Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Whisky on the Rocks или похождения "Шведского комсомольца".

В продолжении темы Принцип Домино.

"...В ночь с 27 на 28 октября с.г. советская дизельная подводная лодка №137, совершая обычное учебное плавание в Балтийском море, вследствие выхода из строя навигационных приборов и возникновения в связи с этим ошибок в определении места, в плохую видимость сбилась с курса и села на мель у юго-восточной оконечности Швеции...

/Из Сообщения ТАСС "О происшествии с советский подводной лодкой", опубликованного 6 ноября 1981 г./

Как это было

В октябре 1981 г дизельная подводная лодка С-363 (бортовой №137) дважды Краснознаменного Балтийского флота под командованием капитана 3 ранга Н.Гущина находилась в обычном учебном походе. По классификатору NATO эти ПЛ обозначаются как тип W (WHISKEY), а официальное их обозначение в советском ВМФ — "проект № 613". Прототипом была избрана германская лодка XXI-й серии. В разное время 39 ПЛ этого типа было передано во флоты Албании, Болгарии, Египта, Индонезии, КНДР, Польши и Сирии.

По словам участников этого похода, неприятности начались чуть ли не с самого начала. Еще в первой половине дежурства, до промежуточного отдыха, 137-я зацепила рыбацкий трал. Снасть осталась цела, а у ПЛ оказалась свернутой рамка-антенна радиопеленгатора. И вот тут сработало золотое флотское правило, что каждый пункт уставов и инструкций следует выполнять неукоснительно, ибо все они написаны кровью.

А для штурмана ПЛ старшего лейтенанта А. Коростова слова "предпоходная подготовка" оказались пустым звуком. Трудно сказать, на какое "авось" он рассчитывал, но уже потом, на мели, выяснилось, что никаких иных, кроме как пеленгация и счисление методов определения места корабля, Анатолий не знал. Секстаны оказались неотрегулированными, а "ПИРСом" — прибором международной системы МАМС, основанной на сигналах фиксированных радиомаяков, штурман пользоваться не умел.

Итог — уникальный для Балтики: за 2 недели плавания — 57(!) миль невязки. Результаты себя долго ждать не заставили...

В ночь с 27 на 28 октября лодка всплыла и начала движение в режиме "винт-зарядка" — дизеля, вращая гребные винты, одновременно заряжают аккумуляторы. Приблизительно около полуночи, когда все находившиеся на мостике были уверены, что на многие мили вокруг открытое море, двигавшаяся со скоростью 7,2 узла ПЛ внезапно наскочила на мель.

Момент этот был в прямом смысле слова сногсшибательным. Нос подняло и лодку положило на левый борт с креном 15°. Все, кто находился на мостике, были сбиты с ног и едва не повылетали за борт. Еще не оправившийся от боли командир сыграл боевую тревогу и дал команду "Стоп моторы!". Попытки сняться с мели задним ходом успехом не увенчались, — лодку только немного развернуло. Правда, несколько уменьшился крен.

Включенный прожектор выхватил из мрака какие-то белые глыбы. Не потерявшие присутствия духа старпом и боцман еще нашли в себе силы пошутить на тему "А не на Северном ли мы полюсе?"

Когда забрезжил рассвет, появилась возможность осмотреться вокруг, но одновременно с ясностью визуальной нарастало и полное недоумение. Вокруг ПЛ — земля, только спереди и сзади узкая полоска воды. Прямо по курсу — вышка береговой РЛС.

Примерно в это время подал голос штурман. Ему наконец-то удалось определить место. Можно себе представить реакцию экипажа, когда Коростов наконец выдавил, что лодка сидит на камнях... у юго-восточного побережья Швеции по соседству с военно-морской базой Карлскруна. По словам Беседина, много "теплых" слов адресовал самому Анатолию, его ближней и дальней родне, а также выпустившему ТАКОГО штурмана училищу командир.

Уже потом, когда во время разбора произошедшего на стол легла вся походная документация и была выстроена вся цепочка событий, убежденный атеист Беседин испытал, по его собственным словам, непреодолимое желание перекреститься. Иначе как шутки в духе мадам Судьбы то, что с ними приключилось, назвать было нельзя.

В самом деле, только немыслимым стечением обстоятельств можно объяснить, что примерно за 2 часа до аварии лодка, двигавшаяся в подводном положении, подвсплыла на несколько минут под перископ, перескочив при этом подводную банку, в которую она иначе неминуемо бы "впечаталась". Или как могло случиться, что шедшая уже в надводном положении и грохочущая дизелями на пол-Балтики 137-я не была засечена ни одним шведским радаром. И это на одной из главных ВМБ страны, где, кстати, располагается штаб Южного военного округа!

Ну и, наконец, что, кроме сумасшедшего везения могло заставить рулевого вести ПЛ точно по фарватеру (между прочим, искусственному, секретному), ширина которого не превышает 12 м, да еще в кромешной тьме и без всяких ориентиров? Причем, стоило на последних минутах хода подвернуть всего на 1o влево — и оказалась бы советская лодка у причалов, где швартуются корабли под флагом с желтым крестом на голубом поле.

Всего же (когда во время "сидения" на камнях комсостав ПЛ попытался "пройти задним ходом по событиям"), было выявлено не менее 10 ситуаций, при которых можно и нужно было понять, что 137-я идет "не туда". Например, запись в бортовом журнале, что исчезли рыбаки и появились сухогрузы. Или доклад радиометриста: "Прямо по курсу — шведская береговая РЛС!". Командир, ориентировавшийся на доклады штурмана, среагировал адекватно: "Ты думай, чего городишь-то! В открытом море!" Подчиняясь авторитету командира, метрист быстро "переклассифицировал" цель, но действительность от этого, конечно, не изменилась.

Почти сразу же все, кто находился на мостике, увидели во мраке ночи огонь прямо по курсу. "Рыбак лезет, давай вперед", — скомандовал Гущин. Через несколько минут сигнальщик доложил о темном пятне. На мостике решили, что это разлитое кем-то топливо, но это приближалась злополучная гряда камней...

После того, как все перипетии аварии остались позади, экипаж еще долго удивлялся беспечности шведской службы наблюдения. Ну ладно, ночью прохлопали (хотя тоже разгильдяйство непростительное). Но вот как уже после рассвета лодка под советским флагом "сидела" по соседству с иностранной военной базой — и как-будто так и надо? Причем, режим полного радиомолчания командир отнюдь не соблюдал.

Шведский рыбак Ingvar Svensson, первым обнаруживший советскую подлодку.

Только примерно к 10 утра появился на моторке одинокий рыбак. Узрев открывшуюся его глазам картину, он прямо на месте развернулся и рванул назад. Надо думать, его сообщение вызвало немалый шок, ибо лишь минут через 40 появился военный катер. Когда он подошел к борту, находившийся на его борту офицер по-английски спросил: "Что случилось?". Ему ответили: "Навигационная авария". Узнав фамилию командира, офицер осведомился, не нужна ли помощь. Помощь, конечно, требовалась, но здесь вступали в силу политические и экономические факторы. Например, командир не знал, как быть со ст. 2 КУ-78 (Корабельного Устава редакции 1978 г), где жирным шрифтом выделено: "Корабли и суда ВМФ СССР подчиняются только Законам СССР... где бы они не находились. Ни одно иностранное правительство не имеет права вмешиваться в жизнь военного корабля СССР. Всякая попытка в этом направлении должна пресекаться самым решительным образом, в крайнем случае силой оружия".

Во-вторых, никто из советских моряков не знал, как подобная помощь оформляется юридически, и, главное, кому и сколько за нее придется заплатить.

К тому времени штаб флота уже все знал, но никакой информации оттуда не поступало. Как видно, "переваривали" случившееся. В итоге, Гущин от помощи решительно отказался, причем, как позже оказалось, совершенно напрасно. Дело приняло официальный оборот, и в итоге С-363 с камней снимали все равно шведские спасатели. Но произошло это только через неделю, и "выложить за все про все" пришлось изрядную сумму (упоминается 600 тыс, правда, неясно чего — рублей, долларов или крон).

"Шведские каникулы" завершились 6 ноября, в тот самый день, когда советские газеты наконец-то сообщили о случившемся. Снятая с мели 137-я, несмотря на восьмибалльный шторм, своим ходом в надводном положении двинулась к родным берегам. Утром 7-го она уже входила в свою базу.


Приложение

В 1993 г. в «Морском сборнике» были опубликованы материалы из акта расследования, в т.ч. схемы маневрирования (№1, с. 10–13). Дальше — фрагмент статьи В. Кочерова и А. Мозгового.

Итак, главный объект этой истории — средняя подводная лодка С-363 проекта 613, построенная в Ленинграде и вступившая в состав ВМФ в 1957 г. С сентября 1979 г. по октябрь 1980 г. она прошла средний ремонт. В 1981 г. стала числиться боеспоспособным, а по уровню подготовки экипажа боеготовым короблем. Это явствует из акта расследования обстоятельств ее посадки на мель в иностранных территориальных водах 27 октября 1981 г.

Распоряжением штаба БФ данной подводной лодке предписывалось выйти в море в 18.00 16 сентября, осуществить переходы и патрулирование в районах П-1; П-2 согласно графическому плану. Возвращение в базу в 8.00 5 ноября.

-17 октября в 18.22 подводная лодка вышла из п. Свиноуйсьце для продолжения патрулирования в те же районы восточнее о.Борнхольм, где она плавала до этого в течение 22 суток.

-18 октября в 18.10 в точке Ш=55°09'сев. Д=16°07'вост. в подводном положении ПЛ столкнулась с тралящим устройством рыболовного судна, в результате чего была повреждена антенна радиопеленгатора и его использование оказалось невозможным.

-В тот же день обнаружена неустойчивая работа эхолота.

-Положение усугублялось ненадежной работой приемоиндикатора радионавигационной системы (РНС) «Декка». Так на лодке сложилась обстановка, не позволявшая обеспечить безопасное кораблевождение при полном соблюдении режима скрытности плавания.

В этих условиях командование ПЛ решило не доносить на КП флота об ударе о плавающее препятствие, а также о выходе из строя навигационных приборов, однако не приняло и дополнительных мер навигационного характера, которые могли бы обеспечить знание места подводной лодки с точностью, необходимой для выполнения задачи в назначенном районе и ее безопасное плавание. Наоборот, здесь из-за беспечности и нарушения элементарных требований кораблевождения происходило нарастание величины ошибки в знании места плавания, что во все времена вело к навигационным авариям и даже к катастрофам.

-В результате указанных выше причин расхождение между фактическим и счислимым местами подводной лодки 20 октября составило 13,5 миль по направлению 124°, а 21 октября достигло 29,5 миль по направлению 100°.

-В течение 22–24 октября ПЛ плавала с накопленными в предыдущие дни погрешностями текущего места. 25 октября пытались определить свое место в утренние сумерки по звездам, но из-за неправильного приготовления секстана получили большие ошибки в измерениях, что не позволило решить до конца астрономическую задачу.

-В дальнейшем попытки определения места астрономическими способами не предпринимались.

-26 октября при очередном ошибочном определении места по РНС «Декка» получили невязку по направлению 164° величиной 8,5 миль и без всякого анализа сместили счислимое место ПЛ на величину невязки, руководствуясь принципом: «считай себя ближе к опасности», в данном случае — к банке Слупской, чем увеличили расхождение между фактическим и счислимым местами до 45 миль по направлению 154°.

-27 октября начальник штаба решил подойти на видимость маяков о.Борнхольм для уточнения места.

Не обнаружив огней маяков визуально из-за плохой видимости, РЛС не использовали, руководствуясь соображениями скрытности.

-Позже, по решению начальника штаба, подводная лодка погрузилась до грунта, определив таким образом глубину моря — 51 м. Вследствие случайного совпадения измеренной глубины с ее значением в новом ошибочном месте, полученном по РНС «Декка» южнее счисления, решили принять невязку счисления 14,5 миль по направлению 191°. Решение было совершенно необоснованным, так как простейший анализ показывал, что в этом случае предшествующее плавание ПЛ должно было проходить в районах с глубинами, меньшими глубин ее плавания. В результате этих действий разность между фактическим и счислимым местами достигла 53,8 мили по направлению 160°.

Для отхода от предполагаемой опасности — банки Слупской — ПЛ начала движение на север.

-В 19.30 через перископ обнаружили белый огонь маяка Утклиппан, который, не разобравшись в его характеристиках, приняли за рыбацкий и стали обходить слева.

-С наступлением темноты в 20.09 подводная лодка всплыла в надводное положение для зарядки аккумуляторной батареи, продолжая расходиться с рыболовными судами.

-В 21.22 на поисковой станции обнаружили по носу работу РЛС в 5-см диапазоне и визуально — огни справа по курсу. Посчитали, что РЛС принадлежит эсминцу ФРГ, а огни — рыболовным судам (фактически была обнаружена работа шведской береговой РЛС и огни селений на островах).

-В 21.38 слева в 200 м было обнаружено темное пятно диаметром около 150 м, принятое за масляное. Фактически это был о.Данафлет, высота которого составляла от 0,5 до 1,5 м.

-Командир остановил дизель, пригласил на мостик начальника штаба бригады и предложил погрузиться для уклонения от эсминца. Начальник штаба предложение не утвердил, а приказал продолжать зарядку и отвернуть влево для расхождения с немецким кораблем.

-Вслед за этим на воде были обнаружены темные пятна островов, также принятые за масляные, и подводная лодка в 21.50, дав ход одним дизелем, легла на курс 30° для прохода между ними. В 21.52 прошли в 40 м от о.Флангшер, при этом сигнальщик наблюдал буруны, приняв их за шугу, но командир на его доклад не отреагировал.

-В 21.55 командир подкорректировал курс ПЛ на 10° влево, чтобы опять пройти между «масляными пятнами», и в 21.57 следуя курсом 20° на ходу около 8 уз, подводная лодка С-363 села на прибрежную отмель о.Турумшер в точке Ш=56°04'сев. Д=15°44'вост. Фактическое место ПЛ отстояло от счислимого на 56,3 мили по направлению 343°.

Все приведенные здесь данные взяты из акта расследования, которые проводила компетентная комиссия из 14 адмиралов и старших офицеров флота, внимательно изучивших и проанализировавших множество документов, связанных с этой скандальной аварией.

Пы/Зы

Опять, в который раз, судьба поточила свои когти и выгнула спинку.

Опять единичные события сплелись в тугую нить и вели всех участников этой истории в требуемом направлении. Учитывая тот факт что на борту ПЛ находилось два ядерных заряда, писать о милой шалости судьбы, как то рука не подымается.

Однако любое отклонение в последовательности, на любом этапе, привело бы к совершенно другим событиям. И возможно не к таким радужным.

Можно рвать волосы , садить капитана и штурмана, но можно благодарить судьбу о милости выпавшей экипажу. То что не случилось трагедии.

Как это случилось с Курском, Комсомольцем и еще многими ПЛ.

Мы часто проходим мимо собственных трагедий и не замечаем как за нашей спиной в бетон вгрызается кирпич прилетевший с крыши..

Любое событие можно и нужно рассматривать минимум с двух сторон.

Вспоминается анекдот про Поручика Ржевского одевающегося утром после посещения дамы.

-Поручик ! А деньги?

-Гусары денег не берут!

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 7
IRC: 5
Jabber: 0
( состояние на 08:12 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет