Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

История «спальников» в грузовиках

Как только грузовики стали технически способны без поломок проехать пару-тройку дней, в Европе и Америке встал вопрос о том, как и где отдыхать шоферам, не может ведь человек рулить сутками напролёт, а стандартная кабина тогдашних грузовиков – не самое удобное место для отдыха.

Первым исторически документом, который мне удалось найти, засвидетельствовавшим факт наличие спальника в грузовике, является фото грузовика Gaggenau, ориентировочно 1910 года.

История «спальников» в грузовиках

За кабиной грузовика четко виден дополнительный отсек с полкой – местом для сна и отдыха водителя. Этот спальник можно считать роскошным даже по более позним временам, чем начала 20 века.

Следующее историческое фотоподтверждение наличия спальника в грузовике датировано 1917 годом. На нем изображен грузовик Packard, участвовавший в автопробеге протяженностью в 2500 километров, организованном компанией Goodyear. Это фото можно найти в энциклопедии Альберта Мроза. Спальный отсек расположен наверху, за кабиной грузовика.

История «спальников» в грузовиках

Как видим, в то время европейская и американская школа «спальникостроения» развивалась примерно в одном направлении, а вот дальше уже было интереснее. Расстояния, преодолеваемые грузовиками становились всё длиннее, «дальнобойщиков» — всё больше, требовались машины, в которых водитель мог и ехать и … жить какое-то, пусть и непродолжительное время.

Каждый производитель выдумывал что-то своё. Проблемой было ограниченное пространство, из-за чего не всегда удавалось расположить спальник за основной кабиной, ведь место для грузовой платформы было иногда в прямом смысле слова – драгоценным.

Спальник над кабиной, довольно часто встречавшийся в небольших европейских грузовиках даже в 70-80 х годах. На этом Packard 20-х годов прошлого века, как видим, спальник расположен над кабиной, из маленького окошка выглядывает человек. Пожалуй, первое фото, увековечившее появление спальника над кабиной в автомобильной истории.

История «спальников» в грузовиках

В 30-х стали появляться совмещенные кабины, передняя часть которых была основной, а за ней находились полки, на которых один из водителей мог спать, пока рулил другой. Ну или оба могли отдыхать на разных полках, как на этом Sentinel DG6 1930 года (фото справа). Слева изображена кабина Chevrolet.

История «спальников» в грузовиках

В Европе именно эта схема устройства спальных мест в кабине стала приобретать массовость, в Британии, Италии и Германии.

Итальянский грузовик OM 137 Titano середины 30-х, хорошо виден спальный отсек как продолжение кабины.

История «спальников» в грузовиках

Такая же история и у немецкого короткокапотного Mercedes-Benz LZ 10000 конца 30-х, спальник которого можно считать неплохим даже по сегодняшним меркам.

История «спальников» в грузовиках

Во Франции же стала приживаться концепция спальника над кабиной. Berliet середины 30-х именно с таким спальником.

История «спальников» в грузовиках

Поскольку грузовиков со спальниками выпускалось недостаточно, транспортные компании порой своими силами пытались организовать места отдыха водителей на борту, чаще всего располагая их в полуприцепе или отщипывая часть пространства от грузовой платформы. Такие варианты были в машинах, отправлявшихся в дальние рейсы.

История «спальников» в грузовиках

Другой вариант, которым шли транспортные компании – делали «чердак» над основной кабиной, как у этого Autocar. Этот грузовик был хорош в своё время, вот только модификаций с штатным спальником почему-то не имел.

История «спальников» в грузовиках

Некоторые шли менее удобным (для водителя) но более экономным (для транспортной компании) путём – дооборудованием штатной кабины без увеличения её размеров, как у этих грузовиков Henschel и FIAT. Впрочем, такой вариант применяли на «коротком плече», перевозках одного дня, которые могли затянуться по каким-то причинам, для дальних рейсов такое решение не годилось.

История «спальников» в грузовиках

В 40-х в США начинают появляться грузовики с кабиной над двигателем. Вопрос с обустройством спального места становится всё более актуальным, «пристройку» к такой уже сделать проблематично, что сбоку что сверху.

Небольшие спальные места в виде трансформируемых полок оборудуются прямо в кабине, как у этого Ford.

История «спальников» в грузовиках

Были и варианты в виде отдельного модуля, спального бокса, который кузовные ателье стали изготавливать и продавать.

История «спальников» в грузовиках
История «спальников» в грузовиках

Там же, где место не позволяло разместить спальный бокс, порой экспериментировали даже с такими решениями, как расположение спальника в верхней части полуприцепа, над кабиной, что бы не мешал при повороте. США, 40-е…

История «спальников» в грузовиках

В начале 50-х уже в Европе стали всё чаще выпускаться грузовики с кабиной над двигателем, только в отличии от американских, их длинна была короче и вариант со спальными модулями уже был неуместным. У европейцев спальник принимает привычную и в наши дни компоновку, под место для отдыха отведена задняя часть кабины, которая стала немного длиннее, но это был самый компромиссный вариант, по которому пошли практически все европейские производители грузовиков.

Alfa Romeo 800

История «спальников» в грузовиках

Немецкий Kaelble KD 631

История «спальников» в грузовиках

И даже французы решили придерживаться общепринятой концепции. Французский Panhard K167

История «спальников» в грузовиках

В 50-е годы 20 века европейская и американская концепции размещения спальных мест начинают расходиться в направлениях, в которых они существуют и поныне. А что же было в СССР, спросите вы? А … ничего. Единственное фотоупоминание о наличии спальника в советском автопоезде отсылает нас к автопоезду НАМИ 1940 года, тягач которого действительно был со спальником, но это был американский седельный тягач General Motors Т-85. При СССР сама концепция автомобильных грузоперевозок подразумевала возвращение на автобазу в конце смены, ну а для отдельных случаев автобазы уже сами оборудовали кабины, своими силами.

История «спальников» в грузовиках

В начале 50-х годов прошлого века европейские автопроизводители в целом определились с концепцией расположения спальных мест в грузовиках, американцы же продолжили свои изыскания, который выливались порой в очень причудливые решения. Начинают внедрять «спальники» в свои грузовики и советские автопроизводители.

В 50-х американские автопроизводители начинают эксперементировать с расположением «спальников» порой в самых необычных местах. Пристройка над кабиной, практиковавшаяся европейцами конструкция появляется и в США, но не серийно а в виде доработок самих транспортных компаний. Вот к примеру White-Freightliner Spacemaker с такой пристройкой над кабиной.

История «спальников» в грузовиках
История «спальников» в грузовиках

Выпускают и с привычным спальником в кабине, — White 9000T Sleeper cab 1958 год

История «спальников» в грузовиках

Mack H- 62, 63

История «спальников» в грузовиках
История «спальников» в грузовиках
История «спальников» в грузовиках

Или White 3000, на котором кабина со спальником была штатной для всех модификаций грузовиков, а не только для седельных тягачей.

История «спальников» в грузовиках
История «спальников» в грузовиках

Компания «Corbitt» на закате своего существования выпустила довольно необычный тягач Corbitt D800, с высоченной и неуклюжей кабиной, спальное место в которой располагалось на «среднем этаже», над двигателем и, получается, под основной кабиной.

История «спальников» в грузовиках
История «спальников» в грузовиках

Кабина не откидывалась, для доступа к мотору были предусмотрены люки по бокам.

История «спальников» в грузовиках

Подобное расположение спального места, под полом основной кабины и у этого тягача автовоза «Convoy». Двигатель расположен за кабиной.

История «спальников» в грузовиках

Был еще ряд интересных решений типа этого Kenworth TCF 521 CBE, но они скорее были экзотикой.

История «спальников» в грузовиках

Вдоволь поэкспериментировав, к 60-м и в США определяются с концепцией – спальник либо как продолжение кабины, либо же, если позволяет место, в виде отдельного бокса за ней.

В Европе тем временем тенденция перепила старых американских грузовиков под местные нужды, в том числе с приделыванием спальников сходит на нет, по причине естественного износа машин, а свои новые грузовики европейцы выпускают уже с интегрированным спальным местом в удлиненной кабине.

Mercedes-Benz LP333

История «спальников» в грузовиках

Magirus Deutz Saturn

История «спальников» в грузовиках

Bernard TDA180-35

История «спальников» в грузовиках

Французский Berliet GLR 8 M2 1960 года

История «спальников» в грузовиках

С 1958 года в Чехии выпускалась любимая советскими дальнобойщиками Skoda 706 RT.

История «спальников» в грузовиках

Знаменательное в истории «спальников» событие происходит в СССР в 1961 году. В Кутаиси начинается выпуск «Колхиды» КАЗ-606 , первого советского тягача со штатным спальным местом в кабине.

История «спальников» в грузовиках

А в 1965 году в СССР появляется уже серьёзный тягач для дальних, в том числе и международных поездок – МАЗ 500, кабина которого так же оборудована местом для отдыха.

История «спальников» в грузовиках

Обе машины имели однотипные кабины вне зависимости от модификаций.

История «спальников» в грузовиках

Предпринимаются попытки создать место для отдыха и в скромных масштабах дневной кабины. Прототип ЗИЛ Е169А 1964 года.

История «спальников» в грузовиках

Примерно в одно время с советскими, появляются «спальники» и в японских грузовиках. Isuzu TP81 1967 года

История «спальников» в грузовиках

Спальник в задней части кабины прочно занял свои позиции у всех европейских и большинства американских производителей к концу 60-х годов, вне зависимости от того, капотные были грузовики или с двигателем под кабиной.

Скандинавский Volvo F88-49T

История «спальников» в грузовиках

Немецкий Mercedes-Benz LS1923

История «спальников» в грузовиках

Французское решение кабины как у этого Saviem SM 280 было настолько удачным, что его стали применять на своих грузовиках сразу несколько европейских производителей, и продержится оно полтора десятка лет без особых изменений.

История «спальников» в грузовиках

MAN 19.321 FLT 1980 года

История «спальников» в грузовиках

В 1976 году в СССР начинает сходить с конвейера легендарный КАМАЗ 5320, «дальнобойная» версия которого имеет кабину со спальником.

История «спальников» в грузовиках

Пару лет спустя у МАЗа появляется новый грузовик семейства 64хх, с кабиной, вполне соответствующей европейским нормам тех времен.

История «спальников» в грузовиках

В Европе 80-е проходят без особых изменений, а вот в США спальники тягачей уверенно навёрстывают по уровню комфорта упущенное за предыдущие годы, и уверенно обходят европейские решения.

История «спальников» в грузовиках

Спальники американских тягачей 80-х , 90-х начинают напоминать приличный номер в мотеле, с телевизором, холодильником, появляются отдельные варианты с компактной душевой кабиной.

Peterbilt 359 серии

История «спальников» в грузовиках
История «спальников» в грузовиках

Kenworth Aerodyne со спальными отсеками, гордо возвышающимися над основной кабиной.

История «спальников» в грузовиках

Kenworth T880 Aerodyne Conventional

История «спальников» в грузовиках

International Eagle 4300

История «спальников» в грузовиках

Freightliner FLA

История «спальников» в грузовиках

Компания Livlab предлагает беспрецедентное по уровню комфорта решение — Custom Truck Sleeper Cab, напоминающее уже не спальник, а полноценный мини-номер мотеля, с двухместной кроватью, кухней, телевизором и санузлом.

История «спальников» в грузовиках
История «спальников» в грузовиках
История «спальников» в грузовиках

В Европе тем временем тоже пытаются повысить комфорт спальника, и приходят к концепции «высокой кабины», которая актуальна для европейских производителей и по сей день.

Volvo F12 Globetrotter 1985 года

История «спальников» в грузовиках
История «спальников» в грузовиках

DAF

История «спальников» в грузовиках
История «спальников» в грузовиках

Volvo выпускает кабину Eurotrotter, параллельно со знаменитой Globetrotter.

История «спальников» в грузовиках

Длина кабины несколько сокращается, в целом, в то время европейские регламенты на длину автопоездов вынуждают производителей экономить каждый сантиметр, поэтому полноценный кемпер, как у американских дальнобойщиков, для европейцев был недосягаем, и более того – снова вспомнили о «чердаках» над обычной дневной кабиной.

MAN X90 остался в виде концеп-кара, но подобное решение стали применять на среднетоннажниках.

История «спальников» в грузовиках

MAN 12.232

История «спальников» в грузовиках

В конце 80-х и начале 90-х в Европе предпринимались попытки создать спальник-трансформер, что бы улучшить комфорт водителю не имея возможности удлинять кабину.

Iveco 190F35 Tran-Saharian, созданный итальянским дизайнером Franco Quirighetti.

История «спальников» в грузовиках

В СССР создали прототип магистрального грузовика нового поколения МАЗ 2000 «Перестройка», прогрессивный даже по европейским меркам.

История «спальников» в грузовиках

Машина в серию не пошла, к счастью или к сожалению, уж не знаю. В кабине этого МАЗа водитель мог встать в полный рост, одна из спальных полок трансформировалась за сиденьями, а верхняя – над основной кабиной, обе полки были откидные.

История «спальников» в грузовиках

Scania T143H/M 1992 года была попыткой создать что-то похожее на американские решения, но в компактных европейских масштабах.

История «спальников» в грузовиках

К началу нового тысячелетия американские и европейские производители грузовиков применяли, по большому счёту те же концепции спальников, окончательно сложившиеся еще в 60-х, просто в США спальники разрослись в размерах и достигли небывалых высот по уровню комфорта, европейцам же приходится ютиться на отведенных строгими нормами ограничений длины … сантиметрах. Советские, а впоследствии российские и белорусский автопроизводители применяют европейский вариант спальников, с которого изначально и стартовали.

Будущее уже уверенно смотрит на трассу. Шведский грузовик-беспилотник T-pod.

История «спальников» в грузовиках

Не стоит ожидать кардинальных изменений в концепции спальников, в обозримом будущем. Придет время, и они исчезнут за ненадобностью, вместе с профессией водителя грузовика, которого заменит автопилот самого тягача.

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 10
IRC: 3
Jabber: 0
( состояние на 11:26 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет