Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Краткий курс по оптике Nikon для зеркальных камер: макрообъективы

Авторы: Александр Бабулин
Источник: 3dnews.ru
15 декабря 2016

Nikon 60mm f/2.8G. Nikon 105mm f/1.4G

Четвертая — и последняя — статья совместного с Nikon цикла посвящена одному из самых специфических семейств оптики, но при этом одному из самых востребованных: макрообъективам. На тест к нам попали четыре объектива с фиксированным фокусным расстоянием, три из которых специально рассчитаны на макросъемку: 105mm f/1.4E ED AF-S Nikkor (единственный не специализированный макро), 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor, 60mm f/2.8G ED AF-S Micro-Nikkor, 200mm f/4D ED-IF AF Micro-Nikkor.

В этот раз для тестирования использовалась кроп-зеркалка топового уровня Nikon D500. Из-за суженного угла зрения и более крупного плана (что критично для макросъемки) в этих случаях использовать DX-камеру удобнее, чем аппарат с полнокадровой матрицей.

Вся оптика при этом относится к семейству FX – у Nikon нет никаких проблем с совместимостью оптики по байонетам. Три объектива относятся к G-серии – то есть лишены кольца регулировки диафрагмы. Ну а 200mm f/4D — это линза старой школы, на ней это кольцо есть. Также все они, естественно, автофокусные и все содержат в составе низкодисперсионные элементы (аббревиатура ED в имени). Встроенным стабилизатором оснащен только 60mm f/2.8G ED AF-S.

Поговорим о каждом объективе в отдельности.

Nikon 60mm f/2.8G ED AF-S Micro-Nikkor

Один из самых простых и недорогих способов заполучить фикс-объектив Nikon с функцией макро – приобрести 60mm f/2.8G ED. Сразу оговоримся, что это не безапелляционно самый дешевый макрообъектив под байонет Nikon F: есть еще версия с тем же фокусным расстоянием, но постарше, без низкодисперсионных элементов и ультразвукового автофокуса, а также имеется 40mm f/2.8G – тоже интересный вариант, близкий по характеристикам к «шестидесятке», но чуть менее эффективный.

 

60mm f/2.8G просто создан для фотографа, только начинающего свои поиски в области макрофотографии. Это не только относительно недорогой объектив, но и довольно компактный и при этом оснащенный по последнему слову оптики. Анонсирован он в январе 2008 года, но устареть с тех пор не успел.

Корпус 60mm f/2.8G сделан из пластика, но с применением металлических частей – в частности, из металла выполнен байонет. Габариты – 73 × 89 мм, масса – 425 граммов. Это самый маленький и легкий объектив в сегодняшней подборке. Правда, слово «легкий» далось мне сейчас с трудом – это все равно увесистая вещь. Объективы такой массы уже напоминают об участи любого серьезного фотографа – носить на плече тяжелый кофр, набитый техникой.

Фокусировочное кольцо (трансфокатора здесь, как и на других объективах выборки, естественно, нет) сделано из пластика с ребристой резиновой вставкой по центру – пользоваться им удобно. Что еще важнее, вероятность отслоения резины должна быть минимальной — на пластике она держится крепче, чем на металле. Ход кольца относительно свободный, но с небольшим сопротивлением – скорость в итоге чуть ниже, чем на объективах с «гуляющим» кольцом, зато точность увеличивается. На байонете есть резиновая прослойка, но официально пыле- и влагозащита не заявлена. Переживать из-за мелкого дождика или повышенной влажности в лесу (а подобные объективы, конечно, рассчитаны на работу в полевых условиях) не стоит, но во время тропического ливня лучше не рисковать. Страна производства – Япония. Это довольно неожиданно, если учесть не слишком высокую стоимость объектива.

Диаметр переднего стекла – 62 мм, есть пластиковая резьба для светофильтра. Оптическая схема: 12 элементов в 9 группах, включая два низкодисперсионных элемента, позволяющих снизить проблемы с хроматическими аберрациями, два асферических элемента и одну линзу с нанокристаллическим покрытием. Количество лепестков диафрагмы – 9.

Максимальная диафрагма: f/2,8. Минимальная диафрагма: f/32. Коэффициент приближения линзы – 1:1, это классика для макрообъективов. Минимальная дистанция фокусировки – 19 см. При условии использования с DX-камерой фокусное расстояние при этом составляет 90 мм – и результаты получаются действительно впечатляющими. На минимальном фокусном расстоянии светосила падает до f/4,8. Это совсем не страшно, поскольку макро лучше снимать при более-менее закрытой диафрагме – слишком маленькая глубина резкости.

 
 

Стабилизатора 60mm f/2.8G лишен. В данном случае это логичное решение — для объектива с подобным фокусным расстоянием проблема дрожания рук стоит не так уж остро. С другой стороны, при съемке мелких объектов и микросмаз будет заметнее – решать эту проблему придется только более короткой выдержкой и, как следствие, повышением светочувствительности. Так что объектив, как и большинство другой макрооптики, нуждается в максимально качественной фотокамере.

f/11, 1/100, ISO 125

f/11, 1/100, ISO 125

В 60mm f/2.8G используется ультразвуковой фокусировочный мотор – и он свое дело делает здорово. Фокусировка происходит почти бесшумно и очень быстро, причем без разницы, фокусируетесь ли вы на удаленных объектах или пытаетесь снимать при минимальном фокусном расстоянии. К точности тоже вопросов не возникает. Переключателя дистанции фокусировки (только дальняя или на любом расстоянии) здесь нет. Из помощников фотографа тут только переключатель между ручной и автоматической фокусировкой и окошко, где выводится дистанция фокусировки.

f/7,1, 1/125, ISO 100

f/7,1, 1/125, ISO 100

На полностью открытой диафрагме (как в обычном, так и в макрорежиме) картинка резкая по центру и мягкая по краям – это нормально для крупноплановой съемки и портретов. Для съемки архитектуры или пейзажей этот объектив в любом случае не создан. Детализация при этом высокая, разрешающая способность у 60mm f/2.8G достойная.

f/4, 1/100, ISO 400

f/4, 1/100, ISO 400

Боке очень приятное, хотя кому-то оно может показаться слишком мягким, пастельным. Контровой свет объектив держит уверенно, с бликами проблем нет.

f/4,5, 1/100, ISO 1250

f/4,5, 1/100, ISO 1250

Проблемы с дисторсией или хроматическими аберрациями настолько малы, что можно смело говорить об их видимом отсутствии. На предельно открытой диафрагме можно заметить небольшое виньетирование – но опять же ничего критичного.

f/8, 1/100, ISO 4000

f/8, 1/100, ISO 4000

60mm f/2.8G – пожалуй, самый очевидный выбор как первого макрообъектива для новичка, так и основного уже для опытного фотографа. Это компактный, тихий, очень быстрый объектив практически без слабых мест. К тому же его можно смело использовать для портретной и обычной предметной съемки – у него удобное фокусное расстояние. Можно было от него ожидать небольшой дисторсии, но и с ней нет никаких проблем.

f/2,8, 1/100, ISO 360

f/2,8, 1/100, ISO 360

Стоит 60mm f/2.8G ED AF-S Micro-Nikkor в среднем по Москве 36 000 рублей.

Скачать RAW-файлы

Nikon 105mm f/1.4E ED AF-S Nikkor

Новейший объектив, представленный только летом уходящего года, – и единственный в выборке без функции макро. Тем не менее удержаться от того, чтобы попробовать его в деле, в том числе и при относительно крупноплановой съемке, мы не могли.

105mm f/1.4G по сути своей – классический портретник: почти идеальное для этого фокусное расстояние, высокая светосила, минимальная склонность к оптическим искажениям. Тем не менее при использовании с DX-камерой реальное фокусное расстояние составляет 157,5 мм, что при минимальной дистанции фокусировки в один метр оставляет некоторые возможности для съемки крупным планом.

105mm f/1.4G выглядит довольно забавно из-за некоторой непропорциональности – он довольно короткий и при этом очень широкий. Габариты: 95 × 106 мм — спасибо огромному относительному отверстию. Весит объектив тоже очень внушительно – 985 граммов. Поболее, чем иные светосильные зум-объективы. Вызывает уважение, вопросов нет. Физические упражнения полезны.

Корпус покрыт пластиком, фокусировочное кольцо снабжено резиновой прослойкой с ребрением – все как и подобает. Кольцо с очень легким ходом — менять фокус можно в одно мгновение. На конечных точках раздается характерный стук, можно определять их на слух. Несмотря на элитный статус и соответствующую цену, сборка – китайская. Это что-то говорит о том, стоит ли сейчас гоняться за оптикой с европейской, американской или японской сборки – качество давно уже подравнялось. Байонет – металлический с резиновым уплотнителем. Влаго- и пылезащита официально не заявлены.

Диаметр пластикового разъема для светофильтра нетипичный – 82 мм, почти наверняка придется докупать новые. Редкий и крупный размер.

Оптическая схема: 14 элементов в 9 группах, включая три асферических, один с нанокристаллическим покрытием и один с флюоритовым – что практически исключает появление цветовых аберраций на снимке. Количество лепестков диафрагмы – 9. Максимальная диафрагма: f/1,4. Минимальная: f/16.

 
 

Встроенного стабилизатора нет – но для подобного объектива с умеренным телефото фокусным расстоянием, высокой светосилой и в первую очередь портретной специализацией это не то чтобы критично.

f/11, 1/160, ISO 400

f/11, 1/160, ISO 400

Фокусировка работает невероятно быстро и точно, на пределе возможного для камеры. Работать с объективом – одно удовольствие. Используется, конечно, ультразвуковой мотор – но беззвучным 105mm f/1.4G я назвать не могу, шумит он вполне заметно. На корпусе есть переключатель между ручным и автоматическим режимом фокусировки, а также окошко с индикацией фокусной дистанции.

f/7,1, 1/160, ISO 140, минимальный кроп для исправления горизонта

f/7,1, 1/160, ISO 140, минимальный кроп для исправления горизонта

Объектив обладает фантастической резкостью по центру даже при полностью открытой диафрагме – для настолько светосильных объективов это редкость. И редкость крайне приятная – снимать можно с предельной светосилой, разглядывая затем узоры на радужке в глазу модели. Резкость по краям кадра уже совсем не впечатляет – но с учетом специализации этой оптики можно смело игнорировать этот момент. На закрытых диафрагмах, уже начиная с f/4, резкость по всей поверхности кадра равномерно высокая.

f/11, 1 с, ISO 100, минимальный кроп для исправления горизонта

f/11, 1 с, ISO 100, минимальный кроп для исправления горизонта

С контровым светом у объектива нет серьезных проблем – он почти не бликует, а при грамотном его использовании может выдавать очень мягкую и сочную по свету картинку. Разделение планов очень четкое, но при этом с мягким и ярким боке – восприятие последнего, впрочем, всегда дело субъективное. На мой взгляд, все с размытием заднего плана у 105mm f/1.4G замечательно.

f/1.4, 1/160, ISO 2000

f/1,4, 1/160, ISO 2000

Дисторсия отсутствует, как и хроматические аберрации, – причем заметить что-либо невозможно даже при подробном изучении снимков «под лупой», очень точная отработка и цвета, и геометрии.

f/2.5, 1/160, ISO 12800

f/2,5, 1/160, ISO 12800

105mm f/1.4G – замечательный портретный объектив с полным набором всех необходимых для подобной оптики преимуществ: он очень быстрый, точный, с отличной резкостью в центре кадра на максимальной светосиле и отличным разделением планов. По разрешающей способности и цветопередаче к нему также не может быть вопросов. Как бонус – полное отсутствие хроматических аберраций. Также он неплохо годится для предметной съемки при отсутствии необходимости в настоящем макро. Для полного счастья не хватает разве что стабилизатора.

f/1.4, 1/160, ISO 180

f/1,4, 1/160, ISO 180

Стоит 105mm f/1.4G ED AF-S Nikkor в среднем по Москве 155 000 рублей.

Скачать RAW-файлы

Nikon 105mm f/2.8G. Nikon 200mm f/4D

Nikon 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor

Пожалуй, главный объектив из представленных в обзоре – основной выбор для фотографа, который специализируется на макросъемке. Удобное фокусное расстояние, нормальная светосила (более высокая для макро не требуется), встроенный стабилизатор и относительная компактность. Его смело можно назвать хитом среди макрообъективов.

 

Он представлен в 2006 году, но при этом несет в себе все знаки «нового времени»: низкодисперсионные элементы, нанокристаллическое покрытие, ультразвуковой мотор фокусировки. Это совсем не ветеран, объектив воспринимается очень свежо.

Корпус частично металлический, но с пластиковой обшивкой. Никаких вопросов к качеству сборки (а сделан он, если что, в Китае) нет. Фокусировочное кольцо выполнено частично из пластика, но с резиновой ребристой прокладкой. Ход кольца свободный, с едва ощутимым щелчком на предельных значениях фокусировочной дистанции. Возможно, хотелось бы более явного обозначения для лучшего контроля ситуации. Байонет металлический, с резиновым уплотнителем. Заявленной влаго- и пылезащиты нет. Габариты: 83 × 116 мм. Масса – 720 граммов. Относительно легкий для своих характеристик объектив.

Диаметр переднего фильтра – 62 мм, тут объектив схож с 60mm f/2.8. Резьба для фильтра – пластиковая. Передняя линза окружена матовым бархатистым покрытием.

Оптическая схема: 14 элементов в 12 группах, с одним низкодисперсионным стеклом и одной линзой с нанокристаллическим покрытием.

   

Фокусное расстояние в эквиваленте для DX-камер составляет 157,5 мм. Максимальная диафрагма – f/2,8, минимальная – f/32. Конструкция при фокусировке остается неподвижной.

Этот объектив снабжен встроенным стабилизатором – и это его важное преимущество. При его использовании для макросъемки можно смело закрывать диафрагму и, соответственно, удлинять выдержку до определенных пределов – у меня получалось снимать крупные планы на выдержках от 1/25. Это очень достойно – и означает автоматическое улучшение качества съемки за счет более низких ISO в этих ситуациях.

f/11, 1/160, ISO 180

f/11, 1/160, ISO 180

В плане фокусировки 105mm f/2.8G Micro хорош, хотя и с оговорками. Ультразвуковой мотор не досаждает лишним шумом, работает фокусировка быстро, но, к сожалению, не всегда предельно точно. Следует быть внимательным, особенно при макросъемке – там даже минимальные промахи могут обернуться полностью запоротой композицией. Встроенный лимитер позволяет ускорить фокусировку на длиннофокусных дистанциях – при полном диапазоне объектив «заточен» под минимальные дистанции. Минимум, кстати, – 31 см.

f/11, 1/260, ISO 280

f/11, 1/260, ISO 280

Коэффициент приближения линзы – 1:1. На минимальной дистанции фокусировки, как обычно для макрооптики, минимальная диафрагма больше, нежели для гиперфокального расстояния, – в данном случае это f/4,8.

f/8, 1/5, ISO 100

f/8, 1/5, ISO 100

Никаких вопросов по резкости ни с открытой, ни с закрытой диафрагмой к 105mm f/2.8G не появляется и появиться не может: именно детализация – то, ради чего макрообъективы и создаются. Помимо минимальной дистанции фокусировки, конечно. В данном случае это помогает получить и предельно точное макро, и отличную резкость на портретах. Причем резкость хороша по всей площади кадра даже на предельной светосиле.

f/3,8, 1/160, ISO 100

f/3,8, 1/160, ISO 100

Дисторсия по сути исключена самим фокусным расстоянием – особенно при использовании DX-камеры. Также невозможно заметить хроматические аберрации и виньетирование – чистая картинка без искажений. Разделение планов – уверенное, а вот боке, на мой вкус, слегка скучноватое, слишком «ровное», что ли. Но это, конечно, вкусовщина.

f/6,3, 1/160, ISO 3600

f/6,3, 1/160, ISO 3600

105mm f/2.8G – это хороший макрообъектив, который также отлично подойдет и для портретной съемки. Он предельно резок во всем диапазоне диафрагм, в том числе и на максимально открытой. Также он лишен оптических и цветовых искажений – цветопередача весьма ровная, без заметных перекосов. Делу сильно помогает встроенный стабилизатор, позволяющий удлинять выдержки и тем самым сдерживать светочувствительность. Автофокус работает очень быстро, но у меня возникли небольшие претензии по его точности – обязательно стоит провести юстировку оптики сразу после покупки.

f/2,8, 1/160, ISO 720

f/2,8, 1/160, ISO 720

Стоит 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor в среднем по Москве 60 000 рублей.

Скачать RAW-файлы

Nikon 200mm f/4D ED-IF AF Micro-Nikkor

Живая классика – оптика 1989-го модельного года и еще доцифровой эпохи. Все-таки мир фототехники удивителен – где-то сейчас любители актуальных гаджетов рисуют мемы на тему «Каким был мир в год выхода первого iPhone», а объектив 27-летней давности продолжает выпускаться и обладает вполне актуальными для нашего времени характеристиками.

 

Объектив и выглядит, и ощущается в руках очень породисто – да, покрытие корпуса здесь тоже пластиковое, но «скелет» и байонет металлические. Часть элементов исполнены из необычного шершавого пластика, встречать который на другой технике мне до этого не доводилось. Переключение режимов фокусировки вынесено не на тумблер, а на кольцо с довольно тугим ходом. Причем в автоматическом режиме блокируется фокусировочное кольцо – тоже решение, к которому сейчас уже никто не прибегает. Само фокусировочное кольцо при этом снабжено резиновым покрытием с необычным же оребрением и обладает ограниченным ходом. Сборка, конечно же, японская — переводить на открытые позже заводы в Таиланде и Китае Nikon эту модель не стал.

В задней части объектива, возле байонета, расположен переключатель диафрагменных чисел – вещь сколь необходимая ранее, столь и ненужная в цифровой век. Байонет, к слову, снабжен пластиковым, а не резиновым уплотнителем – стоит быть аккуратнее с использованием 200mm f/4D в плохую погоду.

Габариты: 76 × 193 мм. Масса – 1190 граммов. Это довольно изящный на вид, длинный и относительно тонкий объектив. Тем не менее он весьма тяжелый, при длительных фотосессиях руки будут уставать. Как и подобает подобной длиннофокусной оптике, на нем предусмотрено собственное крепление для штатива – в данном случае несъемное, но с изменяемым положением.

Диаметр переднего стекла – 62 мм, как на 60mm f/2.8G и 105mm f/2.8G. Стекло неглубоко утоплено в корпус, лишенный выдвигающихся элементов. При фокусировке конструкция двигается, заметно перемещение передней линзы – но из корпуса ничего не выступает.

   

Как и везде, здесь есть окошко показа дистанции фокусировки. Также имеется и переключатель лимитера, типичный для макрооптики.

 

Оптическая схема: 13 элементов в 8 группах, в том числе два низкодисперсионных элемента и одна асферическая линза. Диафрагма – с девятью лепестками.

Фокусное расстояние в эквиваленте для DX-камер составляет 300 мм, этот объектив можно использовать как для съемки мелких объектов с большого расстояния, так и для портретов или даже для репортажа. Хотя для последнего сценария это, конечно, крайне ограниченное решение. Максимальная диафрагма – f/4, минимальная – f/32. Встроенного стабилизатора нет, и это самая главная деталь, которой не хватает при работе с этим объективом.

f/11, 1/320, ISO 640

f/11, 1/320, ISO 640

Вторая деталь – это фокусировка. Да, это «отверточный» объектив, привод элементов в нем механический – крайне редко встречающийся в наше время принцип. Тем не менее, как видите, он применяется не только в уже ушедших с рынка объективах, но и в некоторых вполне актуальных. Минусы этого решения очевидны – фокусировка происходит медленно, объектив очень сильно шумит. Во многих ситуациях значительно проще навестись на резкость вручную – особенно это касается как раз таки макросъемки. Точности автофокусу 200mm f/4D тоже не хватает – микроскопические промахи регулярны, а для макро это недопустимо. Тем не менее с закрытой диафрагмой снимать объекты не слишком крупным планом при помощи даже «отверточного» автофокуса вполне можно, равно как и портреты. Минимальная дистанция фокусировки – 50 сантиметров, этого более чем достаточно для столь длиннофокусной оптики.

Коэффициент приближения линзы – 1:1. Предельная светосила в макрорежиме падает с f/4 примерно до f/5,3.

f/7,1, 1/320, ISO 400

f/7,1, 1/320, ISO 400

Как и подобает объективу для макросъемки, 200mm f/4D щеголяет великолепной резкостью – причем по всему полю кадра на любых диафрагмах, как открытых (начиная с f/4), так и закрытых (смело можно снимать и на f/22, и выше). Детализация хороша, хотя нет уверенности, что объектив «разрешит» Nikon D800/D810 – проверить у меня возможности не было.

f/5,3, 1/320, ISO 3600

f/5,3, 1/320, ISO 3600

Разделение планов за счет фокусного расстояния очень хорошее – тут даже огромная светосила не нужна. И макро, и портреты снимать на этот объектив удобно – во втором случае, правда, придется отходить на значительное расстояние, особенно при использовании DX-камеры. Зато и со светосилой f /4 вы получите отлично размытый задний план с выразительным боке.

f/5,3, 1/320, ISO 320

f/5,3, 1/320, ISO 320

Геометрических искажений нет, равно как и хроматических аберраций – последнее немного удивило. Несмотря на отсутствие в конструкции линзы с нанокристаллическим покрытием, картинка очень «чистая» в плане отсутствия цветовых искажений.

f/6,3, 1/320, ISO 4500

f/6,3, 1/320, ISO 4500

200mm f/4D – очень специфический, узкоспециализированный объектив. Он создан именно для профессионалов или энтузиастов в области макросъемки, которые готовы терпеть плохой (медленный и громкий) автофокус – а точнее, даже готовы наводиться на резкость вручную. Также придется много работать со штативом – отсутствие стабилизатора при необходимости постоянно закрывать диафрагму обязывает закреплять объектив. Но если вы точно знаете, чего хотите, – 200mm f/4D способен выдавать поразительные по резкости, цвету и характеру результаты.

f/4, 1/320, ISO 2500

f/4, 1/320, ISO 2500

Стоит 200mm f/4D ED-IF AF в среднем по Москве 99 000 рублей.

Cкачать RAW-файлы

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 6
IRC: 3
Jabber: 11
( состояние на 08:08 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет