Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

"Демон сидящий" Михаила Врубеля: прекраснейший лик абсолютного Зла

"Демон сидящий" Михаила Врубеля: прекраснейший лик абсолютного Зла

Вопреки общепринятым представлениям, согласно которым злой дух – это колченогий чёрт с бородкой и хвостом, или фантастическое существо с горящими как карбункулы глазами, волосатыми лапами и злобной гримасой, в моём воображении всегда рисовался некто, соединяющий в облике непревзойдённую красоту, шарм, притягательность – истинное воплощение соблазна. Иначе как мог посланник преисподней склонить человека к греху?

Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, — я у ног твоих!

Михаил Лермонтов, поэма «Демон», 1829-1839 гг.

Увидев впервые картину Михаила Врубеля «Демон сидящий», я поняла, что «мой» образ ожил в этом полотне.

Михаил Врубель. "Демон сидящий", 1890. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. "Демон сидящий", 1890. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В лиловых сумерках, озарённых золотыми бликами солнца, плавящегося за горизонтом, на фоне фантастических цветов, словно созданных из кристаллов самоцветов, сцепив руки на коленях, сидит прекрасный юноша. Задумчивый взгляд устремлён вдаль: в нём нет презрения к миру и людям, только бесконечная усталость. Сила демонического взгляда угадывается по огромным пламенным глазам, сверкающим во тьме, но губы сложились в трогательную гримасу – почти детскую, беззащитную. Атлетический торс, мускулистые руки являют собой образец физического совершенства, а там, за спиной, теряются в полумраке мощные крылья, с тихим шорохом опустившиеся на землю.

Кто он? Падший ангел, отринутый Богом, или, может быть, нефилим – сын ангела Божьего и смертной женщины? Могучий, прекрасный, свободный, он летал по земле, творил зло, искушал слабых духом, повергал во тьму порока. Сколько их, покорённых красотой Демона, исчезли навсегда во мраке бездны?

"Демон сидящий" Михаила Врубеля: прекраснейший лик абсолютного Зла

Он устал. Ничто не радует его, и победы над человеческими душами больше не соблазняют. Окружающий призрачный мир, в котором много красоты, но так мало жизни – будто и небо, и скалы, и диковинные цветы выточил Данила-мастер в царстве Хозяйки Медной горы – чужд молодому гиганту, и сам он этим миром отвергнут.

Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,
Однообразной чередой.
Ничтожной властвуя землёй,
Он сеял зло без наслажденья,
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему.

М. Ю. Лермонтов, поэма «Демон»

Михаила Александровича Врубеля образы Демона преследовали всю жизнь. Возможно, так он пытался отобразить мучившие его внутренние противоречия, трагедию пленённого духа, непринятого миром, и бесконечное одиночество.

"Демон сидящий" Михаила Врубеля: прекраснейший лик абсолютного Зла

К работе над полотном «Демон сидящий» Врубель приступил в 1890 году в доме предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Картина была написана тёмными красками, крупными, широкими мазками, выполненными мастихином – шпателем, используемым в масляной живописи для смешивания красок и удаления незасохших остатков. Этой технике Михаил Александрович научился в Академии художеств, в мастерской педагога Павла Петровича Чистякова.

Подобная методика нанесения красок создавала эффект «кристаллообразности», а картина становилась похожа на мозаичное панно или витраж.

Михаил Врубель. "Роза в стакане", 1904. Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. "Роза в стакане", 1904. Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В конце мая 1890 года Врубель сообщал сестре: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» – полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Савва Иванович был поражён увлечённостью художника и, хотя такая живопись не была ему понятна, мецената никогда не обманывало чутьё на гениальность, и он продолжал покровительствовать Врубелю.

«Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый. Весь его облик наполнен силой: мускулистое тело, крупные черты лица и волевой подбородок, мощная шея контрастируют с огромными печальными глазами и по-женски чувственным ртом», – так сам создатель образа прекрасного Злого Духа описывал его.

"Демон сидящий" Михаила Врубеля: прекраснейший лик абсолютного Зла

В 1891 году Михаил Александрович в числе других именитых живописцев – Шишкина, Айвазовского, Васнецова – получил заказ на иллюстрирование юбилейного двухтомника сочинений М. Ю. Лермонтова, и снова мог вернуться к излюбленной «демонической» теме. Рисунки были монохромны и выполнены чёрной акварелью – так подчёркивалась драматичность сюжета и усиливалась выразительность образов. Иллюстрации художника не нашли понимания у коллег и подверглись ожесточённой критике: их называли уродливыми, грубыми, карикатурными и нелепыми. Однако уже через два десятилетия критики сменили гнев на милость и пришли к выводу, что именно Врубелю удалось передать сущность лермонтовского духа.

Михаил Врубель. "Тамара и Демон". 1890-1891 гг. Бумага, чёрная акварель. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. "Тамара и Демон". 1890-1891 гг. Бумага, чёрная акварель. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Впечатлительный и склонный к депрессии, в последние годы жизни Михаил Александрович страдал тяжёлым психическим расстройством. В 1902 году он завершил картину «Демон поверженный».

В этом образе не осталось ничего от красоты, совершенства и задумчивой меланхолии «Демона сидящего». Мы видим гиганта, рухнувшего в тёмное, мрачное ущелье. Бессильно распластаны могучие крылья, угасают и меркнут когда-то яркие краски их фантастических узоров; жизнь покидает исковерканное, изломанное тело, и только в глазах Демона, пылающих яростью, горит и бьётся несгибаемая воля.

Михаил Врубель. "Демон поверженный", 1902. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. "Демон поверженный", 1902. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

По мнению искусствоведа Нины Александровны Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Она необычайно эффектна, и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины…»

В том же году «Демона поверженного» привезли в Санкт-Петербург на выставку. Полотно произвело сенсацию, однако Врубель, психическое состояние которого стремительно ухудшалось, каждое утро до открытия выставки приходил к своему «Демону» и бесконечно переписывал его, меняя фон, позу, особенно же много изменений внёс в его лицо.

Михаил Врубель. "Демон и Ангел с душой Тамары", 1891. Музей Русского искусства, Ереван
Михаил Врубель. "Демон и Ангел с душой Тамары", 1891. Музей Русского искусства, Ереван

Александр Бенуа вспоминал: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, всё же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым».

Последние годы художник жил в мире своих галлюцинаций и грёз. Он полностью ослеп, и рассудок возвращался к нему только в редкие минуты просветления.

1/14 апреля 1910 года пленённый дух Михаила Врубеля вырвался из измученного тела и вознёсся к недосягаемым светлым вершинам, которые всегда виделись глазам художника. Демоны наконец оставили его.

Михаил Врубель. "Шестикрылый серафим (Азраил)", 1904. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Серафим в иудейской и христианской традиции - высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу. На картине Врубеля серафим предстаёт в образе ангела смерти с острым мечом и горящей лампадой. Лик его бесстрастен - он олицетворяет неотвратимость судьбы, а меч уже занесён над чьей-то жизнью...
Михаил Врубель. "Шестикрылый серафим (Азраил)", 1904. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Серафим в иудейской и христианской традиции - высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу. На картине Врубеля серафим предстаёт в образе ангела смерти с острым мечом и горящей лампадой. Лик его бесстрастен - он олицетворяет неотвратимость судьбы, а меч уже занесён над чьей-то жизнью...

Над могилой художника Александр Блок сказал: «Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением... Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

"Демон сидящий" Михаила Врубеля: прекраснейший лик абсолютного Зла
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 8
IRC: 0
Jabber: 0
( состояние на 03:44 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет