Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Начало «Северного потока»: часть 1

От редактора: автора этой статьи я знаю лично. Живет он в Кирове, хорошо знает нашу область. Работал ранее в области охраны природы. Но отсутствие хорошо оплачиваемой работы по специальности, да еще и недавнее рождение ребенка вынуждают ездить на заработки на вахту. Число отработанных им вахт уже стремится к десятку, так что знает не понаслышке, о чем рассказывает.

Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение или просто Бованенковское НГКМ с полным правом можно назвать не только «Мега проектом Газпрома» но и стройкой 2000-х и 2010-х. Абсолютно точно, что так далеко на севере, во всем мире ничего подобного еще не строили.

Не буду забивать цифрами о масштабе строительства голову, скажу только, что одних строителей на этой гигантской стройплощадке трудится более 10 тысяч человек! А количество задействованных единиц техники достигает полутора тысяч! Причем и люди и техника принадлежат разным юридическим лицам, всего здесь работает порядка 20 разных организаций. Буквально вавилонское столпотворение. С учетом вахтового режима работы (а на месторождении работают только вахтой), считая вместе и строителей и буровиков и эксплуатационщиков Газпрома, в обустройстве месторождения непосредственно принимают участие порядка 40 тыс. человек. Они находятся и на Ямале и в Новом Уренгое, Надыме, Москве, Саратове. Ну а если еще и посчитать тех, кто производит поставляемые сюда строительные материалы, оборудование, запчасти, топливо? Тех, кто обслуживает уникальную железную дорогу, вертолетный парк, речной флот. Кто задействован в транспортных схемах поставки грузов, доставке рабочих. При таких подсчетах получается, что на Бованенково работает огромная часть страны, ее заводов, путей сообщения, научных институтов, государственных корпораций. Достаточно сказать, что тротуарную плитку сюда поставляет Кировский ССК, а большинство работников, ходит в сапогах Вахруши Литобувь и сразу становится близок пониманию масштаб осуществляемых работ. Ну и еще – последний пример: только на одном (из трех) заводов установок комплексной подготовки газа (УКПГ) необходимо уложить 400 км(!) электрического кабеля.

Месторождение имеет в поперечнике около 40 км и разделено на зоны. Зона первого газового промысла (ГП), второго и соответственно третьего газового промысла. На 2012 год основные работы ведутся на ГП-1 и ГП-2.

Масштаб только завода ГП-2 УКПГ сопоставим с размерами завода минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината.

На месторождении строится и уже работает аэропорт. Пока он принимает только вертолеты, но в 2013 году, после завершения строительства ВПП сюда будут летать и авиалайнеры. Началось строительство полноценной железнодорожной станции «Карская». Для проживания обслуживающего месторождение персонала построен огромный комфортабельный финский Вахтово-жилищный комплекс на 1100-1300 человек.

Недавно принят в эксплуатацию шикарный гостиничный комплекс на 60 мест, в том числе с VIP номерами. Есть водопроводные очистные сооружения, канализационные очистные сооружения и КОС-600, КОС 100 и КОС 150. Практически построена База Бурения, где есть гигантский топливный парк, ангары для техники, общежития и административные корпуса. Ну и конечно же объекты газовой инфраструктуры перечислять которые можно долго.

Жизнь эксплуатационщиков и буровиков Газпрома сильно отличается от жизни строителей. Это и уровень комфорта проживания, и виды выполняемых работ. Поскольку нам более интересен быт строителей, дальше речь будем вести в основном о них. Самым крупным, имеющим около 85% объемов строительства и находящихся на месторождении людей, является «Стройгазконсалтинг». В частности, его подразделение «Стройгазконсалтинг Север» или сокращенно СГК. В консалтинг входят сразу 4 предприятия.

Как я уже говорил, и сейчас Бованенково – это целая колония за полярным кругом. И даже я бы сказал, колония на другой планете. Можно считать это оправданным хотя бы потому, что хотя и Бованенково находится на полуострове, «Землей» считаются только далекие города с развитой инфраструктурой, такие как Салехард, Новый Уренгой, Воркута. Все они находятся отсюда за 400 и более км. Существует четкая градация «на Бованенково» и на «Земле». Часто такое слышишь в разговорах:

– Когда контейнер придет?

– Да вчера с Земли звонили, сказали, что со дня на день.

Так что Бованенково – это, что-то типа инопланетной колонии. Колонии со своими пожарными, полицией, медико-санитарной частью, автопарком, воздушным, речным флотом, железной дорогой.

Сравнение с внеземным поселением тоже не случайно – попасть на Бованенково, кроме как работая на нем, практически невозможно. Пассажирские поезда, которые сюда ходят, целиком выкупаются СГК. Вертолеты тоже перевозят только строителей и Газпромовцев. Пассажирского водного сообщения здесь нет. Автомобильный зимник на «Землю» открывается поздно, и из-за низкой его пропускной способности пробраться сюда даже на крутом джипе нереально. В 2007 сюда доезжали земляне, но сейчас зимником пользуются не с такой интенсивностью, он не настолько накатан и по нему нет такого движения. Просто в зимнике уже нет такой необходимости – есть железная дорога и речной порт.

Так что покинуть месторождение просто потому, что «надоело» или «достали» не получится. Для этого надо сильно проштрафится. Ну, например – напиться, не выйти на работу, или учинить какую-нибудь аварию. Во всех остальных случаях только по расписанию вахт. Конечно, руководство таким количеством людей осуществляется по организациям. Везде свой подход к учету убывших и прибывших. Есть особая специальность – диспетчер. Диспетчера ведут учет кто вылетает, прилетает, кто где заселяется, кто болен. В СГК наиболее современная система учета – вахтовые удостоверения с микрочипами личных данных. В зале прибывающих и убывающих с вахты (развахтовке) и в столовой установлены турникеты с считывателями, подключенными к бухгалтерской системе 1С. Сразу автоматически происходит учет, когда прилетел, когда улетел, сколько раз был в столовой. Конечно, пока эту систему дублируют и люди, и маловероятно, что она будет автоматической полностью. Просто кто-то теряет этот чип, кого-то снимают вдруг с вертолета. Да и по требованиям законодательства табеля все равно составляют на основе других данных, их просто потом автоматически сверяют с реальным нахождением человека. Ведь уследить за 14 тысячами человек, вахтующихся раз в полтора месяца без этих систем очень сложно. В других подрядных организациях несколько проще – там количество личного состава меньше в разы и руководство знает своих людей в лицо.

Авиакомпании, осуществляющие перевозку людей, у подрядчиков бывают разные. Строителей в основном перевозит «Газпромавиа», механизаторов «Ютейр», залетает иногда «Комиавиа», «Ямал». Рабочей лошадкой Бованенковских авиалиний является Ми-8 и его последующие модернизации. Вертолеты «Газпромавиа», наверное, самые новые, на них регулярно проводят капитальные ремонты. Да и парк Ми-17(самой глубокой и современной модернизации Ми-8) у этой авиакомпании большой. Перевозчики чаще всего используют универсальную транспортно-пассажирскую комплектацию вертолета. На боковых скамейках лицом друг к другу усаживаются 22 пассажира, а в центр салона укладываются сумки с личными вещами. У вахтовиков сумки обычно очень большие и тяжелые, и их много. Поэтому в пассажирскую модификацию – с откидными самолетными креслами в несколько рядов (32 пассажирских места) такое количество поклажи просто некуда втиснуть. Соответственно и уровень комфорта в «грузовой» совсем другой. Кроме кресел в ней хуже звукоизоляция и после 3 часов полета, если у тебя нет с собой беруш или «вакуумных наушников», голова раскалывается от боли.

Перед посадкой в вертолет тебя обязательно осмотрят на предмет алкогольного опьянения, обязателен также досмотр вещей, провозимых на месторождение. Ищут алкоголь, рыболовные, охотничьи снасти, оружие.

Довольно часто слышал рассказы с других месторождений заполярья о том, что якобы пилоты летают пьяные, потому что техника старая. Здесь такого нет. Пилоты и бортмеханик «Газпромавиа» и «Ютейр» всегда трезвые, побритые, бодрые. Из-под темно-синих свитеров всегда выглядывает воротник чистой белой рубашки, летом они летают просто в форменных белых рубашках. В случае сомнений в погодных условиях ни один вертолет не поднимется в небо (даже при условии, что Ми-17 считается всепогодной и всесуточной машиной).

Второй способ доставки строителей – это поезд. Он стал ходить совсем недавно. Маршрут следования УФА-Москва-Воркута-Бованенково. Обычно он сразу покупается СГК и вахтовики сами садятся в него по пути следования. Поезд по Ямалу идет очень медленно. Четыреста километров за сутки. Как говорится «можно выйти покурить на обочину и успеть сесть в последний вагон». По факту конечно станций среди тундры нет. Двери поезда открываются только на Обской, перед Салехардом.

После прибытия на месторождение, а при авиаперелете еще и до него, все работники проходят алкогольное освидетельствование. Оно проводится специальным медицинским работником, который вооружен алкотестером. При обнаружении алкоголя в выдыхаемом воздухе такой незадачливый работник сразу отправляется домой (иногда на этом же вертолете) и выгоняется с работы. Вообще, с употреблением алкоголя строго. У СГК есть специальная служба внутренней безопасности - инспектора по охране порядка. Они дежурят в вагон-городках, на вертолетках, в развахтовке. Поэтому драки явление не такое распространенное, как может показаться, когда думаешь о 8 тысячах здоровых мужиков - строителей, тертых жизнью и северным ветром, вынужденных жить в тесных вагончиках по 8 человек (двухъярусные койки) без женского общества месяцами. Да и пьянки тоже не распространены. Зная, что тебя могут уволить, на такое решаются только самые отъявленные. Алкоголь на самом месторождении купить не просто. На «черном» рынке бутылка «Зеленой марки» стоит 500 руб, а за литровую можно отдать и 1000. Аборигены – ханты правда иногда привозят спирт, но его очень редко кто решается употреблять.

На месторождении есть магазины. В первую очередь это, конечно, Газпромовский, но в него строителей не пускают и после многочисленных просьб строителям открыли свой магазин, ему еще нет года. В магазинах, разумеется, ни водку, ни пиво не продают. Только печенье, сахар, сгущенку, конфеты, чай ну там мыло, порошок стиральный.

Вот с бытовыми условиями конечно немного сложнее. Газпромовцы и часть инженеров, строителей живут в вахтовом жилом комплексе. Для человека, работающего в «Газпром добыча Надым» в комплексе есть отличная столовая, спортзал, зимний сад, комната психологической разгрузки, и даже солевая комната. В спортзале установлены хорошие тренажеры, есть столы для настольного тенниса, бильярд. А помещение общественного блока, его фойе с 10 метровыми потолками…

По сравнению с темнотой зимней Ямальской ночи или вагончиками строителей кажется ты просто попал на небеса. Так велик контраст с таким количеством светлого, теплого воздуха. Столько света, простора! Глаза, отвыкнув от зеленого цвета, сразу замечают сочные растения зимнего сада. Тут действительно кружится голова, и сердце переполняет восторгом. Но, к сожалению, это все только для сотрудников корпорации. Обычный строитель или водитель сюда может попасть только в качестве больного, как посетитель медсанчасти.

Строители и механизаторы живут в вагончиках, которые составлены в вагон-городки. В вагон-городке может быть и 40 и 240 вагонов.

Всего вагон-городков около 15. У разных организаций бывают и свои и общие городки. Вагончики или каких правильно называют вагон-дома встречаются разных модификаций. Но, как ни странно, большинство их все же изготавливается из горящих и выделяющих токсические вещества при горении материалов. Случаи возгорания вагон-домов хоть, к счастью и являются редкостью, но случаются. Бывают и со смертельным исходом. Причина возгораний - нарушение пожарной безопасности самими жильцами. Все вагончики оборудованы системами пожарной сигнализации, но она срабатывает, если курить внутри вагона, поэтому часто сигнализацию намеренно выводят из строя. Регулярно проводятся проверки всех вагон-домов. Как на санитарное состояние, так и по нарушению пожарной безопасности. В случаях выявления нарушений идут жесткие штрафы внутри самих организаций. Особенно этим отличается СГК, зато в их городках и при таком количестве проживающих поддерживается удивительный порядок.

Вагон-дома чаще всего 8-и местные. Инженеры (ИТР) иногда живут в 4-х местных. В 8-и местном вагон-доме из удобств только умывальник. В 4-х местных есть еще и маленькая душевая кабинка. Но места как в тех, так и в других очень мало. При условии, что с собой привозят вещи, одежду; что необходимо сушить рабочую одежду, свободного места очень мало. После проживания в таких условиях 45-60 дней, вагонное купе покажется верхом комфорта.

Туалет для большинства проживающих в вагон-городках СГК находится на улице. Туалеты, хоть и отапливаются, но представляют из себя коробки на 6-10 кабинок с обычными дырками в полу, поставленные на выгреба. Ни холодной, ни горячей воды в них нет. В этом плане только удивляешься мужеству женщин, численность которых хоть и небольшая (в основном это повара), но на месторождении они есть. Расстояние от вагончика до туалета может составлять и 200, и 400 метров. Причем их надо преодолеть нередко по сильной пурге или морозу.

С баней в СГК тоже не все гладко. Количество строителей постоянно увеличивается. Конечно, ведь Европа буквально замерзает и просит увеличить поставки газа. А инфраструктура городков не всегда поспевает за такими изменениями, вот и приходится проявлять чудеса изобретательности. Каждое СМУ (строительно-монтажное управление) как может, строит свои бани из строительных отходов. Имеющиеся общие бани городков не всегда справляются с наплывом желающих. И на саму помывку приходится минут по 15-20, и вода не всегда горячая. Да и очередность бывает такая, что попадаешь в баню раз в неделю, и даже иногда реже. Такая ситуация характерна в основном для СГК, у ЯСГД (Кировской организации - Ямалстройгаздобыча) и у Мостостроя 12 бытовые условия лучше, но объемы их строительства не велики, как и количество их работников.

Постираться тоже проблема – в вагон-домах для этого просто нет условий. Вода в умывальник приносится в ведрах, в вагончике мало места, а на улице минус 19 и метель. Чаще всего умудряются стираться в бане, или привозят много смен белья. Но для постельного белья существуют прачечные, тоже смонтированные на базе вагон-дома. Наверное, проектом обустройство предусмотрено, что эти прачечные будут обстирывать и рабочих, но по факту они просто не в состоянии это сделать.

Зато питание у строителей СГК находится на уровне. Рабочие и ИТР питаются в отличных столовых. Раздача для ИТР и рабочих разные, но готовят и тем и другим в одном котле. На рабочих раздачах довольно распространенное явление очереди, в которых можно простоять и 20 и 40 минут.

Отличных, на уровне стройплощадки, где-нибудь в центральной части Европейской России. Часть, правда, тоже представляют из себя вагон-дома котлопункты. Но есть и большие столовые на 400-600 посадочных мест. Качество питания хорошее и пусть нет такого выбора блюд как в Газпромовской столовой, питание осуществляется бесплатно по талонам организации. Вернее, за питание вычитают потом с зарплаты, но всего по 100 руб/день. Желающие могут питаться и за наличный расчет – в столовой ЯСГД. За качеством питания следит специальный врач. При составлении меню по возможности учитываются и религиозные пожелания. Например, когда подают свинину, бывает резервное блюдо из говядины.

На завтрак каша (манная, пшенная, кукурузная), булочка, масло, сыр, чай. На обед первое - суп (гороховый, с рыбой, борщ); второе – котлета или мясо с гарниром (пюре, рожки, каша), компот. Ну и ужин - котлета или мясо с гарниром (пюре, рожки, каша), салат (зимний, из морской капусты, винегрет), чай. Объем порций нормальный и хлеб в неограниченном количестве. Чаще всего на несколько человек еще берут буханку, на чай в вагончике перед сном. Хлеб хороший, чаще белый, выпекаемый в собственных пекарнях. Кроме столовых у СГК есть еще кафе для руководства стройки, в нем питаются только начальники строительных участков и СМУ.

Необходимо добавить, что на месторождении у некоторых строительных организаций вообще может не быть столовых и бань. Так, есть фирма из Харькова, рабочие которой носят пищу с кухни в свои дома по улице в тарелках. Конечно в любую погоду и в проливной дождь и в сильный буран. Да и санитарное состояние и посуды и жилых помещений оставляет желать лучшего. Есть геологоразведочные партии, которые вообще питаются сухим пайком, правда их совсем мало.

По спецодежде – лучше всего экипирован, конечно, Газпром. И зимняя одежда у них теплее и качественнее, и демисезонная неплохая. Неплохая спецодежда у СГК, правда, немного разная для работяг и ИТР. Конечно, никакого термобелья, современных мембранных тканей: все зимние куртки довольно тонкие, не рассчитанные на постоянное пребывание на морозе и ветре. Для повседневной носки сейчас есть гораздо лучшие варианты. Так что многие ходят в своей одежде, из мембранных материалов и флиса. Но своя одежда запрещена, если на ней нет световозвращающих полос, которые крайне актуальны в условиях полярной ночи, плохой видимости и метели. Человека можно четко опознать за 500-600 метров.

Опять-таки, есть и такие организации, работники которых ходят в чем попало. И в фуфайках, и в тулупах, и в коротких городских куртках. Таких людей заметить в сильную метель на дороге очень сложно. Они как призраки выплывают под самими колесами автомашин уже в свете фар.

Продолжение - завтра.

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 5
IRC: 4
Jabber: 14
( состояние на 14:34 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет