Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Если вы бывали глубоко в горах в окрестностях Сочи, то знаете — это настоящие джунгли. Влажный и теплый климат, укрытые горами труднодоступные долины — идеальное место для многовековых широколиственных лесов. Дубы, каштаны, и даже грабы достигают тут гигантских размеров. Укутанные лианами и зеленым мхом, колоссальные стволы напоминают о безграничном величии природы.

А еще о том, что у человека давно придумана мера их оценки, и она выражается в деньгах. Больших деньгах. Заготовка и обработка леса на Северо-Западном Кавказе существовала с момента освоения этих территорий казаками. После революции, добыча ценного леса в окрестностях Апшеронска была поставлена на поток. В городе появился леспромхоз, от которого во все стороны потянулись нитки узкоколейной железной дороги. Строили ее, по тогдашнему обыкновению, силами заключенных.

Апшеронская УЖД

К концу строительства в начале сороковых, протяженность Апшеронской УЖД составляа 61.5 км. Ее участки были пробиты в том числе через горные ущелья, слишком узкие, чтобы проложить по ним автомобильную дорогу. Лес поступал в Апшеронск с Самурского, Мезмайского, Черниговского, Маратукского, Режетского и Тубинского лесоучастков.

С развитием лесозаготовок росли и населенные пункты. Тупиковый, расположенный на краю реликтовых джунглей поселок Шпалорез, ныне Отдаленный, был одним из них. Помимо грузовых поездов, на линии были и пассажирские составы на несколько вагонов — можно было с относительным комфортом добраться из Апшеронска в Мезмая.

С распадом леспромхоза, а также развитием автомобильного сообщения, большая часть Апшеронской УЖД была сдана на металлолом. “Железка” больше не начинается в Апшеронске… Осталось всего два участка: 39 км от Черниговского до станции Шпалорез в поселке Отдаленный, и 9 км от Гуамки до Мезмая.

Черниговское-Отдаленный

Как я уже писал в прошлом посте, поселок Отдаленный представляет собой далеко не самое радостное зрелище, особенно, по меркам богатого Краснодарского края. Кажется, что жизнь тут еле теплится.

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Хотя работает школа, где учатся детишки со всех соседних поселений — еще более незаметных на карте, чем сам Отдаленный.

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Залог поддержания жизни тут — та самая узкоколейка. Гнилые шпалы, ржавые рельсы, и давно отработавшая свой ресурс мотриса ТУ6П-53 с 11-литровым автомобильным V-образным шестицилиндровым дизелем ЯМЗ-236. Краска кузова выцвела на солнце, потрескалась от непогоды.

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Каждый элемент шасси, кузова и салона молит о пощаде во весь свой охрипший и обессиленный голос. Грузовой вагон — заплата на заплате.

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Но машинист Артур не унывает — он, знает мотрису как свои пять пальцев, если что, постарается устранить неисправность на месте.

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Для преодоления подъемов с полной загрузкой у него есть пластиковые бутылки наполненные песком — его нужно посыпать на рельсы. Хуже, если мотриса сойдет с рельс — что, учитывая состояния железки, случается довольно часто…

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Тем не менее, на лицах юных пассажиров, возвращающихся из школы домой — искренняя радость, и не только от окончания занятий. Для детей каждая поездка на “матрице”, как тут называют мотрису, настоящее приключение. На стоянке мальчишки буквально облепляют поезд, забираются на крышу, площадки и в кабину водителя.

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Без малого сорокакилометровый путь от Черниговского до Шпалореза мотриса проделывает за два с половиной часа. Чертовски медленно, но это настоящая дорога жизни — на “матрице” ездят в поликлинику и на работу, на ней привозят почту и продукты. Зимой Отдаленный фактически существует автономно: каждая поломка или переметенные снегом пути может иметь фатальные последствия, поэтому продуктами тут принято запасаться с осени сразу на всю зиму. На всякий случай…

“Матрица” делает 2 рейса в день. Отправление со станции Шпалорез в 4 утра и 4 дня. Цена билета в одну сторону — 56 рублей.

Узкоколейка в Гуамском ущелье

У участка Гуамка-Мезмай судьба сложилась иначе — спасибо географии. Тут больше не возят лес, зато катают туристов по ущелью.

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Есть несколько дрезин и локомотивов, включая относительно “свеженькие” ТУ8 середины восьмидесятых годов — блестящие свежей краской, в хорошем состоянии.

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Учитывая туристическое назначение, цены на проезд гораздо выше — 300 рублей с взрослого человека и 150 за ребенка, и это за поездку в одну сторону.

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Длина маршрута, напомню, составляет 9 километров.

Вокзал Гуамки больше не используется и ныне заброшен и разрушен. Почти. В левом крыле — крошечное отделение Почты России.

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Гуамское ущелье — невероятно тесное, удивительно, как тут смогли проложить эту узкоколейку. Вагоны поезда буквально нависают над обрывами, лишенными существенных ограждений.

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Мне удалось прогуляться по ущелью ранним утром, до начала движения поездов. И я был буквально очарован увиденным.

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Прорубленная в скале полка для полотна в некоторых местах столь узка, что от края шпал до бездны, в которой кипит поток, остается всего пара метров, а то и меньше.

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Рев бурных вод реки Курджипс усиливается эхом бесконечно высоких каменных стен, на которых неизвестным мне образом на голых камнях растут высокие деревья с пышными зелеными кронами.

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Подняв квадрокоптер на две сотни метров, я так и не достиг края ущелья.

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Резонирующий звон воды, беззвучно текущие с замшелых каменных стен ручьи и скрип песка под ногами, ритмичный шаг — все заставляет тебя неожиданным образом смотреть на Гуамское ущелье словно в самого себя.

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

В этот момент замечаю на повороте дороги в реке что-то большое. Искореженный, отполированный стремительно набегающей водой остов ТУ8П…

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Что стало с машинистом и пассажирами — думать не хочется, хотя, по словам местных, никто не погиб. Кто- то не побоялся ледяного потока и смог разобрать двигатель, чтобы снять с него все самое ценное.

Жизнь в "Матрице", или что осталось от знаменитой Апшеронской узкоколейки

Свободный проход по ущелью открыт до 9 часов и после 17 часов. Оптимальный маршрут — проехаться в одну сторону (до Мезмая) на вечернем поезде, и обратно вернуться пешком. В Гуамке также есть несколько хороших гостевых домов — например, “Гуамка” и “Куршевель”, а чуть в стороне — “Добрыня” с термальными источниками.

Из Гуамки также стартует внедорожный маршрут на гору Житная.

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 5
IRC: 0
Jabber: 0
( состояние на 07:02 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет