Сегежа

Восточная Карелия, цепочка городов и посёлков вдоль железной дороги — это почти вся Карелия и есть. Здесь — 80% населения и 7 из 12 городов региона; практически вся промышленность тоже сосредоточена здесь — если не считать Костомукшу с её железорудным комбинатом. Становой хребет республики — во всех смыслах.

Инфраструктурные проекты, призванные улучшить связь центральных регионов страны с Белым морем и Арктикой — сначала железная дорога, потом Беломорканал, а во второй половине XX века ещё и автомобильная дорога — в последнее столетие были ключевым фактором развития этих районов.
Внешняя Карелия — в противоположность Глубокой — её видят все проезжающие наземным путём на Соловки или в Мурманскую область.
Конечно, и тут из окон поезда можно увидеть много интересного, и даже небывалого — озёра, озёра, болота, камни и даже скалы, лес постепенно становится ниже.
Поморы и поморские деревни, в конце концов.

А потом и беломорские заливы:

Но здесь почти нет того карельского колорита, который чувствуется во внутренних районах, гораздо более самобытных культурно и этнически; и восточно-карельские районы мало чем отличаются от Русского Севера. Города строились здесь отнюдь не карелами, ещё со времени строительства Мурманской железной дороги это были большие стройки, часто с истинно социалистическим размахом — то есть ехали сюда представители десятков народов нашей бескрайней страны, преимущественно русские.

А северо-восток республики — это то же Поморье, практически такое же как на Архангельской земле, исторически русские места.
Как и почти во всей нечерноземной русской провинции, центры жизни здесь — большие и успешные промышленные предприятия; в случае Севера — целлюлозно-бумажные комбинаты.

У одного из таких комбинатов и выросла Сегежа — мало чем примечательный городок примерно на середине Карелии, если ехать по железной дороге.

История типичного советского моногорода на фоне озёрного ландшафта (огромное Выгозеро примыкает к городу с востока), лес вокруг, лес на фурах и на железнодорожных вагонах, аромат целлюлозно-бумажной промышленности (что-то скисшее и грязные тряпки).

Если Кандалакша — это конец настоящего леса и привычной нам природы, то Сегежа — это начало настоящего Севера и конец самого северного Юга.

Это самое крайнее место, где я видел какие-нибудь лиственные деревья кроме берёзы и рябины.

После 10 дней в Заполярье, а потом в карельской глуши сонные августовские тополя на сегежских улицах казались чем-то неприлично южным.

История Сегежи так же обычна для этих мест, как и её портрет: когда-то карельский хутор, поглощённый перед самой революцией 1917 года пристанционным посёлком, в 1930-е годы новоиспечённый посёлок оказался ещё и в самой гуще строительства Беломоро-Балтийского канала.
Тогда здесь стали заниматься лесом — появился лесозавод, а уже в конце 1930-х годов он развился до целлюлозно-бумажного комбината.

В 1940-х вместе с десятками других индустриальных тыловых посёлков прифронтовая Сегежа стала городом.
Дальнейшая история города — тоже ничего особенно выдающегося: завод, а с ним город, достигли пика развития к концу 1980-х годов (одно из крупнейших производств бумажной тары в СССР и почти 40 тыс. человек населения, второй город Карелии).

1990-е годы — как и почти везде у нас, падение и деградация.

Впрочем, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность пережили кризис, продукция местного комбината осталась востребованной, а Сегежа осталась одним из локомотивов карельской глубинки.
С конца 1980-х годов город потерял чуть менее 30% населения, что значительно больше региональных 20%, но примерно соответствует средним значениям для северных моногородов.

Как результат — в Сегеже сейчас 27 тысяч жителей, это 4-е место в регионе; вперёд вырвалась не только богатая Костомукша, но и целлюлозно-бумажная Кондопога, просто находящаяся поближе к Петрозаводску и цивилизации.

Причём темпы убыли населения не снизились сколько-нибудь значительно — подобно тому, как это произошло в десятках русских городов в последнее время; каждый год сегежан становится меньше на несколько сотен человек.
Город делится на две части железной дорогой: восточнее — промзона целлюлозно-бумажного комбината и старая часть города (1930-е — 1950-е годы), западнее — позднесоветские микрорайоны.

Строго говоря, есть ещё третья, самая восточная часть — за ЦБК и старым городом находится лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, заброшенный завод железобетонных изделий и несколько кварталов частного сектора.
Всё это — на полуострове, вдающемся в великое озеро Выгозеро; но туда я не добрался.
А в целом — город довольно компактен, примерно 3 на 2 километра; в основном состоит из многоквартирных домов.
Впрочем, нельзя не отметить, что частного сектора, несмотря на всю промышленную сущность города, тут уже на порядок больше, чем всего несколькими сотнями километров севернее.
В этом тоже проявляется южная сегежская сущность.
Главная магистраль, на которую нанизаны все три составляющих города — это бульвар Советов, в индустриально-исторической части города превращающийся в Советскую улицу.

Бульвар и улица соединены впечатляющем путепроводом — единственным на пару сотен километров в любую сторону.
Его можно назвать композиционным центром Сегежи.
Через путепровод ходят автобусы, соединяющие старую и новую Сегежу.

С путепровода открывается прекрасный вид на железнодорожную станцию, появившуюся одновременно со строительством Мурманской железной дороги, в середине 1910-х годов, и принявшую первые поезда в конце 1916 года.

При этом само здание вокзала обращено в новую часть города.
Оно современное, и даже не очень страшное — не позднесоветское, а постсоветского времени (кажется, 2000-х годов).

После обвала пригородного сообщения электричек здесь, кажется, не осталось вообще — возможно, назначают какие-то в летний период.
Дальние поезда — до 8 пар в сутки — здесь все мурманские, причём на юг они идут в основном ранним утром и в первой половине дня, а на север, в Мурманск — днём, вечером и в начале ночи.
Сердце старой части Сегежи, и главная площадь города — это площадь Мира.

Её законное украшение — Дом культуры сталинских времён, исторически именовавшийся Домом культуры бумажников.

Ещё на площадь выходит прекрасное арочное здание районной библиотеки:


В отличие от Костомукши, в моногороде Сегеже хорошо чувствуется Советский Союз, работает машина времени.

Особенно хорошо она, конечно, работает в старой части города.


Как видно, главная площадь не отличается особой оживлённостью — и вообще выглядит как-то печально.
В новой части города людей и всякой уличной активности побольше.
А окрестные улицы и вовсе пустынны — даже если делать поправку на вечер:

В советских моногородах первой войны индустриализации (распланированных и активно строившихся до войны) это частая судьба старой части города: расположенная прямо у труб комбината, к нашему времени она, как правило, становится не самым престижным и живым районом города.

Но районная администрация, впрочем, всё ещё расположена здесь, на историческом месте.
И сегежский старый город очарователен и зелён, и тут приятно гулять — если не обращать внимания на кислый целлюлозно-бумажный аромат.

И, в любом случае, я видел призаводские районы и похуже, совсем мёртвые.

От площади на юг, в сторону проходных комбината тянется целая анфилада бульваров и небольших парков.
Начинается она аллеей Леонида Катанандова, названной в честь главного карельского инженера-строителя 1960-1970-х годов, который, по совместительству — отец многолетнего (1998-2010) главы Карелии Сергея Катанандова.

Несмотря на статус аллеи, это зелёное пространство больше похоже на парк, и не уступает масштабами собственно официальному городскому парку, расположенному с другой стороны площади, немного на отшибе.
За аллеей зелёная зона прерывается гостиницей "Выг", за которой её продолжает чуть запущенный сквер:

С каким-то очень уютным Лениным:


Дальше — ещё один сквер с мемориалом павшим в Великой Отечественной:

А дальше — только комбинат:

Центральный ансамбль старой Сегежи оформлен каменными сталинками:

Но немного отойдёшь в сторону — и там уже вылезает деревянный Север.

Всё-таки город никогда не был всесоюзной стройкой или столицей союзной республики, или даже региональным центром.
Севернее площади Мира тоже есть немного примечательных зданий.

Потрясающий деревянный неоклассицизм:

Впрочем, быстро сменяется более заурядными бараками:

До парка я не дошёл; ещё запомнился молодёжный центр, бывший кинотеатр:

Очередной военный памятник перед зданием немного контрастирует:

В старой Сегеже есть немного и более-менее нового — пятиэтажек конца советского времени:

Социалистическая надпись:

Новый город устроен попроще — три микрорайона.

Один из которых (внешний) не достроен, не застроен полностью.

Бульвар Советов, в который трансформируется здесь главная сегежская улица — действительно бульвар:

Правда, зелень здесь, как видно, не в центре, а по бокам — прямо как на парижских бульварах.

Хотя оформлен гораздо менее представительно, чем Советская улица — позднесоветскими пятиэтажками:

Питерская "7я Семья" давно захватила Сегежу, как и почти весь Север.
По-северному убитые дворы:

В новой части города нет нормально оформленной площади, её функцию отчасти исполняет открытое пространство перед железнодорожным и автовокзалом.


Бульвар упирается в городскую Троицкую церковь 1993 года постройки.

С часовней иконы "Живоносный источник", около которой — пара аистов:

Тут, увы, не Прибалтика, и аисты не настоящие.
У храма бульвар Советов заканчивается, упираясь в идущую перпендикулярно улицу Антикайнена.

Тойво Антикайнен — волею судеб единственный "официальный национальный деятель", в честь которого названы улицы в нескольких крупных городах Карелии; такой (или такие) полагался (полагались) каждой советской национальной республике. И не надо меня поправлять, что Антикайнен был финном — до 1956 года Карелия официально называлась Карело-Финской АССР и была на правах союзной республики, на уровне Украины, Белоруссии или Узбекистана.

А с улицы Антикайнена, ещё раз повернув, можно попасть на трассу.

Внешний микрорайон, строительство которого, судя по всему, прервалось с развалом Союза, немного похож на мурманские города.

Благоустройство и озеленение, судя по всему, остановилось здесь ещё раньше чем строительство.

Но сходство с Мурманском не только в свободных от деревьев дворах, но и в красиво изогнутых по рельефу домах.

Вот такая Сегежа.

