Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента

Месяц назад в Москве стало одним транспортным памятником больше. На территории бывшего 4-го троллейбусного парка, что на Лесной улице, на постамент воздвигли троллейбус Skoda 9Tr18 1973 года постройки. Ценная историческая машина, восстановленная в глянец — чем не повод для радости? При прочих равных это было бы очень даже хорошей затеей, но на деле в этой истории всё совсем не так однозначно.

В годы социализма "Шкода" не была подразделением глобального автоконцерна VAG, а сама по себе являлась огромным машиностроительным объединением. Многое из того, что выпускалось "Шкодой" в те годы, так или иначе поставлялось в СССР.

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента

Помимо простеньких легковушек, под маркой Skoda на разных предприятиях Чехословакии выпускали грузовики, автобусы и железнодорожную технику — тепловозы, электровозы, а позднее — трамваи и метропоезда. Троллейбусы под маркой Skoda выпускались на отдельном троллейбусном заводе "Шкода-Остров", что в городе Остров-над-Охри. Менее известно промышленное оборудование Skoda: начиная от мирной пищевой промышленности, и заканчивая нефтехимией и ядерной энергетикой. Один из заводов Skoda, к примеру, выпускал по разработанной в СССР документации полнокомплектные атомные реакторы и другое оборудование для АЭС. После распада соцлагеря концерн "Шкода" распался на несколько независимых подразделений. Одни сменили владельцев, другие закрылись, но многие производства действуют под прежней маркой и в наши дни.

Skoda 9Tr — второй по популярности троллейбус в мире. Тиражом, превышающим 7 тысяч единиц, "чешская девятка" уступает только советскому бестселлеру ЗИУ-682. Skoda 9Tr долгие годы была основной моделью троллейбуса в родной Чехословакии, но главным эксплуатантом таких машин всё-таки был СССР.

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента

При этом их распределение по хозяйствам Советского Союза выглядит довольно необычным. В городах РСФСР "Шкоды" на троллейбусных предприятиях не использовались в принципе — там действовала практически полная монополия машин энгельсского завода имени Урицкого. А вот в национальных республиках Союза "чешские девятки" были распространены широчайше, и работали от Прибалтики до Закавказья. Больше всего таких машин попало в советскую Украину, а Киев был крупнейшим эксплуатантом троллейбусов этой серии. В украинскую столицу попала каждая шестая Skoda 9Tr — 1220 единиц из 7372 построенных.

Вторым номером в рейтинге получателей "Шкод" идёт система Крымского троллейбуса. Крымский полуостров, помимо солнца, моря, и гор, знаменит уникальной троллейбусной сетью. Троллейбусы в Крыму ходят не только по городам, но и по живописным горным трассам между ними. Система Крымтроллейбуса включает три депо — в Алуште, Симферополе и Ялте. Также в Крыму "за скобками" действуют керченская и севастопольская троллейбусные системы, которые с междугородней трассой не связаны.

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента
Схема междугородней троллейбусной линии, висевшая в салоне нашей героини

Только новыми в Крымтроллейбусе получили 580 Skoda 9Tr (без учёта Севастополя). В дальнейшем крымчане получали и подержанные 9Tr из других городов. Эти машины трудились на полуострове до совсем недавнего времени: последние пассажирские Skoda 9Tr сошли с дистанции чуть больше года назад, а служебные машины — работают по сей день.

Но откуда такая машина взялась в Москве, если таких троллейбусов никогда не было в Советской России?

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента
2006 год. Будущий музейный экспонат в ''трупном ряду'' в Симферопольском троллейбусном парке

Московский музей городского транспорта когда-то стал первым в стране, где энтузиасты, получив поддержку крупного госпредприятия, задались целью сохранения раритетных автобусов, троллейбусов и трамваев. А в силу того, что на других предприятиях страны даже не помышляли о подобном — растущая московская коллекция стала "ноевым ковчегом" и для машин, Москвы прежде и не видавших.

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента
2007. Буксир Крымтроллейбуса доставляет Шкоду к железнодорожной платформе

Появление крымской Шкоды в московском музее гортранспорта — затея тогдашнего его директора, Владислава Карганова; до переезда в Москву он провёл детские и отроческие годы в Крыму. Именно благодаря этому факту его биографии в коллекции музея появилась эта "Шкода", а до неё — два троллейбуса "Киев". Последние уже долгие годы хранятся в музейных запасниках в состоянии полуфабрикатов.

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента

Крымчане с огромным энтузиазмом восприняли идею о передаче одной из своих "Шкод" московскому музею. Они были даже готовы отдать в Москву хорошую, комплектную и ходовую 9Тр прямо с линии. Но инициатор затеи решил заморочиться покрепче, и вытащить с того света борт, непосредственно связанный со своей юностью — машину 1973 года, под номером 1459. К тому моменту борт 1459 уже два года провёл в трупном ряду, и был конкретно разбарахолен на запчасти…

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента

Серия фотографий со дня погрузки попала ко мне через несколько рук. У меня нет достоверной информации о том, кто их сделал. Предположительно, снимал погрузку чужой камерой бывший сотрудник музея, широко известный в московских ретрокругах Валерий Дроков. Другие же утверждают, что фото сделаны местным любителем, поучаствовавшим в отправке машины в Москву. В любом случае, я считаю своим долгом поделиться фотографиями того, "как это было" — и какой эта машина была прежде.

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента
Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента

Большинство 9-х Шкод Крымтроллейбуса, да и в СССР в принципе, было поставлено в таком двухдверном исполнении — они были удобнее для "горной трассы" и пригорода в целом. Также в СССР поставлялся и более привычный нам вариант — с третьей дверью, между осями. Такие "Шкоды" преобладали в крупных городах, с интенсивными пассажиропотоками: например, в том же Киеве, Таллине или Риге. Иногда "чешские девятки" даже работали в составе троллейбусных поездов — когда две машины были сцеплены, как трамваи, и управлялись одним водителем. "Поезд" из Шкод, к слову, был разработкой не чехов, а киевских транспортников.

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента
Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента
Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента

На железнодорожной платформе крымскую Шкоду доставили прямо в Москву. Экспонат, "забронированный" по кругу оргалитом, снятым со списанных машин, закупили через украинскую фирму-посредника, связанную с тогдашним руководством СМТО. Поэтому её провезли на платформе через всю материковую Украину, и уже потом перемахнули через границу. Так Шкода впервые увидела Россию, а Россия — впервые увидела такую Шкоду.

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента

Вместе с этой Шкодой, Крымтроллейбус был готов передать музею пару других, ценнейших "рогатых" машин. На территории к тому времени залежалось два сарая — более ранняя Skoda 8Tr, открывавшая когда-то крымскую горную трассу, а также грузовой троллейбус СВАРЗ ТГ-1, служивший техпомощью. Но идея принять эти экспонаты у москвичей энтузиазма уже не вызвала. Видимо, на "чешской девятке" хотелки к тому времени закончились.

И если "восьмых" Шкод ещё есть немного на земле, то реликтовый "грузовик" СВАРЗ ТГ-1 был последним представителем вида в живой природе. Вида, прямо связанного с историей московского троллейбуса. При очередном наведении порядка на территории эти невостребованные москвичами кузова попросту победоносно распилили…

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента
Грузовой троллейбус СВАРЗ ТГ-1 (на переднем плане) и пассажирская Skoda 8Tr (за ним). Фото Александра Зузанова
Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента
А вот так СВАРЗ ТГ-1 выглядел при жизни — в Москве шестидесятых. Фото иностранного дальнобойщика, гостившего в СССР
Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента

Обычно музейные экспонаты проводят долгие, очень долгие годы в состоянии полураспада в фондах, ожидая реставрации. С директорской "машиной детства" получилось несколько иначе: Шкоду пропихнули в реставрацию по-быстрому, вне общей очереди.

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента
2009. В салоне — традиционная табличка о том, кем и где была восстановлена машина

Реставрацию машины взял на себя филиал "СМТО" ("Служба материально-технического обеспечения") Мосгортранса, что у станции Угрешская. Там не только занимаются запуском отработанной техники Мосгортранса в космос, но и некоторое время довольно качественно ремонтировали экспонаты для музея.

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента
2009, ВВЦ. Табличка есть — а экспоната нет!

Летом 2009-го реставраторы СМТО пришли к стабильному промежуточному результату: по "Шкоде" были завершены кузовные работы и восстановлен салон. В таком виде музейную "Шкоду" в первый и последний раз привезли на традиционную выставку в день города у ВДНХ, в сентябре 2009 года.

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента
2009, ВВЦ. Начальство не опаздывает, начальство задерживается. К часу дня тягач с долгожданной Шкодой прибыл на выставку

Вспоминается, что снять машину внутри так и не удалось — она была забита толпой народа, и в неё стояла длинная очередь желающих повидать диковинку! Но в память врезалось, что салон был сделан достаточно нарядно и аккуратно. Смущали лишь расцарапанные вандалами ещё в Крыму стёкла…

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента
2009. На выставке Шкода была натурально облеплена толпой любопытствующих — такую машину Москва видела впервые!

После выставки по машине оставалось доделать многочисленные мелочи, и главное — научить "Шкоду" ездить, вернув взад электрооборудование, но… что-то пошло не так. Получив глянцевую "игрушку из детства", инициатор проекта вскоре охладел к продолжению работ.

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента
2009. Под лобовым повесили украинский талон техосмотра — как намёк на то, что машина приехала издалека

Здесь важно отметить: вместе с самой Шкодой, а потом и из других командировок и отпусков в Крыму, сотрудники музея мешками привозили чехословацкое электрооборудование, необходимое для полноценного возвращения машины в мир живых — то бишь её постановки на ход. Достаточно ли было этого, чтобы Шкода поехала? Скорее нет, чем да. Но доделать эту машину, снова "научив" её ездить, у музея имелись все возможности.

Есть мнение, что Карганова вполне устроила и недвижимая мумия — поэтому Шкода на долгие годы отправилась на хранение в отстойник, вслед за двумя полу-восстановленными "Киевами" — предыдущими его "машинами детства".

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента

Долгих девять лет крымская Шкода провела в забвении, простаивая как сарай для каргановских велосипедов на задворках разных филиалов Мосгортранса. За это время охотники за цветметом успели украсть с неё алюминиевый водосток крыши, да и электрооборудование, добытое в Крыму, по-тихому разворовали. Более того, машина от хранения под не самым чистым московским небом конкретно сдала внешне — так, что ей потребовалась повторная покраска и некоторые кузовные работы. Эта музыка могла длиться вечно: в музее немало экспонатов с трудной судьбой, чьё восстановление замерло на полдороги.

Со временем у московского музея гортранспорта музея появился новый дом: "Мосгортрансу" передали комплекс зданий бывшего "Музея ретроавтомобилей" на Рогожском валу. Через некоторое время о крымской Шкоде, наконец, вспомнили: машину перекрасили и сделали кузовные в 6-м троллейбусном парке, и "освежённой" забрали с хранения в новый музей.

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента
2018. Музей ''Московский транспорт'' на Рогожском валу

Именно экс-директор, хоть и утративший должность, смог добиться для своей подопечной размещения в музее. Более того: Карганов смог уломать руководство музея на то, чтобы затащить эту машину в экспозиционный бокс!

Из-за того, что здания музея раньше служили грузовым автокомбинатом, сделать это было непросто. Высота ворот попросту не позволяет загонять внутрь троллейбусы — именно поэтому музейные "рогатые" прежде не экспонировали под крышей. Со Шкоды, только чтобы она прошла через низкие ворота, прямо во дворе музея демонтировали токоприёмники. Уже внутри "рога" водворили на законное место, а саму "чешскую девятку" разместили в зале.

С ходовым экспонатом подобное имело бы непредсказуемые последствия; но с пустым кузовом на колёсах, без действующего электрооборудования, эта манипуляция была сравнительно безопасной.

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента
2019. В экспозиции музея ''Московский транспорт'' на Рогожском валу. Единственное фото, где на Шкоде стоят противотуманки в бампере

Казалось бы, история приобрела некую логическую завершённость. Хоть тушкой, хоть чучелом, но крымская Шкода восстановлена и стоит в зале музея. Но счастье, бывшее так возможным, продлилось недолго. Вскоре этот троллейбус "попросили" из музея — похоже, что навсегда.

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента
2019. Подготовка к отправке на памятник в музее на Рогожском валу

На Лесной улице, близ Белорусского вокзала, на территории расформированного 4-го троллейбусного парка — исходно депо конного трамвая, и вместе с тем — старейшего троллейбусного парка Москвы, уважаемые люди™ открыли "фудмаркет Депо" — эдакий базар для миллениалов со смузи и блэк-стар-бургерами. Таких мест на некогда индустриальных объектах похорошевшей Москвы развелось видимо-невидимо. Говорят, поводом для закрытия 4-го парка в своё время послужили жалобы от местных жителей, которым жить не давали троллейбусы, стоявшие в окрестных тихих переулках.

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента
2019. Фудмаркет Депо, бывший 4-й троллейбусный парк

Как память о прошлом объекта, внутри самого "Депо" разместили несколько троллейбусов — причём два списанных ЗИУ-682 привезли на буксире из… Краснодара, а один белорусский троллейбус, переделанный в цветочный магазин, позаимствовали в 1-м троллейбусном парке. Но оказалось, что уважаемым людям™ этого мало. Летом в адрес музея пришло письмо с требованием передать один из экспонатов в качестве "выездного павильона" (де-факто памятника) на территорию этого самого "Депо". Уважаемым людям™ в похорошевшей Москве отказывать не принято, поэтому руководство Мосгортранса взяло под козырёк, и шустро взялось исполнять их просьбу.

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента

По счастью, общественникам удалось отстоять от "приговора" другую ценную машину — ходовой и комплектный ЗИУ-5, который даже взялись было перекрашивать перед мумификацией. От предложения взять обычный троллейбус ЗИУ-682, или непригодный для восстановления ЗИУ-5, который и был приобретён как заготовка под памятник, "заказчики" отказались сами — те машины требовали каких-никаких вложений. А вот за крымскую Шкоду заступиться было попросту некому.

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента
2019. Фонарики при восстановлении установлены соответствующего, более раннего образца

Такой памятник открыт всем ветрам, ни от чего не защищён, и с годами будет только ветшать от осадков и палящего солнца. При этом надеяться на что-то большее, чем освежающая покраска валиком раз в пару лет — попросту глупо. И главное: Экспонаты музея на то и попали в музей, чтобы быть неприкосновенными. Вы ещё картины из Эрмитажа на базаре повесьте!

Понятно, что в похорошевшей Москве троллейбусу места больше нет. Понятно, что для уважаемых хозяев "Депо" это такая красивая блестящая безделушка, занимающая крышу здешней мусорки и украшающая пейзаж у курилки. Те же, кто побоялись сказать начальникам "нет", попросту не понимают, какой ценой достаются эти глянцевые ретро-игрушки, сколько ресурсов предприятия потрачены на их приобретение и реставрацию. Сколько человеческого труда в них вложено, в конце концов. Поэтому взять отреставрированный экспонат из музея, и установить его на уличный постамент — это безумие и полная дичь, сравнимая с передачей киевских музейных автобусов ночному клубу "Промзона" в середине 90-х.

Skoda 9Tr — "Чешская девятка", или история одного монумента
Обитателям Депо памятник очень интересен — так, что все они при его виде закуривают
Источник: www.drive2.ru
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 3
IRC: 3
Jabber: 0
( состояние на 11:12 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет