Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Самолёт везёт самолёт

В 1910 году примерно 200 фунтов шёлка были перевезены самолётом братьев Райт из магазина в Дэйтоне покупателю в Коламбусе. Этот полёт можно считать началом транспортной авиации. Сегодня самолёты могут перевозить любые грузы, ограничения существуют лишь по весу и габаритам. Соответственно, рано или поздно должны были появиться самолёты для перевозки самолётов.

Самолёт везёт самолёт

Впервые идея о перевозке самолёта пришла в голову военным. Им не давали покоя дирижабли, которые летали на недосягаемой для истребителей высоте и в годы Первой мировой войны являлись достаточно грозным оружием. Англичанин Джон Порт предложил разместить на верхнем крыле летающей лодки Porte Baby «паразитный» перехватчик воздушного базирования Bristol Scout. 17 мая 1916 года прошли первые испытания. Самолёт-носитель поднялся на высоту 300 метров, после чего Scout отделился и самостоятельно полетел. Несмотря на то, что эксперимент был удачным, работы над проектом свернули.

Самолёт везёт самолёт

После окончания войны к идее воздушного авианосца присоединились разработчики дирижаблей. Благодаря огромным, по сравнению с самолётами того времени, грузоподъёмности и дальности дирижабль прекрасно подходил для роли авианосца. В январе 1918 года в Германии авианосцем стал Zeppelin 1-35, а истребителем — Albatros D.III. Двигатель истребителя был запущен на земле и при достижении высоты 1400 м самолёт отцепился от дирижабля и пошёл на посадку. В Англии в сентябре 1918 года дирижабль К.23 успешно поднял на подвесе и запустил в полёт истребитель Sopwith Camel. В США в декабре с дирижабля С-1 стартовал самолёт Curtiss JN4.

Самолёт везёт самолёт

Казалось бы дело осталось за малым — научить самолёт возвращаться на дирижабль. Но оказалось, что сделать это не так просто. Завихрения от винта самолёта отражались обшивкой дирижабля, не позволяя совершить воздушную стыковку. В конце концов систему посадки самолёта на дирижабль удалось создать конструктору Элмеру Сперри. Он же первым в мире смог посадить самолёт связи Sperry M-1 Messenger на дирижабль ТС-3. Система была очень простая — самолёт должен был зацепиться за крюк, находившийся под дирижаблем. Крюк опускался таким образом, что завихрения от винта не мешали посадке, а после зацепления самолёта поднимался наверх.

Самолёт везёт самолёт

Эффективность и простота связки дирижабль+самолёт вызвало повальное увлечение постройкой авианесущих дирижаблей. Один из крупнейших дирижаблей в мире дирижаблей-авианосцев, USS Akron был построен в США. Он мог нести под своей жёсткой обшивкой до 5 самолётов. Однако увлечение дирижаблями было недолгим: USS Akron в 1933 году потерпел крушение в Атлантическом океане, в результате которого погибли 73 из находившихся на борту 76 человек. А его брат-близнец USS Macon разбился во время шторма 12 февраля 1935 года. Стало ясно, что дирижабли — не самый надёжный и безопасный вид транспорта.

После неудачи с дирижаблями проблема сверхдальних рейсов оставались актуальной. Рекордные перелёты через Атлантику давали надежду на появление регулярных почтовых линий. Но дальности серийных самолётов не хватало, поэтому англичане решили создать почтовую спарку S.20 Mercury-S.21 Maia. На "имперскую" летающую лодку Maia сверху установили более лёгкий Mercury. Получившийся 8-моторный гигант после взлёта и набора высоты разделялся, затем Mercury должен был пересечь Атлантику и приводниться в акватории порта назначения, разгрузиться, забрать встречный груз почты, дождаться штилевой погоды, взлететь самостоятельно, взять курс на родные британские острова, подгоняемый попутными западными ветрами. 20 апреля 1938 года спарка совершила первый трансатлантический перелёт. Топлива при этом хватало впритык и реальная экономическая эффективность спарки измерялась отрицательными величинами, поэтому о ней быстро забыли.

Самолёт везёт самолёт

В СССР не было гигантских жёстких дирижаблей, способных нести самолёты. Зато были тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 и лёгкие истребители И-4, И-5, И-Z и И-16. Соединить их в единую систему удалось инженеру Вахмистрову. По его проекту "Звено" два И-4 были установлены на верхней плоскости крыла ТБ-1 с помощью ферм. Успешные испытания были проведены 3 декабря 1931 года. Позднее появились варианты "Звена" с 2 истребителями И-5, а ТБ-1 был заменён на ТБ-3, чтобы позволило установить ещё один истребитель на фюзеляже.

Самолёт везёт самолёт

Следующим этапом развития "Звена" стал вариант с подвеской истребителей под крылом бомбардировщика, а в варианте "Звено-5" истребитель И-Z взлетал отдельно от ТБ-3 и цеплялся уже в полёте. В дальнейшем было испытано несколько различных вариантов "Звена", а в 1940 вариант СПБ (Составной Пикирующий Бомбардировщик) был принят на вооружение. Он состоял из носителя ТБ-3 и двух истребителей И-16, подвешенными под крыльями, которые в свою очередь несли 2 фугасных авиабомбы ФАБ-250. 26 июля 1941 года звено СПБ вылетело из Евпатории, разбомбило нефтехранилище в Констанце и вернулось в Одессу. 10 и 13 августа 1941 были проведены успешные бомбардировки моста через Дунай. Однако в дальнейшем СПБ более не строились, так как ТБ-3 не выпускались с 1937 года, а большая из уже построенных были уничтожены в первые годы войны.

Самолёт везёт самолёт

Разумеется, в годы войны другие ведущие авиационные держав не оставались в стороне от разработки воздушных авианосцев. Самую экзотическую разработку придумали японцы. У них было много лётчиков-камикадзе, жаждущих умереть за императора, бомбардировщики Mitsubishi G4M с огромной дальностью полёта и фанатичное желание уничтожать американские авианосцы. Соединив все составляющие воедино, японцы создали крылатую управляемую ракету Yokosuka MXY7 Ohka, в которую загружали камикадзе и потом подвешивали под брюхо бомбардировщику. По сути, Ohka представлял собою попытку создания в 1940-х годах прообраза появившихся позже авиационных противокорабельных ракет, с той лишь разницей что вместо недоступных в то время надёжных систем управления использовался «живой компьютер», то есть лётчик-камикадзе. Правда большинство из ракет них уничтожалось зенитным огнём и они вызвали сотни безрезультатных смертей камикадзе, за что их прозвали «Бака» (дурак).

Самолёт везёт самолёт

Немцы не имели в своём распоряжении камикадзе, поэтому чаще всего далее бумажных проектов дело у них не пошло. Наиболее известным стал построенный Mistel, состоявший из истребителя Fw 190 и самолёта-снаряда Ju 88, начинённого взрывчаткой. То есть у немцев всё было наоборот: истребитель играл роль носителя моторизованной бомбы.

Самолёт везёт самолёт

Американцы пошли по прямолинейному пути. Для сопровождения B-29 во время налётов на Японию требовались истребители с большой дальностью, которая была ограничена физическими возможностями пилота, который, в отличии от экипажей бомбардировщиков, не имел подмены. Чтобы дать возможность пилоту отдохнуть, американцы соединили два истребителя Mustang, в результате чего получился North American F-82 Twin Mustang, ставший последним поршневым истребителем США. Правда во Второй мировой они принять участие не успели, но прикрывали транспортные самолёты во время Корейской войны. Да и в целом этот проект являлся не авианосцем, а просто двухфюзеляжным самолётом.

Самолёт везёт самолёт

После войны американцы всерьёз взялись за разработку воздушных авианосцев. В 1946 году был построен первый экземпляр сверхзвукового самолёта Bell X-1, который подвешивался к бомбардировщику B-29, а после набора высоты переходил в самостоятельный полёт. Проект был экспериментальным, позднее X-1 взлетал уже самостоятельно. А вот созданный в 1948 году McDonnell XF-85 Goblin разрабатывался исключительно как истребитель сопровождения, который мог базироваться на тяжёлом бомбардировщике Convair B-36. B-36 при этом и сам по себе был самолётом необычным. Он был оснащён толкающими винтами и имел самый большой размах крыльев среди военных самолётов. Гоблин тоже не отставал, став самым маленьким истребителем в мире. В серию проект не пошёл — оказалось, что турбулентность вокруг бомбардировщика создаёт серьёзные проблемы с управлением, а истребитель проигрывал более традиционным самолётам.

Не особо успешной стала попытка скрестить всё тот же B-36 с серийным истребителем F-84E Thunderjet в рамках проекта FICON. Истребитель должен был подвешиваться на специальной трапеции и убираться почти полностью в бомбоотсек. И в этот раз дальше экспериментальных полётов дело не пошло.

Самолёт везёт самолёт

В третий раз B-36 решили скрестить с истребителями в рамках проекта MX-1018. Вообще изначально MX-1018 предусматривал сцепку с использованием гибких креплений между законцовками крыльев бомбардировщика B-29 и двух истребителей F-84D, но потом В-29 заменили на B-36, а истребители — на EF-84B. Система была намного проще для освоения пилотами, однако выдержать несколько часов в неотпаливаемой кабине EF-84B, так как его двигатель был выключен, было немногим под силу. К тому же сильная турбулентность, создаваемая крыльями бомбардировщика, вызывала крены истребителей и требовала неусыпного внимания их пилотов. Эксперименты завершились 24 апреля 1953 года, когда в полёте у левого EF-84B внезапно сработала система автоматического управления, истребитель ударился о крыло EB-29A, и оба самолёта рухнули на землю. Погиб весь экипаж воздушного авианосца. Тогда же был прекращены работы над аналогичным проектом Tip-Tow, в рамках которого к законцовкам крыльев RB-36F состыковывались истребители RF-84F.

Самолёт везёт самолёт

В 1949 году появился проект пассажирского самолёта с отделяющейся кабиной американца Дэйва Вайса. Пассажирский лайнер имел два корпуса, скреплённых с крылом-планером и между собой (бок о бок либо один над другим). По замыслу изобретателя, в случае аварии пассажиры с экипажем перейдут в неповреждённую часть самолёта, а сломанная часть сбросится. Идею творчески развил в 1961 году другой американец — Джеймс Ди Перна. Для повышения безопасности воздушных полётов он жёстко скрепил… два обычных двухмоторных пассажирских самолёта. В случае поломки одного из них пассажиры по лестнице должны были перебраться во второй лайнер, отцепить неисправный и продолжить беззаботный полет. Наконец, в 1976 году некто Джордж Циммер из Калифорнии получил патент на кабину истребителя, в случае аварии полностью отделяющуюся и способную летать самостоятельно. Для этого кабина имела собственные двигатели, крылья и хвостовое оперение. Ни один из этих проектов не вышел из стадии бумажных разработок.

Самолёт везёт самолёт

В СССР так же велись разработки воздушных авианосцев. В 1955 году началась разработка ударного комплекса, который состоял из носителя Ту-95Н, ударного сверхзвукового бомбардировщика PC, несущего ядерную бомбу 244Н с зарядом РДС-4. РС подвешивался под брюхом носителя, на удалении 4000 км от цели в нём занимал своё место пилот и отцеплялся от Ту-95. На скорости до 3000 км/ч РС поднимался на высоту 28 км, преодолевал ПВО и сбрасывал бомбу на противника. Возвращение на носитель при этом не предусматривалось. Однако разработка ракет поставила этот проект в проигрышное положение и он был свёрнут.

Самолёт везёт самолёт

Как и американский B-36, советский Ту-95 фигурировал в качестве носителя в самых различных проектах. В одном из вариантов он должен был нести Ту-139. По конструкции и назначению Ту-139 был близок к американскому экспериментальному ракетному самолёту Х-15. Его старт должен был осуществляться с Ту-95К. Самолёт Ту-139 позволил бы обеспечить пилотируемый полет на максимальной скорости 8000 км/ч и потолки до 200 км при посадочных скоростях 300 км/ч. Однако дальше эскизов проект не пошёл, а индекс Ту-139 получил спасаемый беспилотный самолет-разведчик.

Самолёт везёт самолёт

Американский ракетный самолёт Х-15 так же использовался в связке с носителем на базе В-52. Первое предложение о создании самолёта, способного превысить скорость звука в пять и более раз (будущая программа Х-15), появилось в 1951 году в недрах правительственного Hационального управления по аэродинамике (NACA), предшественника NASA. Проект, представленный North American, предусматривал строительство самолёта длиной 15 метров с крыльями стреловидной формы с размахом всего 6,5 метров. Крылья предполагались относительно тонкими и небольшими по площади. Вес самолёта составлял около 7 тонн, а после заправки топливом увеличивался до 16,5 тонн. На самолёт предполагалось установить жидкостный ракетный двигатель с тягой 27 тонн. Так как продолжительность работы ракетного двигателя составляла всего 80-120 секунд, на высоту 15 километров самолёт должен был доставляться с помощью специально переоборудованного для этих целей бомбардировщика B-52, затем будет происходить разделение самолёта-носителя и ракетного самолёта, и дальнейший полет будет происходить с использованием ракетного двигателя. Во время испытаний этого прототипа 18 ноября 1966 г. была достигнута рекордная скорость — 6840 км/ч. 3 октября 1967 года был достигнут рубеж в 7273 километра в час (М = 6,72). До настоящего времени при полётах на самолётах этот рубеж не превзойдён, хотя ФАИ его и не зарегистрировало — X-15 взлетал не самостоятельно, а сбрасывался с самолёта-носителя. Форсированный ракетный двигатель XLR-99, проработавший 141 секунду, позволил 22 августа 1963 года достигнуть высоты 107900 метров.

Самолёт везёт самолёт

"Бумажных" и частично реализованных проектов было достаточно много. Дальше всего удалось продвинуться в проекте воздушно-орбитальной системы "Спираль". "Спираль" состояла из гиперзвукового разгонного самолёта и орбитального самолёта с ракетным ускорителем. Боевой пилотируемый одноместный орбитальный самолёт многоразового применения предусматривал использование в вариантах разведчика, перехватчика или ударного самолёта с ракетой класса «Орбита-Земля» и мог применяться для инспекции космических объектов. Орбитальный самолёт создали достаточно быстро и в 1977 году приступили к полётам с использованием носителя Ту-95КМ. Но вот создание разгонного блока "не пошли" и проект свернули в связи с начало создания "Бурана". Схожие проекты разрабатывались в КБ Сухого, Микояна и Мясищева, но все они были закрыты.

Самолёт везёт самолёт

Но не только космосом ограничивались воздушные авианесущие системы. С появлением самолётов достаточной грузоподъемности они смогли перевозить вертолеты. Вертолёт обладает рядом преимуществ по сравнению с самолётом, но проигрывает ему в дальности полёта, перегонять вертолёты своим ходом на большие расстояния дело хлопотное. Намного проще загрузить их в транспортный самолёт и доставить в место назначения.

Самолёт везёт самолёт

После появления тяжёлых вертолётов появились и обратные примеры, когда вертолёт везёт самолет. Ничего необычного, Ми-26 перевозит Ту-134.

Самолёт везёт самолёт

При разработке программы Space Shuttle возникла серьёзная проблема. Взлёт челнока производился во Флориде, а посадка — в Калифорнии. Следовательно, надо было придумать, как перевозить челнок к месту следующего старта. Для этого решили переоборудовать Boeing 747 в авианосец, точнее в шаттлоносец. Шаттл устанавливался на "спину" Боингу, после чего самолёт взлетает и везёт челнок к месту старта. Просто и надёжно. Всего в программе использовалось два Boeing 747 модификации SCA (расшифровывается как Shuttle Carrier Aircraft).

Самолёт везёт самолёт

В СССР на первом этапе работ по "Бурану" его перевозку осуществляли на модернизированном бомбардировщике 3МД, который получил обозначение ВМ-Т "Атлант". Изначально планировалось осуществлять доставку с помощью Ан-124 "Руслан", но "Буран" уже был готов, а "Руслан" ещё находился в стадии постройки. Сначала был предложен вариант увеличения диаметра фюзеляжа бомбардировщика с 3 до 10 метров, тогда в нём можно было бы разместить "Буран" с состыкованными крыльями и килем. Но такая доработка потребовала бы снятия теплозащитных плиток с "Бурана" и замену велосипедного шасси 3МД на традиционное. В результате был утверждён вариант безразборной перевозки на спине бомбардировщика, а для восстановления аэродинамики хвостовое оперение переделывалось в двухкилевое.

Когда в 1982 году совершил первый полёт Ан-124 "Руслан", ВМ-Т "Атлант" уже был задействован на перевозках "Энергии" и "Бурана". Сам по себе Ан-124 не мог заменить ВМ-Т. требовалась его модернизация. Она получила название Ан-225 "Мрия". Хотя этот самолёт и создавался для решения узкоспециальных задач по транспортировке "Энергии" и "Бурана", благодаря использованию Ан-124 в качестве основы позволило ему не только пережить космическую систему. но и выполнять уникальные транспортные перевозки до сих пор.

Американцы для перевозки тяжёлых элементов ракет использовали один из самых курьезных и узнаваемых самолётов — B-377 Guppy. Когда возникла необходимость перевозить секции ракет, выяснилось, что груз не тяжёлый, но очень объёмный и ни в один из самолётов не поместится. Поразмыслив, американцы пришли к выводу, что переоборудовать какой-либо самолёт будет значительно дешевле, чем конструировать специально для этой цели новый, и появился заказ на соответствующую переделку. Выбор пал на пассажирский Boeing 377. Из за прожорливых моторов авиакомпании старались избавиться от них при первой возможности, поэтому когда Aero Spacelines выкупила у авиакомпании "PanAm" один из B-377, там, скорее всего, радостно перекрестились. Но как оказалось, для постройки одного нового Guppy требовалось 5-6 старых Боингов. Вариантов "Гуппи" было несколько: первый вариант "Guppy" укоторого для погрузки и выгрузки вся задняя часть фюзеляжа отстыковывалась и открывалась назад на специальной тележке, "Super Guppy" с откидывавшейся в сторону носовой частью и "Mini Guppy" с погрузкой через откидывающуюся в сторону хвостовую часть. Представитель ФАА, взглянув на самолёт, пришёл в ужас и сразу заявил, что о свидетельстве лётной годности не может быть и речи:

— Эта туша никогда не взлетит!

Но он ошибался. Первый настоящий полет 3B-377 Guppy состоялся 16 сентября 1962 года. Поневоле приходило на ум известное изречение про шмеля, который по всем законам физики летать не должен, но, к счастью, об этом не знает и исправно летает.

Самолёт везёт самолёт

B-377 Guppy оказался настолько удачным, что его приобрёл злейший конкурент Boeing, европейский концерн Airbus. Aero Spacelines организовали серийное производство модели 201 "Супер Гуппи", которые с 1973 стали приобретаться Airbus. Однако Aero Spacelines к тому времени уже не существовало и европейский концерн приобрёл права на производство "Гуппи" и начал выпускать их самостоятельно. Конечно, из названия при этом слово Boeing исчезло, самолёт стал называться "Airbus Skylink". "Гуппи" в основном перевозили части самолётов из Англии и германии в Тулузу.

Самолёт везёт самолёт

Объёмы регулярных перевозок между заводами Airbus было не по силам выполнять только с помощью "Гуппи". На помощь пришла "Airbus Beluga", созданная по подобию "Гуппи" на базе Airbus A300. С названием, конечно получилось не очень, но в английском языке и белуха и белуга называются Beluga. Не остался в стороне и Boeing, выпустивший B747 LCF Dreamlifter для перевозки частей Boeing 787, производимых сторонними поставщиками. Таким образом за историю авиации уникальные авоздушные авианосцы теперь стали серийными грузовыми самолётами.

Самолёт везёт самолёт
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 3
IRC: 5
Jabber: 1
( состояние на 09:34 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет