Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Улица Всехсвятская (Дерендяева)

Протоиерей Александр Балыбердин
Первая публикация статьи на сайте «Наша Вятка» в 2004 г

Икона Всех Святых

Несмотря на небольшие размеры и скромную застройку, в современном городе эта улица, тем не менее, занимает особое положение, так как именно к ней обращены фасадом главные окна области – окна губернаторского кабинета. Приемная губернатора редко бывает пустой, и люди здесь собираются, как мы понимаем, непростые. Ожидая приема у первого лица, перелистав газеты на журнальном столике, гости подходят к окну приемной, но их взгляд, скользнув по улице Дерендяева (Всехсвятской), устремляется по убегающей в бесконечные вятские дали улице Московской все дальше и дальше – на Запад, к Москве, столице. Окна приемной расположены слишком высоко, чтобы видеть из них улицу напротив. Наверное, так и должно быть: дело губернатора – стратегия, планы и перспективы. И все же было бы интересно узнать, на какую улицу выходят твои окна? как она называлась? чье имя носит сегодня? куда ведет горожан?

Ведь и у губернатора бывает свободной минута – другая. Встанет, подойдет к книжной полке, возьмет в руки томик «Энциклопедии земли Вятской». Кто такой Дерендяев? Это на букву «Д». Полистает, полистает. «Деньшин, Дербенёв, Деришев, Дернов, снова Дернов, опять Дернов, Дзержинский». А где же наш герой? Дерендяева нет, а улица есть? Интересно! Где же еще поискать? Губернатор возьмет в руки увесистый том Большой Советской энциклопедии. Вот, уж, точно, где хоть полслова, но быть должно! Пролистает... Нет, снова ничего. Удивительно!


Дербенев, Деришев, а Дерендяева нет.
Энциклопедия земли Вятской, том 6, с.127

Уже поздним вечером, дома, губернатор откроет ноутбук, выйдет в Интернет. Не посмотреть ли во всех словарях сразу? Губернатор наберет в поисковике: «Дерендяев?», кликнет по кнопке «Поиск». Интернет ответит: «Ничего нет. Опечатка? Может быть, Вы искали «Берендеев?». Нет, нужен именно Дерендяев! А если попробовать поискать через Яндекс, в котором, как известно, «найдется все»? Один щелчок мыши, и на экране губернаторского ноутбука выскочит ссылка на сайт «Наблюдателя» со статьей Владимира Любимова (www.nabludatel.ru/numers/1997/52/3.htm). Ну, вот и славно! Уже кое-что есть! Однако и здесь – больше вопросов, чем ответов.

Перелопатив вятские архивы, В.Любимов не нашел никаких документов о сосланном в наши края Дерендяеве. И не только он, но даже П.Н.Луппов, составивший в советские годы алфавитный перечень почти 1400 политссыльных, не называет этого имени. Нет его и в метриках Вятского арестантского дома за 1907-1909 среди имен казненных революционеров. Поиски «большевика Дерендяева» в 1918 году также не принесли результата. Впрочем, как пишет В.Любимов, человек с такой фамилией все же отметился в местных полицейских сводках. В ноябре 1906 года вятский суд определил наказание 22 местным эсерам, учинившим в октябре 1905 года на Кикиморской горе перестрелку с солдатами, в ходе которой погибли два солдата и мальчик-дружинник. Среди признанных виновными, был осужден и 15-летний Михаил Дерендяев, которого суд направил в колонию для малолетних преступников. Осужденному удалось бежать из колонии, но в январе 1909 года он был задержан под чужой фамилией Лялин и снова арестован. Известно, что в тюрьме Дерендяев пытался убить себя, приняв чрезмерную дозу морфия. Дальше его следы теряются. Остался ли он жив? Чем занимался после тюрьмы? Под чьим именем жил? Так все же на «улицу имени кого?» выходят окна кабинета вятского губернатора? Ничего, толком, не известно. Одни догадки. Как же могли большевики назвать улицу непонятно чьим именем?

Однако это поспешное и странное переименование вятских улиц осенью 1918 года кажется таковым только на первый взгляд. Чтобы понять его логику, достаточно расстелить перед собой план города – Вятки или Кирова – и соотнести с ним разные этапы переименования.


В центре 3 D карты - главный холм Вятки

Прежде всего, мы увидим, что вся центральная часть старого города, зажатая между Засорным и Раздерихинским оврагами, в те годы занимала один единственный холм с вершиной в районе современного здания Кировского филиала МГЮА (ул. Московская, 30), где в конце XVII века находилась Московская башня Хлыновского посада. В том, что это место является самой высокой точкой старого города, легко убедиться, прогулявшись пешком по ул. Московской от набережной реки Вятки к Театральной площади. В прифронтовой Вятке 1918 года этот главный вятский холм являлся той самой «господствующей высотой», которую необходимо было «взять» и «удержать» любой ценой. В том числе средствами «пропаганды и агитации», которые в умелых руках всегда являются сильным оружием.


Маркс, Энгельс, Ленин. Всегда в таком порядке

Что делают большевики? Они демонстративно отрекаются от всех «старорежимных» названий улиц, и твердо очерчивают главный холм Вятки «Линией № 1» из четырех пересекающихся улиц – «окопов» имени Маркса, Энгельса, Ленина, Дрелевского. Почему именно эти имена? Маркс и Энгельс – руководители рабочей революции в мировом масштабе, Ленин – в масштабе России, а Дрелевский, со дня похорон которого еще не прошло и 40 дней – лидер революции в Вятке. При этом главные подступы к взятой большевиками «высоте» с востока и запада прикрывают еще два «окопа» улицы Троцкого (ныне Большевиков) и Дерендяева, также переименованные 21 сентября 1918 года. Почему вместе с ними не были переименованы соседние Пятницкая (Ст.Халтурина) и Копанская (Герцена), опоясывающие главный городской холм, соответственно, с севера и юга? Ответ там же – на плане Вятки: с этих направлений главный городской холм уже был прикрыт Раздерихинским и Засорным оврагами.

Примечательно, что заданная большевиками последовательность имен и названий улиц – «Маркса, Энгельса, Ленина, Дрелевского» – задает вокруг главной городской «высоты» движение «посолонь» (по часовой стрелке) – в обратную сторону по отношению к общегородскому крестному ходу с Нерукотворным образом Спасителя, который в течение 250 лет ежегодно обходил город «противусолонь» (против часовой стрелки). Причем в тех же границах главного городского холма, который с 1918 года большевики окружили своими улицами – «окопами». Случайно ли это совпадение? Пусть каждый ответит на этот вопрос сам. Только очевидно, что вятские большевики в 1918 году об этом крестном ходе не знать не могли – в 5-ю субботу Великого поста в нем участвовал почти весь город.


Христос - Солнце правды, Свет разума

Большевики также не могли не знать, что направление движения Крестного хода «противусолонь» (против часовой стрелки) в Русской Православной Церкви выбрано не случайно. Священное Писание и церковная традиция часто сравнивают Христа Спасителя с Солнцем. Святой Псалмопевец царь Давид восклицает: «Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия. Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ» (Пс.83, 11-12). Пророк Михей предвидит Рождество Христово: «Явилось Солнце правды, изливающее на всех лучи любви и просвещающее наши души. Ныне Дева родила Иисуса в Вифлееме» (Михей 2, 14). Пророк Малахия утешает верных словами Господа: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Малахия 4, 2). По Евангелию от Иоанна, присутствие Христа в мире — это присутствие света: «Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает, куда идет» (Ин. 13, 35). С другой стороны, свет — это блистание Божией славы, от которого ослеп гонитель христиан Савл и духовно прозрел апостол Павел (Деян. 23, 11). Неслучайно на языке Церкви крещение называется «просвещением». Поэтому движение крестного хода по направлению к солнцу понимается как движение ко Христу – «Солнцу правды» и символизирует желание духовно прозреть, просветить свою жизнь. Так же как движение в обратном направлении символизирует бегство от Христа – «Света разума». В каком направлении с тех пор «кружится» наш город? Делайте выводы сами.

В 1923 году топонимическая концепция вятских большевиков получила дальнейшее развитие: вторая линия улиц, названых в честь местных революционеров, была дополнена именами Герцена и Халтурина, тогда же была создана и третья линия улиц, названных в честь Карла Либкнехта, Розы Люксембург и Джона МакКлина. В результате всех этих переименований главный холм Вятки был превращен, в своего рода, «коммунистический Олимп», опоясанный тремя витками улиц: в верхней части – в честь вождей мировой революции, в средней части – в честь местных революционеров, в нижней части – в честь зарубежных деятелей рабочего движения.


Три линии советских улиц вокруг центра г.Кирова

Возможно, кто-то скажет, что это является просто совпадением, и что большевики вовсе не воспринимали Хлебную (Театральную) площадь, как господствующую над городом «высоту». Но тогда, почему именно здесь в 1940-е годы они построили здание своего Обкома, в 1970 году установили памятник своему вождю В.И.Ленину, и почему в наши дни, собираясь у памятника Ст.Халтурину, несколько раз в год идут колоннами со знаменами и портретами своих вождей все туда же – вверх по Московской, к вершине старого города, словно хотят показать, что он до сих пор принадлежит им?

В конце XVIII века во Франции революционеры захватили и сожгли на Грефской площади мощи святой Женевьевы, а ее недостроенный храм в Латинском квартале Парижа переоборудовали в Пантеон, где погребены философы Вольтер и Руссо, социалист Ж.Жорес, автор «Марсельезы» Руже де Лиль – новые «святые» новой Франции. Логика действий большевиков была такой же. Это особенно ярко видно на примере улицы Дерендяева, бывшей Всехсвятской. Вместо улицы Всех Святых в городе появилась и до сих пор здравствует улица имени «революционера, которого не было». Поистине, «кто был ничем, тот станет всем» или, проще говоря, «из грязи – в князи».

Между тем, прежнее название улицы «Всехсвятская» не только уходит корнями в глубь столетий, но и по праву может считаться одним из символов Вятки, ее гостеприимности и открытости всей России.

Всехсвятская улица впервые появилась на плане Вятки в 1784 году и первоначально соединяла улицы Острожную (МОПРа) и Орловскую, которые тогда являлись северной и южной границами старого города. В 1812 г. ул. Всехсвятская была продолжена на юг – до реки Хлыновки и на север – до ул. Морозовской (Р.Люксембург), соединив два кладбища – Ахтырское (территория областной больницы) и Богословское (территория за ОДНТ и СШ № 48).


Всехсвятская церковь. Рисунок Т.П.Дедовой

История будущей ул. Всехсвятской началась еще в середине 17 века, когда за западной границей Хлынова, на Московской дороге поселилось несколько семей. Из-за высокой плотности деревянной застройки в посаде постоянно возникали пожары, несколько раз Хлынов сгорал до последнего дома, заставляя горожан каждый раз начинать жизнь «с чистого листа». Именно этого и хотели избежать новые жители слободки, которая получила название Всехсвятской - по имени деревянной церкви во имя Всех Святых. Год ее постройки не известен. Поставлена она была на красивом и возвышенном месте – на самом въезде в город с главного Московского тракта. И, если бы не большевики, то стояла бы сегодня перед самым зданием Правительства Кировской области – так, что окна кабинета вятского губернатора смотрели бы именно на этот храм.

В посвящении церкви Всем Святым можно увидеть не только мудрость вятских архиереев, но и радушие самих вятчан. Можно представить, как радовались этому храму гости города, въезжающие в него по Московскому тракту после долгого и опасного путешествия по вятским дорогам, полным не только диких зверей, но и разного разбойного люда. Стоит ли говорить о том, что каждая такая поездка могла стать последней? Конечно, люди тогда не были такими робкими, как мы. И все же в путь без молитвы не отправлялись, а, отправившись, не раз поминали и святого Николу угодника, а также московских, вологодских, костромских, рязанских и других святых – всех, кого знали и почитали в родной стороне. И каждому из них они могли помолиться и поставить свечу во Всехсвятском храме. Возможно, именно этим и объясняется посвящение этого храма Всем Святым.

По переписи 1710 года здесь уже числится слободка «за городом Земляным по Московской дороге у церкви Всех Святых», в которой тогда служили попы Антипий Соломин и Софоний Юферев, диакон Емельян Усольцев и пономарь Петр Антонов. Слободка была небольшой – всего несколько дворов. Но именно это западное направление в будущем оказалось наиболее перспективным для города. В 1723 г., на месте старой деревянной церкви, ее жители поставили новый каменный храм, необычность которого состояла в том, что главный объем здания был «восьмериком от земли» - так обычно строили только деревянные церкви. Сегодня в городе сохранился только один подобный храм – Иоанна Предтечи, построенный на 9 лет раньше каменной Всехсвятской церкви.


Всехсвятская церковь г.Вятки.

В 1768 году с северной стороны Всехсвятского храма прихожане соорудили пристрой, а в нем – теплый придел в честь святого праведного Артемия Веркольского. В 1780-1785 гг. Всехсвятская церковь была перестроена еще раз. По времени, эти работы совпали с учреждением Вятского наместничества и составлением нового регулярного плана города. Московская башня Хлыновского посада к этому времени уже была разобрана, поэтому автор плана избрали в качестве воображаемой оси губернской Вятки линию, соединяющую Всежсвятскую церковь с Троицким кафедральным собором и расположили относительно этой линии все остальные улицы города.

Более двух веков Всехсвятская церковь встречала на въезде всех гостей, прибывающих в Вятку с главного московского направления, в том числе наследника Российского престола Цесаревича Александра (будущего Императора Александра II), вятских губернаторов и архиереев, писателей М.Е.Салтыкова-Щедрина и А.И.Герцена, архитектора А.Л.Витберга и других. Провожала из города братьев Васнецовых, В.М.Бехтерева, А.С.Грина, К.Э.Циолковского. Трудно поверить, чтобы отправляясь в дальний путь, они не зашли под ее своды с молитвой и думой о Вятке.

В начале 20 века прихожане еще раз обновили свой храм – в нем появился придел в честь иконы Божией Матери "Нечаянная Радость", вознеслась в небо новая колокольня. Именно таким мы можем его видеть сегодня. К сожалению, только на старых фотографиях. После последней перестройки он простоял всего четверть века. В 1932 году Всехсвятская церковь была закрыта и вскоре разобрана. Никакой острой необходимости в этом не было – церковное место еще долгие годы пустовало. Была другая «необходимость» - в стране набирал темпы культ личности Сталина, в результате которой у советского народа должен был остаться лишь один «святой». Поверить в это предстояло, прежде всего, молодым. А, значит, ничто не должно было напоминать им о подлинной святости.

Так до сих пор мы и живем. Только не надо забывать, что каждого из нас там, за гранью земного бытия, встретит не Дерендяев, не Маркс и не Ленин, а настоящие святые. Как мы им посмотрим в глаза? Лидер КПРФ Г.А.Зюганов не раз заявлял, что современные коммунисты уважают чувства верующих и всерьез озабочены духовным состоянием общества. Но, если это действительно так, может быть тогда современные коммунисты сами выступят с инициативой вернуть нашей улице имя Всех Святых вместо имени «большевика Дерендяева, которого не было»?


Источник: Страна Вятская
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 7
IRC: 6
Jabber: 0
( состояние на 19:48 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет