Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Метро рухнувших надежд. Строили, строили и не построили...

Это грустная история, конечно. Одно дело, когда в народе идут разговоры, мол, да, метро бы не помешало в нашем городе - вот сколько заторов на дорогах! Или в прессе муссируется периодически, как очередной представитель администрации города сообщил о рассмотрении возможности строительства подземки/надземки. В этом нередко заметна спекуляция, элемент пиара отдельных персоналий или пустой подъем информационной волны.

Другое дело, когда метро обосновали, спроектировали, выделили деньги на его строительство и даже начали строить. Такие примеры отечественная история, к сожалению, знает, при этом не в единичном количестве. Сегодня поговорим про подземные долгострои. Именно про то, что начали строить и не достроили.

Метро рухнувших надежд. Строили, строили и не построили...

Кому полагалось?

Известный тезис советских времен гласил о том, что метрополитен, как своеобразный король городского общественного транспорта, может быть доступен только городам, достигших планки в один миллион жителей.

Естественно, как и во многом у нас, не могло не быть исключений или смены приоритетов. Так, в частности, четвертым метрополитеном советского государства стала подземка в Тбилиси, открытая в 1966 году. Это при том, что миллиона жителей там не было на момент начала строительства. Объяснять, наверное, не стоит откуда взялся такой приоритет? Примерно аналогичная ситуация возникла и с Бакинским метрополитеном - там миллион жителей уже был, но существенно большая потребность в подземке была, скажем, у Харькова - мощного индустриального центра северо-восточной части Украины. Тем не менее бакинцы получили метро уже в 1967 году, харьковчане - только спустя восемь лет. На самом деле тема неблагодарная в определении тех, кому метро нужнее. Метро нужно практически всем крупным городам-миллионникам.

Примечательно, что в 1982 году московским институтом «Метрогипротранс» была разработана «Схема развития и размещения метрополитенов на период до 2000 г.». Согласно этому документу было запланировано, что к концу тысячелетия в Советском Союзе будет функционировать подземки в 22-х городах. И совершенно нет повода сомневаться, что именно так и было, если бы не...

На момент заката массового советского метростроения в союзе действовало 13 метрополитенов в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте, Ереване, Минске, Горьком (Нижнем Новгороде), Куйбышеве (Самаре), Новосибирске. Последней системой построенной и открытой при СССР стал Свердловский метрополитен (Екатеринбург).

Отчасти к метросистемам можно отнести обособленные трамвайные линии в городах Кривой Рог и Волгоград - в этих городах, где численности населения не хватало до стройки "настоящего метро", было разрешено внедрить временное решение, где имеются участки с тоннелями и подземными станциями, которые при ОЧЕНЬ большом желании можно переоборудовать в метрополитен.

Волгоградский метротрам. Источник: https://don24.ru/
Волгоградский метротрам. Источник: https://don24.ru/

Этими подземками явно ограничиваться не собирались. На декабрь 1991 года метро активно строилось в Днепропетровске и Алма-Ате.

Первым посчастливилось открыться в 1995 году и то исключительно по причине высокой готовности первой очереди, вторые гордо и мучительно строили метро аж на протяжении 23 лет - метро в Алма-Ате увидело своих пассажиров лишь в 2011 году.

Алма-Атинский метрополитен. Станция Алатау. Источник: https://riverforum.net/
Алма-Атинский метрополитен. Станция Алатау. Источник: https://riverforum.net/

Были и те города, которым "повезло" начать строить обоснованное и спроектированное метро в начале 1990-х...

Не пытайтесь покинуть Омск!

На метро по-крайней мере этого не удастся сделать точно. Здесь смело и амбициозно начали строить подземку еще в 1992 году. Город с миллионным населением расположен на реке Иртыш - соответственно вопрос сообщения между берегами, казалось бы, всегда был актуальным.

Сразу отметим, грунты Омска оказались в определенной степени благоприятны, что позволило изначально его планировать на малых глубинах - на так называемом мелком заложении. И это не могло не радовать и не вселять разумный оптимизм - такие подземки существенно дешевле и проще в возведении.

Первая очередь Омского метрополитена. Схема автора
Первая очередь Омского метрополитена. Схема автора

Начавшись в 1992 году, метростройка пошла, однако удивительно вот что - вплоть до 2003 года строился совсем другой участок, не тот, что показан на схеме сверху - левобережную трассу строить тоже хотели, но не в первую очередь.

Первоначально внимание было сконцентрировано на южном участке с шестью станциями из района Рабочие до центра города. За десятилетие вялой стройки были освоены только две площадки будущих станций с названиями "Туполевская" и "Рабочая" - строители успели там вырыть котлованы, на "Туполевской" собрать участок станции с лотком (не кошачьим), стенами и сводом и даже проложить полностью один перегонный тоннель.

Схема первой линии Омского метрополитена
Схема первой линии Омского метрополитена

В 2003 году планы города резко меняются и в связи со строительством совмещенного метромоста через Иртыш принимается решение о смене первой очереди в пользу северного участка от станции "Библиотека имени Пушкина" до станции "Соборная", а то, что уже построили на юге города пришлось консервировать - засыпать специальной смесью во избежание обрушения.

После этого, как ни странно, стройка завертелась. В 2005 году был открыт для движения автомобилей метромост, получивший название "Мост им. 60-летия Победы". Верхний ярус стал служить для пропуска автомобильного транспорта, а нижний закрытый уровень предназначался для поездов метрополитена.

Мост имени 60-летия Победы в Омске
Мост имени 60-летия Победы в Омске

Активизация работ произошла и на площадках станций. Особенно радовали темпы работ по конечной станции "Библиотека им. Пушкина", единственной, расположенной на правом берегу в центральной части Омска.

Станция "Библиотека имени Пушкина" Омского метрополитена
Станция "Библиотека имени Пушкина" Омского метрополитена

К 2011 году основные капитальные работы по этой станции были завершены - подрядчик торопился поскорее засыпать подземные конструкции, чтобы убрать ограждения, мешающие организации транспортного потока.

Горожане отныне смогли пользоваться составной частью будущей станции - подземным переходом, вход в который стала украшать фирменная буковка "М", как знак надежды в скорейшее открытие системы.

Вход в подуличный переход - будущий вестибюль станции "Библиотека имени Пушкина"
Вход в подуличный переход - будущий вестибюль станции "Библиотека имени Пушкина"

Параллельно велись работы и на остальных станциях, за исключением конечной "Соборной" - это станции "Заречная" и "Кристалл". Там успели подготовить котлованы и организовать проходку перегонных тоннелей.

Котлован станции "Заречная" Омского метро
Котлован станции "Заречная" Омского метро

Вплоть до прекращения финансирования в 2014 году, даже не смотря на прекращение федеральной поддержки в 2010 году, были пройдены перегонные тоннели левого и правого путей между тремя станциями, кроме участка "Кристалл" - "Соборная". За "Соборную" и площадку будущего депо толком не брались.

Котлован станции "Кристалл" Омского метрополитена
Котлован станции "Кристалл" Омского метрополитена

Периодически также извещалось о намерении увеличить первый пусковой кусок до пяти станций, добавив наземную/надземную станцию "Рокоссовского", однако реальных шагов в этом направлении сделать не успели.

В 2014 году, осознав неподъемность для бюджета достройки метро, компания-подрядчик предложила переформатировать проект метрополитена в пользу удешевления и упрощения. Так, в частности, рекомендовалось уменьшить длину станционных комплексов и строить их на поверхности в расчете на прием коротких, трехвагонных составов, которые должны были быть конструктивно ближе к трамваю. чем к классическим поездам метро. Оптимизации планировали подвергнуть и будущее депо за счет уменьшение площадей, количества зданий, объектов и путей. Эти меры по мнению подрядчика могли бы позволить снизить конечную стоимость достройки до 23 млрд рублей в ценах 2014 года.

Один из вариантов оптимизации
Один из вариантов оптимизации

Несмотря на положительное заключение экспертизы реализовать метро даже в таком, упрощенном виде не удалось, хотя была робкая надежда о прекрасном подарке городу Омску на его 300-летие.

Что же мы имеем в сухом остатке? Готовая станция, 5,5 километров тоннелей, метромост, два котлована под открытым небом и два зарытых с газоном наверху. Строительство по состоянию на 2021 год не ведется, а город продолжает тратить десятки миллионов рублей на поддержание выработок в безопасном состоянии (охрана и откачка воды)...

Тоннель Омского метрополитена
Тоннель Омского метрополитена

Не успев появиться, метрополитен Омска умудрился стать настоящим анекдотом. Неиссякаемым источником шуток, например, стала единственная построенная станция "Библиотека имени Пушкина".

Схема линий Омского метрополитена
Схема линий Омского метрополитена

Замечательный петербургский проект ТИХОМИРОВ (Илья Тихомиров и Аня Богатикова), известный своими творческими работами на тему метрополитена Санкт-Петербурга и много другого, также не мог не обратить взор на подземный феномен Омска:

Омское метро. Автор: ТИХОМИРОВ
Омское метро. Автор: ТИХОМИРОВ

Только шутить и остаётся...

Метрополитен для суровых

Буквально одномоментно с Омском свою метростройку начали и на Южном Урале - Челябинский метрострой в 1992 году взялся за первую очередь из 4 подземных станций и длиной почти в 7 километров.

Первая очередь Челябинского метрополитена. Схема автора
Первая очередь Челябинского метрополитена. Схема автора

Проектировать Челябинский метрополитен взялись ленинградские специалисты из института Ленгипротранс - эти работы начались еще в 1984 году.

Шахта №250 - строительство станции "Площадь Революции"
Шахта №250 - строительство станции "Площадь Революции"

Из-за особенности грунтов метро в Челябинске было запланировано преимущественно на глубоком заложении - лишь одна из четырех станций спроектирована в открытом котловане - это "Комсомольская площадь".

Станция "Комсомольская площадь", построенная в конструкциях
Станция "Комсомольская площадь", построенная в конструкциях

Когда начинается стройка таких станций, несмотря на выигрыш в цене в сравнении со станциями глубокими, неизменно возникает проблема длительного задействования порядочного земельного участка.

Так и случилось в Челябинске - когда стало очевидно, что окончанием строки метро не пахнет, город принял решение форсироваться хотя бы на этой станции, чтобы скорее засыпать свод и вернуть движение автомобильного транспорта по востребованному Проспекту Ленина - даже никогда не побывав в Челябинске, можно представить себе, что магистраль с таким названием явно не последняя в городе.

Проезжая часть Проспекта Ленина. За забором должна быть будущая входная группа на станция "Комсомольская площадь", а пока бытовки...
Проезжая часть Проспекта Ленина. За забором должна быть будущая входная группа на станция "Комсомольская площадь", а пока бытовки...

Таким образом "Комсомольская Площадь" стала единственной максимально готовой станцией (готовой к отделке и монтажу оборудования, но не приёму пассажиров).

Шахтный ствол Челябинского метрополитена. Источник: https://gzbender.livejournal.com/
Шахтный ствол Челябинского метрополитена. Источник: https://gzbender.livejournal.com/

Что успели построить на сегодняшний момент помимо это? Не так уж и мало - по трассе первой очереди были заложены 6 шахтных стволов (все на проектную глубину), пройдена часть перегонных тоннелей (более 4 километров), в общих конструкциях построили станцию "Торговый центр" (односвод на глубоком заложении) и даже её эскалаторный тоннель к поверхности с подуличным вестибюлем, а также была подготовлена площадка под будущее метродепо. К другим двум станциям даже не приступали...

Состояние станции "Торговый центр". Источник: https://echochel.ru/
Состояние станции "Торговый центр". Источник: https://echochel.ru/
Эскалаторный тоннель и будущий вестибюль станции "Торговый центр"
Эскалаторный тоннель и будущий вестибюль станции "Торговый центр"

В сети можно встретить такую схему, которая наглядно иллюстрирует готовность объектов Челябинского метро:

Схема готовности Челябинского метро. Источник: форум https://forum.nashtransport.ru/
Схема готовности Челябинского метро. Источник: форум https://forum.nashtransport.ru/

Удивительно, но строительство подземки в Челябинске практически никогда не останавливалось с 1992 года, даже тогда, когда прекратились поступления из Федерального бюджета в 2010 году.

По данным пресс-службы правительства Челябинской области по состоянию на январь 2018 года за весь период строительства было освоено 10,89 млрд рублей, в том числе 2,6 млрд рублей из средств федерального бюджета и 7,73 млрд рублей — из средств областного бюджета. Чтобы закончить стройку требуется еще не менее 80 млрд. Это невероятно огромные деньги для областного бюджета, даже для Петербурга 2021 году на цели метростроения заложено чуть более 13 млрд рублей).

Участок построенного перегонного тоннеля в окрестностях станции "Торговый центр". Источник: https://gzbender.livejournal.com/
Участок построенного перегонного тоннеля в окрестностях станции "Торговый центр". Источник: https://gzbender.livejournal.com/

Если бы такой суммой региональный бюджет располагал, то достройка первой очереди из четырех станций могла быть завершена в течение пяти лет, однако сейчас объекты по большей части только поддерживаются в безопасном состоянии, проходческих работ не ведётся. Ежегодно на эти цели тратится 200-300 млн рублей.

Подводя итоги, наверное самое грустное даже не то, что метро не построено в Челябинске и достраивается вяло, а то, что в качестве первой очереди выбран участок (при #СССР), который в настоящее время уже не соответствует потребностям современного города - как минимум подземка не свяжет вокзал, да и на тракторный завод общественным транспортом направляются уже не такие толпы работяг.

С целью оптимизации озвучивались даже предложения о переоборудовании всего то, что построили в однопутную линию челночного трамвая, но решения принято не было.

Когда ждать открытия метро в Челябинске? Вопрос риторический.

На берегах Енисея

Известнейший город на Енисее также имел все шансы обрести подземку - здесь строительство началось позднее Омска и Челябинска - в 1995 году. Но трассу первой очереди сразу рисовали амбициозно - сразу 5 станций.

Первая очередь Красноярского метрополитена. Схема автора
Первая очередь Красноярского метрополитена. Схема автора

По мере таяния бюджетных поступлений пусковой кусок решили урезать с 9,4 км до 5,5 километров (три станции вместо пяти - от "Высотной" до "Вокзальной").

Относительно активная и продуктивная стройка метро велась в Красноярске с 2001 по 2009 год. За это время велись работы по возведению конструкций станции мелкого заложения "Высотная", а также проходились участки перегонных тоннелей - всего успели пройти более 3,5 километров.

Котлован станции "Высотная". Источник: dedmaxopka.livejournal.com
Котлован станции "Высотная". Источник: dedmaxopka.livejournal.com

В 2011 году строительство подземки в Красноярске было окончательно заморожено. Строительная площадка у городского вокзала вместе с копром шахты была ликвидирована - огромная бесполезная махина только уродовала привокзальную площадь, ограничивая потоки.

Вплоть до 2019 года никаких серьезных движений, кроме трат на поддержание выработок в безопасном состоянии, не было. В августе 2019 года Красноярский трест инженерно-строительных изысканий (АО "КрасноярскТИСИЗ") выиграл конкурс по выполнению работ по корректировке проектно-сметной документации.

Перегонный тоннель Красноярского метрополитена. Источник: raskalov-vit.livejournal.com
Перегонный тоннель Красноярского метрополитена. Источник: raskalov-vit.livejournal.com

За последние два года компания провела инженерные изыскания, обновив данные для дальнейшего проектирования, а вернее теперь сказать - перепроектирования. Проанализировав реальные потребности города, было принято решение об увеличении длины пускового участка - с трех до шести станций, что является совершенно верным решением - представить себе популярным метрополитен, состоящий всего из трёх станций, затруднительно.

Схема актуальной первой очереди с шестью станциями
Схема актуальной первой очереди с шестью станциями

В октябре 2020 года Красноярский трест инженерно-строительных изысканий завершил разработку проекта строительства метрополитена Красноярска и начал готовить документы для повторной передачи в Главгосэкспертизу. После положительного заключения можно ожидать начало полноценных строительных работ.

Рабочий ствол красноярской подземки. Источник: dedmaxopka.livejournal.com
Рабочий ствол красноярской подземки. Источник: dedmaxopka.livejournal.com

Стоимость завершения первой очереди метрополитена оценивается на уровне 65-70 млрд рублей, при этом со стороны администрации региона упор делается на возможность получения средств из федерального бюджета. Что же, скрестим пальцы и "будем посмотреть"...

Если произойдет чудо и с 2022 года стройка продолжится, то к 2028 году закончить это сооружение-долгострой вполне возможно.

Подземное горе Донбасса

Сейчас на территории Украины действует три метрополитена: Киевский, Харьковский и Днепропетровский. При этом очень большие шансы были появиться у четвертой подземки - Донецкой.

Донецк зафиксировал своего миллионного жителя еще в 1979 году и это неудивительно - это был один из крупнейших городов УССР с развитым промышленным сектором, чего один только Донецкий металлургический завод стоит.

Заговорили о стройке подземки здесь еще при СССР, а стройку начали в 1993-м. Согласно планам в качестве первой очереди выбрали участок из шести станций (это уже само по себе достаточно смело!), ведущий из восточной спальной окраины в самый центр города.

Схема первой очереди Донецкого метрополитена
Схема первой очереди Донецкого метрополитена

Из-за особенностей рельефа и свойств грунтов метрополитен Донецка должен был залегать на разных глубинах, что соответственно неизбежно повлияло на конструктивные особенности проекта, решения станций и перегонных тоннелей.

Профиль и план трассы первой очереди Донецкого метрополитена
Профиль и план трассы первой очереди Донецкого метрополитена

Три станции на восточном конце линии должны были строиться в открытых котлованах на малой глубине: "Красный городок" и "Чумаковская" должны были стать классическими "сороконожками", как в метросреде нередко называют самые массовые типовые станции с колоннами, а для "Пролетарской" предусматривали экзотический вариант односводчатой станции.

Котлован конечной станции "Пролетарская" Донецкого метро
Котлован конечной станции "Пролетарская" Донецкого метро
Стройплощадка станции "Пролетарская" Донецкого метро
Котлован конечной станции "Пролетарская" Донецкого метро

Остальные три станции предусматривались на глубоком заложении: "Мушкетовская" и "Левобережная" пилонные, а конечная "Политехнический институт" и вовсе односводчатая. Причем очевидно по Ленинградскому проекту, а так мало, кто строил (15 станций в Ленинграде и одна в Москве)

Односводчатая станция "Лиговский проспект" - примерно такой должна была стать станция "Политехнический институт". Снимок автора
Односводчатая станция "Лиговский проспект" - примерно такой должна была стать станция "Политехнический институт". Снимок автора

За двадцать лет вялотекущего строительства с 1993 по 2013 год были построены вертикальные стволы шахт в количестве трех штук, раскрыто два котлована под станции "Пролетарская" и "Красный городок", проложено порядка 2 километров перегонных тоннелей и выполнена подготовка площадки под будущее депо.

Площадка будущего депо. Это, кстати, не метротоннели, а бетонный коллектор для отвода ручья. Насколько известно запустить этот водовод всё-таки успели..
Площадка будущего депо. Это, кстати, не метротоннели, а бетонный коллектор для отвода ручья. Насколько известно запустить этот водовод всё-таки успели..

В 2009 году готовность Донецкого метрополитена оценивали в 30%, однако на мой скромный профессиональный взгляд, это не может никаким образом соответствовать действительности. 30% может быть с натяжкой в Омске, где, как мы посмотрели, уже 3/4 перегонных тоннелей построено и есть готовая станция, здесь же ничего и близкого к этому нет.

Заброшенный копер шахты донецкого метро
Заброшенный копер шахты донецкого метро
Метро рухнувших надежд. Строили, строили и не построили...
Заброшенный копер шахты донецкого метро

После остановки строительства метро часть построенного пришлось консервировать с затоплением. Так, в частности, в самом центре города копёр шахты был разобран, уступив место скромному вентиляционному киоску. Редкие искатели приключения, проникавшие внутрь в поисках подземных интересностей, были "приятно" обрадованы зеркалом воды внутри шахты.

Вентиляционный киоск шахты тупиков станции "Политехнический инстиутут". Листайте далее...
Вентиляционный киоск шахты тупиков станции "Политехнический инстиутут". Листайте далее...
А внутри - вода...
Вентиляционный киоск шахты тупиков станции "Политехнический инстиутут". Листайте далее...

Вплоть до известных событий 2014 года никаких телодвижений с реальным продолжением подземных работ не было. Есть информация о том, что в ходе военных действий некоторые открытые выработки метро были заминированы. Несмотря на это, разговоры о продолжении строительства метро озвучивались и властями самопровозглашенной республики.

Заброшенный шахтный ствол донецкого метро
Заброшенный шахтный ствол донецкого метро

По состоянию на 2021 год проектирование и строительство метрополитена Донецка не ведётся...

Подземный аттракцион не для каждого

Что же, мы посмотрели с вами четыре подземки, которые вполне имели все шансы появиться и уже не один год перевозить пассажиров в своих городах. Этого не случилось. Почему?

Безусловно главная причина - это развал Советского союза, и, соответственно последующий экономический кризис со сменой методов ведения хозяйственной деятельности. При СССР финансирование строительства метрополитенов велось централизованно из федерального бюджета, как особо важных транспортных, стратегических и социально важных объектов инфраструктуры.

Второй момент связан уже с последующим отказом от федерального софинансирования в Российской Федерации в 2010 году, это погубило в том числе Омск, Челябинск и Красноярск. Местные же городские и областные бюджеты уже никаким образом не могли позволить дальнейшее строительство. В одной из прошлых статей мы с вами как раз пытались разобраться в ценообразовании метростроения, почему это так дорого стоит и почему его не строят в большинстве городов России. Не потянуть.

Больше всего, пожалуй, обидно за Омск. Сделано там действительно много. Хороший задел выполнили и в Челябинске. А самые большие перспективы, как не удивительно, теперь у менее готовой метростройки в Красноярске. Такие причуды! Говорить про Донецкий метрополитен мы и вовсе не будем...

Тем не менее, чтобы не заканчивать уж совсем на грустной ноте, скажу, что всё же одну новую постсоветскую подземку построить удалось. Это метро начали строить позднее всех четырех перечисленных - в 1997 году. И сейчас эта подземка уже 15 лет как перевозит пассажиров и располагает целыми 11 станциями. Как несложно догадаться - это казанский метрополитен.

Станция "Кремлевская"
Станция "Кремлевская"

Республика Татарстан оказалась единственной, которая смогла вытянуть строительство метрополитена с нуля. В 2021 году строительство подземки продолжается - в дополнение к существующей первой линии, которая формально закончена, выйдя к южным и северным окраинам Казани, сейчас строится вторая линия с четырьмя станциями.

Пока что в России работает семь метрополитенов, а в каком городе откроется восьмой и откроется ли вообще - вопрос пока открытый...

Источник: Яндекс.Дзен
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 4
IRC: 0
Jabber: 0
( состояние на 14:22 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет