Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

В этой теме, посвященной истории такого явления, как советский автомобиль с кузовом типа универсал, рассказывали об истоках и первых тридцати годах существования и развития грузопассажирских версий обычных седанов. И если в шестидесятые годы существовал формальный и гласный запрет на продажу универсалов вроде ГАЗ-22 частным лицам, то в брежневскую эпоху все изменилось.

Семидесятые годы

Например, в 1970 году на Московском автозаводе представили экспериментальные Москвичи серии 3-5-6, среди которых был и прототип универсала! Правда, как мы помним, история этих машин закончилась весьма бесславно.

В рамках соглашения, заключенного между Минавтопромом СССР и итальянской компанией Fiat, предусматривался выпуск не только седана Fiat-124, ставшего впоследствии легендарной «копейкой», но и универсала под названием Familiare.

Уже в апреле 1971 года универсал ВАЗ-2102 начал сходить с конвейера Волжского автозавода. По мнению многих современников, «двушка» выглядела даже элегантнее «мыльницы»-седана с его практически равнодлинными передком и задком.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов
Прототип Москвича 3-5-6 с кузовом универсал (1970 г.)

Главное отличие универсала от седана – не только наличие пятой двери, но и трансформируемое заднее сиденье, благодаря чему в салоне можно было перевозить объемные грузы. Причем отнюдь не коммерческого назначения: в начале семидесятых у советских граждан массово появились дачи, что наложило свой отпечаток на акценты потребительского спроса.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

ВаЗ 2102- новое слово в "универсалостроении"

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Саженцы деревьев, бочки, отслужившая своё в доме мебель, мешки с урожаем – мало ли что требовалось перевезти на собственную «фазенду»!

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Владельцы Жигулей быстро раскусили, что внутри отлично помещаются телевизор максимальной диагонали (72 см), стиральная машина и даже холодильник! Наконец, находились и те, кому ВАЗ-2102 идеально подходил для перевозки спортивного инвентаря – шоссейного велосипеда, горных лыж или байдарки. Ведь в семидесятые годы прогрессивная часть советских граждан уже увлекалась подобными видами спорта.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

При сложенных задних сиденьях в салоне образовывалась грузовая площадка размером 1,5х1,3 м. Но при этом «двушка» грузоподъемностью 250 кг оставалась практически столь же комфортабельным автомобилем, как и обычные Жигули.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Единственное, в чем ВАЗ-2102 проигрывал базовой модели – отсутствие какой-либо перегородки между багажным отсеком и салоном. Впрочем, животных и прочие «ароматные» грузы на этом автомобиле перевозили редко – для сельскохозяйственных целей обычно покупали продукцию московского автозавода.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Словом, именно ВАЗ-2102 стал первым по-настоящему массовым советским универсалом. И при этом по остальным потребительским качествам машина была сравнима с «копейкой» – то есть была куда комфортабельнее Москвичей и ИЖей с их рессорной подвеской.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Универсал на базе ВАЗ-2103 так и остался прототипом. Было изготовлено всего несколько опытных образцов

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Обновил свой универсал и Горьковский автомобильный завод. После снятия с производства седана Волги первого поколения на базе ГАЗ-24 с 1973 года начался выпуск универсала с индексом 24-02. Поскольку двухобъемный кузов получился достаточно длинным, впервые в истории советского автопрома серийный универсал стал семиместным.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

ГАЗовский универсал на базе ГАЗ-24-02 (второе поколение)

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

При этом точно так же, как на современной Lada Largus, для прохода на последний ряд сидений необходимо было откинуть спинку среднего ряда.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Впереди все обычно

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

При этом все сиденья, кроме передних кресел, можно было и вовсе сложить, благодаря чему образовывалась огромная площадка. Однако эти две особенности заставили конструкторов выполнить спинку среднего ряда очень тонкой, что не преминуло сказаться на комфорте. В качестве такси универсалы тоже не очень жаловали, поскольку пассажирам сзади было не слишком удобно. Именно поэтому почти сразу же к автомобилю приклеилась кличка «сарай». Универсалов в год выпускали совсем немного – около пяти тысяч, хотя седанов с конвейера ежегодно сходило около 70 000 экземпляров.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Вдобавок багажник Волги-универсала получился длинным, но плоским, ведь в «подполье» был предусмотрен еще один «этаж» с собственной дверцей! В нём хранились инструмент и запасное колесо. Поэтому погрузочная высота была довольно большой.

Отдельная дверца для «запаски»: некоторые решения Волги-универсала и сегодня удивляют своей оригинальностью

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Буржуям тоже нравилось

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

ГАЗ 24-02

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Характерная особенность внешности ГАЗ-24-02 – спойлер-дефлектор. Он появился в задней части крыши для функционирования системы вытяжной вентиляции салона и снижения загрязняемости заднего стекла.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Отмечу: дефлектор — не модная приблуда, но весьма функциональный элемент

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Надо отдать должное дизайнерам и конструкторам – этот элемент не только исправно выполнял свою функцию, но и отлично выглядел. А сама пятидверная Волга пропорциями и общим стилем очень напоминала американские среднеразмерные универсалы.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Что было у нас круче Волги? Казалось бы — причем здесь Лужков — ничего. Но!

Пожалуй, самым необычным универсалом был так называемый «черный доктор» – построенный по техзаданию Минздрава санитарный автомобиль на базе ГАЗ-13 Чайка.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

ГАЗ-13 Чайка

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов
Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов
Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Интересно, что ГАЗ-13С строили не в Горьком, а на РАФе, поскольку письмо из ЦК с соответствующим техническим заданием поступило именно туда. Также аналогичную директиву получил и ЗИЛ, который создал на базе своего лимузина санитарный реанимобиль ЗИЛ-114ЕА. Однако «простым смертным» такие спецуниверсалы, разумеется, не полагались, а в автомобильной прессе тех лет о них не было ни слова.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Как нетрудно догадаться, предназначались столь необычные машины для высших лиц советского государства, состояние здоровья которых к тому времени требовало регулярной госпитализации в «Кремлевку».

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Просто народ "Черный доктор" не возил, увы.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

В семидесятые годы обновился и московский универсал: вместо модели М-427 началось производство Москвича-2137.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Конструкторы приладили к прежней пятидверке передок нового Москвича-2140, соответствующим образом обновили интерьер и получили новый универсал. Правда, «новым» его можно было назвать лишь условно, а характерный дизайн задних фонарей от «четыреста восьмого» с головой выдавал немалый возраст «исходника».

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Тем не менее, у ВАЗ-2102 появился серьезный конкурент, который предлагал неплохой уровень комфорта, но был при этом более неприхотливым и грузоподъемным, чем «тольяттинский неженка». Неудивительно, что, несмотря на цену в 7 700 рублей, Москвич-2137 пользовался стабильным и неплохим спросом: за 10 лет выпуска было изготовлено около 85 000 экземпляров – больше, чем М-426 и М-427 вместе взятых.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

АЗЛК 2137

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов
Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов
Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Восьмидесятые годы

Последнее десятилетие советского государства нельзя назвать выдающимся с точки зрения количества новых моделей с кузовом типа универсал. Да, в 1984 году на ВАЗе освоили производство ВАЗ-2104 – преемника «двушки» на базе новой модели пятого семейства. Мера эта была вынужденной – ведь ВАЗ-2102 к тому времени уже исполнилось более десяти лет!

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Версия "Дойче ЛАДА" из ФРГ

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Стараниями немецких дилеров машины немного отличались от стока

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Багажное отделение ВАЗ-2104 сохранило преимущества «двушки»

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Основные штампы для изготовления кузова использовали, разумеется, прежние. От универсала предыдущей модели «четвёрка» отличалась разве что задней дверью и крупными фонарями.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Конечно, наружные панели крыльев «причесали» в такт остальной кузовщине, а в интерьере использовали «пятёрочные» детали. Тем не менее, эта модель позволила оживить интерес к универсалам тольяттинского производства не только внутри страны, но и на внешних рынках, – конечно, насколько это было вообще возможно с учетом общего возраста самой платформы.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

Обновление затронуло и Волгу. Правда, универсал на базе новой модели ГАЗ-3102 в серию так и не пошел, а вот универсал ГАЗ-24-02, подобно своему «седанистому» собрату, примерил на себя новое выражение лица и получил более современный интерьер. Автомобиль с индексом 24-12 легко отличить от прежнего «сарая» по черной пластиковой решетке радиатора вместо хромированной.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

И до, и после «рестайлинга» Волга-универсал оставалась самым дорогим автомобилем, который в СССР мог приобрести «частник»: если ГАЗ-24-02 оценивался в 18 000 рублей, то за «двенадцатую» просили уже 19 500 рублей – то есть, больше пары новых Жигулей!

"Санитарка" ГАЗ 24-12

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

До 1991 года советские автозаводы выпустили примерно десяток универсалов и фургонов. На заднем фоне – тот самый «Черный доктор» — реанимобиль ГАЗ-13С Чайка

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

До семидесятых годов далеко не все универсалы в СССР можно было приобрести свободно. И речь не только о «черном докторе» (на фото третий справа). Фургоны же частным лицам не продавались в принципе.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов
Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов
Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов
Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов
Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов
Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 2
IRC: 3
Jabber: 0
( состояние на 22:52 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет