в Вятском, но и в других уездах Вятской губернии.

Путь к созданию новой школы оказался долгим и трудным. Подводя первые итоги школьной реформы, заведующий губернским отделом народного образования сказал: «…Большую часть наших невольных прегрешений нам, безусловно, извинят, так как, ни для кого не секрет, что школьная революция нас застала неподготовленными: нам приходится одновременно разрушать старую школу и тотчас же лихорадочно строить новую. В процессе такой работы, безусловно, возможны всякого рода ошибки и промахи».

Статья опубликована. Е.Н. Загайнова. Из истории народного образования в Вятском уезде в 1917-1920 гг.// Вятка: народное образование и благотворительность. К 125-летию открытия Вятского городского четырёхклассного училища (1879-1913). Материалы региональной научно-практической конференции. – Киров, 2004. – с.42-45.

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 8
IRC: 0
Jabber: 0
( состояние на 02:36 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет