Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

Сегодня кондиционер стал привычным, если не сказать неотъемлемым, элементом практически любого современного автомобиля, включая и отечественные Лады. Незаводские системы микроклимата появились на "десятках" еще в девяностые годы, чуть позже многие дилеры предлагали их установку даже на Самару, а начиная с Калины и Приоры, этот важный элемент комфорта стал штатным оборудованием автомобилей Волжского автозавода. Однако заводской кондиционер можно было встретить даже на... Спутнике!

Вы не ослышались – при всей своей простоте на грани примитивизма зубилоподобный переднеприводник действительно мог оснащаться кондиционером. По крайней мере, теоретически заводом такая возможность была предусмотрена на уровне разработки, да и на практике такие машины, пусть и в небольших количествах, реально существовали. И мы даже можем сказать больше: они (с работающим кондиционером) есть и сейчас!

В духе времени

В восьмидесятые годы кондиционер оставался экзотикой для большинства утилитарных европейских малолитражек, однако все же предлагался в качестве недешевой опции. Конечно, обычно прижимистые бюргеры отказывались от «кондишена» и покупали свои Гольфы и Кадетты в комплектации «барабан» — то есть, лишенными каких-либо опций вроде электрических стеклоподъемников или гидроусилителя руля.

Впрочем, бывали исключения – ведь с самого начала гибкий конфигуратор при заказе машины «под себя» позволял потенциальному покупателю «собрать» нужные опции, как в конструкторе. Именно поэтому многие пригнанные из Германии автомобили удивляли не самым логичным сочетанием «наворотов» — например, кожаный салон мог соседствовать с механическими «веслами» на стёклах, а полный электропакет – с отсутствующим кондиционером. Для рынка США же эти автомобили, как правило, оснащались «кнопкой A/C» по умолчанию, даже если речь шла про такую машину, как банальная VW Jetta на базе второго Гольфа.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Volkswagen Jetta для американского рынка с кондиционером
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

Поскольку Волжский автозавод не только ориентировался на вкусы западного рынка, но и внимательно следил за предложениями европейских производителей, было принято решение разработать систему кондиционирования воздуха для семейства Спутник. Конечно, речь шла о совсем небольшой части автомобилей и только для внешних рынков – преимущественно, жарких стран, где охлаждение салонного воздуха было насущной проблемой с апреля по октябрь.

НАЛИЧИЕ КЛИМАТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ЗАМЕТНО УВЕЛИЧИВАЛО ШАНСЫ НА УСПЕХ САМАРЫ ТАМ, ГДЕ БЫВАЕТ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЖАРКО.

Именно поэтому кондиционер появился в тексте и на электрической схеме уже в предсерийном издании руководства по эксплуатации еще в 1983 году! Правда, в более поздних «мануалах» о нем уже не было ни слова.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
В предсерийном издании руководства по эксплуатацию сказано, что в вариантом исполнении автомобиль комплектуется кондиционером. Есть он и на схеме электрооборудования. Фото: Евгений Карпунин
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

При внимательном изучении восьмерочного кузова некоторые автомобилисты не зря задавались вопросом: зачем в нём сделано столько «лишних» отверстий и выемок, объяснить которые только технологической необходимостью трудно? Действительно, это было связано как раз с тем, что компоновка и архитектура кузова предусматривали монтаж системы кондиционирования на заводском конвейере.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Обратите внимание – все эти отверстия в передней панели на «восьмерке» предусмотрены именно для системы кондиционирования! Фото: Евгений Карпунин

Made in Japan

Поскольку никакого опыта в разработке подобных систем у тольяттинских конструкторов не было, а кондиционер в автомобиле работает в очень неблагоприятных условиях и является высоконагруженным агрегатом, для разработки системы кондиционирования вазовцы обратились к фирме, специализирующейся на разработке и производстве подобных изделий. Это абсолютно нормальная практика – многие производители автомобилей заказывали инжиниринг и производство своих «климатиков» узкоспециализированным партнерам. В Тольятти остановились на японском концерне SANDEN – одном из крупнейших мировых разработчиков и производителей систем кондиционирования.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Практически все компоненты системы кондиционирования Лады несут на себе надпись SANDEN. Фото: Евгений Карпунин

А если вспомнить, что, в отличие от европейских автомобилей, «японцы» массово оснащались спасительной кнопкой А/С еще с начала восьмидесятых годов, то в этом и вовсе нет ничего удивительного.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Комплект кондиционера для Лады Спутник. Фото: Евгений Карпунин

Разумеется, кондиционер в ВАЗ-2108 должен был сочетаться с самой обычной системой питания, то есть карбюратором Солекс, хотя в мире к тому времени уже отходили от традиционных «карбов» как минимум к электронному управлению и постепенно переходили на впрыск – сначала электромеханический, а затем и электронный.

Конечно, установка кондиционера потребовала некоторой доработки навесного оборудования – точнее, кронштейнов его установки – таким образом, чтобы включить в привод и компрессор.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Технологические отверстия и приливы под «кондейные» кронштейны предусмотрены на любом блоке ВАЗ-2108! Фото: Евгений Карпунин
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Привод в сборе.

Для этого были предусмотрены два отдельных кронштейна под компрессор и генератор, а шкив коленчатого вала увеличили в диаметре — это позволяло генератору и водяному насосу с учетом увеличившихся нагрузок работать на холостых оборотах более эффективно.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Привод принудительного управления холостым ходом при включении кондиционера.
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Привод принудительного управления холостым ходом при включении кондиционера.

Корпус отопителя японского производства отличался наличием встроенного испарителя, оригинальным медным радиатором и металлическим краном, а на карбюраторе появился привод увеличения оборотов при включении кондиционера. Это в современном автомобиле ими заведует электронный блок управления двигателем, а на обычном карбюраторе приходилось ухищряться и устанавливать дополнительные системы с вакуумным приводом клапанов.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Слева – обычный корпус отопителя ВАЗ-2108 в сборе, справа – с испарителем и системой рециркуляции.
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Корпус отопителя с кондиционером на ВАЗ-2108.
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Испаритель.
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Металлический кран отопителя

В системе отопления и вентиляции появилась и возможность рециркуляции воздуха: специальный привод управлял шторкой воздухозаборника, обеспечивая забор воздуха снаружи или только изнутри в режиме рециркуляции. Для слива конденсата появились трубочки, которые вставлялись в кузовные отверстия в районе ног переднего пассажира.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Система рециркуляции салонного воздуха
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Кнопка включения системы рециркуляции.

Как видно, принципиально система кондиционирования для ВАЗ-2108 ничем не отличается от любой аналогичной. Имелись лишь незначительные особенности: конденсор был изготовлен в сборе с ресивером и вентилятором, а его размеры были точно просчитаны под относительно небольшое свободное пространство в моторном отсеке впереди основного радиатора. Последний, кстати, на ВАЗ-2108 с кондиционером отличался от обычного увеличенной размерностью.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Система кондиционирования в сборе на ВАЗ-2108. Как видно, все стоит «словно там и было».
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Конденсор с ресивером и вентилятором объединен в единый монтажный блок

Чтобы двигатель при работе кондиционера не перегревался, японцы предусмотрели в конструкции термопредохранитель, который в случае опасности перегрева мотора по сигналу специального датчика отключал муфту компрессора кондиционера.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Термопредохранитель встроен в верхний патрубок радиатора.

Японцы спроектировали свою систему так, чтобы она идеально вписалась в готовую конструкцию спутника. И надо отметить, компания sanden справилась со своей задачей на отлично

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Проводка под кондиционер на моторном щите.
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Смонтированная система.
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Конфигурация трубок полностью учитывает конструкцию кузова ВАЗ-2108.
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Двигатель ВАЗ-21083 с установленной системой кондиционирования SANDEN

«Санденовский» комплект, к слову, не стоит путать с опциональным кондиционером Lada Baltic, которую выпускали с 1996 по 1998 годы в финском городе Уусикаупунки. Финны устанавливали на «Евросамару» сторонний комплект собственной разработки, который не имел с «японо-советским» вариантом ничего общего. Все элементы заводского «зубильного» кондиционера несли на себе гордую надпись Made in Japan, то есть, были выпущены в Японии.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Кондиционер Lada Baltic отличался от заводского

В салоне Самара с кондиционером ничем не отличалась от обычной. Точнее, почти ничем: на консоли «низкой панели» появлялась дополнительная «крутилка» управления кондиционером и кнопка рециркуляции.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Кнопка включения системы рециркуляции и регулятор управления кондиционером
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
На так называемой «высокой» панели органы управления кондиционером врезали вот так

Самое забавное, что про назначение загадочной радиальной выштамповки не догадывались даже зубиловоды со стажем.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Обратите внимание на крайнюю правую заглушку на консоли и радиальную выштамповку справа от блока управления системой вентиляции. Все это было предусмотрено именно для кондиционера!

Как же работала подобная система на практике? Конечно, в силу её сложности со временем бывали отдельные «глюки» — например, начинались подергивания соленоидных клапанов в приводах управления оборотами двигателя, из-за чего плавал или заметно увеличивался холостой ход. Как и любая автомобильная система кондиционирования, «зубильная» требовала регулярного обслуживания – чистки, смазки, дозаправки. Однако с самой главной и непосредственной своей задачей – охлаждением салона – по свидетельству очевидцев, «кондей» справлялся вполне прилично. Динамические характеристики при этом, разумеется, ухудшались, но не фатально: с работающим кондиционером «пустая» машина разгонялась примерно так же, как полностью загруженная, но в обычном режиме.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

Однако не так и много покупателей бюджетного сегмента были готовы переплачивать за спасительную прохладу в самаре примерно пятую часть от стоимости автомобиля.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
«Девятку» с кондиционером (экзотика!) тестировали различные европейские издания
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

На внутренний рынок автомобили, оснащенные кондиционером, не поставлялись, за вычетом редких «блатных» исключений. Удивительно, но в списке стран-импортёров Самар «со снежинкой» фигурируют не только такие, как средиземноморская Италия, но и… Объединенные Арабские Эмираты! Конечно, кондиционер пришелся по душе и покупателям Самар и в других государствах с жарким климатом вроде Израиля и Египта.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Шильдик с арабской вязью – эта Самара была предназначена для ОАЭ
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Кондиционер был такой же опцией, как и всевозможные накладки и обвесы
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

Японские комплекты небольшими партиями устанавливались на Самары до середины непростых девяностых годов. Тогда с одной стороны, наступило время, когда ВАЗу пришлось просто выживать, а стоимость японского комплекта с учетом постоянно падающего рубля получалась просто космической. С другой – на Западе к тому времени на «восьмерку» смотрели уже как на автомобиль из прошлого десятилетия, оживить интерес к которому не могли никакие накладки и кондиционеры.

В наше время подобный заводской кондиционер для Лады Самары является настоящим артефактом, ведь им были оснащены всего несколько сотен автомобилей, из которых до наших дней дожили считанные единицы. Один из комплектов приобрел, отреставрировал и установил на свою «восьмерку» с прозвищем ELECTRONICA уже знакомый нам Евгений Карпунин – к 32-летию с момента начала выпуска ВАЗ-2108 мы тестировали его автомобиль, который сам владелец называет Сафари.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Lada Samara Electronica.
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

В отличие от «ранне-стоковой» Сафари, на Электронике Женя придерживается противоположной концепции, смонтировав на свой ВАЗ-21083 1999 года практически полный набор редчайших «фишек» для карбюраторной Самары с высокой панелью. Ведь кроме кондиционера (точнее, до него), он установил систему микропроцессорного зажигания и «дигитальную» панель приборов.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

Сама же машина достойна отдельного разговора, а точнее – близкого знакомства в виде тест-драйва.

Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 6
IRC: 3
Jabber: 0
( состояние на 09:18 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет