Метро в Сочи - "Зелёная ветка"
В конце 1940-х годов, за несколько лет до открытия метрополитена в Санкт-Петербурге, в жарком курортном Сочи началось строительство санатория с собственной веткой подземного рельсового транспорта! Короткой, всего на три станции, но почти настоящей ветки метро — со 126-метровым подземным тоннелем, отделанным чугунными тюбингами.

Сочинский фуникулёр состоит из двух линий, каждая из которых принадлежит санаториям и предназначена для доставки отдыхающих на пляжи. В настоящее время действует только линия работающего санатория Минобороны, выглядящая достаточно обыкновенно и проходящая по поверхности. Ну а наполовину подземный фуникулёр санатория Орджоникидзе оказался заброшен вместе с самим санаторием.

Длина этой ветки "курортного метро" всего лишь 352 метра, ширина колеи 1250 мм — нестандартная для нашей страны. Перепад высот между верхней и нижней станцией — 73 метра. Участок, проходящий поперёк Курортного проспекта, спрятан в тоннель.

Разъезд и вид на вагон, остановленный в тоннеле
На нижней и верхней станциях, как и во всех корпусах санатория, дежурят охранники — поэтому осмотр этих павильонов без их разрешения невозможен. Нижний павильон двухэтажный, оформлен ракушками и представляет из себя платформу посадки/высадки, объединённую с заросшим подземным переходом под железнодорожными путями


Оформление внешней стены нижней станции. Платформа посадки-высадки.
Промежуточная же — "средняя" станция — находилась на территории санатория Правда, а ныне просто отгорожена от него заборами. Там же, на плоском участке линии, находился разъезд для правого и левого вагонов

Один из двух наклонных участков находится под открытым небом, сильно зарос и засыпан листьями

В его верхней части, в начале плоского участка, находится "гараж" для одного из двух вагонов с незапертыми воротами и табличкой, предупреждающих о запрете нахождения посторонних, относившейся к эпохе жизни фуникулёра


Обе кабины, а также весь корпус вагона наклонены таким образом, чтобы при движении по наклонному участку стекло кабины становилось вертикальным

Облегчённые вагоны производства Малаховского экспериментального завода при министерстве угольной промышленности появились здесь лишь после реконструкции фуникулёра в 1985 году, до этого использовались тяжёлые вагоны Сокольнического вагоноремонтного завода. Нынешние же имеют пластиковую обшивку и достаточно просторный салон с кабинами на каждой стороне. Из кабин могло производиться только лишь торможение и связь вагоновожатого с диспетчером, потому как в движение оба вагона приводились массивным колесом, расположенным в машинном отделении верхней станции


Проходим мимо средней станции и приближаемся к самому интересному — к тоннелю!

Нижний портал тоннеля.

Внутри тоннеля посетителей дожидается "первый" — левый вагон

Он практически ничем не отличается от "второго" правого, разве что зарос паутиной и сильнее покрылся пылью, — такой же наклонённый и пластиковый. В окружении чугунных тюбингов 1949 года выглядит футуристично


Сам по себе тоннель — "метрошный", разве что впечатляюще наклоный



Клейма на тюбингах, год производства 1949.
Можно было бы подняться наверх и попробовать осмотреть верхнюю станцию, но там можно попасться охраннику :)

