Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Советское чудо-оружие. Летающий авианосец.

Не так давно на Нонейме появилась статья "Телетанки СССР Второй мировой" об уникальном советском проекте довоенной разработки. Многие привыкли слышать о "немецком чудо-оружии", на эту тему есть много публикаций. Да, немцы во время войны далеко продвинулись в разработках новейших и уникальных видов вооружений. Но и в СССР тоже не сидели сложа руки. Вышеупомянутые телетанки, только один из примеров. На самом деле необычных разработок было сделано немало. Об одной из них сегодняшняя публикация.

Летающий авианосец

Советское чудо-оружие. Летающий авианосец.

Нет-нет, изображенное на картинке к теме отношения не имеет. Это только для оформления.

Воздушный авианосец, летающий авианосец, авиаматкавоздушное судно, несущее на себе авиагруппировку.

Считались перспективным направлением до появления самолётов-топливозаправщиков, после появления которых все дальнейшие разработки летающих авианосцев были прекращены в связи с доказанной эффективностью самолётов-топливозаправщиков в военных операциях.

Предистория

Первые попытки реального создания воздушных авианосцев начались с момента появления первых цеппелинов, наводивших своими размерами на мысль о том, что на них вполне могут базироваться самолёты, имевшие в то время как крошечные размеры, так и ничтожную дальность полёта, реально ограничивавшую их применение. В попытках развить эту идею в 1930-е годы, вплоть до катастрофы Гинденбурга, шли эксперименты по их созданию, и даже было введено в строй несколько летающих авианосцев. При взлёте с воздушного авианосца биплан опускался вниз на специальном кране из открытого люка идущего полным ходом дирижабля, после чего отцеплялся и летел самостоятельно. При посадке те же самые действия происходили в обратном порядке: биплан, уравняв свою скорость со скоростью дирижабля, идущего полным ходом, цеплялся за крюк специального крана, после чего затягивался внутрь люка.

Советское чудо-оружие. Летающий авианосец.

После отказа от военного применения дирижаблей (впрочем отказ был неполным, и дирижабли продолжали, пусть и в незначительном количестве, числиться в рядах люфтваффе) в качестве перспективного носителя для истребителей стали всерьёз рассматривать тяжёлые самолёты-бомбардировщики с размещением истребителей вместо бомбовой нагрузки. Однако на этом пути имелась существенная проблема — существовавшие на то время бомбардировщики, несмотря на их большие размеры, были всё же слишком малы для современных им истребителей, в связи с чем возникла концепция сверхмалых истребителей, именуемых паразитами.

Истребитель-паразит — сверхмалый истребитель специальной конструкции, предназначенный для крепления вместо авиабомбы в некоторых проектах летающих авианосцев.

Ну и терминология… ))) Впрочем, дальше будет еще интереснее.

Начало

12 декабря 1918 года дирижабль ВМС США С-1 поднялся в воздух, неся на внешней подвеске под гондолой армейский биплан Кертисс JN4. В воздухе самолёт был отцеплен и продолжил дальнейший полёт самостоятельно.

Советское чудо-оружие. Летающий авианосец.

В межвоенный период были построены два самых крупных в истории летающих авианосца — специализированные дирижабли флота США «Акрон» и «Мейкон» (англ. USS Macon (ZRS-5)). Уступая объёмом лишь «Гинденбургу», эти воздушные корабли создавались как дальние разведчики, несущие на борту по 4 истребителя.

Советское чудо-оружие. Летающий авианосец.

Предполагалось, что при меньшей стоимости, дирижабли смогут эффективно заменять более дорогие крейсера.

Из-за недостатка у США опыта в постройке крупных дирижаблей, оба воздушных корабля погибли в воздухе, из-за недостаточной прочности конструкции.

Советское чудо-оружие. Летающий авианосец.

В 1941 году планировалась постройка дирижабля-авианосца нового поколения, рассчитанного на ношение 12 пикировщиков и предназначенного для дальнего морского патрулирования, но в связи с началом Второй Мировой войны проект не получил развития.

СССР. Проект "Звено"

Проект "Звено"-авиационный проект, разрабатывавшийся в СССР в 1930-е — начале 1940-х годов инженером В.С.Вахмистровым и основывавшийся на использовании самолёта-носителя, несущего от одного до пяти истребителей для увеличения их радиуса действия.

Советское чудо-оружие. Летающий авианосец.

Владимир Сергеевич Вахмистров (1897—1972) — советский авиатор и авиаконструктор.

Родился 27 июня 1897 г. в Москве.

В 1921 году закончил: сначала в Туркестанский университет, затем Академию воздушного флота им. Н. Е. Жуковского (АВФ, с 17 апреля 1925 — Военно-воздушная академия РККА) в Москве. Будучи слушателем Академии, конструирует планеры: учебный АВФ-8 "Кондор" (1924), рекордные АВФ-22 "Змей Горыныч" (1925, совместно с М. К. Тихонравовым), "Гамаюн" и "Скиф" (1928, совместно с Тихонравовым и А. А. Дубровиным). На планере "Скиф" в ходе VI Всесоюзных планерных состязаний (6—23 октября 1929, Коктебель) лётчиком А. Б. Юмашевым был установлен всесоюзный рекорд высоты полёта для планеров — 1520 м.

С февраля по апрель 1926 г. Вахмистров в качестве лётнаба (лётчик М.М.Громов) проводил государственные испытания самолёта-разведчика Р-3 (АНТ-3) — первого советского серийного цельнометаллического самолёта и первого самолёта конструкции А. Н. Туполева, получившего достаточно широкое практическое применение. Впоследствии самолёты этого типа хорошо зарекомендовали себя затем в борьбе с басмачами.

В 1930 окончил Военно-воздушную академию, работал в НИИ ВВС, вначале — над летающими мишенями.

В 1931—1940 — разработчик "Звена Вахмистрова" — семейства составных самолётов.

Итак, что же это за диковинный проект был? Это понятие определялось как комбинация нескольких самолётов, сцепленных жёстко (не на буксире) и летающих совместно в целях:

-доставки самолётов-истребителей на расстояния, превышающие радиус их действия за счет топлива самолёта с большой дальностью полета;

-увеличения дальности сопровождения тяжёлого самолёта истребителями, базирующимися на нем, взлетающими с него и садящимися на него;

-использования истребителей в качестве пикирующих бомбардировщиков для точного прицельного бомбометания такими крупными бомбами, которые истребитель при самостоятельном взлёте поднять не может;

-облегчения взлёта перегруженного самолёта при помощи вспомогательного самолёта.

Советское чудо-оружие. Летающий авианосец.

Проект первого варианта "Звена", впоследствии названного "Звено-1" и состоявшего из бомбардировщика ТБ-1 и двух истребителей И-4, был представлен Вахмистровым в июне 1931 г. начальнику УВВС РККА Я. И. Алкснису и получил его одобрение. 3 декабря того же года Вахмистров в качестве второго пилота бомбардировщика участвовал в первых лётных испытаниях "Звена-1" в составе ТБ-1 и двух И-4 с демонтированными нижними плоскостями. За ними последовали опытные составные самолёты 1932—1939 годов, включая «Авиаматку», нёсшую пять истребителей. Оптимальной же оставалась схема с двумя истребителями, по которой был выполнен последний проект «Звена» ТБ-3 СПБ (Составной пикирующий бомбардировщик), в котором два И-16 несли по две бомбы ФАБ-250.

Проект «Звено» (в обиходе у летчиков и авиаспециалистов он также получил прозвище «Цирк Вахмистрова»). Интересное название, по аналогии с цирковыми акробатами становившимися на плечи друг-другу. Но это только название, настоящий "цирк" будет чуть позже.

После успешной реализации проекта ТБ-3 СПБ Вахмистров предложил несколько ещё более совершенных проектов «Звена», в качестве носителей предполагалось использовать летающую лодку ГСТ, тяжёлый бомбардировщик ТБ-7 и опытную тяжёлую летающую лодку МТБ-2(АНТ-44), в качестве подвесных истребителей предполагались И-15 бис, И-16, И-180, ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-7Б.

Испытания

Первый успешный полёт состоялся 4 декабря 1931 года. Лётчики: авиаматки — А. И. Залевский, второй пилот — А. Р. Шарапов. На И-4 — В. П. Чкалов и А. Ф. Анисимов. Этот первоначальный вариант, называвшийся «Звено-1», состоял из тяжёлого бомбардировщика ТБ-1, несущего два истребителя И-4 на крыльях.

В сентябре 1933 года истребители И-4 были заменены на И-5, а новый вариант получил название «Звено-1а». Пилотами были Стефановский, пилотировавший носитель, а также Коккинаки и Гроздь, пилотировавшие истребители.

Советское чудо-оружие. Летающий авианосец.

В версии, именовавшейся «Звено-2», ТБ-1 был заменён на ТБ-3, а число истребителей было увеличено до 3, один из которых теперь располагался на фюзеляже. В августе 1934 года состоялся полёт нового варианта, с участием Залевского (пилотировавшего носитель), Алтынова, Супрунова и Сузи (пилотировавших истребители). В целях достижения большей взлётной мощности с верхнего истребителя сняли хвостовое и горизонтальное оперение — но это не дало желаемого результата.

Советское чудо-оружие. Летающий авианосец.

В новом варианте, именовавшемся «Звено-3», И-5 были заменены на монопланы И-Z, касающиеся шасси земли при взлёте и посадке, и потому в целях амортизации закреплённые на «плавающем» по вертикали креплении. Для фиксации «болтающихся» самолётов был придуман механизм притягивания и жёсткой фиксации подвески после взлёта — своевременное использование этого механизма требовало от лётчика даже не умения — а чутья. В одном из испытательных полётов лётчик Коротков, видимо, преждевременно потянул ручку на себя, боясь снова опоздать, как на взлёте. Неплотно закрывавшийся задний стопор выскочил, "Зет" сразу же перешёл на большой угол атаки. Один крыльевой стопор не выдержал нагрузки и сломался. Возник перекос. Вырвало стопор другого крыла. Истребитель в положении небольшой горки с разворотом врезался в плоскость ТБ-3, и его винт разлетелся вдребезги. Мастерство пилота носителя позволило избежать общей катастрофы, но пилот аварийного истребителя при посадке погиб. Жаль, но с кем не бывает. Вообще история авиация часто сопровождается катастрофами при разработке и испытании новой техники.

С целью избежать в дальнейшем подобных летальных несчастных случаев, в варианте «Звено-5» (вариант «Звено-4» был отменён), было решено не взлетать и не садиться с подвешенным истребителем. Теперь один истребитель (тоже И-Z) цеплялся к носителю ТБ-3 под фюзеляж уже после его взлёта. Первое испытание состоялось уже 23 марта 1935, при участии Стефановского, пилотировавшего носитель, и Степанчёнка, пилотировавшего истребитель, показав реализуемость подобного варианта.

Советское чудо-оружие. Летающий авианосец.

Уже в ноябре того же года (20 ноября 1935 года), состоялся полёт авианосца с пятью истребителями, получившего название «Авиаматка». В этом варианте при взлёте и посадке два истребителя И-16 находились под крыльями, два И-5 на крыльях, а один И-Z прицеплялся и отцеплялся под фюзеляжем уже в полёте. При испытании авианосец пилотировал Залевский, а истребители — Стефановский, Никашин, Алтынов, Супрун и Степанчёнок.

На протяжении 1938 года проводились работы по дозаправке истребителей на носителе с целью создания авиаматки, несущей восемь истребителей И-16, способных дозаправляться от авианосца без посадки на землю. Согласно этому варианту предполагалось, что авианосец будет взлетать с двумя истребителями под крыльями, а остальные шесть истребителей прицепятся к нему уже в воздухе.

Была разработана система стыковки истребителей с ТБ-3 в полете с последующей их заправки, благодаря чему тяжелый бомбардировщик превращался в полноценный авианосец. Система стыковки была испытана.

Пилотировавшие истребители С. П. Супрун и В. К. Евсеев убежденно заявили, что после некоторой тренировки в составе звена может летать любой строевой летчик-истребитель.

Проект носителя с восемью истребителями так и не был воплощён в жизнь.

Позднее, в ноябре 1939, был опробован вариант с тремя истребителями И-16, прицепившимися к авианосцу ТБ-3 в воздухе. Вариант получил название «Звено-7».

Двумя годами ранее — в июле 1937 года — был опробован вариант «Звено-СПБ», где СПБ означает — Составной Пикирующий Бомбардировщик, позднее принявший реальное участие в войне. В первом полёте этого летающего авианосца приняли участие Стефановский (ТБ-3), а также Николев и Таборовский (И-16с). И уже в 1938 году Вахмистров, представил комиссии "Звено-СПБ" в следующем варианте:

-носитель: Туполев ТБ-3-4АМ-34ФРН

-два истребителя: Поликарпов И-16 тип 5, несущие по две 250 кг бомбы ФАБ-250

При этом использование носитель ТБ-3:

-увеличивало дальность И-16 на 80 %

-увеличивало бомбовую нагрузку И-16 в пять раз

"Звено-СПБ" имело:

-взлётную массу в 22 тонны

-дальность 2500 км

-максимальную скорость (при работе моторов всех трёх самолётов) 268 км/ч

По результатам приёмки, Звено-СПБ было принято на вооружение в том же 1938 году.

Советское чудо-оружие. Летающий авианосец.

Небольшое отступление.

Думаю не нужно напоминать читателям о том, что данный пост опубликован на Нонейме. И не будет новостью, что здесь присутствует большое количество так называемых "троллей", а также любителей срача в коментах, любителей поерничать и поехидничать.

Мол "…-Ну и что тут такого? Очередная дорогая совковая игрушка! Какой от нее толк?".

Воспользуемся возможностью заткнуть рот любителям таких высказываний. Расскажем о практическом применении данного проекта. Тем более, что, без этого наше повествование о необычном проекте будет неполным.

И так, вам интересно какое практическое применение имел этот проект?

А ВОТ КАКОЕ!

Читайте и не говорите, что не читали!

"Звено-СПБ" в боевых условиях

Лето 1941 года. Началась Великая Отечественная война. Немецкие полчища вторглись на территорию СССР. Идут тяжелые бои. Народ, Партия и правительство озабочены только одним: "Остановить! Изгнать! Освободить!". Казалось бы в это тяжелое время не до экзотики. Но, нет. Не для того советские инженеры, конструкторы и летчики вложили столько сил и времени в создание уникального проекта.

Есть такая пословица: "На войне все средства хороши". А чем "Звено-СПБ" не средство?

Советское чудо-оружие. Летающий авианосец.

Боевое крещение "Звена- СПБ", в состоялось 26 июля 1941 года, когда после ряда неудач обычных бомбардировщиков, безуспешно пытавшихся разбомбить Мост Карла на Дунае. Так 24 июня из 32 советских бомбардировщиков, атаковавших Констанцу, было потеряно 10 машин. Неудачей закончилась и атака кораблей Черноморского флота 26 июня 1941 года. От снарядов береговой батареи погиб лидер эсминцев "Москва",также был поврежден лидер "Харьков" (мины), эсминец "Сообразительный".

Советское чудо-оружие. Летающий авианосец.

"...-Сейчас мы им здорово дадим!!!..."

Было решено использовать авианосцы, и для проверки "СПБ" было дано задание разбомбить нефтехранилище в Констанце . Причем первый раз самолеты И-16 бомбили цели в 13 часов при безоблачном небе. В городе перед бомбежкой было нормальное движение, зенитная артиллерия открыла огонь уже после бомбежки, что указывает на полную неожиданность и внезапность появления самолетов над целью. Задание было успешно выполнено — цель поражена без потерь, в ходе авиаудара истребители-бомбардировщики отсоединились с грузом бомб от носителей на расстоянии 40 км от цели и после поражения цели вернулись на аэродром в Одессе, где дозаправились и вернулись в Евпаторию своим ходом.

Советское чудо-оружие. Летающий авианосец.

"...Взвейтесь кострами бочки с бензином!..."

В связи с успешной демонстрацией возможностей Звена- СПБ 10 августа 1941 был совершён авианалёт на основную цель — мост Карла на Дунае, через который, помимо войск, проходил также и нефтяной трубопровод Плоешти-Констанца. Для этого истребители дополнительно оснастили 95-литровым топливным баком, чтобы получить дополнительные 35 минут полёта. По новой схеме бензопитания после отцепки самолетов И-16 от ТБЗ питание переключается на сбрасываемые бачки, а после сбрасывания последних — на главный бак. Установка баков проверена в воздухе и работала безотказно. Атака производилась тремя носителями, но в одном из них случилась поломка, и он был вынужден вернуться назад, остальные выпустили истребители-бомбардировщики в 15 км от румынского берега. Истребители-бомбардировщики совершили успешную атаку в пике с высоты 1800 м.

Советское чудо-оружие. Летающий авианосец.

При выполнении второй боевой операции — бомбежки моста через реку Дунай было 100% попаданий и мост разрушен. В обоих случаях все самолеты вернулись без единой пробоины. Повторный авиарейд состоялся через два дня — 13 августа 1941 года, в это раз поломки носителей не было и истребители-бомбардировщики смогли уничтожить мост. И, нанеся на обратном пути удар по румынской пехоте возле Сулина, вернулись назад без потерь.

Впечатляет. Не правда ли? Дальше еще интереснее.

В тот день (13 августа 1941) Вахмистров обратился к генералу Коробкову с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении количества носителей. Но получил отказ, мотивированный тем, что ТБ-3 данной модификации снят с производства.

Ответ генерала Коробкова:

ВВС ВМФ имеют 12 самолётов ТБ-34АМ-34РН, из коих 5 самолётов уже оборудованы подвесками инж. Вахмистрова. Оставшиеся 7 самолётов считаю более целесообразным использовать в качестве транспортных. На получение хотя бы 10 самолётов ТБ-34АМ-34РН от ВВС КА рассчитывать нельзя, так как эти самолёты сняты с производства ещё в 1937 г. и выпущены были в весьма ограниченном количестве (около 150 шт.).

После этой операции в строй было решено ввести ещё 2 носителя из 6 имеющихся в эскадрилье (так что в строю стало 5 носителей). Через два дня (16 августа 1941 года) адмирал Кузнецов попросил Сталина о новой партии носителей. В просьбе было отказано в связи с тем, что большая часть ВВС СССР была уничтожена в первые дни войны, а ТБ-3 не производись с 1937 года. На следующий день после просьбы адмирала Кузнецова (17 августа 1941 года) эскадрилья, которая теперь насчитывала 5 носителей в строю, разбомбила сухой док в Констанце .

Первые потери эскадрилья понесла 28 августа 1941 года, потеряв во время налёта на мост через Днепр в районе Запорожья один из истребителей.

Как говорят в народе: «-За нами не заржавеет». И не заржавело…

29 августа 1941, во время повторного авианалёта на мост через Днепр, четыре И-16 были перехвачено истребителями Messerschmitt Bf.109. Воздушный бой завершился двумя сбитыми "мессерами". «…-Получи фашист гранату!...»

Советское чудо-оружие. Летающий авианосец.

Вот так цирк!

Так и хочется воскликнуть читая эти строки. Как же так могло случиться, что устаревшие советские И-16 одержали победу над новейшими немецкими истребителями? Messerschmitt Bf.109F начал поступать в боевые части весной 1941 года, и к середине года 2/3 истребительных частей люфтваффе были вооружены именно этой машиной.

Если сравнивать две эти машины можно увидеть, что оно не в пользу И-16.

И-16 (тип 24) – максимальная скорость 410 км/ч у земли, 462 км/ч на высоте 4700 м.

Messerschmitt Bf.109F — максимальная скорость 575 км/ч на высоте 6000 м.

Советское чудо-оружие. Летающий авианосец.

Какие же причины могли способствовать столь блестящей победе советских летчиков?

Фактор внезапности можно сразу отбросить. Учитывая, что это был уже не первый налет авиазвена и немцы о нем знали.

Одной из причин может быть излишняя самоуверенность немецких летчиков, рассчитывавших на легкую победу над устаревшими советскими самолетами. Только не так сталось, как гадалось. Еще немецкий ас времен Первой мировой Манфред фон Рихтгофен, известный как "Красный барон" говорил: "…-Главное не самолеты, а кто в них сидит…" (автор: могу быть не точным). Но, очевидно, опыт соотечественника немцам на пользу не пошел.

Еще одной из причин могло быть тактическое преимущество. Советские летчики, атакуя наземные цели, заметили взлетающие немецкие самолеты. Это дало им возможность набрать высоту и оттуда в пике атаковать немецкие истребители.

В исследовании Люфтваффе особо подчёркивалась превосходная маневренность И-16 по сравнению с Bf.109, правда указывалось, что из-за отставания в скорости, скороподъёмности и характеристиках пикирования в бою И-16 быстро потеряет инициативу и будет вынужден принять оборонительную тактику. Только очень опытный пилот мог полностью использовать в бою преимущество в маневренности.

Опыта нашим летчикам было не занимать и они могли использовать преимущество в пике, либо атаковать сверху, либо на высокой скорости с пике зайти в хвост и открыть огонь. Как бы там ни было, а советские летчики вышли победителями.

В целом И-16 не могли в воздушных боях успешно тягаться с новейшими мессершмиттами, а ТБ-3 были слишком уязвимы. Это было одной из причин по которой "Звенья-СПБ" использовались в своей оригинальной конфигурации с подвешенными И-16СПБ все реже и реже. Последние боевые вылеты состоялись, видимо, в 1942 г. "Звенья" совершили в общей сложности не менее 30 боевых вылетов, причем результативность оказалась исключительно высокой, даже не сравнимой с результативностью действий обычной бомбардировочной авиации ВВС РККА. К сожалению, сведений об этих вылетах, боевых целях и потерях найти не удалось. Может кто-то из читателей имеет такую информацию. Заранее благодарен.

Результаты боевой работы "Звена-СПБ" оказались впечатляющими, но обстановка на фронте попросту не дала этому комплексу "развернуться" в полной мере. Что же до самой концепции подвески истребителя под бомбардировщик, то после проекта Вахмистрова ни одной подобной работе так и не удалось поучаствовать в реальных боевых действиях. Да и проектов таких, чего скрывать, были считанные единицы.

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 3
IRC: 3
Jabber: 0
( состояние на 00:50 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет