Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Умная защита от терактов: западный и российский подходы

Автор: Алла Аршинова
Дата: 18.03.2011

Традиционно система безопасности в аэропортах держится на трех китах: металлодетекторах, багажных интроскопах и интуиции сотрудников службы безопасности. Невеселая практика показывает, что в российских условиях эту схему можно назвать эффективной лишь очень условно. О том, как можно изменить сложившуюся ситуацию к лучшему, мы говорили с разработчиком установки микродозной системы рентгеновского контроля (СРК) «Сибскан» Семеном Бару.

Семен Ефимович — профессор, доктор технических наук, главный научный сотрудник Института ядерной физики СО РАН и активный сторонник реформы системы безопасности в наших аэропортах. Уже несколько лет он объясняет чиновникам и журналистам, что система предполетного досмотра в российских аэропортах и контроль на входе — это, по большому счету, фикция. По мнению ученого, ее давно пора заменить на более совершенную. Для этого нужно, во-первых, поставить на входах в аэропорт и в зонах досмотра новосибирские «Сибсканы». А, во-вторых, на входах должен работать психолог для организации выборочной проверки пассажиров.

Спорное утверждение? На первый взгляд — да. Но давайте разберемся.

Семен Бару

Идеальная система досмотра

Основных требований к современным системам досмотра три. Первое — эффективность. Это значит, что установка должна увидеть на теле и, при необходимости, внутри тела запрещенные и опасные предметы: наркотики, оружие, взрывчатку. Второе требование — безопасность. То есть, проходя досмотр, человек должен быть уверен, что его здоровью ничто не угрожает. Третье требование, тоже немаловажное, — удобство использования. Процесс досмотра должен проходить быстро (от 2 секунд) и комфортно как для пассажира, так и для специалиста, обслуживающего установку. Вспомните, как это выглядит сейчас: нужно разуваться, снимать тяжелую и объемную верхнюю одежду, принимать неудобную и странноватую позу (каждый раз вспоминаешь детскую шутку о том, как стать звездой). Кроме этих трех пунктов, некоторых беспокоит также этическая сторона: как выглядит досматриваемый человек на снимке? Впрочем, эта проблема кажется надуманной, ведь вряд ли анатомические подробности тела пассажира могут беспокоить кого-то, кроме него самого (если, конечно, пассажир — не Анна Семенович или Жанна Фриске. — прим. редакции).

Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг (Michael Bloomberg) поощряет заслуженного сотрудника службы безопасности аэропорта имени Джона Кеннеди

В реальности системы досмотра не всегда, а вернее, почти никогда не удовлетворяют всем этим требованиям. С металлодетекторами все просто — они рассчитаны на то, чтобы выявить металлические предметы на теле человека, и справляются с этой задачей неплохо. Но эффективность их в борьбе с настоящим терроризмом близка к нулю, так как вряд ли человек со взрывчаткой, начиненной шурупами, пойдет на этот досмотр. Психопата с кухонным ножом выловить можно, но не более того.

Откровенно слабым местом, как рассказал нам Семен Бару, являются и сами досмотровые аппараты. В аэропортах используется три основных вида таких установок. Первые «ощупывают» человека с помощью «мягких» рентгеновских лучей. «Мягкий» рентген — это вариант с небольшой энергией фотона. Второй вид установок также использует рентген, но уже «жесткий», с высокой энергией фотона. А третьи обследуют человека с помощью субмиллиметровых радиоволн, похожих на те, которые излучают сотовые телефоны. Но лишь «жесткий» рентген буквально «видит» человека насквозь. Между тем аэропорты, в которых используются такие установки, можно перечесть по пальцам. Остальные же «смотрят по верхам», то есть способны различать предметы только на поверхности тела человека.

Чтобы не теоретизировать, давайте присмотримся к установкам, обычно использующимся в нашей стране.

Secure-1000

Эта установка — продукт американской компании Rapiscan Systems, которая специализируется на производстве досмотрового оборудования и с 1994 года поставляет свою продукцию в десятки стран мира. Ассортимент оборудования представлен аппаратами для просмотра багажа, персонального досмотра, досмотра грузов и транспортных средств и оборудованием для горного дела. Кроме собственно аэропортов, изделия Rapiscan можно встретить на военных объектах, в исправительных учреждениях и на пограничных контрольно-пропускных пунктах.

Установка Secure-1000

Доза облучения, которую получает человек при досмотре на Secure-1000, равна 10 микробэр, то есть 0,1 микрозиверт. Принцип ее работы прост: установка «ощупывает» поверхность тела «карандашным» лучом «мягкого» рентгена и регистрирует рассеянное излучение, после чего рисует картинку. Минус в том, что система видит лишь находящееся на поверхности тела, а не то, что спрятано внутри него. Проникающая способность «мягкого» рентгена, пояснил нам Семен Бару, примерно полтора миллиметра кожи. Это значит, что через кожаную одежду, плотное пальто и обувь эти лучи уже не пройдут. Итог: внутри тела можно спрятать все что угодно. А неприятным «бонусом» такой установки является необходимость снимать верхнюю одежду и обувь.

Так выглядит человек на мониторе установки Secure-1000

SafeScout (новое название — ProVision)

Самая распространенная в российских аэропортах установка. Она, кстати, работает и в аэропорту «Домодедово». Производится американской компанией L-3 Communications, известной по досмотровому оборудованию широкого профиля, а также управляющим навигационным системам, линиям связи, авионике, оборудованию для спутниковой связи, шифровальной и даже СВЧ-технике.

Новая версия SafeScout сохранила знакомый многим дизайн

SafeScout тоже «ощупывает» поверхность тела человека, но уже не лучом рентгена, а субмиллиметровыми радиоволнами. Пассажиру так же, как и в случае с Secure-1000, придется раздеться и разуться, что отнимает немало времени и создает очереди. Кроме того, сам процесс досмотра остается неприятным.

Примерно так вы выглядите на экране SafeScout. Согласитесь, ничего интересного

По словам Семёна Бару, единственный ее плюс в том, что досмотр происходит быстро (3 секунды) и просвечивание абсолютно безопасно для здоровья. Но система не видит того, что спрятано внутри человека. Также она бессильна, если пассажир одет в мокрую одежду, кофту с люрексом, наряд из ткани с металлическим напылением или попросту хорошо вспотел. То есть ее можно достаточно легко обмануть. Стоит установка весьма внушительно.

Homo-scan

Эта система персонального досмотра человека производится московским Специальным конструкторским бюро «МЕДРЕНТЕХ». Компания образована в 1995 году и позиционирует себя первым разработчиком и производителем отечественного досмотрового оборудования в России. Поле их деятельности — высоковольтное испытательное оборудование, рентгеновское медицинское оборудование и антитеррористическое досмотровое оборудование (проверка ручной клади, посылок, бандеролей, среднегабаритного и крупногабаритного багажа, бесконтактный досмотр человека). Среди заказчиков числятся Таможенный комитет РФ, МВД России, Министерство транспорта РФ, Минатом России.

Установка Homo-scan. Фото Secnews.ru

Установка просвечивает человека рентгеном, время сканирования — 5 секунд, доза облучения 0,35 микрозиверт. При этом видно, что снимок, сделанный на Homo-scan, размыт, нечеток: сложно рассмотреть кости и позвоночник. Наверное, пластик и наркотики, спрятанные в естественных полостях тела, будут незаметны вообще.

СРК «Сибскан»

Установки производятся орловской компанией «Научприбор», которая с 1972 года воплощает в жизнь наиболее перспективные разработки исследовательских институтов Академии наук СССР, а теперь Российской академии наук. Список освоенных заводом технологий очень длинный. Среди прочего в нем есть рентгеновское медицинское и досмотровое оборудование. «Научприбор» активно сотрудничает с Институтом ядерной физики СО РАН, который и разработал технологию СРК «Сибскан». ИЯФ СО РАН занимается как фундаментальными исследованиями (физика элементарных частиц, управляемый термоядерный синтез и др.), так и созданием высокотехнологичного оборудования для научных и производственных целей. В частности, ИЯФ СО РАН выполнил комплекс работ для CERN (Европейский центр ядерных исследований), в том числе магниты и систему охлаждения LHC (Большого адронного коллайдера).

Схема СРК «Сибскан»

«Сибскан» состоит из двух стоек. Вдоль одной движется рентгеновская трубка и коллиматор (оптическое устройство для получения пучков параллельных лучей), который вырезает веерный плоский тонкий пучок рентгена. На второй размещен линейный детектор, ловящий этот пучок, ослабленный в теле человека. Пассажир сканируется со скоростью полметра в секунду, и через несколько секунд изображение выводится на экран компьютера. Четкость изображения, а значит, и эффективность установки, зависит от разрешения снимка. Размер пикселя снимков, сделанных на «Сибскан», — 1 мм2, в то время как у американской системы ~ в 100 раз больше. Досмотр на «Сибскане» проходит быстро и удобно, так как не требуется раздеваться и снимать обувь.

Таким видит будущего пассажира оператор «Сибскана» (фото увеличивается)

Радиофобия — результат невежества

Когда читаешь про рентген и пучки, ослабленные в теле, — как-то подсознательно напрягаешься. Но СРК «Сибскан» — безопасная система, что подтвердит любой медик или радиолог. Тем не менее именно этот пункт стал камнем преткновения в общественном сознании, хотя в данном случае радиофобия не обоснована.

Установка «Сибскан», работающая в аэропорту Толмачёво (Новосибирск). Заметим, что, несмотря на успокаивающие надписи, желающих пройти через нее обычно меньше, нежели через более привычную систему, установленную по соседству

Процитируем Семена Бару: «Я с цифрами в руках утверждаю, что эта система совершенно безвредна. По нормам радиационной безопасности, которая принята в России, в большинстве стран Западной Европы и в Америке, человек может получать без вреда для здоровья 1000 микрозиверт в год. В эту тысячу входят техногенный фон, профилактические обследования (например, флюорография). Современная (даже самая передовая) флюорография дает 200 микрозиверт. Каждый день, просто живя на этом свете, человек получает 5 микрозиверт. Час полета в самолете — еще 5. Перелет Москва-Новосибирск — 20 микрозиверт. А теперь сравните эти цифры с облучением, которое получает человек, пройдя через нашу установку: всего 0,5 микрозиверта (и даже немного меньше), что эквивалентно примерно 5-6 минутам полета.

   Эффективность  Доза облучения (микрозиверт)  Допустимое количество осмотров в год  Время сканирования (секунды)  Пропускная способность (человек в час)  Нужно ли снимать одежду и обувь? 
Разрешение (пиксели) Способность «видеть» тело насквозь
Secure-1000 ~ 30 мм2 Нет 0,1 2500 5 н/д Да
SafeScout ~ 100 мм2 Нет н/д Не ограничено 3 н/д Да
Homo-scan н/д Да 0,35 1000 5 180 Нет
СРК «СибСкан» 1 мм2 Да 0,5 900 5 180 Нет

В воздухе человек получает облучение, потому что там нет защитного действия атмосферы. Разница интенсивности во время полета в 30 раз больше, чем на поверхности Земли. И, кстати, почему-то никто не предупреждает пассажиров, что они получают такие приличные дозы. Радиофобия — это результат невежества. Нужно быть грамотным или просто верить специалистам. У нас есть сертификаты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (как интересно звучит полная версия названия! — прим. редакции), Управления транспортной безопасности Федерального агентства воздушного транспорта. Экспертиза, которую провел недавно Санкт-Петербургский институт радиационной гигиены, установила, что на «Сибскане» можно проходить до 900 проверок в год. То есть, при желании, можно летать хоть два раза в день без вреда для своего здоровья. Поэтому радиофобия, применительно к этому аппарату, не имеет под собой никакой почвы».

Цена на новосибирскую установку на 30 % меньше, чем на американскую, и составляет примерно 4 миллиона рублей. При этом, по словам нашего собеседника, она сильно зависит от количества заказов, коих пока немного. Но радует, например, то, что и наше государство начинает интересоваться этой технологией. Недавно новосибирцы получили первый заказ в рамках Федеральной комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте. Уже работают «Сибсканы» в аэропортах Новосибирска, Санкт-Петербурга. В московском Домодедово тоже стоит система «Сибскан», но она постоянно выключена, а досмотр осуществляется через американскую SafeScout.

From Siberia with love

Такая уж сложилась традиция — почти все высокотехнологичные разработки, сделанные в новосибирском Академгородке, используются где угодно, но только не в России. Так и с «Сибсканом»: в России он не очень популярен, но зато его оценили за рубежом. Так, новосибирскую технологию купили Южная Корея, Япония и Китай. Корея и Япония с помощью новосибирских ученых освоили ее «на бумаге», а японцы даже сделали пробный экземпляр. Но поскольку преступность в этих странах довольно низкая, они, что называется, отложили дальнейшую реализацию в стол: покупать разработки «на всякий случай» — норма.

У Китая же с преступностью пока не все так гладко, и особенно остро стоит вопрос распространения наркотиков. Поэтому китайская фирма Nuclear technology, которая делает установки для досмотра багажа, большегрузных машин и морских контейнеров, купила сибирскую технологию. Дело в том, что аппаратура китайской разработки хорошо справляется с багажом, грузами и транспортом, но человека насквозь видеть не может. А с новосибирской установкой эта проблема решилась. Теперь китайцы шлют в ИЯФ СО РАН благодарственные письма, а в прошлом году в Пекине наградили Семена Бару, как лучшего зарубежного эксперта.

К сожалению, наши ученые чаще получают грамоты на иностранном языке. Да и общаться с ними у нас особо никто не рвется. Семен Бару рассказал о своих многочисленных попытках вступить с чиновниками в диалог. В Государственном таможенном комитете, например, в ответ на предложения сотрудничества смотрят равнодушно и предпринимать что-либо отказываются. Между тем в распоряжении рядовых таможенников пока находятся только собаки, металлодетекторы да собственная интуиция.

Как сделать аэропорты безопасными?

Критиковать сложившуюся систему легко, труднее предложить дельную альтернативу. Наш собеседник считает, что она есть.

Семен Бару: «После теракта в Домодедово наш президент выразил мнение, что на входе в аэропорт нужно проводить сплошной досмотр. Это звучит сомнительно. Представьте, сколько скопится людей в очереди: террористу вовсе не обязательно проходить этот досмотр, ему достаточно будет встать рядом и привести бомбу в действие. А самое главное, это бессмысленно, потому что металлодетектор не «видит» взрывчатку.

На входе в места скопления людей я предлагаю ставить опытного психолога, который будет с помощью камер видеонаблюдения выделять людей с неадекватным поведением. Человек, идущий на смерть, ведет себя не так, как все остальные. Эта система (профайлинг) применяется за рубежом в широких масштабах. В Израиле, например, она работает уже не первый год. Представьте себе, психолог видит подозрительного человека, с помощью силовиков приглашает его на осмотр в небольшое помещение, где стоит наша установка. Там его вместе с багажом просвечивают за несколько секунд и отпускают, если все в порядке. Это никого не встревожит и не затормозит поток людей. Данная схема уже проверена на санкт-петербургском метро, правда, с московской установкой. Вспомните, на записях камер наблюдения после терактов в московском метро психолог без труда выделил смертниц. А если бы он там работал не после события, а во время него, вместе с ОМОНом и нашим «Сибсканом», то этих терактов просто не было бы» (и еще у мили… извините, полицейских должна присутствовать готовность к разумному риску. Иначе задержан будет не террорист, а нетрезвый гражданин в соседнем терминале. — прим. редакции)

В безопасное будущее

Стоит заметить, что даже в Израиле, где безопасность граждан оберегается очень усердно и на всех уровнях, случаются несчастья. Увы, человеческий разум слишком уж многогранен и может как изобретать хитрые системы защиты, так и виртуозно обходить их.

Несмотря на горячую убежденность, звучащую в словах нашего собеседника, мы не рискнем утверждать, что его подход и его установка идеальны. Скорее всего, есть и другие мнения, для которых мы с удовольствием предоставим страницы нашего портала.

Просто, как нам кажется, вопросы безопасности надо поднимать не после очередной катастрофы, размахивая руками и эффектно швыряя миллионы на благие, но смутно очерченные цели, а чуть загодя. И тогда их действенность смогут оценить на десятки и сотни людей больше.

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 3
IRC: 5
Jabber: 0
( состояние на 01:10 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет