Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Большая подводная лодка пр. 641 Б-435 ("Запорiжжя"). Виртуальный тур

Фотографический материал для этого поста был готов уже чуть больше года назад, но в силу известных событий, последовавших сразу после, явно должен был отлежаться. Да, в конце февраля 2014 года мне удалось попасть, посмотреть и отснять (полностью, с 1-го по 7-ой отсек) внутренности и интерьеры подводной лодки «Запорожье». Тогда это было еще ВМСУ, лодка была под украинским флагом.

Теперь же – самое время этот материал показать, опубликовать, ведь сразу три даты и годовщины:

— 18 марта, вчера – годовщина возвращения Крыма домой, в Россию;

19 марта, сегодня – День моряка-подводника;

— 22 марта, через два дня – годовщина подъема на подводной лодке Б-435 («Запорiжжя») Андреевского флага, чему свидетелем я также был и что снимал.

Это единственная оставшаяся в строю подводная лодка 641-ого проекта. Штук несколько таких подводных лодок стоят как музеи – и за рубежом, и у нас в стране, но это не музей, а боевой корабль. Внутри – все именно так, как и должно быть на находящейся в строю подводной лодке, что ценно и уникально. Вопчем, это как экскурсия на машине времени – возможность увидеть подводную лодку ВМФ СССР образца 70-х годов, практически в том же виде, как оно и выглядело тогда.

Уже упоминал в одном из предыдущих постов, что не разделяю и не приветствую имеющие место быть насмешки над этой лодкой, поскольку сам отношусь к ней не как к «пiдводному човну», а как к подводной лодке Б-435 ВМФ СССР, части истории нашего флота, с которой обстоятельства сыграли такую вот шутку. Именно исходя из этого мне это «железо» — дорого и ценно, и именно поэтому по случаю праздника мне и хочется его показать.

Ну что, пойдем?

7-ой отсек

Наша экскурсия пройдет «из конца в начало» — первым по счету мы посетим 7-ой (кормовой) отсек, пройдем через всю лодку до 1-го отсека и поднимемся в рубку.

Основное вооружение подводной лодки пр. 641 – десять 533-мм торпедных аппаратов, шесть носовых и четыре кормовых. Здесь на снимке – кормовые торпедные аппараты № 7, 8, 9 и 10. В проходе между ними виден прибор ввода установочных данных в торпеды от автомата торпедной стрельбы (ТАС).

Торпедные аппараты номер 7 и 9. На одном из них висит бумажный циферблат, стрелку которого переставляет вахтенный, осматривающий отсеки подводной лодки каждые полчаса. Слева от торпедных аппаратов – стрельбовой щиток с рукоятками, которыми осуществляется выстрел. В левой части кадра – один из промежуточных приборов ПУТС (управления торпедной стрельбой).

Запасной командный пункт, используемый для управления подводной лодкой при выходе из строя центрального поста. Приборы слева – это циферблаты указателя положения вертикального руля и указатель резервной системы курсоуказания.

Общий вид 7-го отсека. На койках (а это койки) висят индивидуальные дыхательные аппараты, предназначенные для выполнения первичных мероприятий по борьбе за живучесть.

6-ой отсек

Кормовая переборка 6 отсека и люк в 7-ой отсек. На самой переборке – электрохозяйство. "РЖБ" – рубильник электропитания с базы, под ним – щит с 1000А предохранителями сети главного тока. Прямо над люком – масляный бак для смазки упорно-опорного подшипника "Митчеля" третьей линии вала при работе электродвигателя экономического хода.

Приборы, приборы, «теплые и ламповые». Это прибор автоматического контроля температуры на линиях валов и шинно-пневматических муфтах.

Главная ходовая станция (ГХС) правого главного гребного электродвигателя (ГГЭД) типа ПГ-101. Справа два одинаковых щита – АРН-2 (автоматический регулятор напряжения сети освещения правого борта) и АРН-3 (сети аварийного освещения по всей подводной лодке).

Главная ходовая станция управления средним ГГЭД и левым ГГЭД.

Станция управления гребным электродвигателем экономического хода типа ПГ-104. Сам электродвигатель расположен в 7-ом отсеке под настилом палубы.

5-й отсек

Кормовая переборка 5-го отсека, левый борт.

Видна крышка левого дизеля типа 2-Д42, а также тут у нас аварийно-спасательное имущество и инструмент, и кроме того (справа) — ящики с пластинами химической регенерации воздуха.

Много стрелочек. Это манометровый щиток насосов водоотливной системы.

Шумовая выгородка дизельного отсека, в которой находятся мотористы при работе дизелей. Сами дизеля – за дверью с иллюминатором. Справа от двери, серого цвета – двухъярусная регенеративная установка (РДУ).

Манометровые щитки правого и среднего дизеля. На переднем плане – маховик переключения расходных (правого или левого) топливных баков.

Глубиномер 5 отсека.

Отсечный телефон, прям как "на случай ядерной войны".

4-й отсек

Общий вид 4-го отсека (вид в нос). На настиле палубы видны лючки лазов в аккумуляторные ямы № 3 и 4.

Вид на открытую дверь кормовой переборки 4-го отсека и шумовую переборку 5-го отсека. Отметка "ОЛ" (по-украински) справа у комингса двери – это крейсерская ватерлиния (КВЛ), отметка для подводников, борющихся за живучесть при нахождении подлодки в надводном положении.

4-й отсек, вид в корму. В проходе стоят РДУ.

Люк носовой переборки 4-го отсека. Обитая оцинковкой дверь с окошком слева – рубка связи, посторонним вход запрещен!

На одной из переборок – подарок от шефов, сколько помню, какой-то запорожский художник. Штормящее море, волны и стонут и плачут, гордо развевающийся на рубке флаг ВМСУ… Все выходы лодки в море после ремонта вопчем-то известны наперечет, и на картине нарисовано то, чего не было ни-ко-гда…

3-й отсек

Люк из 4-го в 3-й отсек. Справа нанесен номер 1-37-11 (боевой номер штурманских электриков). Это штурманские приборы – сигнализатор работы нос. и корм. гирокомпасов.

Трап ведет в трюм 3-го отсека (трюм центрального поста).

Корма 3-го отсека. Слева – распределительный щит № 1, справа виден верх корпуса носового гирокомпаса. Над ним автоматический переключатель нос. и корм. гирокомпасов – 1-77-21 (бортовой номер штурманского электрика, указывающий, что это входит в его заведование).

БП-35 – боевой пост управления всплытием и погружением подводной лодки. Три колонки продувания групп цистерн главного балласта (ЦГБ). Слева щит с зелеными огоньками – сигнализация состояния клапанов вентиляции и кингстонов ЦГБ. Справа на переднем плане 4 красных маховика – распределительная колонка системы ВВД (воздуха высокого давления) всей подводной лодки.

2-ой отсек

Идем дальше. Кормовая переборка 2-го отсека

Офицерская кают-компания. При необходимости используется как операционная – наверху соответствующие медицинские софиты.

1-й отсек

Носовые торпедные аппараты № 1-6. Между ними – прибор № 2 ввода данных в торпеды от ТАС.

Стеллажи для боезапаса правого борта. Под ними виден сложенный надувной плот.

БП-13 – боевой пост торпедистов первого отсека.

Первый отсек, общий вид в нос.

Боевая рубка и мостик

Глубиномеры в боевой рубке.

Машинные телеграфы в боевой рубке. Боевой пост рулевого-вертикальщика по боеготовности № 2.

(из воспоминаний офицера, служившего на лодке) Примеры типовых команд в боевую рубку с мостика:

"Рубка, б**дь!!! Ты спишь там, сссука, что ли? Лево на борт была команда, е***ный потап!!!". И хлопок брошенной мокрой варежки вахтенного офицера, попавшей в рулевого.

Под ними – три коробки прямоугольной формы, одна серого цвета – ручные кнопки для подачи по кораблю сигналов управления ревуном и звонком. Третий из них – для обмена специальными сигналами звонком в трюм центрального поста.

Нижний рубочный люк. Собственно вниз в отсеки лодки – это сюда.

Носовая часть ограждения боевой рубки. Боевой пост боцмана при управлении подводной лодкой по боеготовности № 1 надводной. Вертикально расположенный цилиндр слонового цвета – ВИКО, выносной индикатор кругового обзора радиолокационной станции. Выдерживает забортное давление, командир по нему может без докладов от радиометриста наблюдать за окружающей обстановкой.

Если чуть покрупнее – то справа еще индикатор перекладки вертикального руля, а сверху – выносной курсоуказатель.

Тумба командирского перископа. На табличке – название лодки на украинском… (прилепили шильдик...)

а на рынде – еще советское Б-435.

Такая вот получилась экскурсия.

После подъема 22-го марта прошлого года на лодке Андреевского флата и перехода ее в Южную бухту Севастополя, к причалам нашего подплава, не изменилось ничего – лодка стоит на своем прежнем месте, и ее окончательная судьба по-прежнему не ясна. Самому, конечно, хотелось бы еще увидеть ее на ходу, но понимаю, что это произойдет вряд ли. На Черноморский флот поступают новые подводные лодки, и как боевая единица Б-435 нашему ВМФ более не нужна.

Озвучивался вариант перевода лодки в Балаклаву и ее размещения в музее (тот, который в подземных штольнях) – и так было бы правильней всего. Говорилось также и о возможном возвращении лодки Украине, и тут ее судьба печальна – просто сгнить где-нибудь в Одесской бухте, поскольку ни ресурсов, ни экипажа на эксплуатацию лодки у ВМСУ в нынешнем виде точно не хватит.

… в любом случае, я навсегда запомню ее такой – как я увидел ее в день первого выхода в море после эпопеи с ремонтом. Силуэтом в закатных лучах, и черноморские волны с солнечными зайчиками.

PS. Большое спасибо за помощь в подготовке материала, его литературно-текстовой части, нашим офицерам подводникам – капитану 2 ранга запаса Илье Курганову (ruspodplav), а также тем, кто непосредственно служил на лодках 641-го проекта: капитан-лейтенанту запаса Павлу Павлову и капитану 3 ранга запаса Андрею Выгузову.

С праздником!

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 6
IRC: 3
Jabber: 0
( состояние на 01:26 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет