Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Художественное конструирование -- это эстетика и комфорт

ХКБ ГСКБ гусеничным пахотным тракторам. О. Ширяев и Ю. Назаров

В июне этого года исполнилось 80 лет со дня основания Волгоградского Тракторного завода, первого советского предприятия по выпуску сельскохозяйственных тракторов. К этому событию была выпущена книга воспоминаний людей, как стоявших у истоков тракторостроения в СССР, так и своим ударным трудом зарабатывавших славу Волгоградского Тракторного. Привожу из этой книги исторический очерк, я не побоюсь этого слова, одного из лучших дизайнеров нашей современности, основоположника советского промышленного дизайна Ширяева Олега Александровича. Но, в отличие от упомянутой книги, текст статьи публикую здесь в авторском варианте, с иллюстрациями и без сокращений.

Ширяев Олег Александрович после окончания института инженеров городского хозяйства в 1962 году работал дизайнером в институте "Гидропроект". С 1966 года был принят на ВгТЗ заместителем главного конструктора по художественному конструированию ГСКБ по гусеничным пахотным тракторам. Ушел на пенсию в 2000 году.

"Каждый третий трактор в мире — советский.

Каждый третий советский трактор — Волгоградский".

Художественное конструирование в СССР и на Волгоградском тракторном заводе

Промышленный дизайн, как средство перестройки жизни по законам красоты, слияния искусства с производством возник в Советской России в 1920 году на базе созданных Высших художественно-технических мастерских.

Страна восстанавливала паровозы и подвижной состав, а Яков Гаккель уже проектировал кожуха для тепловозов, И.Шухов строил башню для радиостанции в Нижнем Новгороде и Москве, Степанова делала эскизы для новых тканей, по рисункам Чехонина изготавливалась посуда с революционной символикой (сейчас она доступна только в "Сотбис"), Маяковский творил рекламную промграфику и "Окна РОСТА", Кандинский и Малевич преподавали композицию, Родченко творил фотомонтажи для книг, Татлин изготовил макет высотной башни III Интернационала, архитекторы братья Веснины проектировали промзону Сталинграда и плотину Днепрогэса.

Это было Первое Движение дизайна в СССР. С началом индустриализации приоритеты изменились. Страна готовилась к войне.

1967 год. Первый эскиз нового верхнего строения трактора ДТ-75В с ассиметричной компоновкой

"Второе движение дизайна" в СССР началось в 1964 году. Острую потребность в дизайне, эргономике, инженерной психологии ощущала отечественная промышленность: автомобили, суда, авиация, товары народного потребления. В отличие от западного понятия "дизайн", которым обозначают любой замысел, чертёж, проект, конструирование, композицию, конструкцию, наше понимание "промышленного дизайна" распространялось исключительно на предметы массового производства, обладающие удобствами для человека, новизной и гармоничностью внешнего вида.

Дизайнер тракторов в наших условиях становился линией обратной связи между трактористом и производителем. Пусть не под высоким напряжением, но вполне ощутимым. На западе качество дизайна оценивала "жена фермера" и частые звонки кассового аппарата.

1967 год. Испытание кабины и бака, установленных на подрессоренной платформе трактора ДТ-75 с облеченным радиатором и новой решёткой

С чего всё началось

После постановки на конвейер 30 декабря 1963 года трактора ДТ-75 перед службами нового проектирования главный конструктор ВгТЗ Шаров М.А. поставил две задачи:

1. Обнаружить слабую надёжность деталей и узлов при двойном увеличении потока мощности двигателя.

2. Создать гидродинамическую трансмиссию, обеспечивающую стабильную работу двигателя в условиях переменной нагрузки на рабочих органах с преобразованием потока мощности на удвоение скоростных диапазонов трактора.

Двигатели ярославские ЯМЗ-238.

Главным направлением работ 1964-1965 годов было создание скоростного, энергонасыщенного трактора мощностью 150-175 л.с.

Создаются две экспериментальные модели: с механической трансмиссией (Э-151) и с гидромеханической бесступенчатой трансмиссией (Э-152).

При испытаниях неожиданно встают две проблемы: медико-биологическая и дизайнерская. Жёсткое крепление кабины, высокие температуры, тряска и вибрации приводили к заболеваниям внутренних органов, и к расстройствам центральной нервной системы.

Тракторист, располагаясь на диванном сидении в кабине, жестко установленной на тракторе, испытывал болезненную непереносимость повышенных скоростей из-за увеличения качки, тряски, вибраций и шума. Ведь вспаханному полю далеко даже до неровностей просёлочных дорог.

Повышение скоростного режима обозначило новое видение проблем профзаболеваний, герметизации кабины, тонкой очистки воздуха, тепло-влажностного и вибро-шумового комфорта.

1970 год. Макеты энергонасыщенного скоростного ДТ-175С и серийных тракторов ДТ-75В (90 л.с.) и ДТ-75М (110 л.с.)

Художественно-конструкторское бюро при ГСКБ по гусеничным пахотным тракторам класса 3 т

Проблема художественного конструирования и средств комфорта, носилась в воздухе — достаточно было обозначить эстетический и комфортный уровень и найти людей, обладающих инженерной подготовкой и методами объёмного моделирования. Помог случай.

Бывший директор завода И.Ф. Синицын накануне своего назначения Министром сельхозмашиностроения, летом 1964 года посещает заводы Форда в Детройте, где руководство компании знакомит его с работой дизайнеров тракторного производства.

По возвращении, И.Ф. Синицын пишет директору завода записку о необходимости создания на заводе службы дизайна (документ находится в архиве ВгТЗ). На заводе, однако, эту проблему понимали особенно остро два человека — главный инженер, вернувшийся из командировки на ФИАТ, и главный конструктор, намучившийся со сложной геометрией кабины.

Таким образом, дизайн в Волгограде возник благодаря Генри Форду, Ивану Синицыну, Анатолию Скребцову и Михаилу Шарову.

ХКБ: Талбиев В. М., Ширяев О. А., Матасов В. С.

Единственное в тракторостроении художественно-конструкторское бюро в течение двадцати лет было только на ВгТЗ. На других заводах ХКБ были образованы только в 80-е годы. В то время улучшение условий труда тракториста достигалось нормативным принуждением через ужесточение ГОСТов. На ВгТЗ главный конструктор сам инициировал работы по микроклимату и снижению усилий на органах управления.

Он стал добиваться создания КБ художественного конструирования, со статусом руководителя на уровне заместителя главного конструктора по дизайну.

В работах над пятым поколением тракторов ДТ-75В, ДТ-110, ДТ-175С принимали участие дизайнеры Матасов Валентин, Гавриленко Валентин, Старков Юрий, Степанова Татьяна, Талбиев Василий. В цехе опытного производства была создана хорошо оснащённая современная лаборатория условий труда: вибростенд, пылевая камера, КИП.

Строительство модельно-макетной мастерской: Матасов В.С., Ветров Е.Н., Поляничкин Е., Болтунов О., Орешкин Е.А., Дремлюга А.

К медико-биологическим исследованиям был привлечён Саратовский институт сельской гигиены — отдел работ на тракторах и сельхозмашинах — руководитель к.т.н. В. Козлов.

Тесные контакты установились с эргономистами и дизайнерами Белорусского филиала института технической эстетики — Жутяевым Ю., Полоневичем С., Чучалиным А. и Кошманом В. Эргономический анализ рабочего места выявил повышенную температуру, запылённость, шум, недостаточную обзорность, вибрационные воздействия на водителя от ходовой системы и трансмиссии. Тракторист опускал стекло и, свесив локоть, старался дышать свежим воздухом, что вело к искривлению позвоночника.

При работе на скоростном ДТ-75С из-за тряски, он вынужден был снижать скорость трактора. Это обстоятельство потребовало создания подрессоренной герметизированной кабины с очисткой и увлажнением воздуха и установки эргономического сиденья параллелограммного типа. Оптимизированы вибро-шумовые показатели, тепло-влажностный комфорт и усилия на рычагах. Стала элегантной форма рукояток.

Бюро дизайна ГСКБ. 1972 год. Матасов Валентин, Ширяев Олег, Старков Юрий, Степанова Татьяна

По сравнению, с прежней отделкой кабины водостойким картоном, выросло качество отделочных материалов кабины, двери, пола и потолка.

Эстетические и композиционные решения 1966-68 годов были продиктованы целым рядом нарастающих проблем. Балансировка компоновочных масс ухудшилась по сравнению с прежними моделями нарастанием веса в нежелательной зоне заднего моста — утяжеление кабины почти в 3 раза, увеличение объёма и веса топливного бака с заправкой в 2,5 раза из-за повышения мощности и 10-часовой продолжительности работы. Даже замена чугунных радиаторов охлаждения на облегченные штампованные негативно сказывалась на положении ЦТ. При этом необходимо было сохранять базовые параметры трактора — колею, опорную поверхность гусеничного полотна и оптимальную развесовку масс.

Дизайнерский анализ лучших американских образцов тракторов на примере "Джона Дира"

Вскоре после организации ХКБ в 1966 году, состоялась поездка в КубНИИТИМ, где проходили сертификационные испытания наших тракторов. Моё внимание привлёк новый "Джон Дир 4020". Обследовав регулировки сиденья, доступность органов управления, эргономику педалей, рычагов и отклоняемого рулевого колеса, я попросил сделать фотографию, которая впоследствии стала прекрасной основой для искусствоведческого анализа.

Это исследование позволило нам при художественном проектировании тракторов ДТ-75В использовать методы архитектурного пропорционирования и «золотого сечения».

Удавалось это делать даже в условиях сложившегося на заводе технологического доминирования.

Место советского дизайнера в структуре производства исключало какие-либо маркетинговые инновации и исследования. Определяющей мотивацией были разумная функциональность, мировой уровень техники и экономически приемлемый комфорт для потребителя. Ведь наш трактор с новой кабиной стоил на внутреннем рынке от 3500 до 4000 рублей. Американские трактора сравнимой мощности стоили тогда около $60000.

Когда в 1968 году, коллеги из ВНИИ технической эстетики передали мою работу главе самой престижной дизайнерской компании "Генри Дрейфус Асс.", выполнявшей все проекты "Дира", он пожелал встретиться со мной на конгрессе в Тбилиси. С тех пор храню автограф великого дизайнера США с его авторской концепцией промышленного дизайна.

Облик пахотных тракторов четвёртого поколения

Измерением "дизайна" тогда была избрана уничижающая шкала: "было — стало". Мы строили свои отношения исключительно на уважении трудных поисков и удачных находок наших предшественников.

Впервые на тракторе ДТ-75 Волочковым В. А. была установлена комфортабельная пластичная кабина с панорамным цилиндрическим остеклением. Проблема изогнутых стёкол тогда была технологической. Было найдено удачное решение для сложного примыкания кабины к линейным капотным формам.

Достоинствами двуместной кабины автомобильного типа были минимально допустимые объём и вес. Геометрия кабины обеспечивала сенсорно-моторные функции: доступность всех органов управления, а также возможность наблюдения за рабочими органами сзади и за бороздой спереди. Вес кабины при том уровне комфорта составлял 95 кг.

1979 год. Новое верхнее строение трактора ДТ-75В

Дизайн пятого поколения пахотных тракторов — ДТ-75В и ДТ-75М

Вопросы улучшения обзорности из-за широкого капота и наблюдения за бороздой были решены асимметричным расположением кабины и топливного бака в общей компоновке трактора.

Таким образом, был решён вопрос, исключающий "галопирование".

Поэтому и сиденье сместилось за пределы капотной обшивки, а топливный бак повышенной ёмкости, пришлось разместить с левой стороны. Вот и окрестил народ добродушно такую компоновку — "почтарём с полной сумкой". Теперь уже не те почтари. Газеты и открытки стали роскошью. Вместо телеграмм — мобильная связь и SMS.

Международная выставка в Сокольниках у «геодезического купола» Бэкминстера Фуллера. Первая экспозиция опытного образца ДТ-75М.

Органы управления на тракторах обычно были смещёны вправо из-за обзорности и второго сиденья. В моделях пятого поколения во внешнем виде это подчёркнуто асимметричной компоновкой и «открытым» примыканием передней стенки кабины к капоту.

Некоторые неудобства смещённого поста управления возникли при установке на тракторе бульдозерного оборудования. Потом в Англии появились оборотные отвальные плуги, позволившие сократить пережог топлива при холостых проходах по полю. Но это было возможным при центральном положении поста управления.

"Северный полюс-37". Только трактора ДТ-75 уже три десятилетия обслуживают исследователей Арктики и Антарктиды

Для улучшения обзорности, капотная обшивка должна быть сужена в месте примыкания к кабине и понижена в месте радиаторной решетки. И вот здесь-то начинается наиболее капризная и консервативная зона — благоприятные условия работы двигателя.

Наклон радиаторов на 30 градусов, ради обзорности, применил только "Дойтц" в 90-е годы. Зеркало радиаторной решётки, заполненное сетчатым полотном, просчитывалось на суммарный забор воздуха, протягиваемого вентилятором. Ради этого полотно приобретает складчатый волнообразный характер. Завод располагал хорошим прессово-штамповым и модельным цехами.

Квалифицированными специалистами были изготовлены мастер-модели кабины и капота, для внесения всех последующих изменений в объёмную форму.

И хотя производственники неоднократно настаивали на упрощении формообразующих деталей, дизайнерам удалось отстоять пластические решения переднего пояса капота, передней стенки кабины, правой и задней стенки кабины, двери и крыши.

1986 год. Первый серийный трактор ДТ-175С

Дизайн пятого поколения тракторов — скоростной энергонасыщенный ДТ-175С

Скоростной трактор "Волгарь" создавался трудно. Экспериментальные работы велись явочным порядком, с ярлыком инициативной разработки.

В нормальных условиях плановой экономики у любого Главного конструктора, если он не занимался космическими аппаратами или оборонкой, были две проблемы: поиск талантливых людей и дефицит хороших материалов (включая технологический комплекс).

Сегодняшнее ускоренное проектирование и обилие модельных рядов свидетельствует о преодолении прежних стереотипов в компоновке. Нам же пришлось только в моделях шестого поколения реализовать те немногие решения, о которых мы прекрасно знали в 70-х годах.

Обзорность на легковых, грузовых автомобилях и на общественном транспорте является одним из важнейших факторов безопасности. Иное дело, малоскоростные трактора, работающие в полевых условиях.

Рабочие модификации тракторов пятого поколения

Трактор ДТ-75М (110 л.с.), Трактор ДТ-75Д с бульдозерным оборудованием, Трактор ДТ-75Б

"Техника без опасности"

Так называлась книга выдающегося журналиста Анатолия Аграновского, написанная им сразу же после бестселлеров "Малая Земля" и "Целина", удостоенных Ленинской премии по литературе.

И хотя "Техника без опасности" премий не получила, она актуальна и сегодня, как пишет главный редактор "Известий". (www.rost-prof.ru/union/clauses/history). Книга по строена на беседах с главными конструкторами ХТЗ — Кашубой Борисом Павловичем и МТЗ — Петром Ивановичем Бойковым.

"Ежегодно у нас меняется до тридцати процентов механизаторов. Трактористы, в отличие от шоферов, работают обычно до сорока-сорока пяти лет, а после ищут себе другое дело. Значит, мы теряем мастера в самую золотую пору его зрелости, каждый год сажаем на трактор мальчишек.

В Минске подсчитали — после установки подрессоренного сиденья люди смогли увеличить рабочую скорость трактора на двадцать-тридцать процентов...

В США сельское хозяйство перегнало по смертельному травматизму даже горную промышленность; во Франции "коэффициент частоты" травм значительно выше, чем в СССР... но меня не утешает, что "у них еще хуже".

Потому что у нас и должно быть лучше, потому что в области охраны труда и в развитии техники безопасности мы обязаны быть впереди...

Хочу познакомить вас с людьми, для которых забота о человеке нужна потому, что она нужна человеку, — этого им предостаточно... с одним из авторов ташкентского трактора Анатолием Фроловым; Виталием Кошманом, который пробивал торсионное сиденье; с кандидатом медицинских наук Владимиром Козловым, который испытывал волгоградскую кабину; с волгоградцем Олегом Ширяевым, имя которого не без зависти называли мне харьковчане: такого специалиста по технической эстетике у них пока нет.

Я верю, что пришло время этих людей. Во всяком случае, я повсюду встречал их, заводы ищут знатоков, переманивают их из автопрома, из авиационных КБ".

Это была беспристрастная и объективная оценка наших работ руководителями конкурентных производств.

Макет с внутренним каркасом по дверному проёму. Двери, передняя и задняя стенки "накладные"

Безопасная, каркасная, модульная, комфортная, откидываемая... кабина

Исследуя самый красивый трактор Дрейфуса, напоминавший оленя в прыжке (deere — олень, эмблема с оленем и имя основателя фирмы), трудно было предположить, что это последняя работа мастера и последние западные сельскохозяйственные трактора без кабин.

Отечественные трактора уже с первой модели СТЗ-НАТИ имели кабину. Суровость нашего климата и слабая дорожная сеть требовали внимания к работе тракториста как в летнее, так и в зимнее время. Когда велась подготовка производства ДТ-54 с трансформирующейся кабиной, директор завода Макоед грустно пошутил — лучше к трактору прикладывать овчинный тулуп, чем делать такую дорогую кабину.

Каркасная кабина с неразрезанными прямыми стойками.

Но у гусеничных тракторов с низким положением их центра тяжести никогда не было проблем с опрокидыванием, как у колёсных тракторов.

Дизайнерские предложения, которые у нас разрабатывались, были основаны не столько на предотвращении опрокидывания (гусеничный трактор в этом случае сомнёт любую кабину), сколько на поисках новых технологических возможностей (создание модульных рядов кабин с единым каркасом, и изменяемыми параметрами длины, ширины и высоты). Наступал период каркасно-панельного формообразования, в отличие от прежних штамповочно-сварных кабин. Вопреки здравому смыслу, насаждалась рыночная идея — если есть каркасная кабина, значит трактор безопасный.

Колёсный, гусеничный, промышленный, аграрный — без разницы. Лишь бы был "нарисован" каркас.

Модульная безопасная кабина "капсульного типа" (ГСКБ ВгТЗ)

Трактор шестого поколения ВТ-100 и его модификации

Подведение итогов показало сильные и слабые стороны каркасно-панельного верхнего строения: кабины и капота.

Снимались проблемы изготовления дорогостоящих и сложных штампованных изделий, более современной стала угловатая форма (вазовская мода моделей 08 и 09 "рубленная форма" в стиле "зубило"), уменьшился объём сварочных работ. Выросли весовые параметры, повлиявшие на увеличение удельного давления на грунт и приведшие к изменению геометрии звена гусеницы.

Последний поиск облика советского гусеничного трактора для XXI века

Художественно-конструкторское бюро ГСКБ по гусеничным пахотным тракторам за 30 лет создало шесть полноценных дизайнерских проектов от эскизов, концептуальных макетов формы 1:20, 1:10, макетов формы 1:5, посадочных макетов кабин и постов управления и демонстрационных моделей тракторов на платформе-шасси работающего трактора.

Три модели ДТ-75В, ДТ-175С и ВТ-100 общего назначения были поставлены на производство вместе с модификациями по силовым параметрам и по специальному назначению: болотоходный, свеклоуборочный, рисоводческий, промышленный, строительно-дорожной. На базовые модели тракторов были получены четыре авторских свидетельства Госкомпатента СССР на промышленные образцы.

Опытный образец трактора ВТ-100 во время испытаний

Художественно-конструкторский проект — демонстрационный образец трактора ВТ-100 с каркасно-панельным верхним строением. Нижнее малое стекло в двери впоследствии было заменено сплошным остеклением и пластмассовой накладкой.

Единственное в отрасли и в городе, ХКБ стало школой дизайна для инженеров и архитекторов политехнического института и инженерно-строительной академии. Концепт-проектами заявили о себе Назаров Юрий, выпускник Высшего художественно-промышленного училища им. В. Мухиной и Болтунов Олег. Марина и Александр Дремлюги, Кузнецов Николай, Борис Колос проявили себя в создании поста управления. Свои творческие поиски и замыслы воплощали в материале Орешкин Евгений, Ветров Евгений и Матасов Валентин.

Благоприятные условия для развития дизайна тракторов были созданы со стороны КБ общей компоновки. У истоков формообразования и обзорности, взаимодействия агрегатов и доступности органов управления и систем, антропометрических и эргономических параметров в нашем случае решали обе эти службы. Мы с обеих сторон стояли у истоков будущих моделей. И я благодарен высокопрофессиональным компоновщикам: Волочкову Владимиру, Мажарцеву Юрию, Залётину Вениамину и Смирнову Виктору за плодотворное сотрудничество.

О.Ширяев,

заместитель главного конструктора по художественному конструированию с 1966 по 2000 годы.

Автор: Improver
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 4
IRC: 7
Jabber: 1
( состояние на 16:24 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет