Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Узкоколейные железные дороги в наше время — вообще штука поразительная. Слишком быстро они убегают от нас в прошлое, слишком сильно об этом самом прошлом напоминают, слишком контрастируют с "большой" железной дорогой, на которой время не умеет стоять на месте. На узкоколейках время умеет замерзать, умеет идти назад, когда дорога исчезает и окружающий мир потихоньку заглатывает в себя все напоминания о ней — как будто никогда таковой и не было. Узкоколеек я в жизни видел целых две, но текелийская по своей уникальности — определенно стоит десятка других.

Текелийское свинцово-цинковое месторождение было разведано в 30-е годы прошлого века, в годы войны там был создан рудник и обогатительный комбинат. Рудник был одним из крупнейших в СССР, а фраза "каждая пятая пуля на фронте была отлита из текелийского свинца" прочно вошла потом в статьи и учебники. Узкоколейная железная дорога проходила по ущелью реки Текели и соединяла рудники с обогатительным комбинатом, который был расположен в 13 км далее по течению. Этим и была обусловлена ее уникальность: сложный горный рельеф, большие уклоны, и как следствие этого — электрификация, что для УЖД является огромной редкостью. Точная дата открытия дороги мне неизвестна, но очевидно, близка к открытию самого комбината — т.е. не позже 1950 года, о чем свидетельствует возраст некоторых тамошних локомотивов. ТСЦК был градообразующим предприятием и благодаря ему в последующие десятилетия получил статус города, рос и развивался сам Текели.

В середине 90-х годов то ли по причине естественной выработки породы, то ли в свете всесоюзного просирания полимеров, добыча на текелийском руднике была признана убыточной и начала сворачиваться. В 2004 году все рудники были окончательно закрыты и затоплены водой. УЖД, соответственно, тоже пришел логический конец и дорога от рудника до комбината была в невероятно короткие сроки практически полностью демонтирована/растащена и продана на чермет. Даже на достаточно современных картах узкоколейка остается все еще показанной — здесь я красным отметил примерное место, откуда дорога на самом деле уже не существует. Впрочем, карта не самая удачная и показывает УЖД как одно целое с широкой колеей тупиковой линии Коксу — Карабулак — Текели, хотя это не так.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Сам комбинат, однако, пережил свой рудник и продолжал до совсем недавнего времени работать для обогащения уже привозного сырья из Усть-Каменогорска. Этому же факту обязано то, что узкоколейка не была убита полностью после закрытия рудника, а небольшая ее часть оставалась работать на территории самого комбината для подвоза руды. Текели вообще очень необычный город, потому что представляет из себя узенькую, но очень длинную ленту построек среди гор в ущелье по берегам реки, растянутую на десятки километров. Комбинат поэтому расположен достаточно хитро, на разных уровнях, и для подъема привезенной по широкой колее руды снизу к опрокидывателю сверху (построенному еще на уровне рудничной трассы и для соот-но маленьких УЖД-вагонеток) продолжала использоваться узкоколейка. Однако, возить концентрат аж из Усть-Каменогорска, понятно, тоже неудобно и невыгодно, и начиная с 2008 года сам комбинат работал с заморозками и перебоями. По состоянию на 2011 год — комбинат и УЖД не работают.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Широкая колея, которая соединяет комбинат с внешним миром. Явного наката нет, но и не сказать, чтобы тут совсем давно ничего не ходило.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Это место можно считать началом узкоколейки — перегруз в нижней части комбината.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Широкая колея линии Коксу — Карабулак — Текели здесь заканчивается, а узкая серпантином идет наверх.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Первый уровень серпантина — дорога повторяет изгиб реки, вдоль которой она идет.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината
Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Получается весьма хорошая S-образная кривая.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

В кадре слева — поднимающийся вверх следующий уровень дороги. Можно подумать, что за холмиком прямо такой крутой поворот, но это не так.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

На самом деле, переход там сделан вот таким стрелочным постом.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Вытяжное "горло" для заезда перед подъемом на второй уровень. Заканчивается вот так нехитро и симпатично безо всякого тупика в кучке камней.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината
Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Второй уровень достаточно круто берет вверх.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Свежая весенняя трава уже заявляет свои права на путь, по которому нет движения.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината
Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината
Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Здесь подъем заканчивается и выходит на верхний уровень комбината, где расположены бывшая станция, депо и опрокидыватель. На втором столбе слева висит еще рабочий светофор.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Дальше идет станция, она же депо.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Не знаю, считалось ли это за отдельную станцию или это "рудничная" часть одной прикомбинатовской станции. После закрытия движения на рудники она явно использовалась только как дальнее место отстоя и вытяжной тупик.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

К стоящим вагонеткам тянет усы что-то хмелеобразное. Время пошло назад.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Вид на станцию со стороны уже несуществующего перегона на рудник.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Разбитый и уже ненужный светофор как будто обычный городской — с дополнительной секцией-стрелкой.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

"Стрелка" контактной сети.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Станция заканчивается и путь направляется в сторону рудников.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината
Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Но за поворотом — вот он тупик, крайняя точка УЖД на настоящий момент. Судя по знаку подачи свистка — именно это место считалось началом перегона основной трассы дороги.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Дорога не желает сдаваться и еще несколько десятков метров напоминает о себе.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината
Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Но здесь — все. Дальше только небольшие насыпи и просека с морщинами от шпал, в которых железную дорогу-то и не особо признаешь, если не знать о ней. Исключение — основание большого моста через ущелье и пара быков от более мелких мостов в самом русле, которые в силу размера или бесполезности не смогли утащить.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Трасса на рудники

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Трассу на рудники разобрали настолько основательно и "под корень", что теперь от нее остались только зарастающие просеки среди деревьев и несколько останков конструкций мостов, которые не смогли утащить.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

С этого моста через реку Текели начинается основная часть перегона. Мост был самым крупным на перегоне и единственный сохранился в виде конструкции — слишком сложно, наверное, было демонтировать. Ферроэквинологам предлагается дорисовать в воображении здесь ж/д, консоли КС и сплотку электровозов ПЭУ1 с вагонетками. А ведь кто-то видел это вживую.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Здесь и далее до конца УЖД шла параллельно с автодорогой. К слову, улицей Кунаева города Текели, хотя сейчас это скорее разбитая дорога среди гор, вдоль которой встречаются разрушенные и брошенные дома.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

УЖД несколько раз пересекает реку Текели и ее различные притоки.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината
Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Здесь когда-то была живописная кривая вокруг скалы. Возможно, даже и противообвальная галерея была.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Похоже на место какого-то разъезда.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

От двух или трех мостов остались вот такие каменные быки-основания в руслах рек.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината
Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Как и большинство УЖД, дорога была проложена без основательной насыпи, хотя кое-где ее можно увидеть.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Назначение толстой трубы, идущей на протяжении всей трассы, мне неизвестно.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Кроме отрезка в сотню метров в сторону от комбината, нигде больше не осталось ни одной опоры контактной сети. Большинство вывернули с основанием (металл же!), некоторые вот так срезали. Со временем эти обрезки превратились в импровизированные вазоны для растений.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Здесь уже начинаются сами рудники — закрытые и затопленные. Это, наверное, какие-то технологические отверстия, все они замурованы и подписаны предупреждениями.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината
Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

А это уже сам заброшенный комплекс со стороны шахт. Не знаю, что там внутри, охраняется ли он и существует ли еще в таком виде.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината
Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината
Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Предположительно, место конечной станции УЖД со стороны рудников. Не факт, конечно, но больше всего подходит, судя по площади, ошметкам шпал и разрушенным бетонным основаниям.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината
Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Самые явные артефакты, оставшиеся вдоль трассы — два пассажирских вагона ПВ51. Этот был аж на противоположном берегу от дороги.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Этот — на огороженной территории вместе с трупом пазика. Остальные, очевидно, сдали в чермет или заныкали на участки частных домов как бытовки.

Подвижной состав

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Узкоколейные электровозы трех серий, которые были изготовлены небольшими сериями (а то и вовсе в единственном экземпляре) только для двух подобных УЖД во всем СССР — делают Текели настоящим железнодорожным музеем, которых в Казахстане в принципе нет и не будет. Судьба этого "музея" и его "экспонатов", к сожалению, очень туманна. Все фотографии сделаны в 2008 году и отражают состояние локомотивов и УЖД на тот момент.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Нижняя часть комбината, куда подходит широкая колея и трудятся еще вполне привычные ширококолейные тепловозы. Один из них — ТЭМ2-5436.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Второй — достаточно новый ТЭМ2У-9081.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

По серпантину сверху спускается главный "экспонат" ТСЦК — электровоз ПЭУ2-001. Перед собой он толкает состав пустых вагонеток.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Вот она, лебединая песня всего советского узкоколейного локомотивостроения. Кардинально отличающийся по облику от остальных узкоколейных локомотивов и промышленных электровозов, кардинально не вяжущийся всем своим видом с узкоколейками вообще — "игрушечный 2ТЭ116".

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Тем временем, электровоз подводит вагонетки для загрузки.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Да, этот электровоз был изначально двухсекционным. Второй секции в жизни повезло меньше. Как и когда получилось, что две секции одного локомотива раскидало так далеко друг от друга, мне неизвестно. Фотографий ПЭУ2 в двухсекционном виде в сети нет (равно как и вообще каких-либо других исторических из 90-х), хотя наверняка в архиве завода-производителя таковые должны быть.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Заводская табличка раритета. Произведен в 1991 году в Днепропетровске в единственном экземпляре. Хотя в официальных источниках упоминаются еще и локомотивы 002 и 003, никаких доказательств их существования нет.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Так выглядят пульт управления и контроллер.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Переключатели для управления второй секцией. Которая осталась в далеком Таджикистане.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Буферный фонарь.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Еще раз покажу, насколько необычно этот трамвайчик смотрится на узкой колее.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Запомните его таким. Печально осознавать, что когда он перестанет быть нужным, вряд ли кого-то заинтересует его музейная ценность, и прямая дорога будет ему на разделку во вторчермет для продажи китайцам.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Наверху стоят старшие братья — электровозы ПЭУ1 того же Днепропетровского завода. По словам работников и по не сильно заброшенному виду — тоже рабочие.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Построены они были специально для двух УЖД — Текелийской и Сулюктинской. На 20 лет старше ПЭУ2.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Изначально односекционные локомотивы в Текели были сцеплены в постоянные СМЕ-сплотки. Вид на соединение и неиспользующиеся завареные кабины.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Очевидно, из-за промышленного характера работы вне перегонов, реально в сплотке используется только одна кабина из четырех. ПЭУ1 002+003.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Вторая сплотка 006+007.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Заводская табличка ПЭУ1-006

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Второй локомотив сплотки ПЭУ1-007.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Списанный ПЭУ1-008

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Второй из списанных ПЭУ1. Номер неизвестен, предположительно 001 или 009. Очевидно, с 008 они формировали еще одну сплотку.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината
Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Отматываем еще 20 лет назад от ПЭУ1 и видим это.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Вот он, динозавр, присутствующий здесь еще с самого открытия УЖД в 50-х годах! Обозначение IIКП-2А, заводской 02, 1950 г.в., выпущенный еще во времена, когда Новочеркасский завод носил имя С.М. Буденного.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Вид с другой стороны. На передке капота видно написанное краской "Слава КПСС".

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Второй динозавр IIКП-2А-05. Тоже рабочий, используется для задвигания вагонеток с рудой в опрокидыватель.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината
Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Есть и вспомогательная техника. Например, путевой струг-снегоочиститель.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Узкоколейный тепловоз ТУ6А-1011. Судя по всему, этот экземпляр был переоборудован для ремонта контактной сети.

Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината
Узкоколейная железная дорога Текелийского свинцово-цинкового комбината

Нечто неклассифицируемое, стоящее в нижней части комбината на широкой колее. По виду — кустарный струг для очистки путей от снега и рассыпанной породы. Но из чего он сделан — большая загадка. Похож на промышленный электровоз, но они здесь всегда были только узкоколейные. Не могу предположить ничего умнее, как что это кабина КП2А, поставленная на самопальную ширококолейную телегу с плугом.

На этом все.

(c) A. N. (unterstrom)

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 9
IRC: 0
Jabber: 0
( состояние на 23:04 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет