Черняков Наум Семёнович

Т-4 на Западе называли "Русское чудо"

1915 г. — 21 января 1998 г.
Известно о нем по прежнему очень мало — гриф "совершенно секретно" с его работ всё еще не снят... хотя снято два фильма, основанных на отрывках открытой информации.
Биография
Внук раввина. В 1939 году окончил Московский авиационный институт. По распределению попал инженером-конструктором в ОКБ-301 Главного управления авиационной промышленности. Внёс вклад в конструирование истребителя И-301/ЛаГГ-1/ЛаГГ-3. В 1941 г. вместе с С.А.Лавочкиным перешёл в КБ завода №21. С 1946 года — заместитель главного (с 1957 г. — генерального) конструктора Лавочкина; с 1957 г. — главный конструктор. В 1960–61 гг. Черняков был заместителем генерального конструктора, академика В. Челомея. В 1961–95 гг. — заместитель генерального конструктора на секретном военном заводе «Кулон», в конструкторском бюро П. Сухого. В 1962 г. Чернякову была присвоена ученая степень доктора технических наук, а в 1966 г. — звание профессора.
Проекты
Составной беспилотный летательный аппарат «Буря»

Дата изобретения: 1958 г
Буря (Изделие «350», В-350, Ла-350) — первая в мире сверхзвуковая двухступенчатая межконтинентальная крылатая ракета наземного базирования, разработанная в середине 1950-х годов в СССР в ОКБ-301 под руководством Лавочкина С. А. Ввиду занятости ОКБ-1 НИИ-88 работами по созданию и развитию боевых ракет Р-5 и Р-7 после выхода Постановления Совета Министров СССР от 20 мая 1954 года тематику по крылатым ракетам дальнего действия передали в Министерство авиационной промышленности. К работам были привлечены ОКБ-301 главного конструктора С.А.Лавочкина и ОКБ-23 главного конструктора В.М. Мясищева.
Главным конструктором крылатой ракеты «Буря» у Лавочкина был назначен Наум Семенович Черняков (позднее был главным конструктором Т-4 ОКБ П.О.Сухого). Среди наиболее важных и сложных технических проблем, решенных в процессе подготовки «Бури» и «Бурана», можно отметить создание для них СПВРД и астронавигационной системы (ее разработал филиал НИИ-1, руководимый Рубеном Чачикяном). Кроме того, на этих ракетах впервые нашел применение новый тогда для советского ракетостроения материал — титан. Этот металл, способный сохранять высокие механические свойства при значительных температурах, оказался незаменим в условиях длительного полета на больших сверхзвуковых скоростях.
Эскизный проект «Бури» был выполнен в августе 1954 года. Как и предлагал Королев, ракета была составной (двухступенчатой). После рассмотрения заказчиком эскизный проект ракеты был доработан в 1955 году, вес боевого заряда увеличили с 2,1 до 2,35 тонны. Это повлекло за собой изменения в конструкции и, соответственно, отразилось на сроках подготовки машины «350». Вес МКР несколько увеличился (стартовый вес достиг 95 000 кг, вес маршевой ступени — 33000 кг). Для первой ступени ракеты «Буря» в ОКБ-2 главного конструктора А.М.Исаева с 1954 года разрабатывался четырехкамерный ракетный двигатель С2.1100 с турбонасосной системой подачи топлива.
После разгона, когда скорость полета достигала нужного значения, СПВРД выходил на режим полной тяги, и на высоте 17500 метров производилась расцепка ускорителей с маршевой ступенью. После этого полет корректировался с помощью системы автоматического астронавигационного управления типа «Земля». Система была рассчитана на дальность 8000 километров.
«Буря» летела с постоянной скоростью, соответствующей М=3,1-3,2. При подходе к цели ракета должна была совершить противозенитный маневр, подняться на высоту 25 километров и оттуда резко спикировать на цель, и на этом режиме происходило сбрасывание головного конуса с боезарядом.
Сверхзвуковой ударно-разведывательный самолет Т-4 («100»)

Всегда считалось, что самые быстрые самолеты в мире – это истребители, способные обогнать звук в 2 раза. Сорок лет назад в СССР была построена машина, за которой не могли угнаться истребители: она обгоняла звук в 3 раза! По сей день у нас нет такого самолета. В секретных документах его называли «Изделие 100» или просто «Сотка». До сих пор остается тайной, почему был снят с вооружения сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Т-4, который на Западе называли «Русским чудом».
Фильм о легендарной "Сотке".
Тактико-технические характеристики самолета:
Размах крыльев — 22,0 м
Длина — 44,0 м
Высота — 11,2 м
Площадь крыла — 295,7 кв.м
Масса, кг
— пустого самолета — 55600
— нормальная взлетная — 114000 кг
— максимальная взлетная — 135000 кг
Тип двигателя — 4 х РД36-41
Тяга — 4 х 16000 кгс
Максимальная скорость — 3200 км/ч
Крейсерская скорость — 3000 км/ч
Дальность полета — 7000 км
Разбег — 950-1050 м
Пробег — 800-900 м
Практический потолок — 18000 м
Экипаж — 2 чел
Т-4МС («200»)

Год: 1972

Оперативно-тактический разведывательный БПЛА «Коршун»

Комплекс был похоронен перестройкой, конверсией и реформами. Беспилотники оказались никому не нужны...
