Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Атомный локомотив. История из одной фотографии...

Впервые я узнал о проекте атомного локомотива много лет назад. Случайно купил подшивку журнала Техника Молодежи за 1956 год в магазине "Букинист" на Сретенке. И там в шестом номере была опубликована вот такая статья.

Атомный локомотив. История из одной фотографии...

Я,честно говоря,удивился, шёл 1986 год,я давно увлекался историей железных дорог, но об атомном проекте ни разу не слышал. Конечно, в те годы информации у нас вообще было немного, железная дорога была стратегическим , секретным объектом, даже фотографировать ее не разрешалось без допуска (впрочем любителей такие мелочи не останавливали). А такие старые журналы не очень афишировали, времена Сталина и Хрущева не любили вспоминать.

Я счел статью больше фантастической, чем реальной, тем более, что проект делали студенты, иллюстрирована статья была рисунками, да и атомный локомотив потом никогда не появился на наших дорогах.

Прошло много лет, периодически тема атомного локомотива затрагивалась в периодической печати и научно популярных журналах, наиболее реальным и завершенным был конечно американский проект, кстати тоже разработанный студентами и специалистами Лувенского университета в далеком 1954 году.

Атомный локомотив. История из одной фотографии...

Он достаточно хорошо известен, концепция атомовоза проработана достаточно подробно, но с точки зрения специалистов занимающихся тогда локомотивами в крупнейших железнодорожных компаниях США, он был абсолютно бесперспективен, во первых, пугала опасность радиоактивного заражения в случае аварии или катастрофы и баснословные страховые выплаты, ведь железные дороги в отличии от морских судоходных путей проходят по густонаселенным местам, а во вторых, уже тогда был сделан выбор в пользу электрификации железных дорог, и крупные корпорации уже получили многомиллионные заказы. Так что американский проект так и остался в чертежах и рисунках.

Атомный локомотив. История из одной фотографии...
Атомный локомотив. История из одной фотографии...
Атомный локомотив. История из одной фотографии...
Атомный локомотив. История из одной фотографии...

И в 1957 году в советском журнале Новости зарубежной науки и техники появляется подробный обзор американского проекта, он уже ни для кого для специалистов не секрет, а в узких научных кругах эти материалы, я уверен, были известны гораздо раньше.

Атомный локомотив. История из одной фотографии...

Кому интересно здесь полный текст статьи

Уже в постсоветское время тему атомного локомотива активно обсуждали в связи с проектом БЖРК. Но не сложилось. В Википедии нет ничего про этот ранний советский проект 50х годов, а только упоминается про реальные разработки начала 80х и современные проекты, которые лично мне кажутся прожектами, поскольку абсолютно ясно, как будет развиваться железнодорожный транспорт в ближайшие десятилетия и места атомовозу там просто пока нет.

Последний раз я читал про атомный локомотив в журнале популярная механика за 2008 год. В статье "Подкиньте атома в топку!", в ноябрьском номере, были описаны общеизвестные факты, причем рисунок поезда на обложке подозрительно напоминал немецкий Henschel Wegmann Zug 1936 года,

Атомный локомотив. История из одной фотографии...

А концепция гигантского поезда с атомовозом во главе, Breitspurbahn той же удивительной эпохи...

Атомный локомотив. История из одной фотографии...

Впрочем проект гигантской железной дороги от Берлина до Токио вдохновлял многих конструкторов и инженеров многие годы. Причем как наших, так и американских.

Атомный локомотив. История из одной фотографии...

И вдруг, несколько месяцев назад известный немецкий антиквар, знающий о моём увлечении, предложил мне купить фотографию. В пояснении было написано, что фото сделано в 1956 году в Техническом университете имени Баумана, на фото руководитель проекта атомного локомотива профессор Суровцев со своими студентами создавшими проект. Так и было написано.

Атомный локомотив. История из одной фотографии...

Торговались мы недолго, фото было приобретено, но как только я его увидел, у меня перед глазами сразу встал рисунок из той самой старой Техники Молодёжи 1956 года, и я начал искать материалы по профессору Суровцеву. Фото и рисунок.

Атомный локомотив. История из одной фотографии...
Атомный локомотив. История из одной фотографии...

И вот что мне удалось узнать еще до получения фотографии. У меня был только скан с ретушью, что бы нельзя было сделать нормальную копию (ну так немцы страхуются).

Архив МВТУ.

Суровцев Иван Федорович (1917 — 1987). Окончил МВТУ в 1937 г. Специалист в области совершенствования теплового процесса локомотивов. Профессор, д.т.н.. Заведующий кафедрой "Паровозостроение" (1941 — 1955). Заведующий кафедрой теплотехники на филиале МВТУ (1961 — 1979) в Подлипках. Руководитель научных работ для Коломенского машиностроительного завода. Лауреат премии МВТУ за научные разработки для промышленности (1954).

people.bmstu.ru/abcdef/su.htm

Но очень странная информация, неужели молодой человек мог в двадцать лет окончить МВТУ, а уже в 24 года руководить крупнейшей и авторитетной кафедрой в СССР , ну тогда это было бы хоть где то отмечено... Загадка ? Неточность ? Ну и как мне кажется на фото явно не тридцатидевятилетний мужчина. Я продолжил искать и обнаружил вот что. Это данные по колумбарию Новодевичьего кладбища, ошибка здесь маловероятна, совпадения имени и отчества тоже.

Атомный локомотив. История из одной фотографии...

Поэтому, я все таки склоняюсь к тому, что на фото Суровцев Иван Федорович, профессор МВТУ им. Баумана , а вот годы жизни и руководство кафедрой Теплотехники в филиале МВТУ в Подлипках указаны неверно. И я нашел еще одно подтверждение своей правоте.

Атомный локомотив. История из одной фотографии...

А поскольку проект атомного локомотива предусматривал силовую установку с паровой турбиной всё сразу встало на свои места. Ведь Иван Федорович был именно завкафедрой турбиностроения. И первые проекты атомных локомотивов на Коломенском паровозостроительном начались именно тогда, когда Иван Федорович занимался научными проектами для этого завода. А недавно я получил оригинальное фото, сзади оказалась вот такая пояснительная записка, и я узнал кто автор снимка.

Атомный локомотив. История из одной фотографии...

Вот это да, Эммануил Ноевич Эвзерихин — знаменитый советский фотограф, автор знаменитой сталинградской серии и один из лучших отечественных хроникёров. Значит этому фото предавалось огромное значение.

rosphoto.com/history/emmanu...

Атомный локомотив. История из одной фотографии...

К сожалению информации о студентах В. Шайкове и А.Степанове я не нашел и буду благодарен за любую информацию.

Но ясно одно, проект был реальным, руководил им один из самых лучших специалистов в области турбиностроения того времени доктор технических наук, профессор Иван Фёдорович Суровцев (1905-1968), замечательный учёный. И я счастлив, что могу вам рассказать и о нем и проекте, вспомнить забытые имена...

Конечно очень жаль, что проект не был воплощен в жизнь, что развитие мирового и отечественного локомотивостроения пошло совсем по другому пути и мечтам романтиков от атома не суждено было реализоваться в полной мере... Но как знать...

Атомный локомотив. История из одной фотографии...

Вот такая у меня история написалась. Огромное спасибо Bartko Reher за потрясающее фото.

© Михаил Маца

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 3
IRC: 4
Jabber: 1
( состояние на 03:06 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет