Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

“Тридцатьчетверка” танк настолько легендарный, что порой разобраться в его истории весьма проблематично. За основу этой статьи были взяты публикации из книг М.Баратинского м М.Свирина, в которых излагались как общеизвестные факты, так и ранее неизвестные подробности.

Тема о танке Т-34 весьма неоднозначная и за последние годы было сломано немало копий с обеих сторон, в попытке выявить её сильные и слабые стороны. Полагаю, что и в этот раз с “копьями” и их поломкой проблем не будет…

Легенда первая – Т-34 был чудом конструкторской мысли.

Весьма спорное суждение, хотя большая доля правды в этом есть. Чаще всего сторонники “революционности” Т-34 приводят такой аргумент: танк обладал наклонным бронированием, что было впервые в массовом танкостроении, и мощным вооружением. Давайте рассмотрим эти факты подробнее.

Наклонное бронирование танка, само по себе, придумал далеко не Кошкин. Если обратить внимание на работы поручика Мгеброва и его последователей по бронированию машин, то станет ясно, что пальма первенства здесь далеко не за Т-34. Другой вопрос, что бронеавтомобилей этой конструкции было построено совсем мало.

Далее эстафету перехватили французы. В течении 1933-1935 гг. ими были созданы легкие танки Renault R-35, Hotchkiss H-35 и SOMUA S35 с литыми корпусами и наклонной броней. Другой французский танк FCM-36 вообще можно было принять как образец “наклонной брони”, хотя корпус у него был сварной. Только тут французы (а если быть более точным – министерство вооружений) явно “объелись” идеей “окопной войны” и уже при выдаче ТТЗ заложили в эти танки низкую скорость и откровенно слабое вооружение. Можно конечно возразить – все перечисленные танки предназначались для сопровождения пехоты и большая скорость им не нужна. Допустим. Но это только при движение в бою или по местности. А если предстоит сделать быстрый рывок, чтобы отрезать противника от его тылов или коммуникаций? Вот тут “французы” находились в явном проигрыше и 35-мм наклонной брони было явно недостаточно. Кроем того, стоявшая в мае 1940 года на большинстве легких танков пушка Puteaux SA18 калибра 37-мм против танков была бесполезна (пожалуй, кроме Pz.I). Да и для борьбы с полевыми укреплениями её мощности было недостаточно.

Советские конструкторы первые эксперименты с настоящим наклонным бронированием предприняли в 1933 году, начав с переделки БТ-5. Полученные в итоге машины серии БТ-ИС и БТ-СВ-2 вполне имели право на жизнь в качестве переходных образцов, но арест Н.Цыганова практически похоронил эту идею. Кстати, прообразом для БТ-СВ-2 с названием “Черепаха”, послужил именно FCM-36, информация о котором была получена от советских танкистов, следовавших в Испанию транзитом через Францию. Впрочем, советская разведка тоже оперативно докладывала о всех капиталистических новинках.

Пришедший в харьковское КБ инженер М.И.Кошкин уже имел опыт в конструировании танков, на задачу на разработку и постройку формулировал все-таки не он, а АБТУ РККА. Первые шаги в этом направлении в конце 1937 года предприняла конструкторская бригада под руководством Я.Дика, начав с проекта БТ-8 и только потом, в соответствии с изменившимся техзаданием, были созданы опытные танки А-20 и А-32(Т-32).

Причем разрабатывались они разными бригадами, но Кошкин всё же настаивал на исключительно гусеничном варианте. По остальным показателям, включая то же наклонное бронирование и его толщину, обе машины были почти идентичны. И вот тут предвидится следующий вопрос – а как же пушка? На этом месте остановимся немного подробнее.

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Вверху: опытный образец танка А-20, 1939 г.

Внизу: первый опытный образец танка А-32, 1932 г. Внешне различия видны только в ходовой части и орудиях, хотя и внутри оба танка не имели принципиальных различий.

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Для танка А-20 была выбрана хорошо освоенная промышленностью 45-мм пушка 20К, прототипом для которой послужила немецкая противотанковая пушка Rheinmetall. С точки зрения бронепробиваемости она вполне устраивала танковые войска, но вот фугасное действие её снарядов было откровенно слабым. Стало быть, для нового танка нужна более мощная пушка. И вот тут возникли проблемы. В 1939 году на советские танки ставили два типа артсистем: 45-мм 20К и 76,2-мм КТ-28. Последняя считалась устаревшей и нуждалась в замене. Именно для этой цели в КБ ЛКЗ было создано танковое орудие Л-10, а дальнейшее развитие привело к созданию более мощного варианта Л-11 с удлиненным стволом. Однако, вместе с улучшенной дульной мощностью сложность их конструкции сильно возросла при выявлении нескольких конструктивных дефектов. Не став дожидаться доработки Кошкин принял решение установить на А-32 пушку Л-10, а на опытных образцах А-34 и первых Т-34 стояла уже Л-11. В общем-то, этот шаг был вполне оправдан, хотя по части их эффективности ещё имелись большие сомнения. Только после установки орудия Ф-34 танк стал действительно грозным оружием и являлся таковым вплоть о лета 1942 года (это если не брать в расчет прочие конструктивные дефекты недоработки).

Теперь поговорим о ходовой части. Досталась она в наследство от танка Дж.У.Кристи и в своё время действительно считалась прогрессивной. Однако, после наращивания брони и вооружения на танках типа БТ, нагрузка на ходовую часть только увеличивалась, а радикальных изменений в неё не вносилось. После появления модификации БТ-7М с дизельным двигателем В-2 вообще оказалось, что танк практически не может двигаться на колесах, так что Кошкин во многом был прав, утверждая, что для среднего танка сменный ход не нужен. Тем не менее, подвеска на вертикальных пружинах прожила достаточно долго и даже послевоенные модификации Т-34-85 сохранили её с минимальными изменениями.

Таким образом, из всех “новшеств” и “революционности” у Т-34 осталось только 76,2-мм орудие, но уже в это время на немецкие танки Pz.IV начали ставить 75-мм “обрубки”, которые также планировалось заменить на более мощные артсистемы. С другой стороны, советским конструкторам удалось создать, наверное, самый ремонтопригодный и выносливый танк в мире. Хотя это будет несколько позже – в 1942-1943 гг.

Легенда вторая – немцы испытывали боязнь перед Т-34 с лета 1941 года.

Немного не верно. Когда на солдата, вооруженного только винтовкой, идет танк, то уже не важно, какого типа этот танк и толстая ли у него броня. Наши солдаты испытывали аналогичную боязнь перед немецкими Pz.II, а немцы разбегались перед советскими плавающими Т-37А, хотя бронирование было у низ противопульным.

В отношении Т-34 можно сказать, что никакой “боязни” перед Т-34 летом 1941 года не было. Немцы в своих отчетах многократно отмечали, что вступили в бой с группой танков неустановленного типа с “подвеской типа Кристи”, броня которых с трудом пробивалась 37-мм ПТО. Но когда в дело вступали 88-мм зенитки или тяжелая артиллерия атака Т-34 нередко захлебывалась. Если же у немцев не было ПТО, а вызвать огонь артиллерии или авиации было невозможно, то им ничего не оставалось, как оставить занятые рубежи в ходе атаки более сильного противника. В ряде случаев такие вот “тактические маневры” действительно превращались в паническое бегство.

Более того, в июне-сентябре 1941 года по меньшей мере две сотни Т-34 были брошены по техническими причинам, так и не вступив в бой. Большинство танков экипажи сами вывели из строя, остальные достались немцам очень даже целыми. Причем были тут и ранние образцы с пушкой Л-11,и более поздние производства СТЗ. Так что у немецких солдат была возможность ознакомиться с новейшей советской техникой прямо на месте боёв.

А вот с танками КВ-1 и КВ-2 ситуация выглядела несколько иначе и вот тут у немцев действительно часто проявлялась “танкобоязнь”. Истории про десятки попаданий и раздавленные гусеницами ПТО вместе с расчетами вполне соответствуют действительности. В июне-июле 1941 года именно КВ танки производили наибольший устрашающий эффект, поскольку их броня не пробивалась снарядами 37-мм ПТО и даже тяжелая артиллерия не всегда могла вывести эти танки из строя. А ведь в тот период именно “колотушками” оснащались подвижные немецкие группы, просачивавшиеся в наши тылы. Что касается Т-34, что репутация “легенды” пришла к нему в ходе Битвы за Москву в октябре 1941 года, когда танковая бригада под командованием Катукова и два пехотных полка, не имея преимущества в бронетехнике, не только смогли остановить немцев, но и нанести им большие потери.

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Т-34 (СТЗ) буксирует захваченной штурмовое орудие Stug.III, наступление под Харьковом, май 1942 г.

Легенда третья – Т-34 был лучшим танком периода 2-й мировой войны.

Более корректным будет говорить – стал лучшим танком. И уточнять, в какой именно категории. Если подумать, то для ведения разведки Т-34 был приспособлен мало (большие габариты, высокая шумность двигателя и ходовой части), а для штурма хорошо укрепленных позиций его 76,2-мм пушки было маловато. То есть, как разведывательный танк “тридцатьчетверка” явно проигрывала, например, более легким Т-40 или “Luchs”, а в качестве штурмового танка больше подходил немецкий Pz.VI “Tiger”, хотя создавались они в разное время. Так что, всё относительно.

Кроме того, в истории Т-34 был такой неприятный момент. Стараясь сделать Т-34 максимально “обтекаемым” для снарядов Кошкин пренебрег такой важной деталью, как компоновка и размещение рабочих мест экипажа. Боевое отделение получилось очень тесным, а в башне с трудом размешалось два человека, орудие, прицел, смотровые приборы и боекомплект. Об этом недостатке было сказано ещё в отчете об испытаниях Т-34 первой серии, но тогда в КБ ХПЗ исправить его не спешили. Так называемую “узкую” башню заменили на более просторную (производства СТЗ) только в 1941 году, а в следующие два года появились ещё две башни: штампованная (“гайка”) и литая. Размещение топливных баков по бортам боевого отделения, в надгусеничных нишах, также вряд ли можно назвать конструкторской удачей. Сама по себе солярка от пробития бака не взрывается – топливо просто будет вытекать из пробоины и в крайнем случае просто воспламенится. Взрываются топливные пары и солярка в этом отношении ничуть не уступает бензину, поэтому экипажи предпочитали идти в бой с баками наполненными под завязку. К тому же, взрыв топливных паров нередко провоцировал детонацию боекомплекта.

Устранять все эти недостатки в 1941 году не собирались. Почему? Ответ вроде бы очевиден – танк Т-34 считался “переходной” моделью до появлении более совершенного Т-34М (А-43), на котором применили башню с увеличенным погоном, торсионную подвеску с шестью опорными катками малого диаметра, переработанный корпус и множество других более мелких доработок. В отношении боевой эффективности Т-34М мог предъявить лучшие показатели. Но всё это осталось на уровне теории – к июлю 1941 года удалось изготовить лишь несколько корпусов.

События следующих 6 месяцев, можно сказать, стали для Т-34 настоящим испытанием на прочность. И не только в боевых условиях. Заводы ещё находились в стадии развертывания после эвакуации за Урал, а планы выпуска готовой продукции никто не отменял. Результатом стало резкое снижение качества серийных танков и зимой 1941-1942 гг. в некоторых танковых бригадах доходило едва ли не до саботажа. Например, на московском направлении в январе-феврале 1942 года около 60% всех Т-34 находились в ремонте по небоевым причинам.

Конечно же, с середины 1942 года положение улучшилось, но тогда мнение многих экипажей о возможностях Т-34 были очень неблагоприятным. А ведь конструкторы и инженеры тоже не сидели без дела, пытаясь улучшить “переходной” Т-34. Помимо новых башен внедрялись и другие улучшения: новые прицелы и приборы наблюдения, более толстая броня (включая варианты с накладным бронированием), десантные поручни, новые гусеничные траки, командирская башенка и многое другое. Наконец, когда к середине 1943 года танк Т-34 почти достиг уровня Т-34М, оказалось, что по сумме боевых качеств он уступает Pz.IV Ausf.G с длинноствольной 75-мм пушкой и лобовым 80-мм бронированием. С “тигром” сравнивать Т-34 как-то неправильно, потому как это разные типы танков.

Новый виток улучшений достиг своего апогея в 1944 году, когда появилась модификация Т-34-85 оснащенная 85-мм орудием С-53 и трехместной башней с толщиной брони 60-90 мм. Вот тогда “тридцатьчетверка” действительно стала лучшей в классе средних танков, но для этого понадобилось долгих четыре года серийного производства с пробами и ошибками.

Вот такой получился рассказ. Можно было и больше, но лучше прочитать первоисточники:

М.Коломиец “Т-34: Начало”

М.Коломиец “Т-34: Харьковская эпопея”

И.Мощанский “Танки T-34-57 и Т-34-76 в боях за Москву”

И.Мощанский “Средний танк Т-34-85. Второе рождение машины”

Все эти книги без труда можно достать в интернете.

Как обычно — немного фото с комментариями.

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Бригада танков Т-34 в учебной атаке, предположительно 1942 г.

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Т-34 с башней-гайкой, Ленинградский фронт, зима 1942 г.

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Два танка Т-34 с пушкой Ф-34 и один Т-34 с пушкой Л-11 застрявшие на заливном лугу и брошенные экипажами, июль 1941 г.

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Т-34 года захваченный немцами в июле 1941 г.

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Т-34 раздавивший немецкую гаубицу, осень 1941 г.

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Три подбитых танка Т-34 года стянутые к обочине дороги, осень 1941 г.

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Т-34 раздавивший немецкую 37-мм противотанковую пушку

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Т-34 раздавивший немецкую 50-мм противотанковую пушку

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Т-34 обр.1943 года сгоревший во время атаки

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Т-34 ранних серий (с пушкой Л-11) подбитый в боях на Украине, июнь 1941 г.

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Т-34 производства СТЗ (опорные катки с внутренней амортизацией) таранивший немецкий танк, 1942 г.

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Т-34 ранней серии наехавший на легкий танк Pz.II, предположительно 1942 г.

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Т-34 со штампованной башней захваченный немцами, 1944 г.

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Трофейные танки Т-34 обр.1941 и 1943 гг. на марше, 1943 г.

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Отряд танков Т-34 обр.1941 и 1942 гг. на службе вермахта, 1943 г.

Легенды о “сталинских монстрах” и “консервных банках” РККА. T-34

Т-34 со штампованной башней на испытаниях в Германии, 1943 г.

Автор: chubakka08
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 1
IRC: 9
Jabber: 0
( состояние на 22:08 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет