Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Сравнение стоимости авианосцев и ракетно-космических систем противодействия

Сравнение стоимости авианосцев и ракетно-космических систем противодействия

100 000 тонн демократии могут испортить день любой стране. Тем не менее, чем глубже я изучаю авианесущие корабли и палубную авиацию, тем чаще встречаю все новые и новые забавные детали об этом виде морского оружия. Сегодня я предлагаю читателям взглянуть на эту тему немного под непривычным углом – сравнить стоимость авианосцев со стоимостью их единственных достойных оппонентов — российских ракетно-космических систем, разработанных еще в Советском Союзе. Боевые возможности авианосцев обсуждать не будем – слишком много слов уже было сказано на эту тему. Несомненно лишь одно – авианосцы и авианосные многоцелевые группы являются опасным соперником, обладающим огромным боевым потенциалом.

Я не имею доступа к государственным секретам Российской Федерации, равно как не являюсь сотрудником верфей Newport News. Мой расчет стоимости основан на данных из открытых источников, по возможности я стараюсь найти действительные цифры и не использую аппроксимацию. В случае если это невозможно, я нахожу стоимость аналогичных систем, и, с учетом здравого смысла, проецирую цифры на исходный объект, всегда округляя их в пользу России.

Бизнес-план

Что ж, уважаемые читатели, предлагаю Вам вместе со мной сделать невероятное – посчитать стоимость авианосной многоцелевой группы ВМС США, с учетом постройки и эксплуатации всех, входящих в АМГ, кораблей и самолетов палубной авиации. Разумеется, состав группы может меняться в зависимости от поставленных задач, но я не стал включать в стоимость различные амфибийные группы или специальное оборудование, т.к. аналогичные задачи может выполнять российский ВМФ без помощи палубной авиации. Сразу отмечу, что расчетов будет два: для уже существующих сегодня систем и для перспективных систем ближайшего будущего.

В стандартный состав АМГ входит собственно сам авианосец, его палубное авиакрыло (60 летательных аппаратов – обычно больше не бывает, иначе возникнут сложности с размещением, обслуживанием и транспортировкой самолетов), 4…5 ракетных эсминцев охранения, двух многоцелевых ПЛА и универсального транспорта снабжения для своевременного обеспечения АМГ топливом, провиантом и расходными материалами.

Зачем авианосцу необходим такой многочисленный эскорт? Все-таки плавучий аэродром всегда является лакомой целью, тем более для многих военных флотов мира противодействие АМГ является основной задачей и для ее обеспечения выделяются значительные силы и средства. Грех авианосцу не выделить пол-дюжины кораблей охранения. С другой стороны, безопасность всей АМГ в значительной степени обеспечивается палубным авиакрылом (силы эскорта прикрывают только ближнюю зону), поэтому в случае утраты авианосца, АМГ превращается в заурядную КУГ.

Итак, отсюда стандартный состав АМГ:

- 1 атомный авианосец типа «Нимитц». Стоимость постройки – около 5 млрд. долларов. Стоимость эксплуатации самого корабля (без учета авиакрыла) – 10 миллионов долларов в месяц. 6000 американских моряков кушают в месяц гамбургеров на 1 млн. долларов. Впечатляет. Также необходимо учесть, что все американские авианосцы один раз в 20 лет проходят капитальный ремонт и модернизацию, стоимостью порядка 1-2 млрд. долларов.

- 5 Иджис-эсминцев типа «Орли Берк» (или, их предшественников – ракетных крейсеров «Тикондерога», почти идентичных «Беркам» по размерам, вооружению и стоимости). Официальная стоимость каждого корабля – 1,2 млрд. долл.

Весьма дорого для эсминца, пусть даже он является эталоном в своем классе… Но все познается в сравнении: стоимость постройки современного российского СКР пр. 22350 «Стерегущий» составляет 250 миллионов долларов.

Водоизмещение Иджис-эсминца – 10 000 тонн, водоизмещение СКР – 2000 тонн. Помимо в 5 раз большего водоизмещения, Иджис-эсминец может поражать цели на воде, на суше, в воздухе и космосе, а наш сторожевик (несмотря на то, что он тоже лучший в своем классе) имеет куда более скромные возможности по обнаружению и поражению целей, на то он и СКР. Тем не менее, стоимость обоих кораблей может вызвать удивление у обывателя.

Официальная стоимость эксплуатации Иджис-эсминцев составляет 20 млн. долларов в год ( в принципе, это согласуется со стоимостью эксплуатации авианосца — «Орли Берк» имеет в 10 раз меньшее водоизмещение и в 15 раз меньший экипаж).

- 2 многоцелевые атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес». Стоимость постройки – более 1,5 млрд. долларов за единицу. Эксплуатация – 25 миллионов в год.

- Палубная авиация. Самый интересный аспект!

Состав палубного авиакрыла меняется в зависимости от стоящих перед АМГ задач, тем не менее количество летательных аппаратов на палубах «Нимитцов» редко превышает 60 единиц: 2 эскадрильи ВМС и 1 эскадрилья Корпуса Морской Пехоты: итого 35…40 истребителей-бомбардировщиков F/А-18 «Хорнет». Зачем на авианосце эскадрилья КМП, спросите вы. Традиция-с. От авиации ВМС самолеты КМП отличаются лишь раскраской (цифровой камуфляж, стандартный для КМП). Также, по официальным сведениям, в составе стандартного авиакрыла 4 самолета ДРЛО E-2 «Хокай», 6 самолетов РЭБ EA-6 «Проулер» и 10 вертолетов (противолодочные MH-60 «Sea Hawk» и поисково-спасательные HH-60 «Pave Hawk»). Из частых гостей на палубе – транспортные самолеты C-2 «Greyhound» (одна из версий «Хокая») , тяжелые транспортные вертолеты «Си Стэльен», «Си Кинг»; «Кобры» Корпуса Морской Пехоты. Я не стану скурпулезно подсчитывать стоимость последних, все-таки это сухопутная авиация, лишь от случая к случаю прилетающая на палубу авианосца.

В расчет примем и стоимость самой продвинутой версии «Хорнета» — «Супер Хорнет». Цена истребителя – 55 миллионов долл. за машину. Столько же стоят специализированные самолеты РЭБ «Проулер». Самые дорогие – воздушные командные пункты и самолеты ДРЛО: стоимость современных версий «Хокая» достигла 80 миллионов долларов. Цена вертолетов «Сикорский» колеблется в пределах 20 миллионов долларов за летательный аппарат. Общая стоимость палубного авиакрыла составляет порядка 3 миллиардов долларов!

Сравнение стоимости авианосцев и ракетно-космических систем противодействия

В дискуссиях о стоимости эксплуатации палубных самолетов сломано немало копий. Хотя цифры лежат на поверхности, главное уметь их находить. Стоимость складывается из нескольких параметров, основные из которых – количество самолето-вылетов и стоимость часа полета летательного аппарата.

В 2009 году авианосец «Энтерпрайз» отмечал круглую дату – 150 000 взлетов с его катапульт за 50 лет службы. Элементарная арифметика подсказывает, что в год с корабля выполняется 3000 самолето-вылетов. Разумеется, напряжённость вылетов колеблется во времени (во время нахождения в доке авиация не работает, во время боевых действий напряжённость вылетов, наоборот, максимальная). Тем не менее, будем исходить из средней цифры – 3000 вылетов в год.

Стоимость часа полета зависит от типа самолета. Вот лишь несколько примеров:

F – 16 Block 52 — 7100 долл./час

F/А – 18E — 12 800 долл./час

Для интереса приведу данные о Ту-160 — 30 000 долл./час

А вот еще любопытная цифра: F-22 — 44 000 долл. за 1 час нахождения в воздухе!

Стоимость часа полета ЕА-6 «Проулер» и Е-2 «Хокай» примем равной часу полета сверхзвукового F/А-18. Чему равна средняя продолжительность вылета? Думаю, многие читатели согласятся, что ее можно принять за 2,5 часа (помимо многочасовых вылетов боевых воздушных патрулей, есть и 30-ти минутные учебно-боевые полеты).

Отсюда средняя стоимость эксплуатации авиакрыла: 3000 вылетов х 2,5 часа х $12 800 = 96 миллионов долларов в год!

Во время боевых действий в стоимость вылетов должна быть включена стоимость используемых боеприпасов. Одна 500 –фунтовая управляемая бомба GBU-12 Paveway стоит $19 000. Более мощная 907-кг GBU-24 стоит еще дороже – $55 000. Другое дело, что «Бури в пустыне» случаются нечасто. Также в подсчет стоимости эксплуатации обязательно должны быть включены плановые и внеплановые ремонты. В итоге смело увеличиваем 96 млн. в 2 раза и округляем до 200 миллионов долларов. Вот она – средняя стоимость годовой эксплуатации палубной авиации.

Общая стоимость создания рассмотренной АМГ – 16 миллиардов долларов. Средняя стоимость эксплуатации кораблей – 270 миллионов долларов в год + 200 миллионов в год обходится эксплуатация авиакрыла, состоящего из 60 машин. Колоссально!

Разумеется, было не совсем корректно учитывать здесь цену ракетных эсминцев и подводных лодок – эти типы кораблей в большой степени являются независимым морским оружием, выполняющим задачи вне зависимости от их включения в состав АМГ, и необходимость наличия этих кораблей в составе ВМФ никто никогда не пытался оспорить. Создавать их придется в любом случае, даже при отсутствии авианесущего корабля.

Что ждет американцев в перспективе? Ничего хорошего – создание новых АМГ потребует еще больших расходов (хотя, и возможности у них будут куда шире – вплоть до стрельбы по объектам на околоземной орбите и использованию электромагнитных катапульт для палубной авиации). Расчетная стоимость проектирования и постройки атомного авианосца нового типа – «Джеральд Форд» перешагнула 14 миллиардов долларов. Стоимость новых Иджис-эсминцев «Орли Берк» подсерии IIA достигла 2 млрд. долл. Строительство многоцелевых ПЛА типа «Вирджиния» требует 2,8 млрд. долл. за каждую единицу. Я уже не говорю про одиозную программу F-35!

Что касается палубной авиации, мне встречалось следующие мнение: жестко критикуя палубное авиакрыло за его высокую стоимость, эксперты не придают значение тому факту, что сухопутная авиация требует куда более значительного финансирования. Никто не возражает против заказов сотен (тысяч) самолетов для сухопутных ВВС, как и тот факт, что летчики должны регулярно тренироваться. В то же время, предложение выделить 60 летательных аппаратов для размещения на палубе корабля вызывает резкое отторжение, хотя, это многократно усиливает мощь отечественного ВМФ. Только палубное авиакрыло способно обеспечить надежную ПВО эскадры в открытом океане. Да, палубные самолеты несколько дороже в обслуживании, имеют специфические системы и конструкцию, а также меньший ресурс ввиду особых условий работы. Но в масштабах всего ВМФ эта разница в цене почти не ощутима. Тем более, требуется всего 60 (пусть даже 100 с учетом учебных и резервных) летающих машин для оснащения одного авианосца. Для сравнения – Су-27 всех модификаций было выпущено 600 ед., МиГ-29 – 1600 ед., F-15 — 1500 ед., F-16 — 4400 ед.

Сравнение стоимости авианосцев и ракетно-космических систем противодействия

По поводу стоимости, я хотел бы добавить еще один абзац. Цена одного экземпляра крылатой ракеты «Томагавк» составляет около 1,5 миллионов долларов. Сравните это со стоимостью вылета палубного штурмовика и вы поймете, что никакие корабли-арсеналы не способны заменить по эффективности авианосец. Более того, в отличие от глуповатого «Топора», авиация выполнит работу более быстро и качественно.

Держим курс на Запад!

Для перехода ко второй части статьи, необходимо сделать небольшую ремарку и поговорить о способах наведения на цель крылатых ракет класса «поверхность – поверхность» (или, как вариант «воздух – поверхность»). Всего их три:

1. Наведение с помощью инерциальной системы и головки самонаведения (ГСН), т.н. метод «наползания». Выпущенная ракета следует в заданном направлении на некоторой высоте, система гироскопов и высотомеров удерживает ее на курсе, ГСН сканирует пространство. Как только ГСН захватывает цель – ракета бросается в атаку, не теряя цель из вида. Способ вполне подходит для легких противокорабельных ракет. Примеры — «Боинг – Гарпун» или отечественный 3М-54КЭ «Клаб».

2. Сканирование подстилающего рельефа и сравнение полученных данных с цифровой фотографией, заложенной в память ЭВМ крылатой ракеты. Это позволяет на маршевом участке следовать на предельно малой высоте, оставаясь невидимой для средств обнаружения. В последний момент, при подходе к цели, включается ГСН и ракета «накрывает» цель. Единственный минус способа – невозможность использования для ПКР (вода везде одинаковая, сверяться не с чем). Пример – «Томагавк».

3. Наведение со спутника. Самый крутой и весьма дорогой способ. Вот о нем и поговорим подробнее.

Внеземная Форма Смерти

Подробнее о Морской космической системе разведки и целеуказания «Легенда» я говорил в своей прошлой статье. Сейчас отмечу лишь вкратце: уникальная система, созданная еще в 70-е годы, долгое время обеспечивала наших моряков качественной развединформацией, позволяя оперативно отслеживать любые изменения в Мировом Океане. Разведывательных систем, подобных МКРЦ было создано немало ( к примеру, современная секретная система радиотехнической разведки «Лиана»). Единственное, что делало МКРЦ действительно уникальной техникой, были ее спутники УС-А (индекс ГРАУ 17Ф16), до сих пор не имеющие аналогов в мире.

Сравнение стоимости авианосцев и ракетно-космических систем противодействия

"Управляемый Спутник – Активный", оснащенный двусторонним радиолокатором бокового обзора, позволял в любое время, в любую погоду, отслеживать все перемещения авианосных многоцелевых групп ВМС США и прямо с орбиты выдавать целеуказание ракетному оружию.

Реализация столь сложного принципа работы спутников типа УС-А ставила перед его разработчиками ряд сложных, подчас противоречивых проблем. Во-первых, для корректной работы РЛС, требовалось обеспечить как можно более низкую высоту орбиты (перигей/апогей 230-250 км). Во-вторых, радар потреблял значительно количество энергии. Установить на космическом аппарате солнечные батареи большой площади не представлялось возможным – на низкой орбите становилось заметным влияние атмосферы Земли, космический аппарат с большим сопротивлением быстро терял скорость и сгорал в верхних слоях атмосферы. Более того, солнечные панели не могли работать на теневой стороне Земли.

Выход был только один – установить на борту спутника ядерный реактор. В состав ядерной энергетической установки БЭС-5 «Бук» входил реактор на быстрых нейтронах БР-5А, тепловой мощностью 100 кВт. Электрическая мощность на выходе – 3 кВт. Расчетное время работы – 1080 часов. Масса реактора -1250 кг. Масса космического аппарата – 4300 кг. Длина КА -10 метров. Диаметр – 1,3 метра. После выработки установленного времени, реакторный блок отделялся и переводился разгонным блоком на «орбиту захоронения» на высоте 700 км, остальная часть спутника сгорала в атмосфере.

Для полноценной работы МКРЦ «Легенда» требовалась одновременная работа на околоземной орбите двух спутников типа УС-А. Кроме того, в состав комплекса МКРЦ входили спутники пассивной радиотехнической разедки УС-П (средняя высота орбиты – 400 км) и наземные пункты приема информации.

Вот мы и подошли к очень интересному моменту – стоимости советской космической системы «Легенда». Как мы уже отметили, время работы 1 спутника УС-А составляла 1080 часов (45 суток). Для функционирования системы требовалось два спутника этого типа на околоземной орбите. В результате, требуется осуществить в год 16 запусков в космос. В идеале. В реальности из 39 запусков спутников типа УС-А (включая испытательные), 12 закончились аварией. Такой уровень аварийности объясняется высокой сложностью космического аппарата с ядерным реактором на борту. Иногда полет чуть не кончался катастрофой: дважды радиоактивные обломки падали в океан, но в 1978 году «звезда смерти» упала на Канаду.

Запуск УС-А осуществлялся ракетой-носителем «Циклон-2» — гражданской версии тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты Р-36-орб. Предельно надежная ракетно-космическая система. Стартовая масса – 176 тонн. Цена одного запуска РН серии «Циклон» на 2010 год – 20 миллионов долларов (без учета стоимости самого космического аппарата и его доставки на космодром).

Стоимость спутника УС-А определить сложно – данные до сих пор засекречены. Но сам по себе факт наличия на борту ядерного реактора, мощной радиолокационной станции и значительной массы космического аппарата (более 4-х тонн) указывает на запредельную стоимость данной космической системы. А через 45 суток столь сложный и дорогостоящий аппарат безвозвратно утрачивался!

В качестве примера, стоимость на порядок более простых спутников системы «Глонасс» (масса КА – 1400 кг, источник энергии – обычные солнечные панели) составляет, по разным данным, 10…15 миллионов долларов. Принимая цену спутников серии УС-А, равной хотя бы 15 млн. долларов, мы получаем совершенно паранормальное значение. Стоимость эксплуатации МКРЦ «Легенда» составляет 16 запусков х (20 млн. + 15 млн.) = 560 миллионов долларов в год! Вот такой ассиметричный ответ на угрозу.

И это только стоимость системы целеуказания! Сколько же будет стоить само оружие? Самое удивительное – последний запуск спутника УС-А системы МКРЦ «Легенда» состоялся 14 марта 1988 года. Расчетное время работы спутника – 45 суток. УС-А – ключевой элемент всей этой морской ракетно-космической системы. Без космического аппарата УС-А МКРЦ не способна выполнять свою Главную задачу – обеспечивать работу комплекса П-700 «Гранит». Соответственно, моряки остаются без надежной системы загоризонтного целеуказания.

Вывод

Моя цель была не в том, чтобы упрекнуть военных в чрезмерном расходе средств. Нет, я говорил совсем о другом. Неизбежно грядет новая Гонка вооружений и победит в ней тот, кто будет вкладывать средства в наиболее эффективные виды оружия.

Сравнение стоимости авианосцев и ракетно-космических систем противодействия
Морская космическая система разведки и целеуказания
Сравнение стоимости авианосцев и ракетно-космических систем противодействия

Одним из условий, обеспечившим успешное наступление немецкой армии летом 1941 года, стал тот факт, что Вермахт на десятилетие превосходил Красную Армию по качеству армейской разведки, системам наведения, связи и управления войсками. Советское руководство вовремя выучило жестокий урок – уже при планировании поставок по Ленд-лизу, много внимания было уделено повышению качества управления Красной Армией. В результате РККА получила 177900 телефонных аппаратов и 2 миллиона километров полевого телефонного кабеля. Благодаря поставкам 400-ваттных радиостанций были полностью обеспечены связью штабы армий и аэродромы. Всего в годы войны Советский Союз получил 23777 штук армейских радиостанций различной мощности. Для обеспечения надежной связи между Ставкой и крупными городами СССР было получено 200 станций высокочастотного телефонирования. Особо важным направлением стали поставки радиоэлектронных систем обнаружения: всего до 1945 года СССР получил от союзников 2000 радаров различных типов. Справедливости ради стоит отметить, что Советский Союз сумел самостоятельно освоить серийное производство сложнейшей техники – РККА в годы войны получила 775 отечественных РЛС.

Современное военное искусство ставит качественную развединформацию, бесперебойную связь и точное целеуказание в основу любой военной операции. Недавние события в Югославии, Ираке, Ливии продемонстрировали правильность такого подхода – НАТО создает над районом боевых действий своеобразный «информационный купол», внутри которого контролирует все перемещения и переговоры противников, заранее раскрывая их замыслы и выбирая наиболее важные цели. Результат предсказуем: с лица Земли стираются целые государства при единичных потерях со стороны Коалиции. Для обеспечение подобного подхода используются как системы глобальной спутниковой разведки, так и локальные средства, включающие в себя пилотируемые и беспилотные разведывательные летательные аппараты, средства радиотехнической разведки, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения… Отлично налажена обратная связь – в ходе боя приказ из Пентагона в короткое время можно довести вплоть до отдельного солдата.

Столь долгая преамбула понадобилась для того, чтобы вы смогли представить, какую важность представляла для Советского Союза разработка Морской космической системы разведки и целеуказания.

Легенда

В 60-х годах перед отраслевой наукой и промышленностью была поставлена задача создания первой в мире космической всепогодной системы наблюдения за надводными целями на всей акватории Мирового океана с передачей данных непосредственно на наземные или корабельные командные пункты, получившей название «Легенда». Предпосылкой создания МКРЦ стали поиски надежного способа целеуказания и наведения крылатых ракет на американские авианосные ударные группы, являющиеся в те годы основным противником советского ВМФ. АУГ, сами по себе являясь мощным ударным средством, сочетающим глубоко эшелонированную ПВО и ПЛО, могли перемещаться за сутки на 600 морских миль (более 1000 км), что делало их исключительно сложной целью. Наличие в составе АУГ многочисленного эскорта и ложного ордера дополнительно ставило перед нашими моряками проблему селекции целей. В итоге получалась комплексная задача с несколькими неизвестными, которую не удавалось решить привычными методами.

Несмотря на наличие в составе ВМФ СССР подводных лодок (АПЛ пр. 675, пр. 661 «Анчар», ДПЛ пр. 671), ракетных крейсеров, береговых комплексов ПКР, многочисленного флота ракетных катеров, а также многочисленных комплексов ПКР П-6, П-35, П-70, П-500, не было никакой уверенности в гарантированном поражении АУГ, в случае возникновения подобной задачи. Специальные боевые части исправить положение не могли – проблема была в надежном загоризонтном обнаружении целей, их селекции и обеспечении точного целеуказания для подлетающих крылатых ракет. Использование авиации для наведения ПКР проблему не решало: корабельный вертолет имел ограниченные возможности, более того был предельно уязвим для палубной авиации вероятного противника. Разведчик Ту-95РЦ, несмотря на отличные задатки, был малоэффективен – самолету требовались многие часы для прибытия в заданный район Мирового океана, и вновь разведчик становился легкой мишенью для палубных перехватчиков. Такой неизбежный фактор, как погодные условия, окончательно подрывал доверие советских военных к предложенной системе целеуказания на основе вертолета и самолета-разведчика. Выход был только один – вести наблюдение за обстановкой в Мировом океане из ледяной бездны космического пространства.

К работе над амбициозным проектом были привлечены крупнейшие научные центры и конструкторские коллективы страны, в частности, Физико-энергетический институт и Институт атомной энергии им. И.В. Курчатова. Расчеты параметров орбит и взаимное расположение космических аппаратов были выполнены при непосредственном участии академика М.В. Келдыша. Головной организацией, отвечающей за создание МКРЦ, было назначено Конструкторское бюро В.Н. Челомея. За разработку ядерной бортовой энергетической установки для космических аппаратов взялся коллектив ОКБ-670 (НПО “Красная Звезда”).

В начале 1970 года завод “Арсенал” (г. Ленинград) приступил к производству опытных образцов космических аппаратов. Летно-конструкторские испытания КА радиолокационной разведки начались в 1973 году, а спутника радиотехнической разведки — годом позже. КА радиолокационной разведки был принят на вооружение в 1975 году, а комплекс в полном составе (с КА радиотехнической разведки) чуть позже — в 1978. В 1983 году был принят на вооружение последний компонент системы – сверхзвуковая противокорабельная ракета П-700 «Гранит».

В 1982 году выпал отличный шанс проверить МКРЦ в действии. Во время Фолклендской войны данные с космических спутников позволили командованию советского ВМФ отслеживать оперативно-тактическую обстановку в Южной Атлантике, точно просчитывать действия британского флота и даже с точностью до нескольких часов спрогнозировать время и место высадки на Фолклендах английского десанта.

Технические аспекты программы

Технически МКРЦ представляет собой совокупность двух типов космических аппаратов и корабельных пунктов приема информации непосредственно с орбиты, обеспечивающие ее обработку и выдачу целеуказания ракетному оружию.

Сравнение стоимости авианосцев и ракетно-космических систем противодействия

Первый тип спутника УС-П (Управляемый Спутник – Пассивный, индекс ГРАУ 17Ф17), представляет собой комплекс радиотехнической разведки, созданный для обнаружения и пеленгации объектов, имеющих электромагнитное излучение. Космический аппарат имеет высокоточную трехосную систему ориентации и стабилизации в пространстве. Источник питания – солнечная батарея, в сочетании с химическим аккумулятором. Многофункциональная жидкостная ракетная установка обеспечивает стабилизацию космического аппарата и коррекцию высоты его орбиты. Для вывода КА на околоземную орбиту используется ракета-носитель “Циклон”. Масса космического аппарата — 3300 кг, среднее значение высоты рабочей орбиты — 400 км, наклонение орбиты — 65°.

Сравнение стоимости авианосцев и ракетно-космических систем противодействия
Эскиз УС-А

Второй тип спутника УС-А (Управляемый Спутник – Активный, индекс ГРАУ 17Ф16) оснащался РЛС двухстороннего бокового обзора, обеспечивающей всепогодное и всесуточное обнаружение надводных целей. Низкая рабочая орбита (что исключало использование громоздких солнечных панелей) и потребность в мощном и бесперебойном источнике энергии (солнечные батареи не могли работать на теневой стороне Земли) определили тип бортового источника питания – ядерный реактор БЭС-5 «Бук», тепловой мощностью 100 кВт (электрическая мощность – 3 кВт, расчетное время работы — 1080 часов).

Масса космического аппарата более 4 тонн, из которых 1250 кг приходилось на реактор. УС-А имел цилиндрическую форму длиной 10 метров и диаметром 1,3 метра. С одной строны корпуса располагался реактор, с другой — радиолокатор. Реактор имел защиту только со стороны РЛС, поэтому адский спутник являлся постоянным источником радиации. После завершения срока работы, специальный разгонный блок выводил реактор на «орбиту захоронения» на высоте 750…1000 км от поверхности Земли, оставшаяся часть спутника сгорала при падении в атмосфере. По расчётам, время нахождения объектов на таких орбитах составляет не менее 250 лет.

Русская Рулетка

18 сентября 1977 года с Байконура был успешно запущен космический аппарат «Космос-954», являющийся не чем иным, как активным спутником МКРЦ «Легенда». Параметры орбиты: перигей – 259 км, апогей — 277 км, наклонение орбиты – 65 градусов.

Целый месяц «Космос-954» бдительно нес вахту на космической орбите, в паре со свои близнецом «Космос-252». 28 октября 1977 года спутник внезапно перестал контролироваться наземными службами управления. Причина до сих пор осталось невыясненной, вероятнее всего произошел сбой в программном обеспечении корректирующей двигательной установки. Все попытки соорентировать спутник к успеху не привели. Вывести его на «орбиту захоронения» тоже не удалось.

В начале января 1978 года произошла разгерметизация приборного отсека космического аппарата, «Космос-954» полностью вышел из строя и перестал отвечать на запросы с Земли. Началось неконтролируемое снижение спутника с ядерным реактором на борту.

Западный мир с ужасом смотрел в темное ночное небо, ожидая увидеть падающую звезду смерти. Еще в ноябре Объединенное командование ПВО Североамериканского континента NORAD сделало заявление, что советский космический аппарат сбился с орбиты и представляет собой потенциальную угрозу ввиду возможного падения на Землю. В январе 1978 мировые таблоиды вышли с заголовками «Советский спутник-шпион с ядерным реактором на борту находится на орбите без управления и продолжает снижаться». Все обсуждали: когда и где упадёт летающий реактор. «Русская рулетка» началась.

Сравнение стоимости авианосцев и ракетно-космических систем противодействия
Схема реактора КА "Космос-954"

Ранним утром 24 января «Космос-954» разрушился над территорией Канады, засыпав радиоактивными обломками провинцию Альберта.

Началась поисковая операция «Утренний свет» (в честь столь яркого завершения карьеры спутника). Первый объект, представляющий собой остаток активной зоны реактора, был найден 26 января. Всего канадцы нашли более 100 фрагментов общей массой 65 кг в виде стержней, дисков, трубок и более мелких деталей, радиоактивность которых была до 200 рентген/час.

К счастью для канадцев, Альберта является северной малонаселенной провинцией, никто из местного населения не пострадал.

Разумеется, случился международный скандал, громче всех кричали американцы, СССР заплатил символическую компенсацию и в течение 3-х последующих лет отказывался от запусков УС-А, совершенствуя конструкцию спутника.

Тем не менее, в 1982 году повторилась аналогичная авария на борту спутника «Космос-1402». На этот раз космический аппарат благополучно утонул в волнах Атлантики. По заключению специалистов, если бы падение началось на 20 минут раньше – «Космос-1402» приземлился бы на территории Швейцарии.

К счастью, больше серьезных аварий с «русскими летающими реакторами» зафиксировано не было. В случае нештатных ситуаций, реакторы отделялись и без происшествий переводились на «орбиту захоронения».

Итоги программы

Всего по программе «Морская космическая система разведки и целеуказания» было выполнено 39 запусков (включая испытательные) спутников радиолокационной разведки УС-А с ядерными реакторами на борту, из них 27 успешных. Конечно, многочисленные новые, еще не апробированные, часто слишком инновационные решения при создании этой техники не могли не сказаться на надежности космических аппаратов. Тем не менее, УС-А в 80-х годах надёжно контролировал надводную обстановку в Мировом океане. Последний запуск космического аппарата такого типа состоялся 14 марта 1988 года.

В настоящий момент в составе космической группировки Российской Федерации находятся только спутники радиотехнической разведки УС-П. Последний из них — «Космос-2421» был запущен 25 июня 2006 года. Согласно официальной информации, на борту возникли небольшие неполадки из-за неполного раскрытия солнечных батарей. Дальше история с «Космосом-2421» стала источником американской клеветы. Несмотря на многочисленные заявления российской стороны, что с космическим аппаратом все в порядке, он находится на штатной орбите и с ним поддерживается связь, представители NORAD утверждают, что 14 марта 2007 года «Космос-2421» прекратил существование и разрушился на 300 фрагментов.

Один из спутников УС-П, «Космос-2326», помимо специфических задач в интересах безопасности страны, выполнял сугубо мирную функцию – с помощью модуля «Конус-А» он исследовал космические гамма-всплески.

В целом, МКРЦ «Легенда» стала одной из визитных карточек советской космонавтики. Многие из ее компонентов до сих пор не имеют аналогов в мире. А самое главное, в отличии от всех разрекламированных программ СОИ, она была принята на вооружение.

Сравнение стоимости авианосцев и ракетно-космических систем противодействия
Соборка нового космического аппарата УС-П

Автор Олег Капцов

Автор: X0MYT, источник
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 5
IRC: 7
Jabber: 0
( состояние на 01:58 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет