Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Истребитель танков «Ягдпантера»

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ «ЯГДПАНТЕРА»

Истребитель танков «Ягдпантера», одна из наиболее мощных и, безусловно, самая удачная из немецких противотанковых САУ Второй Мировой войны. Разработана фирмой «MIAG» на базе танка «Пантера». В 1944–1945 годах заводами «MIAG», «MNH», «MBA» изготовлено 419 машин. Год принятия на вооружение – 1944-й.

Производство «Ягдпантер» – Panzerjager 8,8 cm auf Panther I (до 29.11.1943 года) Sd.Kfz.173 Panzerjager V «Jagdpanther»

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ «ЯГДПАНТЕРА»

* – первый и второй прототипы

** – данные на 22 апреля 1945 года

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ «ЯГДПАНТЕРА»

Тактико-технические характеристики 8,8 cm Panzerjager V «Jagdpanther» (Sd.Kfz.173)

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ «ЯГДПАНТЕРА»
ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ «ЯГДПАНТЕРА»
ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ «ЯГДПАНТЕРА»

Конструкция

«Ягдпантера» представляла собой самоходно-артиллерийскую установку с передним расположением неподвижной броневой рубки. Корпус САУ характеризовался большим наклоном броневых листов, как лобового (55° к вертикали), так и бортовых (30° к вертикали). Даже крыша рубки имела небольшой угол наклона. Снарядостойкость верхнего лобового листа незначительно снижалась только щелью смотрового прибора механика-водителя и амбразурой курсового пулемета. Все люки для посадки и высадки членов экипажа находились на крыше рубки. Особенностью конструкции САУ было то, что рубка представляла собой единое целое с корпусом, а не крепилась к нему болтами или сваркой, как у большинства германских самоходок.

Ходовая часть и подвеска

Опорные катки независимо подвешивались на рычагах к торсионам диаметром 60–63 мм (диаметр головки торсиона 90 мм). Ведущие и направляющие колеса изготавливали фирмы «Bergische Stahlindustric» (Ремшанд), «Bochtimer Verein» (Бохум), «Karcher und Ко» (Вормс), «Ruhrstahl AG» и «Dingier». Опорные катки размером 860х100 мм штамповались из стального листа толщиной 4 мм и оснащались резиновым бандажом. Катки внутреннего и наружного рядов были одиночными, а внутреннего ряда – сдвоенными. Максимальный ход опорного катка достигал 510 мм. Удельное давление катка на грунт составляло 1410 Н/см2. Статический индекс жесткости катка составлял 8 мм/кг. Дополнительно в передней части корпуса помещался маленький поддерживающий каток. Ведущее колесо диаметром 821 мм имело 17 зубьев. Между 2 и 7 маятниками монтировались два амортизатора «Siepmann». С конца 1944 года задний амортизатор ставить на машины перестали. В кормовой части помещалось направляющее колесо с механизмом натяжения. Машины поздних производственных серий комплектовали самоочищающимися направляющими катками диаметром 660 мм.

Смазка ходовой части проводилась с помощью замкнутой системы, находящейся под давлением. Гусеницы двухгребневые, с раздельными траками типа Kgs 64/660/150. Ширина гусеницы 660 мм, длина шкворня, соединяющего траки – 555-мм, диаметр шкворня – 20 мм. Траки отливались из марганцевого сплава. На гусеницы можно было устанавливать антипробуксовочные зубья. Гусеницы изготавливала фирма «Trachenwerke» (Гамбург). Опорная длина гусениц 3920 мм, ширина – 660 мм. В каждой гусенице было по 86 траков (с октября 1944 года по 87 траков). Клиренс 560 мм. Верхний отрезок гусеницы защищался экранами (Schuertzen) из металлического листа толщиной 5 мм.

Рулевой механизм двухступенчатый H&S L801. Планетарная передача располагалась за коробкой передач, передаточный коэффициент бортовой передачи 1:12,56. Механические тормоза типа «Argus» выпускались фирмой «Sueddeutsche Arguswerke» (Карлсруэ).

Корпус и рубка

Корпус сварен из стальных прокатанных гетерогенных плит. Масса бронекорпуса около 17 т. Стены корпуса и рубки располагались под разными углами, что способствовало рассеиванию кинетической энергии снарядов. Сварные швы дополнительно усиливались шпунтами и пазами.

Для производства «Ягдпантер» использовался стандартный корпус танка Pz.Kpfw.V «Panther» Sd.Kfz.171. В передней части корпуса находилась коробка передач, слева и справа от нее размещались механик-водитель и стрелок-радист. У места стрелка-радиста в лобовой броне в шаровой установке монтировался курсовой пулемет MG-34 калибра 7,92 мм. Механик-водитель управлял машиной с помощью рычагов, включавших или выключавших бортовые передачи. Справа от сиденья механика-водителя располагались рычаги переключения передач и ручного тормоза. По бокам от сиденья находились рычаги аварийного управления бортовыми тормозами. Место механика-водителя оборудовалось приборной доской. На ней монтировали тахометр (шкала 0–3500 об/.мин.), термометром системы охлаждения (40–120 градусов), указателем давления масла (до 12 ГПа), спидометром, компасом и часами. Все перечисленные приборы находились справа от сиденья. Обзор с места механика водителя обеспечивался через одинарный (двойной) перископ, выведенный на лобовую броню. У машин поздних производственных серий кресло механика-водителя подняли на 50–75-мм.

Справа от коробки передач находилось место стрелка-радиста. Радиостанция монтировалась на правой стене корпуса. Обзор с места стрелка-радиста обеспечивал единственный оптический прицел Kgf2 для курсового пулемета. Пулемет МG-34 калибра 7,92 мм размещался в шаровой установке. 8 сумок с лентами по 75 патронов подвешивались справа и слева от места стрелка-радиста.

Центральную часть машины занимало боевое отделение, где находились стеллажи с 88-мм выстрелами, казенная часть пушки 8,8 cm Рак43/2 или Рак43/3, а также места остальных членов экипажа: наводчика, заряжающего и командира. Боевое отделение со всех сторон было закрыто неподвижной рубкой. На крыше рубки имелись два круглых люка для членов экипажа. В задней стенке рубки имелся прямоугольный люк, служивший для эвакуации экипажа, выброса стреляных гильз, погрузки боекомплекта и демонтажа орудия. Дополнительный небольшой лючок предназначался для выброса стреляных гильз. В задней части корпуса находилось двигательное отделение, отгороженное от боевого отделения противопожарной переборкой.

Двигательное отделение и вся задняя часть корпуса полностью соответствовала серийной «Пантере». У некоторых машин на задней части рубки крепился контейнер для запасных частей.

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ «ЯГДПАНТЕРА»
Второй прототип «Ягдпантеры», 16 декабря 1943 года

Двигатель и трансмиссия

Самоходные истребители танков «Ягдпантера» приводились в движение двигателями «Maybach» HL230Р30, которые выпускали фирмы «Maybach» во Фридрихсхафене, и «Auto-Union AG» в Хемнице.

Это был 12-цилиндровый V-образный (угол развала цилиндров 60 градусов) рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения с верхним расположением клапанов. Диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 145 мм, рабочий объем 23 095 см^3. Поршни чугунные, блок цилиндров алюминиевый. Люфт поршня 0,14– 0,16 мм, люфт клапанов 0,35 мм. Степень сжатия 1:6,8, мощность 700 л.с. (515 кВт) при 3000 об./мин. и 600 л.с. (441 кВт) при 2500 об./мин. Сухая масса двигателя 1280 кг. Длина – 1310 мм, ширина – 1000 мм, высота – 1190 мм.

Система охлаждения включала в себя два радиатора, расположенных слева и справа от двигателя. Радиаторы были размером 324x522x200 мм. Рабочая поверхность радиатора – 1600 см2. Максимальная температура охлаждающей жидкости 90 градусов, рабочая температура – 80 градусов. Циркуляцию в системе охлаждения обеспечивал червячный насос «Pallas». Емкость системы охлаждения – 132 л.

Циркуляцию воздуха в двигательном отделении обеспечивали два вентилятора «Zyklon» диаметром 520 мм. Скорость вращения вентиляторов колебалась между 2680 и 2765 об./мин. Вентиляторы отбирали мощность от коленвала через коническую передачу. Каждый вентилятор гнал воздух через два воздушных фильтра. Вентиляторы и фильтры выпускала фирма «Mann und Hummel» в Людвигсбурге. В надмоторной бронеплите имелись четыре дополнительных воздухозаборника, забранных металлической сеткой.

Двигатель оснащался четырьмя карбюраторами «Solex» 52 JFF IID. Топливо – бензин OZ 74 (октановое число 74) – заливали в шесть баков обшей емкостью 700 (720) литров. Топливо в карбюраторы подавалось с помощью насоса «Solex». Также имелся ручной аварийный насос. Справа от двигателя находился маслобак. Маслонасос отбирал мощность от ведущего вала двигателя. В сухой двигатель заливали 42 л масла, при смене масла заливали 32 л.

Крутящий момент передавался от двигателя коробке передач через два карданных вала.

Коробка передач ZF ЛК 7-400 механическая, полуавтоматическая, с преселекцией. Коробку передач выпускали фирмы «Zahnradfabrik AG» в Фридрихсхафене, «Waldwerke Passau» и «Adlerwerke» во Франкфурте-на-Майне. Коробка передач имела семь скоростей и задний ход. Управление коробкой передач осуществлялось гидравлически, рычаг переключения передач находился справа от сиденья механика-водителя. 2-я и 7-я передачи были синхронизированы. Сцепление многодисковое сухое «Fichtel und Sachs» LAG 3/70H с гидравлическим управлением.

Механизм рулевого управления «MAN» состоял из главной передачи, планетарной передачи, бортовой передачи и понижающего редуктора. Тормоза LG 900 гидравлического типа. Ручной тормоз «MAN». Рычаг ручного тормоза находился справа от сиденья механика-водителя.

Вооружение

Истребитель танков «Ягдпантера» был вооружен созданной в 1939–43 годах пушкой 8,8 cm Рак43/2 или Рак43/3 L/71 калибра 88 мм. Длина ствола 6300 мм (71 калибр), общая длина – 6595 мм. Внутри ствола имелись 32 правых нареза глубиной 1,2 мм и шириной 5,04 мм. Замок пушки –клинового типа.

Угол склонения/возвышения –8...+14 градусов, сектор обстрела по 13 градусов влево и вправо. Противооткатный механизм гидравлического типа. Нормальный откат 380-мм, максимальный откат 580-мм. Когда откат превышал 580-мм, следовало сделать перерыв в стрельбе. Масса пушки – 2265 кг. Электрический спуск включался кнопкой у места наводчика.

Основным видом боеприпасов для пушки были бронебойные снаряды PzGr39/1 массой 10,2 кг и начальной скоростью 1000 м/с. На дистанции 500 м снаряд PzGr39/1 пробивал броню толщиной 185 мм, на дистанции 1000 м – 165-мм, на дистанции 2000 м – 132-мм. Это означало, что «Ягдпантера» могла вести огонь на поражение, сама оставаясь на безопасном расстоянии. Подкалиберные снаряды массой 7,5 кг и начальной скоростью 1130 м/с пробивали на дистанции 2000 м броню толщиной 153 мм, а на дистанции 500 метров – 217-мм.

Кроме того, пушка могла стрелять фугасными снарядами SprGr43 массой 9,4 кг и начальной скоростью 750 м/с. Боекомплект составлял 57 (позднее 59) выстрелов. Выстрелы размещались на полу и вдоль бортов боевого отделения. В походном положении стволу пушки придавали возвышение 7 градусов.

Дополнительное вооружение составлял пулемет MG-34 калибра 7,92 с боекомплектом 600 патронов (8 лент). Пулемет располагался в шаровой установке «Kugelblende» 80 справа от пушки. Оптический прицел Kfg2, обеспечивал 1,8-кратное увеличение. Шаровая установка позволяла придавать пулемету углы склонения/возвышения –10...+15 градусов и обеспечивала сектор обстрела 5 градусов влево и вправо. Стреляные гильзы и пустые ленты собирались в специальном мешке, закрепленном под пулеметом.

Кроме того, «Ягдпантера» была вооружена минометом ближнего боя «Nahverteidungswafte», стрелявшим осколочными («Sprenggranatpatrone» 326Lp), дымовыми («Schnellnebcnkerzen» 39), сигнальными («Rauchsichtzeichen Orange» 160) или осветительными («Leuchtgeschossen» R) гранатами. Гранатомет имел фиксированный угол возвышения (50 градусов) и круговой сектор обстрела. Дальность стрельбы осколочными гранатами составляла 100 м.

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ «ЯГДПАНТЕРА»
Первая серийная «Ягдпантера», январь 1944 года

Электрооборудование

Одножильное, напряжение 12 В. Источник тока генератор «Bosch» CJTLN 700/12-I500L1 мощностью 0,7 кВт. Два аккумулятора «Bosch» емкостью 150 Ач и напряжением 12 В размещались под полом боевого отделения. Электрический стартер «Bosch» BPD 6/24 ARS 15 мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) работал при напряжении 24 В. Зажигание электрическое, два магнето Bosch JGN 6R 18. Очередность воспламенения цилиндров 12-11-8-5-10-3-7-6-1-2-9-4. Свечи «Bosch» W 225T1.

Кроме электрического стартера двигатель можно было пустить с помощью безынерционного стартера «Bosch» AL/ZM 1 или с помощью рукоятки, которую вращали два члена экипажа. Позднее появилась возможность пуска двигателя с помощью вспомогательного двухтактного двигателя. Для пуска двигателя также использовали моторы «Кюбельвагена».

Кроме того, от бортовой сети питалась подсветка прицелов и приборной доски, звуковой сигнал, фара, размещенная на левом крыле, ходовой огонь «Notek», привод вентилятора, пуск орудия и пулемета.

Прицел

Самоходные истребители танков «Ягдпантера» оснащались прицелом SflZF5, а позднее прицелом WZF1/4. Первый прицел – телескопического типа с одним объективом, обеспечивал трехкратное увеличение при поле зрения 8 градусов. Прицел был откалиброван до 3000 м для снарядов PzGr39/1 и до 5300 м для PzGr 40/43. Прицел позволял направлять пушку на расстояния до 15300 м.

Позднее на «Ягдпантеры» устанавливали прицел WZF1/4. Это был телескопический прицел, обеспечивающий 10-кратное увеличение при углу зрения 7 градусов. Прицел был откалиброван на дистанции до 4000 м для снарядов PzGr39/1, до 2400 метров для подкалиберных PzGr40/43, а также до 3400 м для фугасных снарядов.

Средства связи

Истребители танков «Ягдпантерa» оснащали радиостанцией FuG5 с передатчиком тип «с» мощностью 10 Вт, работающим в диапазоне 27–33МГц, и приемником Fu2 тип «е», работающим в том же диапазоне. Дальность связи при использовании телефонов составляла 6,4 км, при использовании телеграфного ключа – 9,4 км.

Командирские «Ягдпантеры» (Panzerbefehlswagen «Jagdpanther») дополнительно оснащались радиостанцией FuG8 мощностью 30 Вт (передатчик тип «а», приемник тип «с») радиусом действия 10 км (телефон) и 50–80 км (ключ). Передатчик работал на средних волнах в диапазоне 1130–3000 кГц. Приемник тип «с» работал в диапазоне 835–3000 кГц, или тип «d» – в диапазоне 580–3000 кГц.

Радиостанция FuG5 оснащалась штыревой антенной высотой 2 м, а радиостанция FuG8 – звездообразной антенной («Sternantenne» d) высотой 1,4 м. Причем антенна для FuG8 крепилась на основании («Antenenftiss Beweglich» Nr 1) диаметром 104 мм, окруженным фарфоровым изолятором. Возле мест каждого члена экипажа находился разъем системы внутренней связи FuGSpr.

Система пожаротушения

Истребители танков «Ягдпантера» оснащались автоматической системой пожаротушения. В случае, когда температура внутри двигательного отделения превышала 120 градусов, биметаллические контакты включали огнетушитель, который заливал противопожарной смесью «СВ» топливный насос и карбюраторы. Второй огнетушитель заливал той же смесью корпус двигателя. На полу боевого отделения находились три небольшие ручные огнетушителя. В полевых условиях экипажи старались раздобыть еще несколько дополнительных огнетушителей.

Дополнительное оборудование

Дополнительное оборудование крепили к бортам корпуса и крыльям. На левом борту помещались буксирные тросы, буксирный крюк, лопата и ножницы для резки колючей проволоки. На правом борту находились кайло, лом, огнетушитель, буксирный крюк, ножницы для резки колючей проволоки.

На левом борту помещался цилиндрический контейнер с банником. Запасные гусеничные траки навешивались на кормовой части корпуса. Некоторые запасные части, инструменты и аптечка хранились внутри боевого отделения.

Модификации

17 ноября 1944 года фирма «Крупп» продемонстрировала модель новой противотанковой САУ на шасси «Пантеры», вооруженную 128-мм орудием РаК80 L/55, но до серийного производства, равно как и до изготовления эталона, дело так и не дошло.

Изготовлено несколько машин «Янгпантера» в командирском варианте. Они оснащались дополнительными радиостанциями Fu 7 и Fu 8, а также имели прибор ночного видения и прицел Sf/ZF 5.

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ «ЯГДПАНТЕРА»
«Ягдпантера» с 88-мм пушкой, имеющей составной ствол. Франция, 1944 год

История создания

Вскоре после начала Второй Мировой войны немцы столкнулись с серьезным кризисом в противотанковой артиллерии. Их основная 37-мм противотанковая пушка Рак 35/36 оказалась совершенно бессильной против хорошо бронированных французских танков. Принятая вслед за ней на вооружение 50-мм Рак 38 также проблему не решила. Во Францию она не успела, так как первые 17 орудий вермахт получил только в июле 1940 года, и проверку боем ей пришлось проходить уже на Восточном фронте. Результат оказался плачевным – пробить броню «Т-34» и «KB» она могла только с близких дистанций. Более или менее с этой задачей справлялась лишь 75-мм пушка Рак 40, которая начала поступать в войска в феврале 1942 года и стала самым массовым немецким противотанковым орудием периода Второй Мировой войны.

Во второй половине 1943 года германское верховное командование поставило задачу фирме «MIAG» разработать прототип тяжелого истребителя танков на шасси «Пантеры». Согласно техническим условиям машина должна была иметь башню с наклонной броней и мощную 88-мм пушку РаК43/3 длиной ствола 71 калибр. В середине октября 1943 года фирма изготовила прототип «Ягдпантеры» на базе «Пантеры» Ausf.А. Немцы решили продолжать работу над машиной, поскольку нуждались в эффективной платформе для смертоносной 88-мм пушки. Предыдущие истребители танков на гибридном шасси Pz.Kpfw III и IV вооруженные 88-мм пушкой (например, «Насхорн»), оказались неэффективными. Шасси могли выдерживать пушку только в том случае, когда броня башни оставалась очень тонкой (для экономии веса), поэтому такие машины не могли выдерживать попадания снарядов современных противотанковых пушек. Из-за этого в начале 1944 года производство «Насхорнов» было прекращено в пользу «Ягдпантер».

Первые серийные «Ягдпантеры» на шасси новой версии «Пантеры» – Ausf.G – сошли с конвейера завода фирмы «MIAG» в феврале 1944 года. Она имела сравнительно толстую лобовую броню – 80-мм. Толщина бортовой брони составляла 50 мм. Однако уровень защиты машины был высок за счет сильного наклона бронеплит (от 35 до 60 градусов), что обеспечивало эффективное рикошетирование попадающих в САУ снарядов. Сильный наклон брони способствовал тому, что машина имела низкий силуэт. Это также повышало ее живучесть на поле боя. 88-мм пушка РаК43/3 имела угол горизонтальной наводки 11 градусов вправо и влево. Чтобы поразить цель, находящуюся под большим углом, нужно было поворачивать всю машину – эта слабость присуща всем истребителям танков. Кроме того, для обороны в ближнем бою «Ягдпантера» была оснащена 7,92-мм пулеметом MG-34 в шаровой установке, установленным в лобовой части корпуса.

Несмотря на относительно большой вес, «Ягдпантеру» нельзя было назвать медленной или малоподвижной. Машина имела мощный 12-цилиндровый двигатель «Майбах» HL230 мощностью 700 л.с и была довольно подвижна благодаря широким гусеницам и подвеске. В результате машина имела довольно низкий показатель удельного давления на грунт, который был меньше, чем у гораздо более легкого и имеющего меньшие размеры штурмового орудия StuG 3. По этой причине «Ягдпантера» была быстрее любого другого истребителя танков как на шоссе (максимальная скорость 45 км/ч), так и на бездорожье (максимальная скорость 24 км/ч).

«Ягдпантера» стала самым эффективным немецким истребителем танков. В ней удачно сочетались огневая мощь, хорошая броневая защита и превосходная подвижность.

Немцы выпускали машину с февраля 1944-го до апреля 1945 года, когда производство танков в Германии прекратилось из-за наступления союзников. За это время армия получила 419 машин, то есть среднемесячный объем выпуска составил скромную цифру 26 «Ягдпантер». В течение первых десяти месяцев производством машины занималась только фирма «MIAG», начиная с декабря 1944 года к ней присоединилась «MNH»: целью было увеличить среднемесячный выпуск «Ягдпантер» до 150 машин в месяц. Планам не суждено было сбыться – в основном из-за бомбардировок союзников, а также из-за трудностей с поставками некоторых важнейших деталей. Независимо от причин, немцы так и не смогли получить в 1944–1945 гг. достаточное им количество «Ягдпантер».

По мере производства в базовую модель постоянно вносились незначительные изменения. Трижды менялась форма маски, и все модели за исключением машин первого выпуска вооружались орудиями, стволы которых состояли из двух частей, что облегчало их замену в случае износа. В частности, менялись окантовка пушечной амбразуры, количество перископов и соответственно смотровых щелей у механика-водителя. Бинокулярный прицел заменили на монокулярный. С лета 1944 года пушка вместо ствола-моноблока получила составной ствол, что облегчало ее демонтаж. Тогда же на крыше рубки разместили три гнезда для крепления 2-тонного подъемного крана. В крыше рубки установили «устройство ближнего боя» – 90-мм мортирку NbK 39 для стрельбы осколочными и дымовыми гранатами (в боекомплект их входило 16 штук). В сентябре 1944 года машины перестали покрывать циммеритом. В октябре 1944 на «Ягдпантере» появилась новая маска пушки, крепившаяся к лобовой броне восемью болтами. Выхлопные трубы оснастили листовыми пламегасителями (Flammvernichter). САУ поздних выпусков имели дополнительный вентилятор, размещенный в передней части крыши боевого отделения.

Высокая эффективность применения «Ягдпантер» в борьбе с русскими и англо-американскими танками вывели их в разряд лучших противотанковых САУ времен Второй Мировой войны.

17 ноября 1944 года инженеры фирмы «Крупп» продемонстрировали модель новой противотанковой САУ на шасси «Пантеры», вооруженную 128-мм орудием РаК80 L/55, но до серийного производства, равно как и до изготовления эталона, дело так и не дошло.

Помимо линейных самоходок было изготовлено также несколько машин в командирском варианте. Они оснащались дополнительными радиостанциями Fu 7 и Fu 8, а также имели прибор ночного видения и прицел Sf/ZF 5.

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ «ЯГДПАНТЕРА»

Боевое применение

«Ягдпантеры» поступали на вооружение только тяжелых истребительно-противотанковых частей и подчинялись командованию крупнейших соединений, как правило, армий, которые вели бои на важнейших направлениях. Предварительно предполагалось, что в состав батальона будет входить 30 машин, но из-за ограниченного производства многие части укомплектовывались новой техникой не полностью.

САУ «Jagdpanthеr» V поступали на вооружение только тяжелых противотанковых дивизионов, состоявших из трех рот по 14 машин в каждой. Еще три истребителя приписывались к штабу батальона. Руководство вермахта распорядилось использовать новую технику исключительно для подавления танковых атак. Самоходки в составе тяжелого противотанкового дивизиона должны были обеспечить быстрым успех на решающих направлениях. Поэтому не допускалось распыление этих САУ по отдельным частям. Использование истребителей танков «Ягдпантера» в отдельных взводах допускалось лишь в некоторых случаях, например, при штурме укрепленных позиций противника. Без крайней необходимости «Ягдпантеры» запрещалось также использовать в качестве неподвижных огневых точек или самоходных артиллерийских установок. После того как САУ исполняли свои боевые задачи, их необходимо было немедленно отвести в тыл для «техосмотра и ремонта».

Первые восемь машин 28 апреля 1944 года получила 2-я рота 654-го батальона тяжелых истребителей танков. После высадки союзников в Нормандии 6 июня 1944 года 654-й батальон в спешном порядке стали готовить для отправки на Западный фронт. 11 июня в докладе Гитлеру о состоянии части говорилось, что штаб с 1-й и 2-й ротами 654-го батальона находится в полной боевой готовности, но в его составе имеется всего 8 «Ягдпантер» и 5 БРЭМ «Бергепантера», которые использовались для тренировок механиков-водителей. Только 14 июня 1944 года 654-му батальону были отгружены 17 новых самоходок. Однако, не дожидаясь получения этого пополнения, 15 июня 2-я рота 654-го батальона погрузила 8 имеющихся у нее «Ягдпантер» на железнодорожные платформы и отправилась на Западный фронт, где вошла в состав Учебной танковой дивизии. С 27 июня и до начала июля «Ягдпантеры» находились в распоряжении 47-го танкового корпуса и вели бои с английскими танковыми подразделениями.

Боевое крещение новых самоходок состоялось 30 июня 1944 года. Близ Ле Лежа в Нормандии эскадрон 6-й английской танковой бригады наскочил на три «ягдпантеры» 654-го батальона. Бой был предельно коротким. За две минуты «ягдпантеры» уничтожили 11 «Черчиллей».

По состоянию на 1 августа 1944 года в 654-м батальоне имелось 8 исправных самоходок и два командирских танка «Пантера». Еще 16 САУ находились в ремонте. Для восполнения потерь 16 августа батальон получил еще 8 «ягдпантер». Всего же в течение августа батальон потерял безвозвратно 17 машин, в основном в ходе прорыва из Фалезского котла. Остальные самоходки требовали ремонта. 9 сентября батальон был отозван с фронта и в тот же день убыл на полигон Графенвер в Баварии.

Вскоре новыми боевыми машинами перевооружили 519, 559, 560 и 655 батальоны тяжелых истребителей танков, каждый из которых имел в своем составе одну роту, укомплектованную «Ягдпантерами». Две другие вооружались истребителями танков Jagdpanzer IV, Panzer IV/70 или штурмовыми орудиями StuG 40. Такая организация была утверждена Гитлером в качестве основной для батальонов тяжелых истребителей танков 11 сентября 1944 года.

К началу контрнаступлении немецких войск в Арденнах на Западном фронте имелось 56 «ягдпантер» в составе пяти батальонов тяжелых истребителей танков. Однако в боеготовом состоянии находилось только 27 машин, но и из этого количества в начавшемся 16 декабря 1944 года наступлении принимали участие не более 20.

На поле боя «Ягдпантера» была страшным оружием. В рапортах британской службы технической разведки сообщалось, что «мощное 88-мм противотанковое орудие, прочная броня и целесообразное крепление броневых плит в сочетании с отличной системой управления и более чем достаточной скоростью позволяют назвать новую установку грозным истребителем танков. Все это заставляет предположить, что наряду с линейными «Пантерами» немцы в больших объемах будут производить и это новое орудие».

Вот цитата из еще одного доклада: ««Ягдпантера» представляет собой самоходное бронированное противотанковое орудие, которое может использоваться как для обороны, так и во время атаки. Во время атаки орудие сопровождает передовые части пехоты с целью подавить контратаку неприятеля. В оборонительной позиции «Ягдпантера» усиливает противотанковую мощь своих подразделений, особенно, если находится на передовой позиции. Мощная броня позволяет использовать орудие на этих позициях, а высокая маневренность допускает применение самоходки на пересеченной местности».

Следует отметить, что в 1944 году на Восточном фронте «ягдпантеры» не применялись. Но уже 13 января 1945 года по пять «Ягдпантер» получили 563-й и 616-й батальоны тяжелых истребителей танков. Спустя несколько дней в адрес этих частей направили еще 9 этих машин.

Что касается последних, то в последние месяцы войны значительное количество «Ягдпантер» поступало не в батальоны истребителей танков, а в танковые соединения для восполнения потерь в танках. Так, по 10 машин этого типа в феврале 1945 года получили 2-я танковая дивизия СС «Рейх», 9-я танковая дивизия СС «Хоенштауфен» и 10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг». По нескольку «Ягдпантер» получил и ряд других танковых соединений вермахта и войск СС. Надо сказать, что распыление противотанковых самоходок по танковым частям отрицательно сказалось на их боевом применении.

По состоянию на 15 марта 1945 года в частях вермахта и войск СС насчитывалось 145 «Ягдпантер», из которых только 59 находились в боеготовом состоянии. Из этого количества 34 машины находились на Восточном фронте, а 25 – на Западном. На 10 апреля 1945 года в немецких войсках осталось только 53 «ягдпантеры». Из 16 боеготовых машин 11 находилось на Восточном фронте и 5 на Западном. Само собой разумеется, что столь мизерное количество самоходок, пусть даже и очень неплохих, не могло оказать заметного влияния на ход боевых действий.

После войны «Ягдпантеры» некоторое время состояли на вооружении во французской армии, в частях, дислоцированных в Сатори и Бурже.

Автор: new78

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 9
IRC: 6
Jabber: 1
( состояние на 09:04 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет