Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Гиробус — общественный электротранспорт прошлого

Автор: Дмитрий Макаров

Поговорим об удивительном и уникальном транспортном средстве, который был изобретен в 1950-м году в Швейцарии, в основе движения которого лежала инерция быстровращающегося тела — маховика, весом в 1,5 тонны. Хоть век гиробуса был совсем недолог — несколько лет непрерывной эксплуатации, проекты транспортных средств с подобным устройством появлялись и до сих пор появляются в мире.

Прототип Oerlikon-FBW с опущенными штангами на трассе Цюрих–Зеебах. Весна 1950 года
Прототип Oerlikon-FBW с опущенными штангами на трассе Цюрих–Зеебах. Весна 1950 года

Первый Гиробус был создан в Швейцарии в 1950-м году, однако его прототип был создан на 10 лет ранее в 1940-м году, и этот год ошибочно считают годом появления первой рабочей машины. После создания первого рабочего образца началась активная демонстрация нового транспортного средства в разных городах Европы, фирма-создатель «Эрликон» была заинтересована в продаже своей техники. В итоге первая боевая эксплуатация Гиробуса началась в 1953-м году в Швейцарии между двумя городскими коммунами. Опыт данной эксплуатации оказался вполне успешным, но экономически совершенно не оправдал себя, и через семь лет Гиробусное движение в Швейцарии прекратилось. Даже музейного экземпляра не осталось…

Пассажирские гиробусы швейцарской фирмы Oerlikon на специальной трассе в Бельгии
Пассажирские гиробусы швейцарской фирмы Oerlikon на специальной трассе в Бельгии

Одновременно с этим Бельгией было закуплено 12 Гиробусов для эксплуатации в своей колонии Конго. Это были самые вместительные и скоростные гиробусы — в них могли разместиться 90 пассажиров, а скорость передвижения ограничивалась 90 км/час. Гиробусы передвигались на одной зарядке около 2-х километров, между которыми располагались зарядные станции. Только на этой территории эксплуатация гиробусов не отличилась швейцарской безупречностью. Всего за один год машины умудрились «ушататься» до того, что пришлось просто отказаться от их эксплуатации. Как утверждалось изготовителем во всем виноваты водители, которые регулярно сбивались с маршрутов ради сокращения расстояний, и дороги, после дождя превращающиеся в болота. В общем виноваты оказались все, кроме них.

На подзарядочной остановке
На подзарядочной остановке

Принципиальное устройство гиробуса довольно просто. Массивный маховик весом 1,5 тонны в картере с пониженным атмосферным давлением (для уменьшения потерь оборотов от трения во время простоев), соединен с трехфазным асинхронным электродвигателем, который также может работать в режиме генератора. В момент стоянки или остановки на крыше Гиробуса три токоведущие штанги подключаются к электросети с питанием от 380 до 550 Вольт переменного трехфазного тока, а к ним подключается электродвигатель маховика. В этот момент маховик раскручивается максимум до 3000 об/мин. Чем большая угловая скорость будет сообщена маховику, тем большее расстояние сможет проехать гиробус. После зарядки токоприемные штанги опускаются, и электродвигатель маховика подключается к электродвигателю задних колес через «электрический вентиль», становясь при этом электрогенератором.

Маховик гиробуса с электроприводом
Маховик гиробуса с электроприводом

Во время торможения гиробуса электродвигатель колес становился генератором и сообщал энергию маховику, таким образом повышалась дальность движения и КПД. Зарядка гиробуса занимала от 30 до 180 секунд, а полной зарядки хватало на 6 км пути со скоростью 60 км/час. Вес самого большого гиробуса для Бельгии составлял 10,9 тонн, и он вмещал до 90 пассажиров.

Цепочка из 12 закупленных в Швейцарии гиробусов в Леопольдвилле, столице Бельгийского Конго. 1959 год
Цепочка из 12 закупленных в Швейцарии гиробусов в Леопольдвилле, столице Бельгийского Конго. 1959 год

Несмотря на все положительные стороны экологически чистого и бесшумного городского транспорта, гиробус причинял немало проблем не только эксплуатантам, но и дорожным службам. Из-за своей тяжести дорожное полотно приходило в быстрый износ.

Пассажирский салон гиробуса с двумя рядами сидений и центральным расположением гироскопа
Пассажирский салон гиробуса с двумя рядами сидений и центральным расположением гироскопа

Из-за большого веса и высоких оборотов маховика гироскопический момент (стремление гироскопа сохранять положение в пространстве) представлял серьезные проблемы для водителей — гиробус с трудом входил в повороты, а любые ямы и неровности дороги приводили к быстрому выходу из строя подшипников, на которые опирался маховик. При возможной аварии на дороге маховик, вращающийся с высокой скоростью и обладающий огромной кинетической энергией, превращался в неуправляемый снаряд.

Единственный сохранившийся гиробус Oerlikon в бельгийском трамвайном музее в Схепсдаале. Фото 1971 года
Единственный сохранившийся гиробус Oerlikon в бельгийском трамвайном музее в Схепсдаале. Фото 1971 года
Источник: Яндекс.Дзен
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 3
IRC: 3
Jabber: 0
( состояние на 17:24 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет