Ледяная Канонерка и Северная дамба

Вторая половина февраля и март на Финском заливе — самое "ледяное" время. В шутку мы его зовём в своём кругу "на штурм кронштадтских фортов!". В этот период, даже если зима относительно мягкая, как нынче, Маркизова лужа представляет собой ледяной мешок — да и Залив, что за Дамбой, тоже. В общем, выходные в этот сезон терять не стоит, посапывая на тёплом диване пузом кверху, а правильно — использовать прелести ледяного сезона и заметное к этому моменту увеличение светлого дня.
Короче, в это воскресенье была предпринята прогулка по Канонерке, с переходом на недоступную в летний сезон Северную дамбу, что долго тянется вдоль Морского канала. Об этой прогулке — сей пост. Сразу предупреждаю, что в нём много снега и льда разных оттенков, и ненавистникам зимы лучше не смотреть картинки :)

Начало похода, как обычно — на канонерском Гнезде Маршруток. Нет, на машине, конечно, можно проехать и дальше, но тогда нельзя будет греться из фляги :-)

Табличка на остановке. Почему-то показывает только про 66-й, не указывая 19-й и другие маршруты с Канонерки.

Выйдем на набережную Морского канала. Сперва взгляд на север, в сторону Невских Ворот.

И на юг, в сторону выхода в Маркизову Лужу и Первого контейнерного терминала.

Ну что же... пошагаем туда, в сторону от цивилизации. Спереди — канонерские 16-этажки позднесоветской эры. Строились когда-то, если я верно понял, для работников Канонерского судоремонтного завода. Должно быть, из верхних квартир первого ряда домов, которые смотрят на канал, открываются феерические виды на проходящие суда.

Морской канал в наиболее узком месте представляет собой мешок с ледяной шугой, раздробленной на куски в середине и имеющего льдины среднего размера по краям.

Мы очень ждали прохода крупных судов — по ледяной шуге это очень красиво и сопровождается колоритным шуршанием. Однако в этот раз движение нас не порадовало, трафик был ничтожный и из более-менее крупных судов прошло только вот это — "Газпромнефть — Норд-Вест", да и то в самом начале похода.

А мы, тем временем, идём дальше. На той стороне — "Северная Земля", видимо, судно арктического класса (судя по обводам носовой части). Активно грузится.

Этюд "Нос к носу" :-)

Ми-ми-ми, розовая сакура.

Выходим к рейду Лесного мола. Вдали — причалы Первого контейнерного терминала и Раздельная дамба. Тут начали набегать тяжкие тучи, и закрывать робкое февральское солнышко (и вскоре закрыли).

"Капитан Сорокин" — линейный ледокол. Я, кстати, ещё успел застать доисторические времена, когда на этом причале летом отстаивались гигантские круизные "Принцессы" в 100 с лишним тыщ тонн водоизмещения.

Вид в сторону Кривой Дамбы и Кировского завода (много труб и зелёный цех).

Здесь главный фарватер Канала плавно поворачивает правей. На удобной льдине в 20 метрах от фарватера — русские подлёдные рыбаки, самые спокойные рыбаки в мире. Даже если балкер какой, проходя, случайно поколет льдинку волнением — ничего, спасут. А врождённый фатализм помогает смотреть на проходящие суда равнодушно и невозмутимо.

Вот они, поближе, невские рыбачки. Примеряются бурить дырочки и тягать нефтяную корюшку Морского канала.

Оконечность Раздельной дамбы. Дальше, за ней — выход из Угольной гавани, там тоже много причалов.

На берег наваливаются льдины разных типоразмеров и оттенков. Их всего четыре — серый нейтральный (самый распространённый), желтоватый (кадр №7), голубоватый (см. льдину наверху), ...

...и синеватый, как тут. Этот оттенок — самый нечастый.

Вскоре остров сужается до 20 метров шириной, так что давайте глянем в сторону Васьки. Там — настоящее Белое Безмолвие, километров этак на 10.

Дошли до оконечности Канонерки. Напротив, через Канал — знакомая вам уже бетонная надпись "Ленинград".

На выходе из нефтяного терминала стоят три дежурных буксира.

А со стороны Васьки по снежной укатанной дороге в сторону Северной дамбы едет мотоциклет. Горизонт сливается, ничего не видно, в той стороне Лахта и Ольгино.

Переходим с Канонерки на Северную дамбу Морского канала.

Взгляд назад, на оконечность Канонерского острова. Летом такой фокус с переходом не пройдёт, здесь вода.

По гребню дамбы тянется кирпичная кладка, и почему-то прислонён крест.

Крест деревянный. Посмотрите так же на структуру кладки. Она весьма старая, возможно дореволюцонная.

У нефтепричала стоит "Минерва". Танкер?

Надпись "Ленинград", встречаяющая перед входом в порт все суда, отодвигается вдаль. Это уже кадр с максимальным зумом этого объектива (х3).

А мы идём на запад, вдоль берега насыпной дамбы. Эх, прошёл бы какой пароход завалящий, для колорита! Но нет ничего, тишина, только ледок скрипит...

А с линии дамбы открываются всё новые и новые виды. Вон, вид на "Балтийскую жемчужину" (справа) и стену многоэтажек приморского микрорайона на Юго-Западе (слева). Я, кстати, там и не бывал пешком. Только мимо проезжал. Надо хоть раз посетить, походить и посмотреть — каким макаром они там выходят к заливу?

И ещё ракурс. Льдины тут наваливает на берег, видимо от прохода крупных судов, а потом они так смерзаются. Интересное зрелище.

Мы прошли по Северной дамбе примерно до границы фонов на этой схеме. Перекусили там не спеша, согрелись бусурманской самогонкой из фляги и торной снежной дорогой, по Канонерской отмели, вернулись обратно. Путь назад был быстрей, раза в полтора, чем туда — т.к. шли мы уже не по гребню Канонерки.
(c) periskop
