Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

«Заря», Кордон, «Галоша» и Жерновогорье

Во все времена связь нашего района с Советском (Кукаркой) была очень тесной. До революции предприимчивые крестьяне ездили туда за товаром, который продавали в своих лавках при селах и деревнях, или вовсе имели паи на каком-нибудь предприятии. Например, кондитерском. Позже туда ездили за тканями, мукой и прочими товарами. Но каким это был путь, когда привычных мостов через Вятку и Пижму и в помине не было?


- Я помню малое судоходство на Вятке в районе Советска в середине 1960-х - 1970-х. Тогда, когда в деревнях еще было много народа, особенно в расположенных возле рек в Советском районе, - рассказывает Надежда Уланова, жительница Советска. – Мы тогда жили в деревне Мокруша, которая находилась в 6 км от села Верхолипова и раньше входила в состав Верхошижемского района. Ближайшая для нас пристань была в Покште, куда стекался народ из Верхолипова, Морозов, Канавы, Мокруши и других деревень. Выходили вечером, что бы успеть к рейсу в полночь и утром быть в Советске. Тогда ходил какой-то очень медленный газоход, во всяком случае, мы так его называли. Какого же было удивление всех, когда появилась «Заря». В народе говорили, что у нее есть подводные крылья и поэтому она такая быстрая. Судно шло из Кирова, останавливалось у Покшты утром, потом доставляло до Жерновогорья. Люди без проблем ездили на учебу, в церковь, на рынок, ко врачу и по другим делам. Во второй половине дня «Заря» шла обратно.


Помню, что было негласное правило, если ждешь на берегу «Зарю» и увидел ее издалека, надо было сразу же усиленно махать. Тогда она непременно подплывала к любому берегу и забирала даже одного пассажира.


Из Жиделей и Аксенова выходили на свой берег, так же как и жители Нижнее Коропово или Верхнее Коропово.

Прибывало судно в Жерновогорье, где была хорошая пристань с промтоварным и продуктовыми магазинами. А дальше шли по понтонному мосту через Пижму на Советск. В зимнее время жители небольших сел и деревень старались не ездить в город. А если такая необходимость возникала, то выезжали на «Большую дорогу» и дальше на Чернушинский Кордон, где была главная переправа. Туда стекалась основная часть жителей Верхошижемского района.


Выезжая из Верхошижемья в Советск, двигаясь по мосту через Вятку, невольно начинаешь посматривать на спидометр, чтобы не превысить допустимый скоростной режим и не вызвать вопросы у сотрудников ДПС. Пожалуй, что сегодня это единственная неприятность на этом пути. Но вот какие неудобства приходилось испытывать жителям Верхошижемского и Советского районов еще какие-то 30-40 лет назад? До того самого 1990-го года, когда официально открыли мост через Вятку.


- Раньше старались просто так не ездить в Советск, только по крайней необходимости, поскольку добираться было непросто. Сначала люди выезжали из своих деревень на «Большую дорогу», после чего приезжали в Чернушинский Кордон, который находиться примерно на середине пути к Лесотехникуму. Там была переправа. В 1970-х с Кордона ходил паром для машин, который таскал катер строго по расписанию – 1 раз в 1,5 часа. И раз в час именуемая в народе пассажирская «Галоша», - рассказала Валентина Земерева, жительница деревни Кожа, уроженка нашего района. – Все прибывали на пристань в Жерновогорье, к знаменитому элеватору. Дальше люди шли по понтонному мосту через Пижму, а машины ехали по старому автомобильному мосту (разобран в конце 1970-х), который был на месте современного пешеходного.


В 1977-78 году был построен автомобильный мост через Пижму, которым мы пользуемся до сих пор. Тогда большинство прибывших пассажиров уже садились в рейсовый автобус и ехали на нем в Советск. Остальные продолжали ходить по понтонному мосту, который убирали во время половодья. Если не ошибаюсь, то пешеходный мост построили только в 1985 году.


В зимний период люди ходили по льду, а для машин была ледовая переправа. Любопытно, что весной, когда по льду уже было опасно ходить, а «Галоша» и «Заря» еще не ходили, предприимчивые жители Советского района устраивали частные переправы. Они отталкивали льдины по пути следования своих лодок и таким образом доставляли людей на другой берег.


Материал подготовлен редакцией "МойВР", фото из архива Ларисы Борисовны Смирновой. На снимках маломерные суда, которые плавали по Вятке в районе Советска.

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 8
IRC: 3
Jabber: 0
( состояние на 14:22 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет