Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Колокольный промысел Вятского края

О колокольном звоне, русской тройке и почтовой службе

Колокольный звон всегда считался оберегом от различных бед, неурядиц и напастей. И, несмотря на то, что сегодня на наших дорогах  уже не встретишь почтовых троек, не увидишь ямщика, колокольные перезвоны нет-нет да раздадутся с проехжающих мимо машин, и мы с улыбкой провожаем эти нарядные кортежи - свадьба!

А ведь еще 100 лет назад  звон колокольцов под лошадиной дугой был привычным делом для российких просторов -   с развитием почтовой службы в России возникла необходимость в малом - ямском поддужном колокольчике, который в качестве сигнала, вытеснил рожок, оставшийся лишь эмблемой почты.

В 1836 году правительство Российской империи издало указ, где говорилось. 'Воспретить употребление колокольчиков всем тем, которые едут на собственных или вольнонаёмных лошадях, предоставив оные одной почтовой гоньбе и чиновникам земской полиции, следующим по обязанностям службы'. Однако этот запрет часто нарушался, какой же праздник обходился без катания на тройках с колокольчиком и бубенцами, будь то Масленица или свадьба!

И здесь стоит отметить еще одно, чисто российское явление - русская тройка. В конце XIII века с развитием почтовой службы появилась необходимость в расширении российских дорог.Первой из 'образцовых' была регулярная линия между Петербургом и Нарвой. В 1770 году было составлено 'Расписание в какое время по скольку почтовых лошадей в упряжке брать проезжающим по нарвской дороге по ново учрежденной почтовой ставке'. В 'Расписании' говорилось, что зимой с 1 декабря по 15 марта, летом с 15 мая по 15 сентября одному или двум проезжим полагалось впрягать в почтовые кибитки две лошади, троим проезжим -три.

В остальное время года путешественнику полагалось 2 лошади, двум-3, трём-4. До этого, ни в одном официальном акте, не говорилось об упряжке в три лошади. Вскоре родилась знаменитая русская тройка - ямщики стали запрягать лошадей не цугом ("гуськом"), как в Европе, а вряд - в центре коренная, и две пристяжных по бокам.

Об обычаях при отливке колокола

Отливка колокола сопровождалась особой церемонией. Хозяин завода до начала литья приносил в мастерскую икону, зажигал перед нею свечи. Хозяин сам читал вслух особую молитву, а мастера и рабочие ее повторяли. После этого все двери затворялись, и хозяин давал знак начинать дело. Несколько рабочих пробивали в плавильной печи отверстие пода, откуда тотчас же огненным ключом вырывалась расплавленная медь. Она должна литься ровно, исподволь, по мере ее вливания в форму, и не переполняя желоба; в противном случае, она тотчас же выступает из него и половина ее выльется на землю, а если ее не достанет хоть на половину ушей колокола - вся работа пропадает и колокол надо вновь переливать.

При литье колоколов, обыкновенно, литейщики распускали какой-нибудь самый нелепый слух. На эти колокольные рассказы, известные под именем "литье колоколов", не раз полиция обращала внимание и брала с заводчиков подписки и делала им строгие внушения. Но с литьем колокола этот освященный веками обычай снова восставал в самой нелепой форме. Так из таких, разблаговещанных рассказов в Москве обратил всеобщее внимание один, о котором упоминает А. П. Милюков в своих воспоминаниях:

"Однажды на Покровке венчали свадьбу, и когда священник повел жениха и невесту вокруг налоя, брачные венцы сорвались у них с головы, вылетели из окон церковного купола и опустились под наружные кресты, утвержденные на главах церкви и колокольни. Слух этот настолько был силен в Москве, что к церкви съезжались экипажи в таком количестве, что проходу не было. Нежные сердца к этому добавляли, что жених и невеста были родные брат и сестра и что они этого не знали и что только чудо не допустило до греховного брака".

После отливки колокол оставляется в земле иногда несколько дней, до тех пор пока совершенно остынет. После того как колокол остынет, его отрывают осторожно, снимают с него, или лучше разбивают, кожух и переносят в точильню. Там его обтачивают точилами, - и вся работа колокольно-литейного дела кончена. Когда колокол совсем готов, призывается священник для "чина освящения кампана". В молитве, читаемой при освящении колоколов, церковь молит о ниспослании особенной благодати, вливающей в кампан силу, "яко услышавше вернии рабы глас звука его - в благочестии и вере укрепятся и мужественно всем дьявольским наветам сопротиво станут... да утолятся же и утишатся и престанут нападающий бури ветряныя, грады же и вихри и громы страшные и молнии злорастворения и вредныя воздухи гласом его и проч."

О вятских мастерах

Главными колокололитейными центрами России в XYIII - XIX веков были новгородский Валдай, нижегородский Пурех и вятский Слободской.

Первый колокольный завод в Слободском, притом один из первых в России, основал в конце XVII века Трифон Каркин, явившийся родоначальником целой династии мастеров. В 1692 году он отливает большой колокол для вятского кафедрального собора. С XIX века Каркины переходят на отливку малых (поддужных и свадебных) колоколов и колокольчиков. В 1806 году производством владел заводчик Лука Каркин. На заводе работали хозяева и 2-3 вольнонаемных работника, но к 60-м годам он уже был закрыт.

На протяжении многих десятков лет выдающуюся роль в колокололитейном производстве Слободского играл завод Бакулевых. Иван Никитин Бакулев, крестьянин деревни Бакулинской, Слободского уезда, наживши от продажи хлеба сотню рублей, оставил это занятие, дом и все крестьянское заведение на родине, а перешел жить в город Слободской, купил близ реки Вятки маленький домик и в огороде устроил завод для литья ямских колокольчиков. Предприятие его исполнилось удачно, литьем этим он занимался несколько лет, наконец оно ему наскучило и имея уже далеко больше принесенной сотни рублей, вздумал лить колокола для колоколен; завод устроили за городом в 1793 году, - работа пошла прекрасно, заказов вдоволь; - счеты и переписки показывают, что старик Бакулев в большие предприятия не пускался, колокола лил от 100 до 300 пуд не более.

Наконец этот почтенный старец, бывши Слободским мещанином, умер в 1804 году, и умирая передал все мастерство сыну своему Алексею Ивановичу Бакулеву, записавшемуся с 1825 года в Слободские 3-й гильдии купцы. При этом владельце дело шло все также; он, по примеру отца, держался умеренности и на отливку больших колоколов никогда не решался, а всегда говорил: так в старину велось, старики нас не глупее были. В 1847 году и этот почтенный старичок заводчик помер. Заведение, материалы и прочее перешло по духовному завещанию сыновьям его: Прокопию, Николаю, Константину, Федору, Алексею и Михаилу, - главное же распоряжение работ возложено на Прокопия, Николая и Константина.

Братья расширяют наследственное предприятие  и  осваивают литье больших, 1000 - пудовых колоколов. Завод предеается по наследству, и в 1891 году его хозяйкой становится дочь Николая Алексеевича Бакулева - Любовь Куршакова. Последним владельцем завода был сын Любови Николаевны Куршаковой, Валентин Петрович Куршаков. Завод действовал до 1917 года под названием "Наследницы Н.А. Бакулева сын".

Завод имел обширный диапазон колоколов разных весов от самых малых, весом менее одного пуда, до больших, в 1000 пудов, тяжелых благовестников. Общее число рабочих доходило до 35 человек, среди которых были мастера-литейщики, формовщики, художники, определявшие стиль и детали оформления колоколов и скульпторы, изготовлявшие рельефные элементы убранства. Из архивных данных известно, что в 1868 году было отлито церковных колоколов общим весом 5000 пудов (почти 82 тонны) по 15 рублей серебром за пуд на общую сумму 75.000 рублей. В тот год на заводе числилось 15 рабочих - вольнонаемных крестьян Вятской губернии.

В посёлке Суна при пожарной части долгое время висел колокол. При реконструкции здания его сняли. Колокол украшене четырьмя поясами растительного орнамента, иконами Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Надпись в два пояса гласит: '1880 года вылит сей колоколъ Вятской губернии при слободе Кукарке на заводе потомственной почётной гражданки Александры Константиновны Александровой. Мастер Константин Алексеевич Бакулев весу 11 пуд.18фун.'

Двухпудовый колокол этого же мастера находится сейчас в одной из пожарных части г. Кирова, также украшен поясами растительного орнамента.

Мотивы оформления изделий очень разнообразны. Так на почти стопудовом колоколе для села Цепочкино Бакулевы отливают изображения святых и ангелов. На колоколе весом более 150 пудов для села Петровское кроме святых ещё отлит текст из Евангелия. Об этом сообщается в проспекте завода Бакулевых, изданном в Слободском в начале ХХ века. Колокола Бакулевых-Куршаковых были широко известны в России.

Традиционным декором ямских колокольчиков было изображение Георгия Победоносца. Особенно он характерен для изделий братьев Поповых. Братья Алексей и Василий Ситниковы в декоративном оформлении использовали круглые орнаментальные щиты, медальоны. Очень интересен бронзовый колокольчик, украшен четырьмя медальонами с изображением велосипедиста и надписью: 'Алексей Ситников въ городе Слободскомъ 1880 года'

Илья и Лука Каркины (их изделия датируются 1806-1822 годами) в оформлении используют элементы растительного орнамента; то это пальметка (стилизованный листочек), то фоновая орнаментика. Они одни из первых начинают выпуск подписных колокольцов.

Михаил и Василий Макушины (1806-1817гг.) часто помещали изображения орлов. Этот орнамент называли в народе 'орлики'. Орёл Михаила Макушина изображён сидящим с полураспущенными крыльями, с характерным поворотом головы в профиль, с атрибутами царской власти-скипетром, державой и короной, а в нижней части тулова надпись: 'Михаила Макушина въ Слободскомъ 1810 г.'

Василий Макушин отливает другую разновидность этого декора, орёл у него со щитом на груди, двуглавый, также с атрибутами царской власти, надпись расположена в нижней части.

На ямских колокольчиках встречаются надписи, указывающие на назначение изделия, например: 'Звону много-веселей дорога', 'Звени утешай-ехать поспешай' Есть надписи зазывного, ярмарочного характера: 'Денег не жалей, со мной ездить веселей' или 'Купи не скупись-езди веселись'.

Интересен подарочный колокольчик Василия Бородина , на юбке он помещает двойную надпись: 'Кого люблю того и дарю. Лилъ сей колоколъ Василей Бородинъ слободской 1807г.' На колокольцах Василия Макушина и Луки Каркина так-же встречается эта надпись, да и на других заводах России отливали колокольчики с подобным текстом: 'Кого люблю того и дарю сей коло.' 'Кого люблю того и дарю сие подарка', 'Дарю сей колокольчикъ въ знакъ памяти' и т.д. Такие надписи указывают на подарочное значение вещи.

В 10-20-е годы XIX века колокольчики отливали, кроме перечисленных мастеров, Семен Шангин, Василий Макушин, Иван Шангин, Афанасий Катаев, Илья Катаев. Интересно, что Василий Бородин и Михаил Макушин часто вместо меди употребляли более дешевый чугун.

Вообще Слободской и его окрестности (например, Стулово) были одним из немногих районов России, где делали чугунные колокольчики.

Новый расцвет поддужноколокольного производства в Слободском, начиная с середины XIX века, связан в основном с именами Поповых, Ситниковых, Желваковых. Мещанин Егор Михайлович Попов и его братья Иван, Николай и Гаврила имели медносамоварное заведение, в котором, кроме самоваров и медной домашней утвари, вырабатывались в 40-70-е годы колокольчики. Число рабочих составляло 12-16 человек.

Из Ситниковых известны Алексей и особенно Василий. Мещанин Василий Васильевич Ситников с 1860 года владел мастерской медных изделий с 5 рабочими. Мастерская изготовляла поддужные колокольчики и подсвечники и в конце XIX века удостоилась на Казанской выставке похвального листа. Василий Желваков - наиболее известный представитель фамилии мастеров Желваковых.

Меднолитейный промысел по производству колокольчиков и ширкунцов (бубенцов) был распространен и в ряде других селений Вятской губернии - в Слободском, Вятском, Орловском, Яранском, Нолинском, Малмыжском уездах, расположенных вниз по течению судоходной реки Вятки.

В селе Жерновогорском Яранского уезда при слободе Кукарке (ныне город Советск) с 1878 года действовал колокололитейный завод почетной гражданки Александры Константиновны Александровой. Этот завод с 4 - 10 рабочими отливал в основном большие колокола.

Несколько особняком среди других центров поддужноколокольного промысла Вятской губернии стоял город Елабуга (ныне входит в Татарстан). Развитию промысла здесь, как в Валдае и Слободском, способствовало литье больших колоколов. В 30-х годах XIX века в Елабуге действовал колокололитейный завод Дмитрия Егоровича Пономарева. В 1856 году братья Афанасий и Александр Шишкины основали колокольный и чугунолитейный завод, который вырабатывал церковные колокола, конные приводы, чугунные машинные части. К концу XIX века владельцем завода был Дмитрий Александрович Шишкин, а с начала XX века - его наследница. Количество рабочих у них в разное время колебалось от 3 до 20. (Интересно, что выдающийся русский художник-пейзажист И. И. Шишкин родился в Елабуге именно в этой купеческой семье.)

Технологичный двадцатый век, казалось бы, подвел черту под колокольнолитейным промыслом - не стало на дорогах птицы-тройки, не слышен  на автомагистралях звон колокольчиков... И все же, не ушел из нашей жизни колокольный звон, а значит, возрождается и промысел., принесший славу нашему краю.

Работа по восстановлению художественного литья колоколов на Вятской земле началась с 2003 года. По благословению митрополита Хрисанфа за этот труд взялся коллектив новообразованного предприятия «Вятские колокола». Для восстановления старинной технологии были привлечены мастера литейного производства, формовщики, художники. За основу профиля вятских колоколов взяты колокола Слободского колокололитейного завода. Упорный продолжительный труд, опытные изыскания, изучение работ старых мастеров дали свой результат.

В июле 2004 года появился на свет колокол весом 32 кг был – благозвучный, чистый, не уступающий по качеству колоколам дореволюционных мастеров.

С него начался новый этап развития предприятия: в 2005 году вятские колокола массой от 6 до 110 кг зазвонили в храмах Вятской, Ижевской, Чебоксарской и Чувашской, Йошкар-Олинской, Нижегородской, Казанской и других епархий, возрождая былую славу вятских мастеров. Предприятие зарегистрировано официально в феврале 2005 года.В апреле 2007 года первый колокол массой 1 тонна украсил колокольню Троицкой церкви села Волково. Сегодня ООО «Вятские колокола» льют кампаны для многих православных храмов по всей России.

По оценке специалистов вятские колокола отличаются благозвучностью и длительностью звучания. Внешняя поверхность колоколов украшается различными орнаментами и надписями.


При написании статьи использованы материалы:

Ганулич А.К."Слышен звон бубенцов издалёка.", М."Советская Россия" 1990 г
Энциклопедия Земли Вятской, т.10 "Ремёсла".  2002 г.




Из книги А.К.Ганулича "Слышен звон бубенцов издалёка

О вятских мастерах

'Металлические промыслы в Кировской области существуют сотни лет', - писал в 1938 году М. Н. Шатров в своей книге 'Кировские кустари'.

Город Слободской и в самом деле принадлежал, наряду с Валдаем, к числу самых старых и известных центров поддужно-колокольного промысла. Заложен Слободской
был в 1546 году на берегу реки Вятки, в 35 верстах от города Хлынова (так называлась тогда Вятка, ныне Киров).

Первый колокольный завод в Слободском, притом один из первых в России, основал в конце XVII века Трифон Каркин, явившийся родоначальником целой династии мастеров. В XVIII веке Каркины уступили первенство в литье крупных колоколов Бакулевым и в начале перешли преимущественно на изготовление поддужных колокольчиков. В середине прошлого столетия еще действовал колокололитейный завод Луки Каркина, на котором работали хозяева и 2-3 вольнонаемных рабочих, но к 60-м годам он уже был закрыт.

На протяжении многих десятков лет выдающуюся роль в колокололитейном производстве Слободского играл завод Бакулевых.

Изучение печатных справочников конца XIX - начала XX века, архивных документов и изустных преданий позволяет сделать вывод: существовало два завода; первый завод в 1732 году основал крестьянин деревни Бакулинской Никита Бакулев, ставший купцом, а второй в 1758 году - его сын Иван с братьями Аксеном и Сысоем, причем первый завод отливал в основном колокольчики, а второй - колокола для колоколен.

Остается все же неясным, какие колокольчики отливал Никита. По некоторым данным, их минимальная масса составляла 10 фунтов, то есть 4,1 килограмма. Вряд ли 10-фунтовые колокола могли быть поддужными, ибо масса последних обычно не превышала двух фунтов.

В дальнейшем Бакулевский завод развивался следующим образом. В 1763 году полновластным его хозяином стал Иван. В 1804 году Иван Бакулев умер, оставив завод в наследство сыну Алексею. После смерти в 1847 году Алексея Бакулева предприятие перешло к шести его сыновьям. Братья расширили и реконструировали завод, который с 1875 года принадлежал одному из них - Николаю и на котором в это время работало до 15 рабочих. В 1891 году завод взяла в свои руки дочь Николая Бакулева - Любовь Куршакова; число рабочих при ней возросло до 25-35.

В 1909 году последним владельцем завода стал сын Куршаковой - Валентин Петрович Куршаков ('Наследницы Н. А. Бакулева Сын '). Куршаков был весьма прогрессивным и образованным человеком. Его богатейшая библиотека и ныне находится в Слободском краеведческом музее. В 1917 году колокололитейный завод Бакулевых-Куршаковых прекратил свое существование. Основной продукцией его всегда были большие колокола, отправлявшиеся во все концы Российской империи. Колокольчики
отливались на заводе, так сказать, попутно.

Первые подписные поддужные колокольчики в Слободском изготовили в 1806 году Лука Каркин и в 1807-м - Илья Трифонович Каркин, Василий Бородин, Михаил Макушин. В 10-20-е годы XIX века колокольчики отливали, кроме перечисленных мастеров, Семен Шангин, Василий

Макушин, Иван Шангин, Афанасий Катаев, Илья Катаев. Интересно, что Василий Бородин и Михаил Макушин часто вместо меди употребляли более дешевый чугун. Вообще Слободской и его окрестности (например, Стулово) были одним из немногих районов России, где делали чугунные колокольчики.

Новый расцвет поддужноколокольного производства в Слободском, начиная с середины XIX века, связан в основном с именами Поповых, Ситниковых, Желваковых. Мещанин Егор Михайлович Попов и его братья Иван, Николай и Гаврила имели медносамоварное заведение, в котором, кроме самоваров и медной домашней утвари, вырабатывались в 40-70-е годы колокольчики. Число рабочих составляло 12-16 человек. Из Ситниковых известны Алексей и особенно Василий. Мещанин Василий Васильевич Ситников с 1860 года владел мастерской медных изделий с 5 рабочими. Мастерская изготовляла поддужные колокольчики и подсвечники и в конце XIX века удостоилась на Казанской выставке похвального листа. Василий Желваков - наиболее известный представитель фамилии мастеров Желваковых.

Меднолитейный промысел по производству колокольчиков и ширкунцов (бубенцов) был распространен и в ряде других селений Вятской губернии - в Слободском, Вятском, Орловском, Яранском, Нолинском, Малмыжском уездах, расположенных вниз по течению судоходной реки Вятки. В конце XIX века колокольчики и наборы для сбруи отливал в деревне Большие Банники Орловского уезда (ныне Халтуринский район) Василий Кузьмич Банников, почтовые (гранные и гладкие), парные и подшейные колокольчики вырабатывали в деревне Малыши Нолинского уезда братья Василий, Федор и Прокопий Машковцевы, которые сбывали свои изделия на базарах Нолинского и Уржумского уездов, а также на ближайших ярмарках.

В селе Жерновогорском Яранского уезда при слободе Кукарке (ныне город Советск) с 1878 года действовал колокололитейный завод почетной гражданки Александры Константиновны Александровой. Этот завод с 4 - 10 рабочими отливал в основном большие колокола.

Несколько особняком среди других центров поддужно-колокольного промысла Вятской губернии стоял город Елабуга (ныне входит в Татарстан). Развитию промысла здесь, как в Валдае и Слободском, способствовало литье больших колоколов. В 30-х годах XIX века в Елабуге действовал колокололитейный завод Дмитрия Егоровича Пономарева. В 1856 году братья Афанасий и Александр Шишкины основали колокольный и чугунолитейный завод, который вырабатывал церковные колокола, конные приводы, чугунные машинные части. К концу XIX века владельцем завода был Дмитрий Александрович Шишкин, а с начала XX века - его наследница. Количество рабочих у них в разное время колебалось от 3 до 20. (Интересно, что выдающийся русский художник-пейзажист И. И. Шишкин родился в Елабуге именно в этой купеческой семье.) Из мастеров поддужноколокольного производства Елабуги выделялся Прокопий Серебряков


Источник: dugabell.boxmail.biz
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 6
IRC: 6
Jabber: 1
( состояние на 12:44 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет