Чуйская долина

Средняя Азия — самая северная из старых речных цивилизаций; это самая древняя из культурных областей, когда-либо оказывавшихся под контролем русских. Мавераннахр ("Заречье") — земля за Амударьёй, долины самой Амударьи, Зеравшана и Сырдарьи — в одном ряду с Месопотамией-Двуречьем, долинами Нила и Инда. Густонаселённые плодородные области здесь прижимаются к горам и крупным рекам, которых очень мало вдали от гор; большую часть территории занимает пустыня.


Чуйская долина — один из самых северных среднеазиатских оазисов, она расположена на северо-западе Тяньшаня, между Чу-Илийскими горами на севере и Киргизским хребтом (Киргизский Ала-Тоо) на юге.

Река Чу начинается в горах недалеко от озера Иссык-Куль, протекает через значительную часть Северной Киргизии и в нескольких сотнях километров северо-западнее, уже на территории Казахстана, теряется в песках пустыни Муюнкум.

Как и многие реки, сейчас пропадающие где-то на просторах Казахстана, Чу в прошлом являлась частью бассейна Сырдарьи и Аральского моря — пока климат не стал суше.

Но и сейчас Чуйская долина — настоящий оазис в пустыне только в своей нижней, казахстанской части, в верхней, киргизской она окружена горами.

Которые тут не как на Западном Кавказе — в нижней своей части они сухие и почти без леса, при этом не уступая по высоте кавказскому Водораздельному хребту.


За пределами Средней Азии/Казахстана и вне сообщества путешественников Чуйская долина известна прежде всего своей дикой коноплей — которая, кажется, произрастает в основном в нижней, равнинной, казахстанской части долины, где я был лишь транзитом. Поэтому я лично чуйской конопли практически не видел.
Ещё забавно совпадение в названии с Чуйской степью и Чуйским трактом в Горном Алтае — там тоже река, но не Чу, а Чуя.

Самое поразительное в долине — совершенно плоская поверхность, сплошь распаханная и застроенная, и парящие над ней 5-километровые вершины.

Перепад высоты 4 километра — а кажется, что совсем рядом.

Я не добрался ни до Ферганской долины — величайшего среднеазиатского оазиса, ни до Ташкента или Самарканда, и Чуйская долина так и осталась для меня воплощением всей Средней Азии.

Горная часть долины — там, где по крайней мере с южной стороны встают хребты — это 100 с небольшим километром, и значительную часть этого расстояния занимает расползшаяся на десятки километров агломерация столичного Бишкека.
Восточнее Бишкека долина впечатляет больше всего — её ширина не превышает 20 километров, а горы всё выше и выше, и кроме Киргизского хребта на юге на севере уже поднимается уходящий к Алма-Ате Заилийский.

В районе Бишкека долина резко расширяется — на самом деле, река Чу просто уходит от гор на северо-запад, в Казахстан, и постепенно становится равнинной рекой.
В этом месте от Чу отходит Большой Чуйский канал, забирающий речную воду для орошения лежащих западнее предгорных районов, и воды в реке становится всё меньше и меньше. Тоже очень характерная среднеазиатская вещь, обычная для Южной Азии, но странная для нашей страны — реки полноводнее всего при выходе из гор, в верхнем своём течении, а потом воды в них всё меньше и меньше, и к устью в русле часто уже вообще ничего не остаётся.
Чуйская область, которая наполовину в долине, наполовину на орошаемых водами Чу западных землях — это вместе с городом республиканского подчинения Бишкеком без малого 2 миллиона человек (почти треть населения Киргизии) на 10% её территории.

Уровень жизни здесь повыше, чем на киргизском Юге,и значительная часть экономики (огромные базары и пара живых крупных заводов) тоже сосредоточены здесь. Это самая крупная и самая плодородная киргизская долина — на юге страны в Киргизию попадают только самые окраины Ферганской долины — и значительная часть киргизского земледелия сосредоточена здесь.

Сёла одно за другим.

Кроме Бишкека, ещё три города поменьше (Токмак, Кара-Балта, Шопоков).

Кара-Балта — чуть ли не единственный промышленный город в области (столица официально в состав региона не входит); тут расположено крупное предприятие по переработке урановой руды, один из немногих промышленных гигантов в республике.
Как и вообще в Киргизии, здесь мало выражена постсоветская дерусификация/декоммунизация — много сёл сохраняют русские названия.

Русских тут довольно много для среднеазиатской сельской местности — 20%, но в 1989 году было 40%; большая часть сёл была основана русскими переселенцами. Встречаются и более экзотические названия — "Люксембург" и "Рот-Фронт" — видимо, и здесь не обошлось без немецких поселенцев; насколько я понял, сюда немцы переселились ещё в 1920-е годы, до всех сталинских депортаций.
"Вы покидаете пределы Люксембурга":

В местных сёлах впечатляют почти городские по облику дома культуры — многие с колоннами, с портиками первых послевоенных десятилетий.

Сельская местность выглядит очень живой, и в целом производит более весёлое впечатление, чем Бишкек — особенно в разгар сенокоса:

Долина выглядит целиком освоенной, нетронутых ландшафтов совсем не осталось — непривычное зрелище для жителя Средней полосы.

В целом, север Киргизии сейчас отличается редкой по нашим временам дружбой народов — примерно как в Северном Казахстане, и тут тоже почти везде двуязычные надписи:

И нередка реклама с подчёркнутым присутствием киргизов и русских:

Но нельзя сказать, чтобы совсем не было киргизского колорита — вот, например, кладбища, которые сложно отличить от традиционных казахских:

И привычные по казахстанским степям статуи батыров на конях:

Как это обычно и бывает в таких местах, в Чуйской долине все основные коммуникации, включая транспортную инфраструктуру, проходят вдоль — от Бишкека до восточного края, где долина переходит в Боомское ущелье, через которое можно попасть к Иссык-Кулю и в юго-восточные районы по долине Нарына. Рядом с Бишкеком через северный, в этом месте совсем уже невысокий борт долины есть Кордайский перевал, по которому проходит старая "ташкентская трасса" (Новосибирск — Алма-Ата — Бишкек — Чимкент — Ташкент) и через который можно попасть в Алма-Ату — собственно, именно таким образом я и проник в Киргизию.
Параллельно реке с запада на восток проходит несколько дорог, главная из которых пересекает бесконечные населённые пункты и нередко имеет четырёхполосную конфигурацию — прямо как федеральная трасса М-7 восточнее Москвы; трафик значительный.

Основной общественный транспорт — многочисленные маршрутки, снующие вдоль долины:

Ещё есть северная объездная, идущая непосредственно по берегу Чу — видимо, она предназначена для потока со стороны Иссык-Кульской области и Китая, по неё можно приехать прямо в главный национальный аэропорт "Манас".
Она почти на всём протяжении четырёхполосная.

В целом, дороги очень даже ничего.
Поперечных автодорожных путей через горные хребты почти нет, а железнодорожных нет вообще; на весь огромный Советский Союз почти не было длинных тоннелей, без которых не обойтись при прокладке железнодорожных путей в горных районах.
Так и осталась Киргизия самой нежелезнодорожной советской республикой — железные дороги заходят в отдельные долины с территорий сопредельных государств.

Железнодорожная линия в долине от станции Чу на Турксибе остаётся единственным сегментом киргизской железнодорожной сети, где сохраняются пассажирские перевозки.

И западнее, и восточнее Бишкека есть движение пригородных дизель-поездов; на запад от столицы круглый год идут дальние поезда в сторону России, на восток — сезонный местный поезд в сторону Иссык-Куля.

В самой долине железная дорога появилась в 1920-е годы, а в конце 1940-х её протянули дальше, через Боомское ущелье к самому Иссык-Кулю; участок в ущелье можно считать очень горным по советским меркам.
Я, впрочем, так и не воспользовался национальным железнодорожным транспортом; времени было в обрез и я даже не посетил бишкекский железнодорожный вокзал — хотя летом на Иссык-Куль как раз ходит поезд.
Выехав по бишкекскому проспекту Шёлкового пути (Жибек Жолу) на маршрутке в один из ближайших сельских пригородов, я занялся автостопом. Машина остановилась подозрительно быстро, а сидящие внутри (молодой киргиз с семьёй) были подозрительно радушны. Тогда я ещё не знал, что автостоп в Киргизии платный — примерно по цене автобуса. И наслаждался окружающими ландшафтами.
Километрах в 30 восточнее Токмака долина с полями, сёлами и перелесками резко заканчивается, и начинаются горы.

Боомское ущелье.

Где-то над головой плавно петляет железная дорога, опознаваемая по противолавинным галереям. Автомобильная дорога извивается гораздо причудливее, периодически переходя с берега на берег реки Чу. Сразу заметил ещё одну среднеазиатскую фишку — реклама на склонах ущелий:

Иногда даже такая вот культурная:

Это уже настоящие ландшафты Тяньшаня — сухие и холодные, довольно суровые после оставшейся внизу долины.

Судя по всему, недавняя палящая жара, счастливо закончившаяся как раз к моему приезду, не обошла стороной и эти места на высоте почти полтора километра над уровнем моря.
Дорога вверх очень хорошая, не лучше знаменитой двойной трассы Адлер — Красная Поляна в Сочи.

Две полосы в каждую сторону — настоящая автострада, только без развязок.

Сложно сказать, кого стоит за это благодарить — то ли китайцев (по этому маршруту можно попасть на КПП Торугарт, ведущий в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР), то ли золотые рудники Кумтора в горах южнее Иссык-Куля.

Ещё запомнилась придорожная инфраструктура, которую не очень ожидаешь увидеть в этих местах — неплохой и недорогой фастфуд с национальным уклоном.

