Ромашки (Кунинкаанристи) и кирха Вуоксела

В 15 километрах от Лосево, на берегу реки Вуокса-вирты (северный рукав Вуоксы) раньше находилось финское село Вуоксела. Сейчас от села ничего не осталось, — как я понял, оно сгорело во время войны. Но посреди леса, выросшего на остатках сельских построек, осталось одно напоминание о финнах — сельская кирха.
Ближайший к этому месту населённый пункт — посёлок Ромашки на противоположном берегу реки, и, чтобы увидеть кирху, я добирался именно до Ромашек от Лосево.
Ромашки — это бывшая финская деревня Кунинкаанристи (Kuninkaanristi в переводе обозначает "королевский крест"). Сейчас это довольно заштатный посёлок с небольшим количеством пятиэтажных домов.


Магазин в центре посёлка

Стела рядом


Администрация посёлка. Кажется, в старом финском домике.

Вообще, финских домов тут немало.



В некоторых местах довоенные финские дома стоят на фоне советских пятиэтажек.

А где-то, наверное, пейзажи и не изменились в 1930-х годов.

Сохранились даже финские сараи. И всё это, несмотря на прошедшую по этим местам войну.

А где-то даже развалины каменной постройки. Но я не уверен, что это именно финская постройка.

Трактор-памятник

Есть в Ромашках и такие жители.

Ещё финские дома


Дорога уходит дальше.

А слева от дороги — замёрзшая Вуокса-вирта, на противоположном берегу которой и находится кирха.
Летом, чтобы добраться от Ромашек до кирхи, нужно сделать крюк по дороге почти в 10 километров, либо переправиться через реку на лодке, если она есть. Зимой же я перешёл реку по льду.
Надо сказать, перейти реку было не так-то просто. Толщина снежного покрова — думаю, не меньше полуметра. Ноги периодически проваливаются в снег. Не на полную глубину, разумеется.
Таким образом, реку шириной чуть больше Невы я переходил почти 15 минут, так как скорость ходьбы медленная, и я периодически останавливался передохнуть.
И вот, я на правом берегу.
С исторической точки зрения, место примечательно ещё и тем, что с 1323 по 1617 год (с перерывом на 1583-1595) точно в этом месте — по Вуокса-вирте, проходила русско-шведская граница. Восточный берег, на котором сейчас находятся Ромашки, был русским, западный, где кирха, — шведским.
Фактически здесь один лес. На том месте, куда я пришёл, находится ещё небольшая туристическая база, на которой в этот момент находились, кажется, два или три человека и собака. Как ни странно, на меня они внимания не обратили, только собака немного полаяла.

Кирха бывшего села Вуоксела, расположенная на мысу Овечьем (Ламмасниеми). Финское название Vuoksela — это притяжательное прилагательное от названия реки Вуокса (что-то вроде "Вуоксинское"). Приход был учреждён в 1905 году, когда из села Антреа (ныне город Каменногорск) сюда была перевезена деревянная церковь. В 1928-1929 годах на месте разобранной деревянной кирхи по проекту финского архитектора Ильмари Лауниса была построена новая, каменная. В 1938 году по проекту архитектора Юхани Вийстена была сооружена каменная ограда.

В советское время кирха использовалась как склад. Сейчас стоит заколоченная и с недавнего времени располагается на территории упомянутой турбазы. Рядом находится братская могила финских солдат-уроженцев волости Вуоксела, погибших в войнах 1939-1945 годов, место иногда посещается финнами.


Вид кирхи в 1983 году
Осмотрев кирху, я немного прогулялся по опушке леса на берегу реки.

На этом фрагменте карты я отметил красным крестом кирху. Видно, что к югу от него находится продолговатый мыс, образующий небольшой залив рядом. Именно по этому мысу я и прошёлся.

Природа Карельского перешейка. Чистый лес и свежий воздух. А над головой — дятлы и в'oроны.


После этого я перешёл реку в обратную сторону, в Ромашках сел на автобус до Лосево, а из Лосево вернулся в Питер на электричке.
(c) Константин Карташов
