Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Преимущества и проблемы колесных танков

Преимущества и проблемы колесных танков

На протяжении последних десятилетий мировая оборонная промышленность придумала немало новых видов вооружения. Среди прочих определенный интерес представляет идея установки сравнительно мощного вооружения на относительно легкое колесное шасси с соответствующим бронированием. Такая военная техника получила неофициальное название «колесный танк».

Был недавно разговор о "классических" танках. Был и рейтинг... Продолжим разговор о бронетехнике?

Тогда... о Wunderwaffe под названием "колесные танки".

Итак — пожалуйста.

Только большая просьба: будьте корректны к оппонентам!

Преимущества и проблемы колесных танков
Боевую машину Rooikat 76 с пушкой 76 мм разработала фирма Reemit для южноафриканских вооруженных сил и она была принята на вооружение в 1980 г. В 1990 г. была принята программа модернизации этой машины, которую проводила Reumech OMC (теперь Vickers OMC). В результате в 1994 году была разработана версия Rooikat 105 с пушкой 105 мм. Основное назначение этих машин — проведение разведывательных операций. Второе назначение — огневая поддержка.

При этом вопрос классификации подобных бронемашин до сих пор не имеет четкого и однозначного ответа. Дело в том, что разные страны используют отличающиеся друг от друга термины. В результате в одних армиях служат тяжелые бронеавтомобили, в других – пушечные броневики, а третьи используют бронированные разведывательные машины. Наконец, в договоре ДОВСЕ подобная техника значится как боевые машины с тяжелым вооружением (БМТВ). При этом все три или четыре «класса» техники почти не отличаются друг от друга в основных чертах своего облика.

Преимущества и проблемы колесных танков
Бронетранспортер Cadillac Gage Commando V-150 c башней CSE 90, в которой установлена 90 мм пушка бельгийской фирмы CMI (Cockerill Maintenance & Ing'enierie) Defence. Подобные боевые машины стоят на вооружении Португалии, Малазии и Филиппин.

К сожалению авторов идеи, проблемы с классификацией – далеко не самые серьезные трудности колесных танков. На уровне самой своей идеологии они имеют ряд характерных особенностей, которые на протяжении многих лет вызывают активные споры в военных кругах, а также среди экспертов и любителей военной техники. Чаще всего колесные танки сравниваются с тяжелыми гусеничными бронемашинами, из-за чего обсуждения очень редко заканчиваются согласием сторон. Попробуем разобраться, чем хороши и чем плохи колесные БМТВ, а также попытаемся предугадать будущее броневиков с мощными пушками.

Преимущества и проблемы колесных танков
Французский бронеавтомобиль Panhard AML 90. В башне HE90-7 установлены 90-мм танковая пушка с боекомплектом 20 снарядов.

Прежде всего надо разобраться с предпосылками к появлению первых колесных танков и формированием их облика. Если их старшие гусеничные собратья формировались для работы в европейских условиях, где проходили самые крупные войны прошлого века, то колесные бронемашины с пушечным вооружением в некоторой мере являются «порождением» ландшафта других континентов. В качестве примера первого колесного танка часто приводится французский бронеавтомобиль Panhard AML, одна из модификаций которого несла 90-миллиметровую пушку. Колесная ходовая часть этого броневика хорошо зарекомендовала себя в условиях Африки во время разных войн с участием Франции. Что касается вооружения, то пушка CN-90FJ была эффективна практически против всех целей, с которыми приходилось бороться французским солдатам. Однако главным толчком к созданию тяжелого броневика с серьезной пушкой оказались боевые действия на юге Африки. Военные ЮАР достаточно быстро пришли к выводу, что наиболее эффективными в тамошних условиях будут колесные бронемашины с, как минимум, противопульной защитой и противотанковым вооружением, например, пушкой или ПТРК. Одновременно с этим появились и первые задумки в отношении броневиков системы MRAP.

Преимущества и проблемы колесных танков
Финская машина огневой поддержки Patria AMV 105 с башней CT-CV, разработанной бельгийской фирмой CMI Defence. В данной башне может устанавливаться 105 мм или 120 мм орудие. Башня CT-CV устанавливается на бронированные автомобили MOWAG Piranha III и IV 8 x 8, Steyr Pandur II 8 x 8, BAE Systems Pegasus и Giat (в настоящее время — Nexter) VBCI. Боевой модуль CT-CV снабжен автоматом заряжания с боекомплектом 16 снарядов, скорострельность 6-8 выстрелов/мин.

Колесные шасси были признаны наиболее перспективными ввиду их хорошего ресурса. Во время боев с ангольскими вооруженными формированиями южноафриканским солдатам очень часто приходилось совершать длительные марши по автодорогам. Гусеницы классических танков в таком случае быстро приходили в негодность и подавляющее большинство новой техники стали делать на колесном ходу. Кроме того, сказались производственные возможности и географические особенности местности. Из-за сравнительно твердого грунта саванн характеристики проходимости гусеничных танков оказались избыточными, что, однако, почти никак не сказывалось на износе гусениц. Такой интересный подход к выбору ходовой части в итоге сказался на всем облике армии ЮАР – даже полноценные самоходные артиллерийские установки выполнены на колесной базе.

Преимущества и проблемы колесных танков
Французская боевая разведывательная машина Panhard ERC-90 Lynx (Рысь), оснащена башней Hispano-Suiza с пушкой калибра 90 мм, боекомплект пушки 20 снарядов.

Собственно говоря, именно хорошие ходовые качества на нормальных дорогах вместе с высоким ресурсом движителя стали главной причиной того, что вслед за южноафриканскими бронеавтомобилями Ratel FSV90 стали появляться другие машины похожего облика. Со временем количество тяжелых бронеавтомобилей с пушечным вооружением достигло тех размеров, при которых можно было говорить о сформировавшейся тенденции. На данный момент широкую известность получили французские ERC-90 и AMX-10RC, итальянская Centauro, американская M1128 MGS и другие машины этого класса. Российские военные и конструкторы пока не определились с необходимостью подобной техники для наших вооруженных сил, но уже проявили интерес к зарубежным разработкам, которые могут помочь сформировать общее представление о конструктивных особенностях колесного танка.

Преимущества и проблемы колесных танков
Основное предназначение AMX-10 RC – боевая разведывательная машина, другое название — тяжелый бронированный автомобиль. Создан фирмой Satory Military Vehicles. Серийное производство AMX-10RC осуществлялось с 1976 по 1994 год. Вооружение — 105-мм орудие F2, боекомплект — 38 снарядов.

Остановимся несколько подробнее на итальянской боевой машине B1 Centauro.

Преимущества и проблемы колесных танков

Работы по бронеавтомобилю начались фирмами Iveco Fiat и Oto Melara в конце 1984 года и опирались на опыт создания в 1982-1983 гг. бронеавтомобиля Fiat 6636 колесной формулой 6х6. Установка башни со 105 -мм пушкой увеличивала массу машины по крайней мере на 6-7 т, поэтому пришлось к трем осям добавить четвертую, чтобы не ухудшилась проходимость машины. Выбор габаритных размеров машины обуславливался трудноразрешимым компромиссом между необходимостью большего внутреннего объёма корпуса для размещения подбашенной турели и ограничениями, налагаемыми размерами грузового отсека военно-транспортного самолета Lockheed C-130 Hercules.

Корпус бронеавтомобиля сварной из стальных бронелистов различной толщины. В лобовой части броня устойчива к попаданию 20-мм снарядов, с кормы и бортов — к попаданию пуль калибра 12,7 мм. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса с правой стороны. Двигатель — шестицилиндровый дизель водяного охлаждения с турбонаддувом Iveco Fiat МТСА V-6 мощностью 520 л. с. На машине использована западногерманская автоматическая шестискоростная (пять — вперед, одна — назад) коробка передач ZF SHP-1500. Двигатель, система охлаждения и коробка передач конструктивно выполнены в виде единого блока и отделены от остальной части корпуса противопожарными перегородками. В моторно-трансмиссионном отделении установлена автоматическая система пожаротушения и сигнализации.

Преимущества и проблемы колесных танков

Слева от моторно-трансмиссионного отделения расположено отделение управления с рабочим местом водителя (сиденье водителя регулируется по высоте). Вне боевой обстановки водитель управляет машиной, наблюдая за местностью через открытый люк. В бою наблюдение ведется с помощью трех смотровых перископических приборов. Вместо центрального наблюдательного блока может быть установлен бесподсветочный прибор ночного видения.

Центральную часть корпуса занимают топливные баки и полик башни. В кормовой части расположены две боеукладки по 12 снарядов к пушке, аккумуляторные батареи, фильтровентиляционная установка и гидравлическая лебедка с тяговым усилием 10 т. В кормовом бронелисте имеется люк, используемый для загрузки снарядов.

Все восемь колес — ведущие, первые две пары — управляемые, но на скорости до 20 км/ч можно поворачивать и заднюю пару колес. Управление колес осуществляется с помощью гидроусилителей. Подвеска колес независимая гидропневматическая. Машина оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Все колеса оснащены дисковыми тормозами.

Трехместная башня, вооруженная 105-мм пушкой LR длиной 52 калибра, разработана фирмой Oto Melara. Эффективная дальность стрельбы 3 000 м. Пушка установлена ближе к корме корпуса. Командир бронеавтомобиля располагается слева от пушки, наводчик — справа, заряжающий — сзади наводчика. Люки в крыше корпуса расположены над сиденьями командира и заряжающего.

Преимущества и проблемы колесных танков

Пушка LR по внутренней баллистики аналогична 105 -мм танковой пушке L7/M68. Пушка оснащена устройством продувки канала ствола после выстрела, высокоэффективным, поглощающим до 40% отдачи, дульным тормозом и термозащитным кожухом. Отдача пушки при выстреле составляет 14 т, чтобы ее погасить установлена специальная гидро-пневматическая система отката с ходом ствола 750 мм после выстрела. Стрельба возможна всеми стандартными 105 -мм снарядами НАТО, включая кумулятивные. Боезапас к пушке — 40 снарядов, 14 из них хранятся непосредственно в башне. С орудием спарен 7,62-мм пулемет М42/59 (установлен с левой стороны от пушки), еще один пулемет может быть установлен на крыше башни. Боезапас к пулеметам 4000 патронов. По бортам башни есть по четыре дымовых гранатомета.

Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Углы возвышения орудия от -6° до +45°.

Преимущества и проблемы колесных танков

На бронеавтомобиле установлена модульная система управления огнем фирмы Galileo Avionica. Ее основными подсистемами являются прицелы командира и наводчика, цифровой баллистический вычислитель, датчики состояния атмосферы, индикаторы и панели управления наводчика, командира и заряжающего. Командир бронеавтомобиля располагает стабилизированным дневным панорамным прицелом с 2,5- и 10-кратным увеличением. В прицел интегрирован электронно-оптический усилитель изображения, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в условиях низкой освещенности. Прицел имеет круговое вращение в горизонтальной плоскости, в вертикальной — от -10° до +60°. У наводчика установлен комбинированный стабилизированный дневной/ночной прицел со встроенным лазерным дальномером. Дневной канал имеет 5-кратное усиление, изображение от инфракрасного канала дублируется на индикаторе, установленном рядом с сиденьем командира. Стрелок имеет еще и спаренный с основным прицелом телескоп с 8-кратным увеличением. Командир наблюдает за левым сектором через четыре перископических смотровых прибора, наводчик — за правым через пять неподвижных перископических смотровых приборов. Баллистический вычислитель построен на базе 16-разрядного процессора Интел 8086. Несмотря на то, что пушка стабилизирована в двух плоскостях и имеется современная система управления огнем, по сообщениям западной прессы, вести огонь с ходу "Кентавр" не может.

Серийное производство «Кентавра» осуществлялось с 1991 по 2006 год, всего было выпущено 484 машины этого типа, часть из которых, помимо Италии, была экспортирована Испании.

Существует модификация B1 Centauro со 120 мм орудием длинной в 45 калибров в новой башне. Кроме установки более мощного орудия повышена защита бронеавтомобиля за счет установки композитной брони, утверждается, что стойкость лобовой проекции обеспечивает защиту от 40 мм снарядов.

Преимущества и проблемы колесных танков
В машине огневой поддержки FSV 90 (Fire Support Vehicle, 90 mm) используется модифицированный ва­риант башни БКМ «Эланд» с 90-мм пушкой низкого давления.

Стоит отметить, в основном придется довольствоваться только конструктивными подробностями. Дело в том, что из всей массы колесных танков в реальных широкомасштабных боевых действиях удалось поучаствовать только южноафриканскому Ratel FSV90. Другие машины этого класса участвовали в боях лишь в небольшом количестве и только в небольших локальных конфликтах, где приходилось воевать со слабо оснащенным противником. Так, в 1992 году восемь итальянских Centauro были отправлены в Сомали, где участвовали в миротворческой операции. Почти сразу выяснилось, что мощность 105-мм пушки LR избыточная для борьбы с подавляющим большинством целей, встречавшихся итальянским миротворцам. Поэтому большая часть боевых заданий касалась наблюдения за местностью и выдачи информации патрулям, для чего весьма полезными оказались новые наблюдательные приборы. Тяжелое вооружение бронемашин применялось только в некоторых случаях для самообороны. При этом не обошлось без нареканий. Прежде всего, солдат не устроила прочность шин. Состояние дорог в Сомали было, мягко говоря, неудовлетворительным: даже главная трасса страны «Императорское шоссе» к моменту прибытия броневиков «Кентавр» уже года четыре не видела ремонтников, а на остальных дорогах дело обстояло еще хуже. Из-за этого итальянским миротворцам слишком часто приходилось менять колеса ввиду постоянных повреждений. Со временем Centauro стали комплектоваться более прочными шинами. Более серьезной проблемой оказалось бронирование. Корпус итальянского колесного танка делался с расчетом на обстрел из 12,7-миллиметрового стрелкового оружия, но в ряде случаев во время засад «Кентавры» получали серьезные повреждения от пулеметов ДШК. Более серьезное вооружение, например гранатометы РПГ-7, могло просто уничтожить бронемашину. По этим причинам итальянцам в срочном порядке пришлось заказывать у Великобритании комплекты динамической защиты ROMOR-A. Благодаря своевременному усилению защиты, Италия не потеряла в Сомали ни одного колесного танка.

Преимущества и проблемы колесных танков
Боевая машина B1 Centauro с модулями защиты ROMOR-A фирмы British Aerospace Defence, Royal Ordnance Guns & Vehicles, Сомали, 1993 год

Примечательно, что во время боев в Сомали проявились все основные недостатки концепции колесного танка. Несмотря на предварительные расчеты, колесный движитель на практике не имел большого преимущества перед гусеничным. Большая максимальная скорость в реальных условиях была невозможна ввиду отсутствия хороших дорог, а на бездорожье проходимость колесных машин нередко оказывалась хуже, чем у гусеничных. Кроме того, «Кентавры» с первым вариантом колес, как уже говорилос, были подвержены регулярному повреждению шин. Что касается ресурса ходовой части, то из-за специфических нагрузок при движении по пересеченной местности фактический износ деталей оказался гораздо выше расчетного, как раз на уровне гусениц танков. В результате все казавшиеся преимущества, связанные с различными аспектами передвижения, были «убиты» реальной обстановкой. В дальнейшем броневик Centauro был немного доработан, в частности увеличился ресурс ходовой части.

Преимущества и проблемы колесных танков
"Мощность бронирования" B1 Centauro можно оценить по этому фото (кликабельное).

Вторая «сомалийская» проблема была связана с уровнем защиты. При создании первых колесных танков предполагалось, что эта техника возьмет на себя роль основных танков в конфликтах со слабо вооруженным противником. Поэтому большинство бронеавтомобилей с тяжелым вооружением не оснащаются противоснарядным бронированием. Тем не менее, уже первые случаи использования колесных танков в локальных конфликтах продемонстрировали, как минимум, сомнительный характер такого технического решения. Машины с противопульным бронированием могут достойно противостоять противнику, вооруженному только стрелковым оружием. Но против артиллерии или танков они просто бесполезны. Тут же можно вспомнить и избыточную мощность оружия, проявившуюся еще в Сомали. В результате получается достаточно странная машина с колесной базой, мощным оружием и слабой защитой. На протяжении всей истории бронетехника развивалась по пути баланса вооружения и защиты. Колесные танки, в свою очередь, попытались сломать эту техническую «традицию», но особого успеха не достигли. Более того, установка мощного орудия в случае с некоторыми БМТВ возымела весьма интересные последствия. Большинство колесных танков имеет сравнительно высокий центр тяжести (выше, чем у танков классической схемы), что при повороте башни на большой угол от продольной оси может привести к опрокидыванию машины набок. Гусеничные ОБТ такой проблемы не имеют.

Преимущества и проблемы колесных танков
Stryker M1128 MGS с дополнительной защитой

Как уже говорилось, итальянские «Кентавры» еще во время работы в Сомали получили модули дополнительной защиты. По тому же пути пошли и другие страны. Например, американский колесный танк M1128 MGS семейства Stryker комплектуется целым набором средств для повышения уровня защиты. Все эти бронепанели и противокумулятивные решетки увеличивают общий вес машины, что ухудшает ее ходовые качества. В то же время, почти все колесные танки имеют боевую массу не более 20-25 тонн, что значительно меньше соответствующего параметра любого современного основного боевого танка. Как следствие, переброска колесных машин с тяжелым вооружением становится более простым делом, нежели транспортировка танков.

Преимущества и проблемы колесных танков
Выгрузка самоходного миномета (минометная машина) Stryker M1129 Mortar Carrier из транспортного самолета Lockheed C-130 Hercules.

Возможность перевозки колесных танков военно-транспортной авиацией силами наиболее распространенных самолетов (C-130 и подобные ему) является одной из главных причин того, что этот класс техники продолжает развиваться и пока не уходит с военной «сцены». Военные конфликты последних лет привели к формированию новой концепции применения войск, подразумевающей быструю переброску в район боевых действий. Военные некоторых стран развили эту идею до интересного вида: первой к месту боев должна прибывать сравнительно легкая техника, наподобие бронетранспортеров, боевых машин пехоты и все тех же колесных танков. Далее, при необходимости, к линии фронта могут быть доставлены более тяжелые бронемашины наподобие полноценных танков или самоходных артиллерийских установок. Таким образом, легким и средним бронемашинам, в том числе и колесным танкам, придаются функции главной ударной силы сухопутных войск, имеющей высокую мобильность.

И все же использование колесных машин с мощным вооружением требует правильного подхода к планированию операций. К примеру, колесные танки не должны встречаться в бою с гусеничными или с артиллерией, иначе результат этого столкновения вряд ли будет хорошим для техники на колесном ходу. В таком случае колесные танки должны бороться с легкобронированной техникой противника, например, с бронетранспортерами и БМП, не входя в зону поражения их оружия. Это касается вооруженных конфликтов высокой интенсивности. В случае с контртеррористическими, противопартизанскими или миротворческими операциями применение колесных танков так же требует правильного планирования, но при этом уже нет необходимости так «беречь» колесные бронемашины от встреч с гусеничными танками и артиллерией. В то же время, партизанские вылазки противника могут потребовать соответствующего подхода к защите машин, которые должны быть выполнены в соответствии с концепцией MRAP.

Преимущества и проблемы колесных танков
Хан Нешин, Афганистан, 13 марта 2010 года. Солдаты морской пехоты США из 4-го разведывательного бронетанкового батальона пытаются вытащить колесную бронемашину, застрявшую в грязи во время выполнения боевого задания в окрестностях Хан Нешина, южная провинция Гильменд, Афганистан. В сельской местности вокруг Хан Нешина отсутствуют мощеные дороги, что затрудняет движение тяжелой техники морской пехоты, которая может неожиданно завязнуть на трудноразличимых грязных участках.

Для специалистов уже давно не секрет, что колесные танки с гусеничными роднят только одно слово в названии, к тому же неофициальном, а также большой калибр орудия. Однако время от времени в различном контексте всплывает вопрос вытеснения основных танков колесными бронемашинами с тяжелым вооружением. Как понятно из приведенных выше фактов, при современном состоянии дел колесный танк не сможет не только полноценно выполнять все функции ОБТ, но и даже просто приблизиться к последнему по целому ряду характеристик. В связи с этим о замене гусеничной техники колесной, пусть даже частичной, пока нигде не идет и речи. Что касается будущего колесных танков, то дальнейшее развитие этой идеи, скорее всего, пойдет по пути улучшения защиты при сохранении сравнительно малой боевой массы. Вооружение должно остаться прежним, ведь установка еще более мощных пушек, чем, например, на итальянском «Кентавре», связана с рядом технических проблем, которые просто невозможно решить, сохранив имеющиеся преимущества этого класса техники.

Однако последнее слово в формировании облика колесных танков будущего все же останется за реалиями военных конфликтов последнего времени, в которых участвовала эта техника. Во время практического применения всех имеющихся БМТВ накопилось большое количество претензий к конструкции, часть из которых уже решена. Тем не менее, немалое количество проблем осталось и их исправление может значительно изменить облик колесных танков. Но, скорее всего, и в этом случае они не смогут полностью вытеснить привычные танки на гусеничном ходу.

Рябов Кирилл

Собственно говоря и все. Ну делают. Ну колесные броневики. И даже ставят мощные пушки. Только вот на что следует обратить внимание: примеров массового боевого применения таких машин неизвестно, поэтому говорить об их эффективности и оправданности существования не приходится.

Преимущества и проблемы колесных танков

Со всем этим было бы просто интересно ознакомиться "а как там обстоят дела в Европе с их разветвленной сетью дорог" если бы "некоторые тенденции": Армию прокатили: Минобороны отказалось от гусениц в пользу колес и Россия испытывает итальянские колесные танки.

Неужели неубедителен чужой опыт?

Иракский опыт машин «Stryker»

Все результаты по ведению боевых действий в Ираке были проанализированы и оценены, а по ББМ (боевые бронированные машины) «Страйкер» был составлен даже отдельный спецдоклад. Основной вывод, составленный военными экспертами по материалам доклада: боевые машины практически полностью не соответствуют поставленным перед ними задачами, и их дальнейшее использование в войсках ставится под большое сомнение.

Отмеченные достоинства машины:

— плавный ход;

— комфортность при движении по бездорожью.

Основные недостатки:

— ненадежность в боевых условиях;

— слабая защита даже от стрелкового оружия;

— малая огневая мощь;

— некоторые недостатки конструкции.

— большая вероятность уничтожения ББМ одним выстрелом из гранатомета.

Преимущества и проблемы колесных танков

Основным методом борьбы со слабой защитой, была установка противокумулятивных решеток, которые только перегружали машину и уменьшали мобильные характеристики. Перегрузка приводила к очень быстрой необходимости замены покрышек, и становилась проблемой при выпадении обильных осадков. После дождей, ББМ вообще старались не использовать, так машины вязли даже на дорогах и установленные не слишком мощные двигатели в таких условиях выходили из строя. Из недостатков конструктивных решений стоит отметить неудобное решение ремней безопасности, которое даже привело к гибели нескольких американских военнослужащих. Были, конечно, претензии у пехотинцев и к стандартному вооружению машин, однако на фоне вышеперечисленных недостатков на них можно не заострять внимание.

Основные потери экипажей машин – 17 военнослужащих, и это при том, что БММ стали использовать в Ираке, после активной фазы военного вмешательства. Основные нападения на машины совершали нерегулярные иракские группировки, основным вооружением которых были старые гранатометы и устаревшие виды мин. Еще в Ираке, стало ясно, что «Страйкеры» довольно небезопасны в первую очередь для американских военнослужащих и их использование в решении различных задач существенно сократили.

Ну это про Stryker. А что же про B1 Centauro?

Утром 16 мая 2006 года 50 пехотинцев Lagunari Regiment (амфибийные подразделения итальянской армии) и бронекавалерийский эскадрон Savoia Regiment предприняли попытку штурма укреплённых вражеских позиций в городе Насирия. Итальянцы двигались по узким улочкам города на 8 бронетранспортёрах, 4 Centauros и специально подготовленном танке Leopard — разрушителем баррикад (на нём был установлен широкий стальной ковш.). Движение осложнялось тем, что Centauro двигается на колёсном ходу, а не на гусеничном, в связи с чем ему было сложно двигаться через баррикады и прочие препятствия.
Итальянцы выпустили 5 ил 6 ракет Milan, чтобы нейтрализовать 4 вражеских позиции, но это не помогло, и под вражеским огнём движение приостановились. У одного из Centauro оказались повреждены два колеса, а 2 БТР VCC-1 Camilino получили около 8 попаданий из РПГ. К счастью, их заряды были предназначены для борьбы с живой силой и не несли бронетанковых зарядов. После 6 часового боя, итальянская колонна была вынуждена отступить. Сами военные говорили, что если бы у них было больше танков и поддержка с воздуха, миссия могла бы закончиться более успешно.

Ну хорошо. Подбить можно все и даже тяжелый танк. Что же у нас с подвижностью, скоростью и моторесурсом, которые, как утверждается у колесной техники лучше?

Действительно, колесная бронетехника, имея меньшие весовые характеристики, может развивать максимальную скорость по шоссе 80-100 км/ч (скорость одиночной машины). Развитие гусеничного движителя танков и установка более мощных силовых установок несколько сгладили эту разницу. Максимальная скорость гусеничной техники практически близка к колесной и составляет от 60 до 70 км/ч.

В то же время тактическая подвижность колесной бронетехники уступает тактической подвижности гусеничных машин. В подтверждение этого приведем мнение командующего ВДВ генерал-полковника В.А. Шаманова: «Боевые подразделения ВДВ должны быть только на гусеницах, потому что и афганский опыт, и опыт трех кавказских кампаний наглядно показал, что колесная техника капризно ведет себя даже на среднепересеченной местности. Безусловно, если воевать на шоссейных дорогах, колесная бронетехника даст серьезную фору гусеницам: она и быстрее, и имеет гораздо больший ресурс. Только все войны, в которых десантникам довелось участвовать за последние 30 лет, явно показали: когда «колеса» съезжают с шоссе на пересеченную местность, у них сразу же начинаются проблемы».

Подвижность колесной бронетехники на типовом театре военных действий составляет 23-47%, а в период весенней и осенней распутицы снижается в ряде случаев до 5-11%. В то же время для гусеничной бронетехники вероятность сохранения подвижности не ниже 48%.

Преимущества и проблемы колесных танков

Все зависит от удельного давления на грунт. Чем оно меньше, тем выше возможность движения по мягким грунтам, то есть непосредственно зависит от площади опорной поверхности. При движении по недеформируемому (не изменяющему форму) основанию поверхности эффективность колесного движителя с жестким колесом очень высока. Однако при переходе от жесткого колеса к автомобильной шине, и особенно от жесткой бетонной дороги к грунту, эффективность колеса резко снижается.

При движении по бетонной дороге на деформацию, т.е. изменение формы шины, затрачивается до 5% мощности двигателя, а применение шин низкого давления при движении по грунтам сопровождается потерями до 30% мощности. Таким образом, доступность местности при выполнении тактических задач для гусеничной машины гораздо шире, что обеспечивает возможность ее маневра на поле боя.

Оценивая же оперативную подвижность, необходимо рассматривать скорость движения колонн. А она зависит не только от того, какой движитель установлен на машинах, а и от организации самого марша, от подготовки механиков-водителей (водителей), от внешних условий, в которых совершается этот марш, и многих других факторов. При хорошей видимости днем на улучшенных грунтовых дорогах скорость колонны составляет 30-40 км/ч, на дорогах с твердым покрытием – 40-50 км/ч. При движении колонны ночью скорость ограничивается 20-25 км/ч, при движении в условиях светомаскировки – до 10 км/ч. Таким образом, в данных условиях преимущества колесного движителя перед гусеничным сводятся на нет.

Достоинством колесного движителя считается его долговечность и большой ресурс, который до капитального ремонта составляет 50-60 тыс. км, при условии эксплуатации бронированных машин на подготовленных дорогах. Иная картина складывается при движении БМТВ по бездорожью. Установленные сроки службы шин резко падают, так как движение машин осуществляется при пониженном давлении в шинах. Такая эксплуатация допускается не более 5-15% от общего ресурса при условии движения па пониженных скоростях. Ресурс ОБТ до капитального ремонта составляет 14-16 тыс. км, а ресурс гусеничных лент – 8-10 тыс. км. Таким образом, в условиях бездорожья колесные БМТВ лишаются своего главного достоинства перед ОБТ — ресурса.

© Мифы и рифы колёсных «кентавров»

Но самое интересное другое: колесные машины B1 Centauro классифицируются производителем Iveco Fiat и Oto Melara как Wheeled Armoured Combat Vehicle (колесная бронированная боевая машина) или же в других источниках как Tank Destroyer (самоходное противотанковое орудие). Всё! Нигде, кроме русскоязычных статей, нет понятия "колесный танк". Ибо это просто не танк.

А вот зачем понадобилось "пудрить мозги" с терминологией — это другой разговор.

Коллега kuusama при обсуждении вопроса об изучении B1 Centauro в России хорошо сформулировал мысль:

Помните французский FT-17? А потом на его основе что было? Правильно, Рено-Русс. А потом? А потом на той же платформе, которая успела на 10 лет устареть, был создан вполне подходящий и вполне на тот момент современный Т-18 (МС-1), от которого китайцы во время войны на КВЖД бежали как от огня.
А ещё вспомните Т-26, который создан на основе английского Виккерс Mk.E. Тоже вполне ничего себе танк был для тех времён.
В общем, копирование, если оно поставлено грамотно и сопровождается творческой переработкой — не грех, а очень даже полезное занятие.

Да, все это имело смысл когда не было технологий и опыта. Неужели после Кошкина Михаила Ильича, Котина Жозефа Яковлевича, Морозова Александра Александровича и других советских конструкторов не осталось ни школы создания бронетехники, ни традиции?

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 0
IRC: 8
Jabber: 1
( состояние на 17:18 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет