Ямал, часть вторая

Пишет nub1an
Зима, Ямал, бескрайняя тундра, солнце и зимники.
В первой части я рассказал о единственной дороге на полуостров, о суровых условиях в которых приходится выживать здесь. Но наша цель еще дальше — мыс Харасавей, берег Карского моря. И мы продолжаем двигаться вперед.
До Бованенково остается совсем немного. Дует пронзительный ветер. Иногда по колее можно ехать аж 20 км/ч.

Где-то здесь к нам из ниоткуда приезжают ненцы. Впечатление производят удручающее, просят хотя бы 500 рублей, "очень надо".

Порой далеко в тундре появляются островки жизни.

Диспетчерская ж/д и по совместительству пост дорожников.

Жизнь налаживается. Здесь уже зимник чистят.

Подходят к концу наши 570 литров солярки. Но мир не без добрых людей. В тундре солярку можно купить от 5 до 10 рублей за литр, против 25 в Салехарде. И при этом отменного качества. В Бованенково нам и вовсе удалось договориться на 300 литров бесплатно. С топливом здесь всё серьезно, здесь — это жизнь. А бензина тут нет. Совсем.

Всё чаще появляется встречка. Сначала такая.

А потом из-под вывески "Острожно, Белазы!" вот такая.
Caterpillar, вахтовики называют его гоблином.

Вокруг — Бованенково. Одно из крупнейших месторождений газа в мире. Оказывается, это не один поселок. Их тут десятки. Большие и маленькие. Повсюду машины снуют туда-сюда круглосуточно. Говорят, здесь работает около 5 тысяч единиц техники. Целая сеть дорог прекрасного качества, как будто и не было 500 км голой тундры до этого. Мы даже умудрились заблудиться здесь.

И все делают одно дело — готовят инфраструктуру для добычи газоконденсата. Строят аэропорт, дома, ж/д, подготавливают скважины. Пуск всего хозяйства планируется в 2012 году.

Но нам дальше, на море, на мыс Харасавей. Темнеет в тундре красиво.

Встаем прямо на прозрачном льду какого-то озера. Их на Ямале сотни и все проморожены до дна.

Ну и закат, его я не могу не показать.

Утром нас снова встречает живность, на этот раз парочка деловитых песцов.

Снова зимник, на этот раз Бованенково-Харасавей, всего 106 км. Стоит плакат "обслуживается...", на деле же просто воткнули вешки в тундру и всё. Ж/д и здесь оттягивает трафик на себя, движения почти нет.

И вот мы на берегу. Здесь куча металлолома и вдали лед Карского моря.

Плавучие краны стоят на своей ледовой стоянке.

Вот он, мыс Харасавей. Где-то там, впереди, Новая Земля.
Повсюду техника в снегу, вагончики. И никого нет, только три человека охраны.

А это собственно порт Харасавей.
Причал, склады.

Неподалеку лежит вертолет и несколько антенн ПВО, когда-то здесь стояла военная часть.

Вертолет упал на взлете в 1988 году, да так и остался лежать вмороженным в вечную мерзлоту.

71°11,062' — самая северная точка нашей поездки. Севернее колесами можно добраться только в Тикси, да и то всего на 50 км. Делаем отчетное фото и домой. Теперь я был и здесь.

Дорога домой была непростой, попали в пургу. Заметать стало еще в цивилизации.
И через несколько часов уже ничего не было видно. Ветер 20 м/с, при температуре -25.
Дорогу замело. Всё движение замерло. Так и простояли мы в тундре двое суток.

А потом был снова зимник...

... небольшие посты дорожников...

... серьезные переметы, которые (о, удача) пробили до нас ...

.. снова мосты ...

... следы человека в бесконечности ...

... и всё, цивилизация.
Ледовая переправа через Обь Лабытнанги-Салехард.
Земля.

Эмоции переполняют до сих пор. Многого не опишешь, не объяснишь. Да и нужно ли?
Как же хочется обратно, на Север, в тундру...
И я буду там снова. Обязательно буду.

Трек поездки можно посмотреть здесь.
