Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Почему грандиозный проект военного корабля обернулся катастрофой

Шведский король Густав II Адольф, прозванный Снежным королем и Львом севера, имел дурную наследственность, мешавшую ему мирно уживаться с соседями. От предшественников ему достались напряженные отношения с Россией и Данией, которые служили фоном для затянувшейся шведско-польской войны. Считалось, что тех было четыре, но на деле одна кампания шла с 1600 года три десятилетия без малого, прерываясь на короткие передышки, во время которых обе стороны спешно готовились к новым сражениям.

В ту пору Польшей правил Сигизмунд III , принадлежавший к той же династии Ваза (или Васа), что и соперник. Не сказать, что между родственниками накопились неразрешимые противоречия, но обоим казалось, их манера править превосходит навыки другого, отчего неплохо бы объединить обе державы в одну империю. Вопрос стоял только один: под чьим же началом это объединение ворвется в историю?

Швеция в теории была сильнее Польши. Особенно на море, где изначальный туманный перевес вылился в явное доминирование Швеции. Правда, северным парням не всегда везло. В 1625 году, к примеру, в один из штормов затонуло сразу 10 военных кораблей, что по тем временам можно считать катастрофой. И потому шведские верфи не простаивали, спешно строя все новые и новые корабли – насколько хватало возможностей казны.

Часто на верфях работали голландские мастера. Вот и в 1624 году с Хенриком Хюбертссоном де Гроотом и его братом Арентом де Гроотом был заключен контракт, по которому те обязывались построить для шведского военно-морского флота четыре корабля. Два малых и столько же больших. И первым заложили именно малый корабль.

Готовое детище шведского короля в Стокгольме. Фантазия автора. Иллюстратор: Ольга Антоненко
Готовое детище шведского короля в Стокгольме. Фантазия автора. Иллюстратор: Ольга Антоненко

В ту пору не существовало линейных кораблей, поскольку не было самого понятия "линейная тактика". Сражения на море происходили между эскадрами, шедшими (или стремившимися к тому) в ордере, часто называемом "пчелиным роем". Это когда первым идет самый мощный флагман, за которым довольно бесформенным строем следовали подчиненные. И в результате морской бой напоминал не упорядоченную режиссуру, а собачью свалку. А поскольку основным видом боя все еще оставался абордаж, то и классификация боевых посудин велась по числу экипажа, а не количеству дек и пушек.

На беду нового малого корабля и его создателя, Швеции снова не повезло на море. В 1627 году осенью в битве при Оливе поляки сократили численность вражеского флота на два галеона (один захватили, а второй был взорван экипажем в финале абордажного боя). Затем Северный король все в той же Данцигской бухте лишился еще одного парусного гиганта, и пришлось срочно пересматривать приоритеты. И потому братьям кораблестроителям из Голландии дали распоряжение строить большой корабль, а не маленький. Вот только материалов они заготовили как раз на малый. Собственно, он уже вовсю строился.

Модель корабля из музея Ваза, масштаб 1 к 10
Модель корабля из музея Ваза, масштаб 1 к 10

Какой-то внятной теории корабля тогда еще не существовало. И корабелы методом проб и ошибок с большими сложностями нащупывали архитектуру идеального военного парусника. Так что король решил, что увеличение высоты бортов строящегося корабля и увеличение пушек на нем даст нужный эффект. Во что не верили сами мастера-строители, но с королем спорить как-то сложно.

Вскоре Хюбертссон заболел и не смог курировать стройку. Ему быстро нашли замену – Сефинга Хандсона, которого назначили на будущий корабль капитаном. Капитан мало чего смыслил в подрядах и кораблестроении, так что по факту стройка продолжалась под руководством Маргарет – жены заболевшего Хенрика Хюбертссона. Также в процесс постоянно вмешивался король, раздававший на правах обязательных распоряжений рекомендации, сводившиеся к еще большему увеличению габарита корабля. Густав II Адольф считал себя докой во всех вопросах, так что он в свое творение верил настолько, что решил назвать корабль в честь династии, к которой принадлежал. Так корабль "Ваза" постепенно приобретал очертания.

Сегодня корабль можно увидеть в музее Ваза в Стокгольме (Vasamuseet)
Сегодня корабль можно увидеть в музее Ваза в Стокгольме (Vasamuseet)

Днище корабля было сделано по голландскому образцу – полукруглым. Это увеличивало вместительность, но негативно сказывалось на остойчивости. Что понимал капитан, но не хотел замечать король. И потому, когда корпус корабля спустили на воду, капитан собрал комиссию из корабельных мастеров и в их присутствии заставил бегать три десятка матросов от борта к борту. На третьем забеге корпус так раскачался, что создалась угроза его опрокидывания. Что зафиксировала комиссия и сообщила о том королю. Густав II Адольф ответил, что надо срочно достраивать корабль и выпускать его в море. И что он хочет видеть на борту своего флагмана 74 пушки калибром в 28 фунтов. Места для них не хватало, и пришлось еще раз увеличить высоту флагманской посудины.

Пушечные заводы не справились с заказами, так что на "Вазу" пришлось установить 46 новых 24-фунтовок. К ним добавили две таких же из арсенала, довольно старых. Остальную артиллерию добили найденной мелочевкой в 2 или 3 фунта.

Возникли трудности с укладкой балласта. Хенрик Хюберт настаивал на камнях. Но их сложно укладывать, поэтому остановились на песке. Правда, песок легче камней. Зато его удобнее размещать в трюме. А чтобы и вовсе облегчить жизнь, песок этот засыпали в бочки. Которые установили в недрах корабля. Вот только бочки, стоящие вертикально, гарантировали центр тяжести конструкции выше, чем просто насыпной балласт. А потому песок в бочках все же дополнили камнями. И все равно массы балласта недоставало, да и располагался он слишком высоко.

Катастрофа. Иллюстратор: Andrew Howat
Катастрофа. Иллюстратор: Andrew Howat

В конце проекта, когда пришла пора ставить паруса, оказалось, что парусов у Швеции нет. И их решили закупить в Голландии. В Голландии паруса не производили. А потому продали шведам то, что закупили… у тех же шведов в Риге – отбеленное конопляное полотно, которое внешне очень походило на льняное. За одним исключением – оно было толще и тяжелее льняного. Что никак не прибавило остойчивости "Вазе".

Корабль худо-бедно оснастили и 10 августа 1628 года с помпой отвели на буксире от причальной стенки. В принципе, погода была хорошая, и ничего не предвещало катастрофы. Корабль поднял всего три паруса и неспешно двинулся к выходу из бухты. На нем открыли пушечные порты для салюта. В результате хватило малости – небольшой боковой порыв ветра накренил неустойчивое судно. Корабль хлебнул портами воду, лег на бок и затонул, пройдя своим ходом что-то около 1300 метров. Вместе с ним погибло примерно 40 человек. Или в десять раз больше, что точно не установлено, поскольку на борту, кроме команды, находились гости, зеваки, корабельные мастера и члены их семей.

В 1664 году с помощью водолазного колокола удалось поднять более 50 орудий "Вазы". Источник иллюстрации: vasamuseet.se
В 1664 году с помощью водолазного колокола удалось поднять более 50 орудий "Вазы". Источник иллюстрации: vasamuseet.se

По факту гибели новейшего флагмана создали несколько комиссий, со всем рвением искавших виновных. Но все дорожки вели к королю, так что решили дело срочно замять. Правда, выводы все же сделали. И таких морских неваляшек больше старались не строить – слишком накладно для казны в итоге. Хотя морская археология от этого только выиграла. Но эти бонусы века XX, а не XVII .

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 4
IRC: 0
Jabber: 0
( состояние на 14:56 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет