Откуда растут ноги Франкенштейна
17 января 1803 г. мужчина по имени Джордж Форстер был казнен за убийство через повешение в Лондонской тюрьме. Далее тело отправилось через весь город в Королевский колледж хирургов, где его публично расчленяли. Но то, что происходило на самом деле, наверно, повергало в больший шок, чем привычная казнь. Форстер был также подвержен экспериментам с электричеством.
Эксперименты проводил естествоиспытатель Джованни Алдини, племянник Луиджи Гальвани, который в 1780 г. открыл «животное электричество», и в честь которого было названо поле гальванизма. Алдини и его помощники начали экспериментировать с телом Форстера. Из газеты «Таймс»: «При первичном воздействии электричества на лицо, челюсть мертвого преступника начала трястись, лицо ужасно исказилось, а один глаз практически открылся. Также в ходе эксперимента его рука поднималась и сжималась, а ноги были приведены в движение».
Некоторые говорили, что он выглядел «как будто умерший человек был готов вернуться к жизни».
В те годы уже существовала гипотеза о некой связи электричества с жизненными явлениями. Исаак Ньютон задумывался об этом в 1700-х гг. В 1730 г. астроном и красильщик Стивен Грей продемонстрировал действие электропроводности. Он подвесил тело на шелковых шнурах и поднес положительно заряженную трубу к ногам умершего, создав в них отрицательный заряд. Из-за его электрической изоляции был образован положительный заряд в других конечностях, в результате чего к пальцам притянулось блюдо с золотой пластиной.
Алдини проводил свои эксперименты для доказательства предположений своего дяди, которые подвергались нападениям. Например, Алессандро Вольта настаивал, что «животное» электричество создается при взаимодействии металлов, и никак не относится к свойствам живых тканей, но было и несколько других естествоиспытателей, согласных с убеждениями Гальвани. Например, Александр фон Гумбольдт и Йоханнес Риттер (который даже ставил эксперименты на себе, в попытках понять, как электричество влияет на ощущения).
Предположение, что посредством электричества можно оживить человека, конечно, было на слуху и у писательницы Мэри Уолстонкрафт Шелли — автора Франкенштейна.
Исследования Алдини будоражили умы, и некоторые скептики подшучивали над идеей о том, что электричество способно восстанавливать жизни. Кое-кто же принимал эти разговоры очень глубоко.
В 1814 г. хирург Джон Абернети сделал подобное заявление на очередном чтении в Королевском колледже. Его выступление спровоцировало горячий спор с другим хирургом Уильямом Лоуренсом. Мэри и ее муж Перси Шелли, безусловно, были в курсе этих дебатов, ведь Лоуренс значился их семейным врачом.
В 1818 г., когда книга о Франкенштейне была опубликована, ее читатели уже были ознакомлены с идеей восстановления жизни посредством электричества. Через недолгое время после выхода романа, химик Эндрю Юр взялся экспериментировать над мертвым телом еще одного казненного убийцы самостоятельно. По окончанию оных Юр рассказал: «Все мышцы его лица был задействованы в страшных гримасах; злость, ужас, отчаяние, мука и кошмарные улыбки соединились на лице убийцы». Химик рассказывал, что зрелище было настолько жутким, что «некоторые наблюдатели покинули помещение, а один джентльмен даже потерял сознание».
Франкенштейн может восприниматься нашим современником как выдумка, но для людей того времени не было ничего фантастического в этой истории. Так же, как все наслышаны о возможностях искусственного интеллекта сегодня, читатели Шелли знали о возможностях оживления электричеством. И, как искусственный интеллект вызывает резонанс в наше время, перспектива электрической жизни — в ее книге.
Именно в 19 в. люди стали представлять будущее как совершенно другой мир, состоящий из науки и технологии. Книги, такие как Франкенштейн, где авторы создали свое будущее из частиц настоящего, были важной составляющей в этом новом образе мышления о завтрашнем дне.
