Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Считается, что Апшеронская узкоколейная железная дорога была построена в 1927 году, когда советская власть всерьёз и надолго решила заняться добычей леса ценных пород в горах Западного Кавказа. Центром лесопереработки и перегрузки на широкую колею стала станица Апшеронская, за 20 лет выросшая в город Апшеронск. Но тогдашняя АУЖД уходила от станицы и ширококолейной станции всего на пару десятков километров, и её старейший пригородный участок был полностью разобран в 2010-м году. Началом АУЖД сделалось село Черниговское на бывшем 30-м километре, а уцелевшая 37-километровая линия была построена, с перерывом на войну, в 1940-е годы:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Название села часто можно услышать не в среднем, а в женском роде - Черниговская. Это создаёт путаницу, учитывая, что в полусотне километров от Апшеронска ещё и Черниговская станица есть. Но тут дело не в станице, а в станции, которой служит центральная площадь села. У одинокого пути стоит сталинский вокзальчик (1955), который делят теперь диспетчерский пункт и сбербанк.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Само Черниговское - крупное село (2,6 тыс. жителей), существовавшее, конечно, задолго до появления узкоколейки. Как и Апшеронск, Ширванская или Нижегородская, своё название оно получило в честь одного из полков, отметившихся в покорении Кавказа - так царская власть называла селения, заложенные в 1860-х годах в обезлюдевших горах после изгнания черкесов. Казаки, однако, из привольных степей в сырые долины ехать не очень-то спешили, отправляясь сюда кто по жребию, кто за провинность.

Столкнувшись с дефицитом поселенцев, Россия прибегла к проверенной уже в Закавказье идее - позвать армян, которым тяжко жилось под пятою султана и шаха. Историческую родину в 1830-х годах заселяли в основном армяне из Персии, на новый же для них Западный Кавказ устремились люди хай из Османской империи. По факту получилось ни что иное, как обмен населением: прибытие в Анатолийские горы многочисленных неустроенных и озлобленных черкесских беженцев сделало и так не сахарную жизнь османских армян совсем уж невыносимой.

Теперь происхождение населённого пункта в горах Краснодарского края можно определить по названию: ведь казаки ставили станицы (Черниговская), а армяне - сёла (Черниговское), и здесь их по-прежнему почти половина жителей. Советская власть не поладила ни с казаками, ни с дашнаками, но всё же последние показались ей меньшим из зол, а потому в 1925-53 годах на Западном Кавказе существовал даже Армянский национальный район с центром в селе Шаумян (до 1930 года - станица Елисаветпольская), которое в 1943-46 годах в этой роли временно подменяло Черниговское.

Великая Отечественная война кипела на Кавказе жарко и остановлен враг был именно в здешних долинах, и если с одной стороны привокзальной площади (когда-то бывшей путями станции) стоит явно не армянская часовня, то с другой - солдатский монумент:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

"Шпалорез-Экспресс" готовится к отправлению. Туристический поезд в этой части Апшеронки появился недавно, а с этого года туристов и катаются исключительно на нём. Вагон-"шашлычка" представляет собой подобие крытой террасы - без стёкол, но со столом, лавками, умывальником и даже мангалом, который так и тлел на ходу, своим ароматным дымком перебивая едкий сизый дым от тепловоза.

Дюжий инструктор Анатолий Борисыч вызвал у меня дежавю с уссурийской тайгой, где совершенно такие же мужики в такой же зелёной одежде катали нас по порожистым рекам на удэгейской лодке. Группа наша же чуть-чуть подросла - на "Шпалорез-Экспрессе" к нам присоединились две девушки из Краснодара, приехавшие сюда на своей машине. Аренда поезда на весь маршрут стоит 40 000 рублей, так что из 11 500 рублей стоимости тура от "Неизвестной России" на эту часть приходится порядка 4000.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Сцепка. По фото может показаться, что мы неслись аки "Сапсан", но на самом деле просто кадр снят в сумерках - скорость "Шпалорез-Экспресса" немногим больше, чем у пешехода, а весь путь туда-обратно с остановками занимает 7-9 часов.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Основные локомотивы Апшеронки - ТУ8, последние узкоколейные тепловозы Камбарского завода, в серийное производство вышедшие в 1988 году. На большинстве узкоколеек работают их предшественники ТУ7, и Апшеронка едва ли не единственная из сохранившихся успела перейти на ТУ8 полностью. На бортах локомотива - нехитрое оборудование для возврата его на рельсы, ибо сход с рельс тут явление абсолютное рутинное и, благодаря маленьким скоростям, не опасное.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Кабина "кукушки" по сравнению с кабиной магистрального локомотива выглядит почти игрушечной. Ехало здесь, однако, целых 3 человека, не считая Борисыча - как я понимаю, именно на случай сходов с рельс и мелких поломок:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Гудок на крыше. Периодически он издавал ярко выраженное "туууууу!", причём за поездку, кажется, именно 8 раз:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Локомотив затархтел и тронулся, почти сразу повернув под прямым углом. За поворотом обнаружился сельский ДК (1963):

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

А впереди показалось депо, после того как Черниговская стала начальной станцией линии, обустроенное в ангаре:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Рядом с депо можно увидеть "матрицу" (или даже матрицу), как называют в народе мотрису ТУ8П. Мотриса - это самоходный пассажирский вагон, коим может быть, например, обыкновенная "буханка", поставленная на железнодорожные колёса. ТУ8П - фактически, рельсовый автобус, и загрузиться в матрицу да выйти из неё на Апшеронке можно утром и вечером в будни и с субботы на воскресение в ночь: для узкоколеек движение здесь чрезвычайно активное, и это при том, что турист вполне может оказаться единственным пассажиром в вагоне. Впрочем, никто не отменял такой вещи, как поломки, на устранение которых нужно время и не всегда есть деньги - так, в дни нашей поездки "матрицу" со сгоревшим аккумулятором отбуксировали в депо откуда-то с дальней части линии. В аренду туристам "матрица" сдавалась давно, какое-то время - параллельно со "Шпалорез-Экспрессом", но теперь её арендовать больше нельзя.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Не ходят теперь и грузовые вагоны, и на площадке завода "Краснодеревщик" - тишина. Лес по Апшеронке возили 90 лет, до 2017 года, когда пихтовые делянки были отданы Кавказскому заповеднику. Теперь линия работает исключительно на снабжение пары глухих деревень в горах, и в ближайшие годы её судьба - либо полная ликвидация, либо превращение в туристический аттракцион.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Между перенаселённых чернозёмных степей и переполненных туристами курортов горная глушь Апшеронского района удивляет. Мир белёных хаток и краснокирпичных коттеджей остаётся за поворотом, а дальние выселки Черниговского встречают деревянным зодчеством. У заборов свалены могучие дрова, а за заборами стоят дома и амбары - но не срубные, как на большей части России, а каркасно-дощатые:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

После длинной турбазы, за высокими заборами которой бродят козочки и гуси, у путей смыкается лес. Линия тенятся вдоль реки Пшехи, первый десяток километров - по самому берегу:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Кое-где из леса выглядывают хутора и остатки явно промышленных построек, в том числе настоящий шпалорез - до недавнего времени у АУЖД было своё производства шпал из местной древесины, теперь же узкоколейка покупает списанные шпалы "взрослых" линий и режет их пополам. В лесу тут и там показываются из листвы обелиски с чёрными табличками и красными звёздами. Первую остановку "Шпалорез-Экспресс" делает близ указателя "Часовня".

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

До часовни идти метров 200 по лесу, вверх от реки. Этим путём на своих плечах таскал камни некий местный житель, в одиночку построивший маленький храм на братской могиле курсантов-танкистов, погибших в январе 1943 года в тяжёлых боях за Верхний Черниговский хутор. Последний существует и ныне - деревянный дом строителя стоит в лесу чуть в стороне от часовни:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Едем дальше. Порой из лесов показываются скальные обрывы, а под колёсами протягиваются мосты через овраги и ручьи. Прямо на одном из них - следующая остановка:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Справа от моста - небольшой водопад. Увы, при нас сочившийся тонкой струйкой: здесь мы ехали натурально в последний час двухмесячной засухи, на смену которой вскоре пришли проливные дожди.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

По соседству с водопадом - колоритный камень-подиум в русле Пшехи:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

С которого можно сойти мимо грандиозных корней:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Не знаю, есть ли у скалы название, но я сходу прозвал её Лобным местом:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

На Лобном месте нас застал и первый, пока ещё слабый и короткий дождь. Под мрачнеющим небом впереди показалось одно из самых впечатляющих мест узкоколейки - Волчьи Ворота:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Не ущелье, а лишь короткий проход меж двух отвесных скал:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

На Красной Круче, левой по ходу нашего движения скале за Пшехи, хорошо заметна узкая тёмная пещера. С ней связан был один из тех многочисленных эпизодов Великой Отечественной, что в кино покажутся малоправдоподобным ура-патриотическим вымыслом, а тем не менее - реальны. В августе 1942 года немцы заняли Апшеронск и прорывались по окрестным ущельям в направлении Туапсе и Сочи. Красноармейские части, отступавшие вдоль Пшехи, прикрывал пулемётчик, вероятно из местных жителей.

По тайным тропам и верёвкам он не только забрался в эту пещеру, но и притащил туда станковый пулемёт да солидный запас патронов, воды и еды. У этого пулемёта и просидел он то ли неделю, то ли две недели, в одиночку сдерживая врага. Обстоятельства его гибели разнятся - то ли он умер от жажды, израсходовав запасы воды, то ли был ранен попавшей в пещеру гранатой и истёк кровью, продолжая огонь. То ли и вовсе на окрестных хуторах нашёлся предатель, уж не знаю, Андрею Шкуро поверивший или Гарегину Нжде, да показал фашистам ту же тайную тропку.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Вот только сделался герой Неизвестным Солдатом: кто остался прикрывать отступление, знали лишь командиры, сами павшие в дальнейших боях, а немцы не нашли на Красной Круче документов. Всего Волчьи Ворота отмечает 4 памятника - стела у начала ворот (на кадре ниже справа) с именами погибших (среди которых, вероятно, и тот самый пулемётчик), обелиск неизвестному герою Красной Кручи напротив пещеры, приделанная к камням мемориальная доска Дмитрию Майорову, в теснине подорвавшего себя гранатой вместе с немецким пулемётным расчётом, и стела 30-летия Победы без конкретных имён на камне у выезда.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Как заметил Борисыч, в Волчьих Воротах и в мирное время трагедии нередки - близость всесоюзных здравниц оборачивается тем, что сплавляются по Пшехи люди не всегда ответственные. И самое страшное здесь то, что пороги у Волчьих Ворот не кажутся опасными для взрослого человека, а вот ребёнку, сорвавшемуся тут в быстрину, не спастись...

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Внизу русло Пшехи усеяно валунами, среди которых несложно представить убитых солдат и покорёженное железо:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Когда мы ехали обратно, вода во вздувшейся реке приобрела цвет какао. Но на пути туда, в последние минуты после 2-месчной засухи чёрные омуты Пшехи были прозрачны. И в омутах этих чудились "Как стволы дубов морёных, орудийные стволы...".

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

За Волочьим Воротами встречает Десятый километр - от Черниговской десятый, от Апшеронска же он был Сороковым. Деревенька из нескольких домиков, доступная лишь по узкоколейке, и кабы ни бежавшие за поездом собаки - кажущаяся совершенно пустой:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Путевое развитие на прошлом кадре, однако, не случайно - чуть дальше поезд проходит по мосту через речку Кушинку, в 3 километрах выше по которой стоит ещё одна деревенька. Причём - настолько обитаемая, что от места с кадра выше туда ведёт короткое ответвление, и "матрица" заезжает в Кушинку отдельно. "Шпалорез-Экспресс" же продолжает прямой путь через мост - ни в пейзажах, ни в домах Кушинка не отличается от других хуторов и сёл по-дороге.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Помимо собак вдоль АУЖД попадаются и лошади, и бараны с козлами. Подсобное хозяйство здесь - не прихоть, а необходимость. Так, зиму с 1992 на 1993 год местные жители ещё долго называли "блокадой", пережив её на грани голода - тогда обвалы перебили узкоколейку, и в условиях коллапса страны её восстановление затянулось на несколько месяцев.

Горы как-то незаметно приблизились со всех сторон:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Лес делается всё более густым и таинственным, рельсовый путь - всё более тонкой ниточкой в нём:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Порой из дебрей показываются то воинский обелиск с красной звездой, то знак границы охотхозяйства "Черногорье", как называются отроги Лаго-Наки на восточном берегу Пшехи. Закубанские леса вполне богаты зверем, и в том числе - зверем опасным: тут и леопарды водятся (с нелёгкой руки Мцыри ставшие барсами), и медведи в достаточном количестве, чтобы периодически нападать на людей.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

К поезду, однако, прибиваются только собаки, которым туристы, не выдержав сердобольности, неизменно кидают еду. Собаки избалованы - на хлеб при нас даже не обратили внимания. И кажется, они по запаху отличают "Шпалорез-Экспресс" от "матрицы", с которой вряд ли что-нибудь перепадает:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Собаки обозначают близость селений, которыми закубанская тайга расступается не так уж и редко. Вот за деревьями промелькнули домики хутора Режет на том берегу Пшехи, а вскоре мы выехали из дебрей в Новый Режет - деревню не такую уж и маленькую (80 жителей)...

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

...если учесть, что сюда не ведёт дорог. И навес у путей - на самом деле не столько павильончик для пассажиров, сколько хлебоприёмный пункт: в первую очередь узкоколейка используется теперь даже не для перевозки пассажиров, а для доставки товаров первой необходимости в эту глушь.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

У путей то и дело ждут хмурые местные жители - пассажиров "Шпалорез-Экспресс" не берёт даже на локомотив, а вот посылку передать из Черниговского может:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Глушь же как будто и умирать передумала - людей тут почти не видать, зато отары так и колыхаются в переулках. Надо заметить, на Кубани бездорожье гораздо более серьёзная проблема, чем в Сибири - ведь там и реки в основном доступны для моторных лодок, а полгода и вовсе зимники стоят. Здесь бездорожья мало, но для его преодоления в любое время года нужен как минимум трактор:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Новый Режет стоит на двух берегах Пшехи, через которую тут самый длинный на линии мост:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

В рощице за рекой виднеется воинский памятник. Где именно в этом ущелье остановилось наступление вермахта - я так и не разобрался, да и разобраться в этом непросто: бои шли за высоты, а не за хутора у реки. Иные скалы по десятку раз переходили из рук в руки, так что в какой-то момент немцы могли занять Режет, но в январе 1943 года Красная Армия вошла сюда без сопротивления.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Как я понимаю, крайней точкой вторжения в 1942 году стали вторые Волчьи Ворота, на которые за Режетским мостом дорога карабкается весьма тяжело. Ну а назвать Волчьи Ворота красивейшим местом Апшеронки можно даже не конкретизируя, о каких именно Волчьих Воротах идёт речь - вторые вполне достойных первых:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Если не сходить с поезда, они впечатляют своей высотой - по словам Борисыча, до Пшехи тут 70 метров, хотя на глаз я бы дал скорее 30 или 40.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Но главную достопримечательность Вторых Волчьих Ворот можно увидеть, лишь остановившись. Над рекой здесь висит чрезвычайно живописный Красный, или Немецкий мост:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Как я понимаю, он был построен ещё до войны, при трассировке линии силами заключённых, взорван в боях за ущелье и восстановлен пленными немцами в послевоенные 1940-е.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Красный мост - ещё и конечная большинства туристических маршрутов по Апшеронке: до него аренда тепловоза стоит 30 тысяч, а на разницу стоимости можно ещё пригласить армянина из Черниговской прямо на ходу жарить в вагонном мангале шашлык. Возможно, по Немецкому мосту в скором времени и обрубят линию, целиком переведя её на туристические рельсы. Но пока есть возможность ехать дальше - я советую обращаться к тем, кто этой возможностью не пренебрегает.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Например - с "Неизвестной Россией", и так как на "Шпалорез-Экспресс" я попал в ходе её тура, за Немецким мостом поезд продолжает путь. Поначалу тянется самый невзрачный и самый сложный участок АУЖД. Ветви здесь хлещут по вагонным окнам и лицам зазевавшихся туристов, в нашем случае ещё и разбрызгивая по вагону воду. Всё это дополнил ударивший в полную силу ливень, быстро нашедший дыры в жестяной крыше и стоки через окна.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Уютный вагон стало не узнать - лавки и столы забросало сорванной листвой, а промокли мы все буквально до нитки:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Однако дальше лес расступился практически окончательно - последний десяток километров линия идёт, с мелкими перерывами, по населёнке:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Которую открывают тройные Тубы - Нижние, Средние и Верхние, с населением 0, 130 и 60 человек соответственно:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

До 2017 года именно в Тубах находилась основная лесопогрузка, и вагоны, что стоят теперь у депо, со стволами пихты каждый больше высоты вагона над рельсами, впечатляли многих туристов.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Тубы тоже потянут на самое живописное место линии, с той разницей, что впечатляют они не ближними, а дальними планами. На кадре с кладбищем, слева по ходу нашего движения, тучи скрывают Спящего Черкеса - скалистый гребень, в очертаниях которого легко различить каракуль папахи, острый нос, волевой подбородок и руки, вытянутые по швам. А вот справа, стоило было стихнуть ливню, из облаков проступила Собор-Скала, которую в нынешних реалиях впору обозвать Спящим Трампом:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Собор эта скала безусловно не православный, скорее в ней видятся башни готических или романских кафедралов:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Собор-Скала нависает над доброй третью дороги, и по мере движения на юг с неё словно оползает лес, оставляя лишь голые острые пики:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Залюбовавшись на Собор-Скалу, как-то даже и не замечаешь, что рельсы тянутся вдоль раскисшей грунтовки, пока с поездом вдруг не поравняется автомобиль. По сути дела пока что узкоколейка существует ради 10-го километра, Кушинки и Режета, в то время как Тубы и Отдалённый вполне доступны для машин. Отдалённый и встречает за лесочком от последних Тубов, за последним на линии мостом через Пшехи с копошащимися в русле экскаваторами:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Если на прошлых мостах над шпалами выложен лишь узкий пешеходный тротуар, то здесь скорее наоборот - автодорожный мост с дощатым полотном, в которое утоплены рельсы:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

По сравнению с посёлочками в середине линии Отдалённый кажется гигантом - здесь живёт целых 680 человек, хотя "на глаз", я бы сказал, раза так в полтора поменьше. И даже несмотря на вторжение автодороги, Шпалорез - "столица" всей этой линии и главный средоточие её колорита. Кое-где ещё лежат брёвна древних пихт и дубов взрослому человеку по пояс:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Срубные амбары навевают ассоциации с различными -цхетиями и -нетиями по ту сторону Кавказских гор:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Образуя какую-то очень редкую, толком и не изученную ветвь деревянного зодчества - то ли русского, но южного, а не северного, то ли армянского, уничтоженного в турецких горах без следа. А может быть и вовсе черкесского, перешедшего в 19 веке новым хозяевам этих гор?

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Ведь самобытны здесь именно амбары, а жилые дома - те же хатки со ставеньками, что и на равнине:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Люди в окне глядят в нашу сторону не случайно - "Шпалорез-Экспресс", в отличие от "матрицы", приходит в Отдалённый внезапно. Домики Отдалённого, частью обитаемые, частью покинутые, тянутся на фоне Черногорья:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Вот и конечная станция Шпалорез, с которого и связано второе название Отдалённого. "Матрица" доходит сюда за 3 часа (с 7 до 10 утра), мы со всеми остановками - часов за 5 (с 9 до 13), но и обратно рейсовый поезд уходит спустя 5 часов, а "Шпалорез-Экспресс" не простоит в Отдалённом и часа.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Смена направления тут весьма колоритна - помощник машиниста переводит стрелку, локомотив отцепляется и уходит на боковой путь, а затем цепляется с обратной стороны к вагону, который 4 человека бригады перекатывают вручную.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

То же самое можно было сделать с меньшими усилиями рук, но с большим расходом топлива - вот такой вид на кадре выше скрыт за вагоном:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Конец пути, и поди ещё пойми, какое из этих зданий "при жизни" служило вокзалом:

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Рядом - пара магазинов и ДК, а так же неприметный камень под деревом, отвечающий за памятник Великой Отечественной. В Шпалорезе, в отличие от Волчьих Ворот, не было павших героев, однако герои выжившие заслуживают памяти именно здесь.

Под конец 1942 года из Лазаревского, что на Черноморском побережье, в Отдалённый была пробита дорога через перевал Хакуч, и этой дорогой, по пояс в снегу, переброшены свежие части Красной Армии. Скрытый от фронтов горами, путь сюда был столь безопасен, что в горах солдат встречала делегаций грузин с новогодними подарками. Отдалённый стал пунктом накопления переброшенных войск, вскоре ударом вдоль недостроенной узкоколейки погнавших противника за Апшеронск и Майкоп.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Улицы Отдалённого на фоне сумрачных гор, про укромные долины которых и бывающих там высоких гостей бригада во главе с Борисычем рассказывала что-то не очень понятное, но явно с оттенком социальной несправедливости. Тщетно выглядывая в облаках Спящего Черкеса, я заметил, что добрая половина хребтов тут похожа на спящих людей. Где-то дальше в той стороне - и большая часть посёлка. В том числе - школа №29, под расписание которой, на самом деле, и заточена "матрица", по контингенту своих пассажиров ближе к Отдалённому становящаяся похожей на школьный автобус.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Рельсы заканчиваются почти сразу за треугольником, но насыпь тянется и дальше. В 1950-60-х годах, на пике развития АУЖД, линия уходила вдоль Пшехи ещё на 16 километров, практически к подножью Фишта, в горную глушь без селений, к делянкам леса особенно ценных пород. И если Черниговская стала конечной лишь в 2010-м, то Отдалённый - полвека назад: сокращаться кавказская АУЖД начала уже в 1970-е годы.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Вернувшись в вагон, мы достали обед - "Неизвестная Россия" обошлась без армянского шашлычника, но позаботилась о сухом пайке с салатами, котлетами и макаронами. Борисыч тоже не остался в стороне, угостив нас отменными домашними салом, хреном и самогоном, настоянным на перегородках от грецких орехов. Горячительное для насквозь промокшей группы оказался очень в тему, но мне вторая рюмка явно была лишней - мало того, что на обратном пути я выронил телефон с вагона, так ещё и не дожидаясь остановки поезда спрыгнул на ходу, чтобы его поднять. До Черниговской мы доехали уже в глубиках сумерках, и у вокзала нас ждал бусик в Апшеронск.

Шпалорез-Экспресс. Вы знали, что в Краснодарском крае есть горная глушь, куда не попасть на машине?

Хотите съездить так же? Знаю, куда обращаться:

"Неизвестная Россия" ВК

"Неизвестная Россия" в Инстаграм.

Календарь поездок "Неизвестной России" на 2021 год.

Апшеронская узкоколейка - отзывы разных лет.

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 7
IRC: 0
Jabber: 0
( состояние на 19:48 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет