Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Как статуи исказили впечатление о древних

Автор: Булат Мамлиев

В раннем Средневековье отношение христианской церкви к античным статуям было однозначно отрицательным (они считались изображениями языческих богов, то есть идолами, которые следует уничтожать), но позже оно сильно изменилось. Не только отдельные монахи, но даже епископы и папы римские собирали уцелевшие греческие и римские произведения искусства, сберегая их от невежественных фанатиков. В позднем Средневековье, не говоря уже о Возрождении, европейские богачи и вельможи, включая церковных сановников, открыто хвастались купленными за большие деньги шедеврами античной скульптуры.

Статуя Силена, найденная в греческом городе Пелла в 2015 г.
Статуя Силена, найденная в греческом городе Пелла в 2015 г.

Однако почитание античности сыграло со многими поколениями европейцев дурную шутку. То, во что скульптура превращалась после нескольких веков, проведённых в земле, воспринималось как её исходное состояние. Древних скульпторов считали утончёнными эстетами, тщательно сохранявшими фактуру материала (то есть мрамора) — по той причине, что окраска и прочий внешний декор их изваяний попросту не сохранился.

В подражание античности, христианских ангелов тоже делали из белого мрамора
В подражание античности, христианских ангелов тоже делали из белого мрамора

Античность виделась царством белого цвета — как в белоснежных скульптурах, так и одеждах людей. Только недавно учёные достоверно выяснили, что античные скульптуры и бюсты изначально были раскрашены. Одежду древние греки и римляне тоже носили самых разных цветов, предпочитая наиболее яркие. Долгие века европейцы представляли античность как мир мудрецов в белых туниках, степенно прогуливающихся по улицам греческих полисов. А также государственных мужей в белоснежных тогах, занимающихся риторикой в сенате. Такие представления появились из-за того, что сохранились в основном парадные скульптуры, где заказчик изображался в величественной позе и одетый в свою лучшую тогу. Краска на лице и одежде статуй выцвела и истёрлась, обнажив белую основу, что создало иллюзию пристрастия античных людей к белому цвету.

Ливия Друзилла в пелле (накидке) поверх платья. I в. н.э.
Ливия Друзилла в пелле (накидке) поверх платья. I в. н.э.

Не меньше иллюзий возникало и в связи с одеждой. Скульпторы античности не изображали людей за повседневными делами, в их обычной бытовой или рабочей одежде. Во всяком случае, такие работы не сохранились. На фресках подобные изображения встречаются, но эти фрески в Средневековье, да и позже, видело намного меньше людей, чем скульптуры. Поэтому античные мужи в сознании европейца были одеты либо в тоги, красиво ниспадающие складками, либо в чисто символическую одежду, вроде шкуры льва (если заказчик хотел, чтобы его изобразили в виде Геракла).

Император Коммод в образе Геракла. II в. н.э.
Император Коммод в образе Геракла. II в. н.э.

С женскими нарядами ситуация была ничуть не лучшей. Сохранилось немало античных скульптур девушек в лёгкой тунике, открывающей левую грудь. Суть здесь та же, что и в мужских статуях в виде Геракла, Персея или какого-нибудь ещё легендарного героя: девушка в виде «полутоплесс» символизировала амазонку, которые якобы удаляли себе одну грудь, чтобы проще было стрелять из лука. Это весьма архаичное представление, оставшееся с тех времён, когда древние греки оттягивали тетиву лука к груди, а не к уху.

«Амазонка Скьярра», римская копия I в. н.э. с утраченного греческого оригинала
«Амазонка Скьярра», римская копия I в. н.э. с утраченного греческого оригинала

Символическое значение частично обнажённой женской груди было очевидно для античных зрителей. А вот находившие такие скульптуры европейцы о нём не знали. Жившая в XV веке Агнесса Сорель, фаворитка французского короля Карла VII, заказывала себе платья подобного фасона, чтобы быть во всём подобной прекрасным девам античности. Более того, из-за большого количества находок скульптур полностью обнажённых девушек и юношей, европейцы считали, что для древних нагота, прикрытая разве что фиговым листком, была вполне естественной.

Мраморная копия статуи копьеносца работы Поликлета, оригинал относится к V в. н.э.
Мраморная копия статуи копьеносца работы Поликлета, оригинал относится к V в. н.э.

Древнегреческие атлеты во время тренировок и на соревнованиях одежду и в самом деле не носили. Но в остальное время эти спортсмены, не говоря уже об обычных людях, ходили одетыми. Скульптурные изображения обнажённой натуры были необходимы античным художникам по той же причине, по которой они нужны современным: для изучения мускулатуры и пропорций человеческого тела. Копии классических работ Фидия или Поликлета имелись во многих мастерских античных скульпторов и художников, поэтому сохранились они в немалых количествах.

«Адам и Ева». Тициан, 1550 г.
«Адам и Ева». Тициан, 1550 г.

С фиговым листком связано другое недоразумение. Античные скульпторы их вовсе не использовали, данное «украшение» на статуях появилось лишь из-за средневекового ханжества. Изначально такие листки рисовали на картинах, изображавших Адама и Еву, ведь в Библии про первых людей написано, что они «сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Cмоква — это инжир, он же фиговое дерево. Когда стало модно выставлять напоказ античные скульптуры, в том числе обнажённую натуру, использовали тот же принцип — добавили на соответствующие места фиговые листочки, чтобы не смущать публику. Впоследствии об этом забыли и стали считать, что фиговые листки на древних статуях были всегда.

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 2
IRC: 0
Jabber: 0
( состояние на 03:46 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет