Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Русская тройка - «птица-тройка»

28.12.2012.  Автор: Наталья Емельянова  

Коренник-рысак и две пристяжные с изогнутыми «лебедиными» шеями, идущие галопом, звон бубенцов – этот образ давно стал символом России, символом русской удалой и широкой души. Сейчас без «птицы-тройки» не обходятся народные праздники-гуляния, на ней приезжают под Новый год Дед Мороз и Снегурочка; её порой заказывают на свадьбу – жениха с невестой и гостей покатать…

Однако впервые появилась тройка лишь в середине XVIII века. На гоголевский вопрос «кто тебя выдумал», вполне можно ответить – Пётр Первый: царь издал Указ «О тройках». Повозка (или сани), запряжённые тремя лошадьми должны были заниматься исключительно доставкой почты. К примеру, путь от Екатеринбурга до Перми, с учётом качества российских дорог, давно ставшего притчей во языцех, занимал не меньше 8 дней. Тройка проходила это расстояние вдвое быстрее. Этому способствовали бубенцы – их можно вешать только на шею почтовых лошадей, – заслышав звон, экипажу все должны были уступать дорогу. За эти переливы бубенчиков тройку окрестили «ямской гармонью» – каждый ямщик имел «личный» набор колокольчиков и индивидуальную манеру развешивать их на сбруе. Поэтому каждая тройка «наигрывала» свою собственную «мелодию». Её было слышно за несколько километров и на ближайшей ямской станции к прибытию почтового экипажа успевали приготовить сменных лошадей. Так что неудивительно, что русская почта вплоть до середины 19 века оставалась самой быстрой в Европе. Про неё даже исторический анекдот сложили. Однажды, мол, матушка Екатерина спросила у одного из ямщиков, может ли он довезти за 36 часов австрийского императора из Петербурга в Москву. На это ямщик ответил: довезти-то, довезу, да только останется ли он жив… Как говорится, в каждой шутке есть доля правды – упряжка могла пройти до 120 километров в день!


Памятник-фонтан почтовой тройке в городе Ленске

Сейчас тройки ассоциируются у нас, в основном, с орловскими рысаками. А до того, как граф Орлов вывел эту породу, наибольшей популярностью пользовались вятские лошади. Эта порода «народной» селекции – вероятно, она появилась благодаря скрещиванию местных пород и клепперов с финскими лошадьми, которых завёз в Вятскую губернию Пётр Первый. В результате появилась некрупная, мохнатая, но очень выносливая и быстрая лошадка. Ещё один тип лошади для быстрой езды был выведен в Забайкальи. Это – так называемые «бегунцы» с ярко выраженной рысью. Их, как правило, запрягали в пассажирские повозки. В те времена аллюр и его красота значения не имели. Правила, согласно которым коренник должен идти только рысью, а пристяжные – галопом, появись лишь в середине XIX века, когда тройки начали выступать на ипподромах.

Со временем лошадей для тройки стали подбирать по масти, экстерьеру и полу. Собрать хорошую тройку — настоящее мастерство: коней необходимо «выровнять» по темпераменту, по складу и силе. Считается, что эффектнее всего смотрятся серые в яблоках орловские рысаки. Коренник должен быть на несколько сантиметров выше пристяжных, уравновешенным по характеру, однако, пристяжки должны признавать в нём лидера, ибо он, по сути, единственная «управляемая» лошадь в упряжке. «Заезд» лошадей в тройку начинается, когда им исполняется три-четыре года. Сначала лошадей «знакомят» друг с другом, ставят в соседних денниках, выпускают гулять в одну леваду. Затем трое всадников начинают «объезжать» лошадей, едут рядом и совершают различные маневры. Затем постепенно коней начинают приучать к упряжке и экипажу: запрягают пару, по очереди съезжая коренника с пристяжками, и лишь потом соединяют лошадей в тройку. В общем, это долгая и кропотливая работа – на тренировку современной спортивной тройки иногда уходит до 10 лет. К кучеру тоже предъявляются высокие требования – он должен обладать сноровкой, силой и вниманием, ибо он один должен управляться с 3 лошадьми. В его руках - четыре вожжи: две центральные от коренника и по одной от пристяжных. При управлении тройкой существует множество нюансов. К примеру, при остановке необходимо одновременно сдерживать всех трёх лошадей, чтобы пристяжные не мешали, не сбивали коренника, и наоборот.


Грузинский Пётр Николаевич. Масленица (1889)

Троечные скачки всегда пользовались популярностью в России. Особенно эффектные зрелища проводились зимой. Так, в хрониках можно найти красочное описание таких состязаний на льду Москвы-реки в 1880 году. После революции соревнования троек возобновили только в 1956 году. Их стали проводить на ВДНХ и на столичном ипподроме. Судьи оценивают буквально всё – экстерьер лошадей, внешний вид экипажа, «слаженность» действий тройки и кучера при выполнении фигурной езды, резвость.

Кстати, в 50-е годы произошла любопытная история. На роскошной тамбовской тройке орловских рысаков по Москве катали Н.С. Хрущёва и его гостя из США – миллиардера Сайруса Итона. Лошади поразили американца и он, в итоге, получил их в подарок от советского руководства. Однако, не умевшие обращаться с тройкой американские конники стали тренировать лошадей по отдельности, а не вместе, как положено. В результате, когда их потребовалось снова запрячь вместе – у местных специалистов ничего не получилось. Пришлось срочно вызывать из СССР мастера, работавшего с этой тройкой дома. Он по памяти запряг лошадей, но на показательных выступлениях отвыкшие ходить тройкой лошади понесли. Их удалось остановить только благодаря мастерству кучера.

Всё-таки русская тройка – она и есть русская…


Источник: stfond.ru

История русской тройки

29.12.2012.  Автор: stfond.ru  

"Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?" - эти строки мы помним со школьной скамьи. Прошёл не один десяток лет с тех пор, как по улицам городов пронеслась последняя птица-тройка. Но память об этой знаменитой русской упряжке хорошо сохранилась до наших дней. Сегодня русская тройка продолжает жить в литературе, музыке, изобразительном искусстве и фольклоре.

Тройка лошадей и всё, что с ней связано - это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку, буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройке.


Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

Рекордная, по меркам лошадиной упряжки, скорость, 45-50 км/ч, достигалась за счёт своеобразного сочетания аллюров лошадей. Центральная лошадь, называемая «коренник», пускается быстрой рысью, а пристяжные лошади (пристегнутые по бокам от коренника) скачут галопом и как бы «несут» на себе коренника. При такой разноаллюрной езде все три лошади медленнее устают, могут долгое время поддерживать высокую скорость. Русская троечная упряжь исключительно рациональна и в ней нет ни одной лишней детали. Обычно на роль коренника выбирался рослый и мощный рысак, а пристяжными были более мелкие и лёгкие лошади, которым во время бега приходится красиво изгибать шеи в сторону и вниз.

История русской тройки

Если верить письменным источникам, первые русские тройки начали появляться во второй половине XVII века. До этого лошадей запрягали в упряжку по одной, а если требовалось несколько лошадей, то гуськом. Потом появились парная, «на отлёт» запряжка в ряд, а на её основе - тройка. Но упряжка по три лошади в ряд прижилась не сразу и применялась крайне редко.

К началу XVIII века тройку оценили по достоинству. Среди достоинств - высокая скорость, выносливость, большая грузоподъёмность и хорошая проходимость. Благодаря этим качествам к концу XVIII века применение тройки лошадей для перевозки почты, курьеров и пассажиров официально узаконили.

С тех пор тройки лошадей возили с ветерком сани, телеги, кибитки и тарантасы. Первая половина XIX века – период настоящего пика популярности русской тройки. По мнению иностранцев, она олицетворяла удалую русскую душу и стала символом России.

Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу, когда конный транспорт вытеснила железная дорога и автомобили. С середины XIX столетия поезда начали вытеснять русскую тройку с почтовых трактов в сельские местности. XX век положил конец двухвековой истории тройки – она утратила своё государственное значение, но, тем не менее, сохранила популярность как неизменный атрибут народных гуляний.

Главнейшие почтовые тракты дальнего конного почтового сообщения с конца XVII начала XVIII:

1. Москва - Клин - Тверь (ныне Калинин) - Торжок - Вышний Волочек - Зимогорье (около Валдая) - Новгород - Чудово - Тосно - Петербург (Ленинград).

2. Москва - Владимир - Нижний Новгород (Горький) - Казань - Елабуга - Ижевск - Пермь - Кунгур - Суксун-Екатеринбург (Свердловск) - Тюмень - Тобольск и далее на восток.

3. Москва - Серпухов - Тула - Плавск - Мценск - Орёл - Курск - Белгород.

4. Москва - посад Троицкого монастыря (Загорск) - Переславль Залесский - Ростов Великий - Ярославль - Данилов - Вологда - Вельск - Шенкурск - Холмогоры - Архангельск.

Тройка: внешний вид, устройство, амуниция

Русская тройка всегда отличалась обилием декора. Каждый «троечник» стремился добиться того, чтобы его тройка была самой яркой и узнаваемой.


Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

Деревянные клещи хомутов покрывали росписями и резьбой, а кожа седёлок, шлей, узд и шорок украшали тиснением и металлическим набором из литых деталей разной формы. Чаще всего использовались сплавы меди с никелем или цинком, посеребренная медь, а в более богатых упряжках - серебро. К уздам и шлеям крепились яркие кисти.

Вряд ли житель начала 19 века мог представить себе русскую тройку без знаменитой дуги коренника. Эту самую значимую часть упряжки богато украшали резными геометрическими фигурами и расписывали золотой краской, чтобы сверкала на солнце и была видна издалека. Позднее поверх «золота» начали прорисовывать тонкие чёрные или красные графические узоры и растительный орнамент.

В 60-е годы 19 века на смену золочёным дугам пришли живописные - их расписывали красными розанами, синими гроздями винограда и зеленью трав. Живописные дуги выглядели не менее ярко, чем золочёные.

Мода на крупные розаны прошла к концу 19 века. К этому времени дуга стала тоньше, поэтому места для росписи стало меньше. Рисунки стали более мелкими, пёстрыми, а со временем дуги начали окрашивать в один цвет, в особых случаях одноцветные дуги перевивали цветными лентами.

Пара слов… о колокольчике

Конный транспорт наполнял улицы городов, правил дорожного движения как таковых не было, к тому же нужно было как-то решить проблему оповещения сотрудников почтовых станций о прибытии почтовой тройки, чтобы они готовили смену уставшим лошадям.


Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

В то время в Западной Европе широко использовался почтовый рожок, но в России это устройство не прижилось, хотя указ о его применении почтовыми службами издал ещё Пётр 1. Ямщики по старой русской привычке предупреждали о своём появлении свистом и криками, несмотря на штрафы и побои. Таким образом, почтовый рожок стал эмблемой российской почты, но роль сигнального устройства досталась опять-таки русскому изобретению - бронзовому колокольчику. Его туго крепили к средней части дуги над головой коренника тройки сыромятным кожаным ремнём. Начиная с конца 18 века, звон колокольчика оповещал о приближении «птицы-тройки» за две версты, поэтому пешеходы и другие экипажи знали, что нужно немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки, несущейся с бешеной скоростью. Также такое раннее оповещение существенно сократило время перепряжки лошадей на станции - персонал успевал подготовиться к прибытию тройки.

Кроме практической, колокольчики выполняли также эстетическую функцию - их сильный, но одновременно нежный, звон скрашивал однообразные будни ямщиков.

Езда на тройках с колокольчиками быстро стала популярной не только среди почтовых ямщиков, но и среди богатых частников. Спрос на колокольчики вырос, и появилось множество кустарных колокольных мастерских. Самым знаменитым «колокольным» городом считался Валдай – город Новгородской губернии, располагался посредине главной почтовой магистрали России Петербург - Москва. По названию города Валдая поддужные колокольчики часто называли валдайскими.

Многие мастера снабжали свои изделия литыми надписями и украшениями, с 19 века начали ставить год изготовления, часто ставилось имя мастера.

Однако, широкое распространение троек со звоном внесло в работу почтовой службы некоторую неразбериху - ямщики на почтовых станциях перестали срочно готовить лошадей при звуке колокольчика, думая, что едет не почта.

На любителей ездить со звоном посыпались жалобы от почтовых служб, поэтому в XIX веке правительство издало постановление о запрете колокольчиков для частных лиц. Разрешение использовать популярную «сигнализацию» было дано исключительно почтовым ямщикам и служащим земской полиции и исключительно во время исполнения служебных обязанностей.

Впрочем, обход запрета русские нашли довольно быстро. Один колокольчик заменила целая россыпь бубенцов, которые целыми гирляндами крепились к кожаным ошейникам. Их надевали на каждую лошадь. Бубенец представлял собой полый шар с дробинкой внутри и не мог издавать сильных звуков, зато множество бубенцов, подобранных по размеру и по тону, издавали «согласный» звон. К концу 19 века, когда запреты на применение колокольчиков утратили свою силу, на тройках стали одновременно употребляться как бубенцы, так и колокольчики. Их специально подбирали в созвучие. Получившийся ансамбль по своему звучанию оказался неповторим и вошёл в историю под названием «ямской гармони».

Тройки со звоном поддужных колокольчиков были воспеты в стихах А.С. Пушкина, Ф.Н. Глинки, П.А. Вяземского, А.А. Блока и С.А. Есенина. Не упустили из виду «птицу-тройку» такие знаменитые прозаики как Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Также о всенародной любви к тройкам рассказывают многочисленные народные песни и романсы, дожившие до наших дней.


Источник: stfond.ru
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 14
IRC: 8
Jabber: 1
( состояние на 16:50 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет