Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Железнодорожный путь в Заполярье

Железнодорожный путь в Заполярье

На этот раз это была поездка по железной дороге на север, в Заполярье, по бывшей Мурманской, потом Кировской и наконец с 50-х годов прошлого века, всего лишь одной из частей огромной Октябрьской дороги, которая растянулась от самой Москвы.

Железнодорожный путь в Заполярье
Карта поездки. На самом деле расстояние по железной дороге от Питера даже больше — около 1400 километров.

Начали дорогу строить еще при Российской империи в 1914 году, усилили темп строительства во время Первой мировой войны, когда выяснилось, что Россия обладает на самом деле единственным самым коротким морским путём к своим западным союзникам и то через Баренцево море. И путь этот лежит только через Кольский полуостров и город порт Романов на Мурмане, который и был основан примерно в те же годы.

К 1917 году 1400 километров дороги были в основном построены (темпы строительства просто поражают, а ведь еще по стране много чего железнодорожного строили). Первоначально дорога была слабенькой, с деревянными мостами, с путями позволяющими движение со скоростью не более 20 км в час.

В 20-е годы, уже при СССР, за Мурманскую магистраль взялись по настоящему. Дорога была приведена в состояние, позволяющее пропускать тяжелые составы со скоростью, гораздо превышающую 20 км в час.

В 30-е годы, едва ли не впервые в СССР, именно на этой дороге появилась первая электрификация в стандарте постоянного тока (3 кВ). К самой войне был электрифицирован участок Лоухи — Мурманск. (примерно 350 км).

В следующую войну статус дороги ведущей к союзникам оправдался вновь, только в более суровых условиях.

Железнодорожный путь в Заполярье

Последние минуты перед отправлением на Ладожском вокзале Питера. В последних вагонах едут призывники в Российскую армию. Их провожают друзья и подруги.

Эх молодость весёлая и беззаботная.....

Впереди предстоял неблизкий путь...

Железнодорожный путь в Заполярье

Не все поезда в России укомплектованы тверским новьём. Этот оказался состоящим из старых отремонтированных ещё советских вагонов.

В любом случае состояние вагонов было гораздо лучше чем у любых украинских поездов, не считая конечно поездов "Хюндай" и нескольких единичных фирменных, который очень мало.

В конце концов — а что вы хотите при цене билета всего в 2,5 тыщи и за такое расстояние?

Железнодорожный путь в Заполярье

Ну вот и расписание, в котором очень много остановок. Больших только несколько, но о них ниже.

Железнодорожный путь в Заполярье

Обычный советский плацкарт, в котором только окна поменяли. Одно достоинство у этих окон — хоть и струдом, но рука с фотоаппаратом пролазит.

Железнодорожный путь в Заполярье

Прошли над Невой. Я ещё даже не представлял, какой дальний путь ожидает впереди.

Железнодорожный путь в Заполярье

На всех станциях наш состав не помещался. Это Волховстрой I, первая остановка.

Целых 20 вагонов, и все места заняты! Вот такой регулярный трафик между Питером и столицей Заполярья.

А ведь еще есть фирменный поезд "Арктика", билеты на который дороже и вагоны соответственно новые.

Мой вагон был третьим с конца.

Железнодорожный путь в Заполярье

Грандиозный вокзал станции Волховстрой. Впрочем я тут уже был.

Железнодорожный путь в Заполярье

Проходим над Волховом. Все эти виды, правда с другой стороны я фоткал в октябре прошлого года.

Железнодорожный путь в Заполярье

Пока ещё постоянка. Идём где-то между Волховстроем и Свирью. Летнее северное небо как может помогает мне фоткать по максимуму.

Проскочили притаившийся грузовой под ВЛ10 с составом, поставленный на какой-то станции под обгон.

Железнодорожный путь в Заполярье

Это и есть незримая железнодорожная черта на этом важнейшем участке Октябрьской дороги. Стыковая станция Свирь.

Отсюда на юг, до самых Сухиничей, Рязани или Вязьмы, сплошная постоянка. А на север, до самого Кольского залива идёт переменка.

И хоть ехать ещё почти сутки, нам цепляют электровоз ЭП1, который со сменой бригад конечно, довезет состав почти до самого Баренцевого моря.

Между прочим идёт довольно интенсивная торговля. Ведь ехать ещё — ох как далеко...Надо запастись едой и напитками.

Железнодорожный путь в Заполярье

Стыковая станция Свирь при свете ночных огней. Использовал в качестве штатива металлический пешеходнгый мост.

Движение тут очень интенсивное. В ночном мраке приятно воют "переменные" "выльники" ВЛ80 из Кандалакши, почти бесшумно подползают под составы старички постоянники ВЛ10, стоят в остое по несколько штук питерские ЧС2Т и тут же готовые под подачу более современные переменники ЭП1, железнодорожные обитатели русского севера.

Железнодорожный путь в Заполярье

Очередной грузовой пришёл под "постоянником" ВЛ10 со стороны Волховстроя.

Железнодорожный путь в Заполярье

Та же самая Свирь при дороге обратно. Поехал бы зимой — ничего бы не увидел.

Железнодорожный путь в Заполярье

Раннее утро. Со стороны Питера подползает пассажирский под постоянником "теремком" ЧС2Т. Скоро этот состав тоже переобуют под ЭП1.

Железнодорожный путь в Заполярье

Оборотное депо, в котором смешались локомотивы разного рода тока.

А вокруг лес. Мне говорили, что станция Свирь построена прямо в лесу и что даже волки иногда по ночам подходят вплотную к путям.

По крайней мере эту дорогу начали электрифицировать уже после развала Союза, в 90-е. Стало быть и эта стыковая станция относительно молодая.

Железнодорожный путь в Заполярье

Пост ЭЦ станции Свирь.

Люблю станции с пешеходными мостиками!

Железнодорожный путь в Заполярье

Пошёл снимать смену локомотива и нарвался на грузовой состав под ВЛ10.

Недолго "десятке" ехать осталось. Максимум полкилометра.

Смена локомотива по станции Свирь на обратном пути.

Железнодорожный путь в Заполярье

Вот он, питерский "теремок" во всей своей чешской красе образца 70-х годов.

Железнодорожный путь в Заполярье

Станция Свирь, ты разделяешь центр России и её Заполярье вместе с Карелией.

Но так стало относительно недавно. Только в нулевые годы уже этого века, окончательно весь участок Свирь — Мурманск поставили под электрическую тягу в стандарте переменного тока 27кВ. Помоему, только 10 лет прошло с этого значительного события в истории РЖД.

Железнодорожный путь в Заполярье

Участок в районе Петрозаводска плюс минус километров 150 я проспал, причем по пути и туда и обратно. Впрочем в Петрозаводске я был зимой и описывал эту станцию.

На фотке станция Медвежьи Горы, которую я увидел уже по пути обратно, пользуясь белой карельской ночью. Это вид в сторону Петербурга.

Железнодорожный путь в Заполярье

Старый паровоз как памятник — обычное дело для всех крупных и средних станций бывшего СССР.

Железнодорожный путь в Заполярье

Очень красивый вокзал станции Медвежьи Горы. Это уже центральная Карелия.

По железной дороге это примерно 150 километров севернее Петрозаводска. А ещё это крайняя северная точка куда ходит электричка из столицы Карелии.

Железнодорожный путь в Заполярье

Потрясающе красивые виды Карельских озер в белую северную ночь. Это озеро Линдозеро около города Сегёжа.

Железнодорожный путь в Заполярье

Город Сегёжа. От Петербурга уже 770 километров.

Это один из крупных городов Карелии. Население 28 тысяч, по меркам Карелии это много.

Железнодорожный путь в Заполярье
Железнодорожный путь в Заполярье

Поднимаемся всё севернее. Между Сегёжей и Беломорском железная дорога почти 100 километров идёт вдоль того самого Беломорско-Балтийского канала, построенного в 30-е годы. При строительстве были использованы карельские озёра, которые и соединили каналом.

Все эти 100 километров с восточной стороны почти всё время была видна вода.

Кстати участок железной дороги между Петрозаводском и Беломорском имеет однопутные вставки.

Железнодорожный путь в Заполярье

На подходе к станции Беломорск к нам подходит электрифицированная жд линия. Это важнейшая жд линия на Архангельск, которая была проложена в годы войны вдоль южного берега Белого моря. Строить ее пришлось после того, как финские войка перехватили Мурманскую железную дорогу в районе Петрозаводска и Мурманск остался без связи со страной.

Железнодорожный путь в Заполярье

Окрестности станции Беломорск.

Железнодорожный путь в Заполярье

Беломорск — очень большая станция, буквально забитая грузовыми составами.

Это узел железных дорог, морской порт в Сорокской губе Белого моря. Конечный пункт Беломорско-Балтийского канала. А вот стоянка тут небольшая, всего 10 минут.

В годы Советско-финской войны (1941—1944) Беломорск являлся временной столицей Карело-Финской ССР. Директивой Ставки ВГК от 23 августа 1941 Беломорск (Сорока) был определен местом дислокации штаба Карельского фронта.

Железнодорожный путь в Заполярье

В большом количестве стоят мощные "выльники" — электровозы ВЛ80С и Т, все из которых базируются на Кандалакшу и обеспечивают грузовую тягу от Свири до Мурманска. Огромное плечо их работы — 1000 километров по всей Карелии и Заполярью.

Железнодорожный путь в Заполярье

Грузовые парки станции Беломорск.

Железнодорожный путь в Заполярье

Виды северной Карелии между Беломорском и Кемью.

Железнодорожный путь в Заполярье

На станции Кемь самая большая остановка на всем маршруте — 35 минут.

Железнодорожный путь в Заполярье

Тут хорошо развита станционная торговля. А ещё есть пешеходный мостик, с которого удобно фотографировать.

Железнодорожный путь в Заполярье

На Мурманск идёт тот самый уголь из Воркуты, который потом попадёт на угольный терминал в центре города.

Железнодорожный путь в Заполярье

Вокзал станции Кемь.

Название Кемь дословно означает «Большая река». Это довольно древний город в северной Карелии в непосредственной близости от побережья Белого моря. Население 12 тысяч человек.

Кстати от Кеми ближе всего до знаменитых Соловецких островов. Всего 50 километров по воде. Вероятно именно отсюда и действует транспортное сообщение с островами.

Железнодорожный путь в Заполярье

За 35 минут стоянки успел и с мостика пофографировать и сходить из своего почти что последнего вагона в голову поезда, чтобы сфоткать электровоз.

Пассажирские составы от Свири до Мурманска водят почти только одни ЭП1, выпуска начала нулевых годов. В частности этот ЭП1-121 выпущен в 2004 году.

Железнодорожный путь в Заполярье

Родные "выльники" повсюду. Везде слышен их характерный вой.

Железнодорожный путь в Заполярье

Двигаемся дальше на север. Кстати участок Кемь — Кандалакша полностью 2-х путный, без всяких вставок.

Электрификация достаточно новая, ей чуть больше 10 лет. А до этого десятилетиями тут было царство тепловозов.

Железнодорожный путь в Заполярье

Виды из окна на участке Кемь — Кандалакша.

Железнодорожный путь в Заполярье
Железнодорожный путь в Заполярье

На одной из станций поймал раритетный электровоз ВЛ60ПК-1263. 16 таких машин приписано к депо Кандалакша. Именно эта машина построена в 1963 году.

Используются они во вспомогательных нуждах, составы уже не тягают

Железнодорожный путь в Заполярье
Железнодорожный путь в Заполярье

Станция Амбарный.

Железнодорожный путь в Заполярье

На станции Лоухи единственный раз за всю дорогу увидел 4-х вагонную электричку ЭД9М.

Железнодорожный путь в Заполярье

Станция Лоухи.

Дембельнувшийся десантник с гордостью покинул состав.

Железнодорожный путь в Заполярье

И вдруг пацан увидел "Ниву" своего отца. Посмотрите как он бежит! Похоже батя ещё его не заметил.

Все вышедшие из поезда радостно наблюдали эту сцену.

Железнодорожный путь в Заполярье

Подъезжаем к Полярному кругу.

Железнодорожный путь в Заполярье

Впервые в жизни пересекаю эту географическую черту. Для меня уроженца центра страны эти места кажутся краем света.

Железнодорожный путь в Заполярье

Сразу за этой станцией начинается новый регион, имеющий 51-й номер. Это Мурманская область, российское Заполярье.

Железнодорожный путь в Заполярье

Какая-то станция перед Кандалакшей, к которой мы приближаемся.

Железнодорожный путь в Заполярье

Нас пересекает федеральная трасса "Кола", которая соединяет российское Заполярье с остальной страной. Кстати говорят что дорога в отличном состоянии. Я же ездил по ней только от Мурманска до Апатитов.

Железнодорожный путь в Заполярье

На север, на север, сквозь леса, суровый климат, реки, горы и камни. Вдали виднеются уже сопки Кольского полуострова.

Железнодорожный путь в Заполярье

Карелия и весь русский север это страна бесчисленных озёр.

Железнодорожный путь в Заполярье

Кандалакша это крупный город на юге Мурманской области с населением 35 тысяч человек.

Кандалакша находится в 200-х километрах южнее Мурманска, за счёт нахождения вдали от Баренцевого моря климат её более континентальный, и является переходным от умеренного к субарктическому.

Железнодорожный путь в Заполярье

А этот ЭП1-102 тащил наш поезд на обратном пути. Огромное расстояние эти ЭП1 проходят от Мурманска до Свири. Интересно где локомотивные бригады меняются? Ведь не может же одна и та же бригада вести поезд сутки.

Снимок сделан в Кандалакше.

Железнодорожный путь в Заполярье

И снова памятник паровозу. Тяжело им тут трудилось в годы войны под авиаударами немецкой авиации.

Железнодорожный путь в Заполярье
Железнодорожный путь в Заполярье

Стоянка была всего 15 минут. За это время я успеп сходить в магазин и заскочить на мостик, чтобы сделать эти фото.

Грузовой парк забит составами.

Железнодорожный путь в Заполярье

Вид в северном направлении.

А еще в Кандалакше расположено главное депо, которое обеспечивает тягу практически на всей железной дороге к Мурманску. От станции Свирь до столицы Заполярья.

Железнодорожный путь в Заполярье

Кандалакша обладает очень красивым вокзалом, построенным в северном стиле.

Железнодорожный путь в Заполярье

Река Нива, которую можно увидеть из окна поезда, сразу после отбытия из Кандалакши.

Интересный факт. До 2000 года тут существовала локальная электрификация постоянным током, которую провели ещё до войны. Ходили тут и "теремки" ЧС2Т в те времена.

В начале нулевых, когда сюда подтянули переменку от станции Свирь, постоянку пришлось переделывать на переменный стандарт 27кВ.

А вот старые металлические столбы, от той довоенной постоянки, в очень многих местах так и остались стоять. Хотя может их и меняли в середине 20 века.

Железнодорожный путь в Заполярье
Железнодорожный путь в Заполярье

Станция Апатиты. Немного видны местные горы — Хибины. Но лучше их видно в соседнем городе Кировске.

Железнодорожный путь в Заполярье

Тут небольшая стоянка. Населения города 57 тысяч человек (это много по меркам русского севера), а до Мурманска остается уже недалеко — 156 километров, но это по прямой, а железная дорога сильно петляет.

Этот город возник перед войной в связи с открытием и разработкой Хибинских месторождений апатито-нефелиновых руд.

Железнодорожный путь в Заполярье

От станции Апатиты идёт ответвление в район города Кировск, где на рудниках работает железная дорога с локальной постоянкой.

Железнодорожный путь в Заполярье

Главный ход железной дороги на Мурманск в районе города Апатиты. Снимок сделан мною с моста во время поездки в Кировск.

Левее немного видно ответвление на Кировск. А прямо перед нами стоит тот самый старый советский металлический столб, оставшийся от старой постоянки.

А вот и наш поезд, в котором я ехал, правда в другой день.

Железнодорожный путь в Заполярье

За Апатитами мы долго идём по берегу заполярного озера Имандра.

Железнодорожный путь в Заполярье

Имандра достаточно крупное и глубокое озеро. Тут очень много рыбы.

Железнодорожный путь в Заполярье
Железнодорожный путь в Заполярье

Дорога всё время петляет. И очень часто делается однопутной.

Железнодорожный путь в Заполярье

Станция Оленегорск. До Мурманска остаётся чепуха, около 100 километров.

Железнодорожный путь в Заполярье

Памятник оленям на станции Оленегоск.

Железнодорожный путь в Заполярье

Через станцию Оленегорск ездят в мир жители еще одного заполярного города, который находится недалеко. Это Мончегорск.

Железнодорожный путь в Заполярье

А ещё тут есть авиабаза с бомбардировщмками ТУ-22М3 (базируется 40 этих грозных машин). Аэродром немного виден с железной дороги.

По кодификации НАТО: Backfire) — дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла.

Я видел над Апатитами два таких самолёта, летящих на низкой высоте. Потрясающее зрелище!

Впрочем чем-то военным жителей Заполярья трудно удивить. Этот край является настоящим военным бастионом России на Севере и чего тут только нет.

Железнодорожный путь в Заполярье

Станция Оленегорск.

Железнодорожный путь в Заполярье

Ну вот уже и река Кола, впадающая в Кольский залив. А это значит что долгое путешествие подходит к концу.

Железнодорожный путь в Заполярье

Железная дорога перед Мурманском идёт вдоль Колы.

Железнодорожный путь в Заполярье

Стали видны дачи богатых мурманчан.

Железнодорожный путь в Заполярье

Река Кола перед самым впадением в Кольский залив.

Железнодорожный путь в Заполярье

Кольский залив. Главный путь, тот что под "шнурком" тут почему-то один.

А ведь движение, особенно грузовое, здесь очень интенсивное.

Железнодорожный путь в Заполярье

Конец Кольского залива, где в него впадают несколько рек.

Железнодорожный путь в Заполярье

Вокзал города Мурманска приветствует уставших пассажиров.

Железнодорожный путь в Заполярье

Этот снимок я сделал уже на следующий день.

Железнодорожный путь в Заполярье

Вот он Мурманск, столица Русского Заполярья.

Только русские смогли освоить этот суровый край за Полярным кругом, построить города и промышленность и наконец выйти к океану, который даёт по настоящему свободный выход во внешний мир.

© flackelf

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 10
IRC: 3
Jabber: 0
( состояние на 18:06 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет