Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Ивангород

Ивангород

Ивангород — город на крайнем западе Ленинградской области, прямо на границе с Эстонией. Город стоит прямо напротив города Нарва и Нарвского замка, и понятно, что сам бог велел быть Ивангороду опорным пунктом на границе русских земель — как и Пскову с Изборском, и Гдову, и Смоленску. Из всех этих твердынь Ивангород — самый молодой: крепость здесь была заложена в 1492 г. великим московским князем Иваном III (тем самым, который таки наконец объединил большую часть русских земель в Россию) в ходе Литовской войны.

В отличие от Пскова или Смоленска, Ивангород был сразу основан исключительно как крепость и никогда не был большим, богатым торговым городом. Недаром Ивангородская крепость, защищавшая крайний северо-запад русских земель, никогда не называлась кремлём; как и другие древние каменные крепости Ленинградской области, они не очень похожи на остальные русские укрепления (кроме разве что кремлей Псковской земли).

Ивангород

Судя по всему, Ивангородская крепость сразу строилась в камне, который был тут в изобилии (в отличие от Центральной России), строители не зависели от размеров города или потребностей горожан, потому что ранее города тут просто не было.

Сначала крепость была очень маленькая — есть даже легенда, что её границы определили, разложив полоски кожи из одной лошадиной шкуры. Первоначально крепость представляла собой четырёхугольник с общей длиной стен всего 250 метров; сейчас она входит в состав большой крепости в качестве самого близкого к реке Нарвы бастиона. Уже во время первой осады шведами (1496 г.) стало ясно, что столь малый размер крепости, с одной стороны, не позволяет разместить внутри сколько-нибудь значительный гарнизон, и, с другой стороны, такое небольшое укрепление врагу очень легко окружить. И, хотя крепость шведы не взяли, её сразу начали перестраивать. Уже в 1498 г. внутри крепости была выстроена миниатюрная каменная Никольская церковь. К 1502 г. крепость была укреплена, расширена и с честью выдержала ещё одну осаду. Но работы по расширению и строительству новых каменных стен и башен продолжались до 1509 г., когда основная каменная крепость приобрела вид примерно как сейчас.

Ивангород

Примерно тогда же, в 1509 г., внутри крепостных стен был возведён второй, более крупный каменный храм — Успенская церковь. Хотя Ивангородская крепость напоминает больше североевропейские замки, чем русские кремли, но храмы внутри стен возведены даже не в русской, а в византийской или греческой традиции — с шлемовидными куполами (Успенская церковь с двумя куполами справа, Никольская с одним — слева):

Ивангород

И в 1558 г. с севера был пристроен облицованный камнем Боярский вал, больше похожий на укрепления петровского времени, чем на укрепления времён Фёдора Иоанновича.

В 1581 г. в ходе изнурительной и провальной для России Ливонской войны Ивангородская крепость была захвачена шведами, через 10 лет её удалось вернуть под власть России.

Но уже в 1612 г., на исходе Смутного времени, Ивангород вместе со всеми землями вдоль южного побережья Финского залива вновь стал шведским — почти на 100 лет.

в 1704 г. вместе со всеми северо-западными землями Ивангород вернулся в состав России.

В отличие от подавляющего большинства средневековых русских крепостей, Ивангородская крепость, видимо, не потеряла своего военного значения вплоть до XX века — судя по тому, что она проходила ремонт и модернизацию в 1840, 1863 и 1911-1914 годах.

Несмотря на то, что во время Первой Мировой войны крепость несколько раз переходила из рук в руки, она не сыграла заметной роли в боях; после распада Российской империи в 1917-1919 гг. Ивангород был в составе Советской России, в 1920-м г. он оказался в независимой Эстонии.

Сейчас Ивангородская крепость с её стенами длиной 730 метров находится лишь на 36-м месте среди сохранившихся каменных крепостей России. Впрочем, на столь богатом каменными укреплениями северо-западном приграничье (Копорская и Староладожская крепости, крепость Орешек в Шлиссельбурге и крепость Корела в Приозерске) она самая крупная.

Прямо напротив Ивангородской крепости, на другом берегу Нарвы стоит Нарвский замок. Две крепости друг напротив друга — пожалуй, самый впечатляющий символ древнего противостояния между Россией и Западом (которое, увы, вновь стало актуальным), на мой взгляд, самое зрелищное место на западных границах России.

Ивангород

Несмотря на всё моё низкопоклонство перед Прибалтикой, здесь я не могу не признать что Ивангородская крепость выглядит гораздо аутентичнее и несколько грознее Нарвского замка, несмотря на его высоту.

Ивангород

Сама Нарва тоже не очень впечатляет: город пострадал в войну не меньше Ивангорода; но даже губительнее для исторической застройки оказалось то, что его не стали восстанавливать и не позволили вернуться покинувшим его жителям.

Как я уже говорил, город около крепости никогда не был большим или торговым, он всегда был в тени соседней Нарвы. После окончания Северной войны и утраты крепостью своей пограничной роли даже потерял статус города и стал считаться не более чем нарвским пригородом. В последующие два столетия Ивангород всё больше становился просто Ивановской стороной города Нарвы. В этом качестве Ивангород и оказался затронут промышленным подъёмом, который начался в Нарве во второй половине XIX века. В 1857 г. на берегу реки Нарва в паре километров выше крепости, у Нарвских водопадов, была основана Кренгольмская хлопкопрядильная мануфактура, довольно быстро ставшая крупнейшим предприятием своей отрасли.

Ивангород

Основанная примерно в то же время на противоположном, правом берегу реки льнопрядильная мануфактура барона Людвига фон Штиглица во многом составляла единое целое с Кренгольмской мануфактурой — например, она получала энергию от тех же водяных турбин: весь промышленный комплекс был расположен рядом с Нарвскими водопадами, где присутствует большой перепад воды и легко извлекать из неё энергию (Кренгольмская мануфактура справа, бывшая мануфактура фон Штиглица слева):

Ивангород

Как видно, сейчас в водопаде нет воды; вода Нарвы теперь проходит восточнее Парусинки и западнее эстонского острова Кренгольм, водопад "работает" лишь раз в неделю. Позднее одной из специализаций фабрики стал выпуск парусины для нужд русского флота; вскоре и весь район, возникший севернее мануфактуры стал называться Парусинка. К революции 1917 года это был довольно обычный для Российской империи рабочий район, застроенный краснокирпичными зданиями.

Ивангород

Так или иначе, после постройки мануфактуры на восточном берегу Ивановская сторона Нарвы получила свою промышленность, заводской район с городским обликом и вообще стала больше похожа на город. Другое дело, что между районом крепости и районом оставалось незастроенное пространство, остатки которого существуют и сейчас; даже сейчас обе части города географически и структурно больше связаны с эстонской Нарвой, чем друг с другом. Район крепости, там, где реку Нарву пересекает дорога из Петербурга в Таллин, до Второй Мировой войны, скорее всего имел больше сельский, чем городской облик, контрастируя с Парусинкой.

После войны, когда не только Ивановская сторона, но и Нарва стала советской, фактическая интеграция Ивангорода и Нарвы не уменьшилась — например, у двух городов была общая система автобусных маршрутов, в районе водопадов была построена снабжающая оба города электроэнергией Нарвская ГЭС. Но официально Нарва стала частью Эстонской ССР, в то время как Ивангород отошёл РСФСР. Судя по всему, Ивангород только тогда вновь стал отдельным городом, и ему стали придавать городской облик. Именно после войны в Парусинке появились прекрасные сталинские здания, своими размерами, арками и башней со шпилем не уступающие архитектурным ансамблям на московских проспектах.

Ивангород
Ивангород

Сейчас Парусинка не в лучшем состоянии, что даже усиливает ощущение аутентичности — как правило, в нашей стране подобная застройка находится в центре крупного города и, как правило, она в более отреставрированном и прилизанном состоянии.

Ивангород

Центр советской Парусинки — безымянная площадь у продолжавшей работать фабрики.

На площади расположено круглое здание — настоящая жемчужина района:

Ивангород

Там был газгольдер, потом рабочая столовая, а теперь там ничего:

Ивангород

Ещё на площади есть конечная автобуса:

Ивангород

И скульптура "прядильщица":

Ивангород

В районе крепости после войны появились двух-трёхэтажные дома, вполне типичные для маленького провинциального города, в основном они строились на главной городской улице, получившей позднее имя Юрия Гагарина; она идёт с севера на юг:

Ивангород
Ивангород

Но уже во времена застоя ведущее из Эстонии в Петербург мимо Ивангородской крепости Кингисеппское шоссе получило оформление, не соответствующее провинциальному городу с 10-тысячным населением.

Ивангород

9-этажные дома появились и в Парусинке:

Ивангород

Получается, что несмотря на статус отдельного города, Ивангород в советское время всё-таки продолжал развиваться как часть Нарвы.

Сейчас, даже после того как Эстония вошла в шенгенскую зону, две разные части Ивангорода остаются связаны с теперь заграничной Нарвой. Главный КПП на эстонской границе — это, конечно, так называемый мост Дружбы рядом с крепостью и замком:

Ивангород
Ивангород

Но в Парусинке существует свой собственный пропускной пункт для местных жителей для багажа — пешеходный мостик через Нарву.

Хотя Европа здесь так близко, как мало где ещё в России, по уровню и качеству патриотизма некоторых местных это не чувствуется:

Ивангород

Ивангород и сейчас вытянут между крепостью и Парусинкой:

Ивангород

Хотя пустого пространства между районами практически не осталось — территорию между железной дорогой и мостом в Парусинку через подводящий канал Нарвской ГЭС занял завод по производству жгутов электропроводки. Но, конечно, контраст остаётся: за мостом частные дома и двухэтажные строения с несколькими квартирами сменяются пятиэтажками и даже более высокими строениями, часть из которых дореволюционная.

Ивангород

В то же время, в северной части города дореволюционной застройки почти не осталось, за исключением пары зданий, в одном из которых расположен музей:

Ивангород

На севере города расположена и автостанция; в то же время, многие автобусы из райцентра Кингисепп идут дальше, до Парусинки. В Парусинке находится и городская больница.

Такое рассредоточение, видимо, и послужило причиной того, что в небольшом городке сохранился один полноценный маршрут общественного транспорта, обслуживаемый автобусами большой вместимости, соединяющий площадь около льноджутовой фабрики в Парусинке и микрорайон многоквартирных домов севернее Кингисеппского шоссе. К слову, льноджутовая фабрика, наследница градообразующей льнопрядильной мануфактуры, вроде бы даже работает, производя пенько-джутовую пряжу, верёвки, канаты, тросы и шпагаты.

Ивангород
Ивангород

Кроме фабрики, в городе продолжает действовать купленный корейцами завод жгутов электропроводки (сейчас он зовётся YURA corporation RUS) и завод котельно-вспомогательного оборудования.

Северная часть города остаётся более деревенской: несмотря на городскую застройку вдоль Кингиссепского шоссе и улицы Гагарина, территория между улицей Гагарина и крепостью продолжает сохранять сельский облик:

Ивангород

Севернее Кингиссепского шоссе уже метров через 400 город тоже становится таким.

Что касается железной дороги, то они проходит ровно посередине Ивангорода.

Железнодорожный вокзал при этом расположен довольно неудачно: почти в километре восточнее пересекающей железнодорожную линию улицы Юрия Гагарина, вообще за пределами городской застройки.

Ивангород

Дорога в город выглядит вот так:

Ивангород

Основная дорога от вокзала ведёт прямо на север, на Кингисеппское шоссе; такое ощущение, что станцию строили не совсем для пассажирского обслуживания города.

© Журнал me_frai

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 4
IRC: 0
Jabber: 0
( состояние на 02:26 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет