Москвич-408 «Турист»: упущенная возможность для советского автопрома
1964 год в Советском Союзе был ознаменован выпуском серийного седана Москвич-408, но мало кто знает, что в то же время конструктор А. Веселов разработал модель элегантного купе-кабриолет Москвич-408 Турист, который был выпущен всего в двух экземплярах и был забыт благодаря успехам старшего брата.

"Москвич-408 Турист"
Год выпуска: 1964 г. Выпущено два экземпляра.
Экспериментальные автомобили базировались на узлах "Москвича-408". Делать их начали после того, как на МЗМА попал подаренный Н.С. Хрущёву во Франции "Рено- Каравелла".
Помимо мягкой крыши, предусматривали съёмный жёсткий колпак. Машины имели Х- образный усилитель пола. На одном прототипе стояли два карбюратора "Вебер", планировали также установить (по некоторым данным — установили) систему впрыска топлива ЦНИТА (Центральный научный институт топливной аппаратуры) с электронным управлением. Машину планировали выпускать мелкосерийно, хотели даже показать Л.И. Брежневу. Но сделать это не удалось, а средств и возможностей у завода не было.
Технические характеристики
Размеры, мм | |
длина х ширина х высота | |
4090x1550x1367 | |
база | 2400 |
Компоновка | |
двигатель | спереди |
ведущие колёса | задние |
Кузов | хардтоп 2+2 |
Двигатель | "Москвич-408", бензиновый, карбюраторный, рядный |
число цилиндров | 4 |
рабочий объём | 1358 см3 |
число клапанов | 8 |
расположение | верхнее |
мощность, л.с./кВт | 50/36,8 при 4250 об/мин (карбюратор К-126П); ок. 63/46 (карбюраторы "Вебер") |
Коробка передач | механическая четырёхступенчатая |
Подвески | |
передняя | независимая, пружинная |
задняя | зависимая, на продольных рессорах |
Тормоза | гидравлические |
спереди | барабанные |
сзади | барабанные |
Электрооборудование | 12 В |
Размер шин | 6.00—13 |

Шасси и некоторые детали корпуса Туриста были позаимствованы от 408й модели, но в остальном машины были абсолютно разными. Во-первых, Турист получил двигатель объёмом 1,4 литра и мощностью в 63 лошадиных силы, которая достигалась благодаря инновационному на тот момент электронному впрыску топлива. Купе-кабриолет разгонялся до сотни за 24 секунды, а максимальная скорость достигала 130 км\ч.

Очевидным преимуществом по сравнению с серийниками было наличие у Туриста алюминиевого кузова, что значительно снижало вес авто. Для улучшения жёсткости корпуса под днищем располагалась Х-образная поперечина.

Одним из минусов Москвич-408 Турист по сравнению с зарубежными конкурентами было отсутствие автоматической крыши. Пластиковый верх приходилось устанавливать вручную, причём, не без помощи соседа. Да и хранить пришлось бы исключительно в гараже, поскольку такая громадина в багажник точно не влезла бы.

Интерьер Туриста был типичным для шестидесятников, как наших, так и зарубежных. Приборная панель была выполнена из металла и окрашена в цвет кузова. Салон, по традиции, был обшит красным кожзамом.
Благодаря прямоугольной крыше и малому наклону стекол полезный объём в автомобиле с надетым верхом значительно превышал показатели серийной модели, но ширина кузова, к сожалению, осталась прежней.
Если бы автомобиль был выпущен в серию, то это повлияло бы на развитие отечественного автопрома в целом. Для него открылось бы новое направление и, возможно, сейчас на рынке мелькали бы конкурентоспособные купешки, изготовленные в России, но, увы. Из-за загруженности конвейеров, штампующих 408й седан, ни оригинальное купе, ни инновационная система электронного впрыска топлива не имели шансов на светлое будущее. Опытные образцы Москвич-408 Турист не сохранились, остались лишь чёрно-белые фотографии пробы № 00-62.

