Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Зона 51. часть IVc

Самолеты. Lockheed Martin F-117A Nighthawk

Боевое применение.

Первоначальные планы предусматривали развертывание одной эскадрильи Nighthawk в Великобритании, для использования на европейском и ближневосточном ТВД, другой — в Южной Корее, для действий в азиатско-тихоокеанском регионе. Третью эскадрилью — тренировочную и резервную, предполагалось базировать непосредственно на территории США. Однако режим секретности в программе F-117A был столь силен, что разместить эти машины на какой-либо из действующих авиабаз, тем более за пределами страны, американское командование не смогло. Чтобы до поры скрыть "невидимки" от посторонних глаз, было принято решение организовать новую базу.

Место для нее было выбрано в пустынной местности штата Невада, где раньше находился центр аэродинамических испытаний ядерного оружия. Ближайшим населенным пунктом было местечко Тонопа. Важную роль в этом выборе сыграла близость обширного, хорошо оборудованного и труднодоступного для посторонних наблюдателей полигона авиабазы Неллис. Для эксплуатации малозаметных самолетов аэродром центра был полностью реконструирован — удлинены ВПП и рулежные дорожки, построен новый КДП, а главное — воздвигнуты специальные ангары для хранения весьма нежных самолетов-"невидимок". Эти работы начались в 1980 году.

Тогда же в ходе довольно сложной процедуры были отобраны и первые пилоты Nighthawk. К этому моменту каждый из них имел уже не менее 1000 часов налета на реактивных самолетах, в основном, на F-4, F-111 и А-10. Основу первого набора составили летчики из эскадрильи Red Hats, которые летали в Groom Lake на советских МиГах. Первой задачей группы стала разработка программы тренировочных полетов на Nighthawk с учетом необычности этого самолета и отсутствия "спарки". Дополнительные сложности в освоении F-117A ожидались по причине его повышенных взлетно-посадочных скоростей, а также ввиду того, что все полеты, включая первый, из соображений секретности предписывалось выполнять в темное время суток. В августе 1982 г. в Тонопа прибыл первый Nighthawk, и для персонала базы, не говоря уже про пилотов, день и ночь поменялись местами. Каждый летчик четыре ночи в неделю поднимался в небо Невады, выполняя по два-три 90-минутных полета за ночь, и лишь с понедельника на вторник допускался один вылет. Вся боевая подготовка, по сути, сводилась к отработке единственной задачи: прокрасться в воздушное пространство противника, обнаружить плановую цель и уложить в нее бомбу с лазерным наведением. Для тренировки летчиков в дневных условиях организовали полеты на штурмовиках А-7 Corsair, наиболее похожих на F-117A по пилотажным характеристикам.

Столь напряженная учеба вскоре дала результат: 26 октября 1983 г. было объявлено о достижении оперативной готовности первого подразделения "невидимок". Им стала специально сформированная 4450-я тактическая авиагруппа (4450th TG — Tactical Group), за пилотами которой сразу закрепилось романтическое прозвище "ночные сталкеры". В связи с ростом численности F-117A и личного состава 5 октября 1989 г. группу переформировали в 37-е тактическое истребительное крыло (37th TFW — Tactical Fighter Wing), исключив из ее состава A-7 Corsair . Nighthawk хватило на 3 эскадрильи: две боевые — 415-ю и 416-ю (415th TFS и 416th TFS — Tactical Fighter Squadron), a также одну учебно-боевую — 417-ю (417th TFTS — Tactical Fighter Training Squadron).

Однако на этом переименования не закончились — 9 мая 1992 г. часть назвали 49-м истребительным крылом (49th Fighter Wing), сохранив ее трехэскадрильную структуру (7th, 8th и 9th Squadrons). В каждый момент времени в боевых эскадрильях насчитывалось не менее 18 Nighthawk, в учебной — от 6 до 10, еще 10-11 машин, как правило, пребывали на тяжелых формах техобслуживания и доработках. Однако в каждой эскадрилье лишь 5 или 6 самолетов считались постоянно готовыми к выполнению боевых заданий. Остальные в случае объявления периода угрозы должны были быть приведены в это состояние в течение 2-3 суток.

Почти все это время вокруг Nighthawk не ослабевал строгий режим секретности. Хотя Тонопа была одной из наиболее охраняемых баз ВВС, там предпринимались дополнительные, поистине драконовские меры, чтобы скрыть правду о Stealth. При этом американские особисты часто практиковали весьма остроумные решения. Так, чтобы отпугнуть праздных "любителей авиации" из числа персонала базы, на F-117A наносили специальные трафареты типа "система охлаждения реактора", значки "радиация" и другие "страшилки". Надо согласиться, что на самолете с такой внешностью они вовсе не выглядели притянутыми за уши. Однако ничего вечного под Луной уже давно нет, и пелена секретности вокруг Nighthawk постепенно тоже стала спадать. В апреле 1990 г. состоялась даже публичная демонстрация F-117A, что было связано с началом его полетов днем, когда уже все равно невозможно было скрыть его формы. Но главной причиной внезапного прилива откровенности стало стремление американского командования продемонстрировать общественности результаты одной секретной программы, чтобы доказать необходимость финансирования других.

Тренировочный самолет AT-38 Talon

После выхода в свет, т.е. с начала дневных полетов, программа боевой подготовки летчиков для F-117A практически изменилась мало. Все равно свои главные задачи этому самолету предстояло решать ночью. Разве что несколько менее острой стала проблема отсутствия "спарки". Теперь при первых вылетах начинающего летчика его инструктор летел рядом в двухместном учебно-тренировочном самолете АТ-38, поддерживая с ним постоянную радиосвязь.

Конечно, вид F-117A поразил мировое авиационное сообщество. Он стал чуть ли не самым дерзким вызовом традиционным понятиям аэродинамики за всю историю полетов человека. И американцы не были бы собой, если бы не использовали этот шок "на все сто". Они возложили на Nighthawk ответственную роль убедительного примера технологического превосходства США над остальным миром, и для доказательства этого тезиса денег не жалели. F-117A получил постоянную прописку на обложках журналов, стал героем крутых боевиков и звездой многочисленных авиашоу. В ходе одной из выставок — берлинского салона ILA-2000 — авторы этих строк смогли, так сказать, лично познакомиться со Stealth. Надо сказать, впечатление F-117A производит сильное. Это большой самолет, своим видом вызывающий ассоциации с чем-то средним между утюгом и тем броневиком, с башни которого выступал у Финляндского вокзала вождь мирового пролетариата.

Как всегда, оправившись от первых впечатлений, начинаешь замечать детали. Например, местами вспученные, как плохо приклеенные комнатные обои, листы радиопоглощающего покрытия. Пузыри и неровности были легко заметны с расстояния в десяток метров. Причина — резкие перепады температур: тем летом в Берлине ночи были холодными, зато днем солнце жарило. Чтобы поберечь покрытие, Stealth, в отличие от других представленных на аэродроме Шенефельд летательных аппаратов, на ночь закатывали в ангар. Наблюдение за подготовкой самолета к вылету наводило на мысль о том, что техническая эксплуатация F-117A — занятие весьма непростое. Хотя вылеты предстояли демонстрационные, а не боевые, подготовка к ним занимала примерно по часу, и на технической площадке на полную катушку вкалывало не менее дюжины человек. Впрочем, Stealth летал в Берлине много, с успехом компенсируя недостаток маневренности экзотичностью форм и умело составленной программой демонстрационных полетов.

О потерях F-117A в ходе эксплуатации достоверных данных мало, и связано это, прежде всего, с общей секретностью программы. Провести же полный собственный анализ практически невозможно, т.к. американцы тщательно скрывают количество оставшихся в строю самолетов.

Тем не менее, все источники сходятся в том, что первая машина разбилась 20 апреля 1982 года, причем, это был первый серийный самолет (хвостовой номер 785), на котором строевой летчик выполнял один из последних приемочных полетов. Собственно, к тому моменту самолет приемку уже прошел, но как раз накануне его передачи ВВС инженеры Lockheed решили внести некоторые изменения в комплектацию оборудования. В процессе работ компьютер обработки воздушных сигналов был перемещен на новое место, при этом новые электрические соединения были выполнены неправильно. Самолет потерял управление сразу после отрыва, перевернулся на спину, упал на землю и загорелся. Подоспевшие спасатели потушили огонь и извлекли пилота, который после этого провел в госпиталях восемь месяцев.

Ночью 11 июня 1986 г. на 32 минуте полета врезался в вершину горы восьмой серийный F-117A (хвостовой №792), пилот погиб. Причина катастрофы осталась невыясненной, известно лишь, что перед полетом летчик жаловался на усталость. Третий Stealth также был потерян в результате столкновения с землей. Это произошло с 31 серийным самолетом (хвостовой №815) ночью 14 октября 1987 г. на полигоне авиабазы Неллис. Как и в предыдущем случае, летчик не сделал попытки катапультироваться, а самолет оказался полностью разрушен. На этот раз возможной причиной происшествия назвали потерю пилотом ориентировки — ночь была особенно темной. 4 августа 1992 г. в результате пожара была потеряна 18-я серийная машина (хвостовой №802). 14 сентября 1997 г. в ходе авиашоу неподалеку от Балтимора, штат Мэриленд, у одного из F-117A в полете разрушилось крыло. Самолет рухнул на землю, ранив 6 человек. Пилот сумел катапультироваться. Имеются данные, что всего до середины 1999 г. с летной эксплуатации сняли девять F-117A, включая несколько по выработке ресурса. Кроме того, по официальным данным — одна, по данным независимых источников — четыре машины были потеряны в ходе боевых действий. Два Nighthawk из числа предсерийных самолетов установлены на постаменты при въездах на авиабазы Неллис и Райт-Паттерсон.

F-117A создавался для решения "специальных" задач, в первую очередь — на начальных этапах вооруженного конфликта. Американцы внимательно изучили опыт израильтян, сумевших мощными, хорошо рассчитанными ударами парализовать систему ПВО Египта в войне 1967 г. и расчистить небо для своей авиации. Учитывался ими и советский опыт 1968 г., когда массированное применение авиационных средств РЭП, особенно постановщиков помех Ту-16, практически лишило боеспособности весьма мощную систему ПВО Чехословакии, что позволило беспрепятственно высадить крупный воздушный десант в Праге. Был сделан вывод о необходимости иметь в составе вооруженных сил специальный самолет — прорыватель ПВО, способный в короткий срок парализовать врага, нанося удары по его "нервным узлам" (разумеется, прикрытым самыми мощными средствами обороны). Самолеты такого назначения получили в США название "серебряная пуля" (как известно, только пулей, отлитой из серебра, можно убить вампира). Основными целями Nighthawk в первые часы большой войны должны были стать штабы, центры связи, инфраструктура ПВО, склады спецбоеприпасов и средства их доставки. Впрочем, перед F-117A ставились и более экзотические задачи. В частности, в соответствии с секретным планом Downshift-02 самолеты этого типа должны были атаковать одну из дач Генерального секретаря ЦК КПСС на Черноморском побережье, находящуюся в зоне досягаемости тактической авиации, базирующейся в Турции.

Получив в свое распоряжение такой суперсамолет, каким в начале 1980-х гг. казался F-117A, американское командование оказалось в хорошо известном жизненном положении, когда и хочется его применить, и колется, и мама (в смысле — конгресс) не велит. Впервые F-117A предполагалось использовать "в деле" в октябре 1983 г., те. еще до официального достижения оперативной готовности 4450-й группы. Они должны были принять участие в атаке лагерей террористов в Южном Ливане. По разным данным, от 5 до 7 самолетов получили вооружение, и координаты целей были введены в бортовые системы. Однако министр обороны США К.Уайнбергер за 45 минут до вылета на Ближний Восток отменил этот приказ.

То же произошло и в 1986 г., при планировании налета на резиденцию ливийского лидера Муамара Каддафи. Предполагалось, что тяжелые военно-транспортные С-5 перебросят несколько Nighthawk из Тонопа на авиабазу ВВС США Рота в Испании. Проникнув в воздушное пространство Триполи, прикрытое весьма совершенными средствами ПВО (в том числе и ЗРК С-200), несколько Nighthawk должны были нанести удары корректируемыми авиабомбами по вилле полковника. Однако против этого плана, лоббируемого заинтересованным в проверке своего самого современного оружия командованием ВВС, категорически выступил председатель Объединенного комитета начальников штабов У.Кроу. Он заявил, что "техника Stealth представляет слишком большую ценность, чтобы подвергать ее риску". В результате удар по Триполи 14 апреля 1986 г, был нанесен самолетами F-111. Потеряв две машины, американцы не достигли основной цели операции — физического устранения ливийского лидера.

Впервые F-117А были применены в боевых действиях 21 декабря 1989 г. в рамках операции Just Cause (справедливое дело) — американской интервенции в Панаме. Два Nighthawk сбросили по одной бомбе GBU-27 калибром 907 кг с лазерным наведением на казармы панамской национальной гвардии в Рио Хато, где, как предполагалось, находился президент страны Норьега. Пресс-служба МО США сообщила, что "операция прошла успешно", бомбы с ювелирной точностью поразили заранее выбранные цели — участки местности, находящиеся от казарм на удалении, гарантирующем от разрушений, но в то же время, способном вызвать панику у панамских солдат. Действительно, гвардейцы выскочили из казарм в нижнем белье, однако, как выяснилось позднее, намечалось все-таки попасть в строения. Бомбы легли с большим отклонением от целей ввиду неблагоприятных погодных условий и ошибок летчиков. ПВО Панамы, не имевшая даже РЛС, разумеется, не представляла для американской авиации серьезной угрозы, а единственной причиной участия F-117A в этой операции было все то же стремление испытать его в бою, а также облегчить, создав благоприятный пиар, прохождение через конгресс США финансирования другой программы малозаметного самолета — бомбардировщика В-2.

Самолеты 37-го тактического истребительного крыла на базе Тонопа перед отправкой в Саудовскую Аравию

Первые широкомасштабные операции с использованием F-117A развернулись во время войны с Ираком в январе-марте 1991 г. Однако для экипажей Nighthawk война эта началась задолго до первых взрывов в Багдаде — еще 19 августа 1990 г., когда "ночные сталкеры" из 415th TFS покинули место постоянного базирования и направились в Саудовскую Аравию. 18 Nighthawk эскадрильи выполнили беспосадочный 14,5-часовой перелет с дозаправками от девяти сопровождавших их КС-10. Новым домом на последующие полгода для них стала авиабаза Хамис Машейт на юго-западе страны, расположенная на пустынном плато на высоте более 2000 м. От Багдада этот аэродром отделяет более 1750 км, а выбран он был потому, что его не могли достать иракские СКАДы. С появлением секретных самолетов в Хамис Машейт приняли беспрецедентные меры безопасности и до предела ужесточили режим, обеспечив летчикам 415-й эскадрильи идеальные условия для подготовки к войне, чем они усердно занимались в течение 5 месяцев. Тренировочные полеты выполняли исключительно ночью в режиме максимальной автономности и скрытности. Особое внимание уделялось отработке дозаправки в воздухе при полном радиомолчании. Летали, в основном, в пределах границ Саудовской Аравии, лишь в некоторых случаях подходили к иракской границе, чтобы проверить реакцию ПВО Ирака. Ни разу F-117A не были обнаружены, о чем свидетельствовал неизменный режим работы иракских радаров (когда к границе подлетал обычный самолет, ПВО сразу оживлялось). По признанию летчиков эскадрильи, их невидимость стала важным моральным фактором, добавившим им смелости во время ночных рейдов над вражеской территорией. Успех тренировочных полетов побудил американское командование увеличить численность F-117A в регионе. В декабре 1990 г. на базу прибыли еще 18 Nighthawk из состава 416th TFS.

И вот наступила полночь с 16 на 17 января 1991 г. — звездный час F-117A, когда первая группа из 10 Nighthawk 415-й эскадрильи, каждый из которых нес по две 907-кг корректируемые бомбы, взлетела, чтобы нанести первые удары в новой войне. Ни до, ни после событий той ночи экипажи Nighthawk не добивались столь значительных успехов. Вспоминает участник того рейда к-н Дональдсон (позывной "Бандит 321"): "Мы все делали при полном радиомолчании, ориентируясь исключительно по времени. Вот сейчас мы должны запустить двигатели, сейчас вырулить из укрытия, начать разбег и т.д. В расчетный момент мы встретили 10 танкеров, взлетевших с саудовской базы Рияд, и выполнили дозаправку. Общим строем долетели до иракской границы, затем разделились и пошли каждый на свою цель. Мы делали все, чтобы нас не смогли обнаружить, выключили все освещение и убрали радиосвязные антенны. Мы не могли сказать ни слова товарищам и не могли услышать, если кто-либо хотел передать нам сообщение. Мы следовали по маршруту, тщательно следя за временем. Первые бомбы сбросила пара, ведомая м-ром Фистом ("Бандит 261"), на иракский центр управления перехватчиками и тактическими ракетами юго-западнее Багдада. Благодаря точной координации наших действий по времени в следующие минуты большинство из запланированных целей были застигнуты врасплох и поражены, в т.ч. 112-метровая вышка в центре Багдада — ключ ко всей системе управления вооруженными силами. Эту важнейшую цель уничтожил к-н Кэрдэвид ("Бандит 284")".

Как только в Багдаде прогремели первые взрывы, все наземные средства ПВО, особенно артиллерия, открыли беспорядочный огонь по ночному небу, пытаясь поразить цели, которые были для них невидимы и которые к тому времени уже легли на обратный курс. За свою безусловную живописность этот момент особенно полюбился художникам: на большинстве изображающих F-117A полотен сюжет один — фейерверк огненных трасс в черном южном небе, силуэты мечетей на фоне пожарищ и тени таинственных, почти инопланетных Nighthawk, растворяющиеся во мгле.

В списке объектов, которым нанесла повреждения первая группа, — два командных пункта секторов ПВО, штаб ВВС в Багдаде, объединенный центр управления и слежения в Аль Таджи, резиденция правительства. Вторая волна F-117A (3 машины из состава 415-й и 9 — из 416-й эскадрильи) нанесла повторные удары по штабу ВВС, командным пунктам ПВО, а также по телефонным, телевизионным и радиостанциям в Багдаде, по центру спутниковой связи. "Эти удары ослепили иракцев, -продолжает "Бандит 321", — и они не смогли вовремя обнаружить атаку обычных самолетов, которые приближались вслед за нами. ПВО была полностью дезорганизована. Мы видели на индикаторах в своих кабинах, как иракские МиГ-29 летали вокруг нас. Но они были слепы, не могли обнаружить нас и выполнить захват".

В течение первых суток подобные 5,5-часовые рейды совершили все 36 Nighthawk, из которых 24 находились в воздухе исключительно в темное время, а 12 -частично в светлое, взлетев после 17 ч по местному времени. Большая часть ударов выполнялась одиночными самолетами, и только три наземные цели были атакованы парами, в этих случаях ведомый с помощью инфракрасной системы мог оценить результаты бомбометания ведущего и скорректировать свою атаку. Как правило, F-117A работали автономно, без привлечения самолетов РЭП, так как постановка помех могла привлечь внимание противника. Вообще в ходе войны с целью повышения скрытности операции Nighthawk планировались так, чтобы ближайший самолет союзников находился от них на удалении не менее 160 км. Лишь в некоторых случаях F-117A взаимодействовали с EF-111 и F-4G.

Вылеты по плановым целям экипажи F-117A совершали каждую ночь. Через две недели войны стало ясно, что боевая эффективность Nighthawk довольно высока. Их стали посылать на задания все чаще и чаще. Нагрузка на экипажи росла. Чтобы помочь изнуренным пилотам, совершавшим боевые вылеты каждую ночь, 26 января в Хамис Машейт были переброшены еще 6 Nighthawk, летчики и часть оборудования из состава тренировочного 417th TFTS. Таким образом, общее число F-117A, принявших участие в конфликте, достигло 42. Прибытие подкрепления позволило несколько снизить нагрузку на экипажи и матчасть. Теперь летчики поднимались в воздух раз в полтора-два дня, и все равно каждый из них в итоге налетал в боевых условиях от 100 до 150 часов.

Тезис о высокой эффективности F-117A в той войне считается бесспорным. В частности, об этом свидетельствует успешное применение Nighthawk для поражения стратегических мостов на территории Ирака, тогда как ранее по ним было выполнено более 100 безрезультатных вылетов самолетами F-15, F-16 и F/A-18. Еще один пример: за четыре дня до начала наступления сухопутных сил союзников семнадцать F-117A в течение 27 минут нанесли удар по нефтепроводам, с помощью которых иракцы предполагали заполнить нефтью заградительные рвы на территории Кувейта: из 34 целей оказались поражены 32. Не менее важным результатом боевой работы Nighthawk стало уничтожение позиций ЗРК в Центральном Ираке, что дало возможность экипажам В-52 беспрепятственно выполнять ковровые бомбардировки. Nighthawk приписывается и уничтожение нескольких иракских Ту-16, якобы готовившихся нанести удар химическими боеприпасами. В целом за войну F-117A выполнили 1271 вылет продолжительностью более 7000 часов и сбросили 2087 бомб с лазерным наведением GBU-10 и GBU-27 общей массой около 2000 т. Их результативность (относительное число боевых вылетов с поражением назначенных целей) составила, по официальным оценкам, 80-95%. В частности, утверждается, что пилоты Nighthawk добились 1669 прямых попаданий, допустив всего лишь 418 промахов. Заметим, что в ходе войны во Вьетнаме результативность составляла в среднем 33%, а к началу 1990-х гг. нормой для самолетов обычных типов являлись 50%. Но самым впечатляющим, пожалуй, является утверждение, что при численности всего лишь 2,5% от общего числа развернутых в зоне Персидского залива самолетов, F-117A поразили около 40% всех атакованных союзниками стратегических целей.

Выступая позднее на заседании в конгрессе США, командующий ВВС многонациональных сил в зоне Персидского залива генерал-л-т Ч.Горнер на основании этих данных заявил, что малозаметные самолеты, такие как F-117A и В-2, будут незаменимы в будущих локальных конфликтах, аналогичных войне в Заливе.

Центральным моментом выступления Горнера было сравнение двух рейдов против сильно защищенных иракских ядерных установок в Аль-Тувайте, к югу от Багдада. Первый рейд был выполнен днем 18 января, в нем участвовали 32 самолета F-16C, вооруженных обычными неуправляемыми бомбами, в сопровождении 16 истребителей F-15C, четырех постановщиков помех EF-111, восьми противорадиолокационных F-4G и 15 топливозаправщиков КС-135. Этой многочисленной авиационной группе не удалось выполнить поставленную задачу. Второй рейд был совершен ночью всего лишь восемью F-117A, каждый из которых был вооружен двумя бомбами GBU-27, в сопровождении двух топливозаправщиков. В этот раз американцы уничтожили три из четырех иракских ядерных реакторов. По мнению Горнера, такой же ущерб могли причинить за один вылет два бомбардировщика В-2 без привлечения топливозаправщиков.

Однако продолжать цитировать здесь восторженные отклики на успехи Nighthawk американских генералов, сенаторов и прочих ответственных за обработку общественного мнения лиц мы все же не будем. Отчасти потому, что имеется и другая информация об эффективности действий F-117A в Ираке. Например, некоторые источники утверждают, что из нескольких КАБ в цель попадала лишь одна, а реальная результативность Nighthawk не превышала 30%. При стоимости одной бомбы GBU-27 в 175000 USD это делало применение высокоточного оружия весьма обременительным. Согласно официальной статистике, в Персидском заливе на "умные" средства поражения пришлось менее 8% всех авиационных боеприпасов, использованных союзниками, однако их стоимость составила 85% стоимости всех сброшенных на противника ракет и бомб.

Один интересный момент: все подконтрольные ВВС США источники информации в один голос утверждают, что за всю войну ни один Stealth не был не то что сбит, но даже поврежден огнем противника.

В то же время есть сведения, что один F-117A был сбит 20 января 1991 г. иракским ПЗРК "Игла". Самолет якобы упал в пустыне на территории Саудовской Аравии, и подчиненные Хусейна просто не имели возможности предъявить его обломки в качестве доказательства своей победы.

С окончанием операции Desert Storm пошли на убыль и успехи F-117A, хотя в этом регионе Stealth периодически воевали в течение всего последующего десятилетия. Так, в ходе карательной операции против объектов ПВО в Южном Ираке (командные пункты, позиции ЗРК, РЛС), состоявшейся 13 января 1993 г., F-117A оказались малоэффективными: шесть этих машин смогли поразить лишь 2 цели из 6 назначенных. В двух случаях произошел срыв лазерного наведения бомб при их проходе через облака, в третьем летчик не смог обнаружить цель, а в четвертом неправильно определил поворотный пункт маршрута и разбомбил ложную цель. Это говорит о способности F-117A выполнять операции только в простых метеоусловиях. А описываемый рейд, в котором, кстати, приняли участие 38 разнотипных самолетов, проходил ночью при плохой видимости. Именно погода, по заявлению представителей Пентагона, стала причиной низкой результативности налета: из 32 плановых целей были поражены лишь 16. В декабре 1998 г. F-117A, работавшие с баз в Кувейте, приняли участие в операции Desert Fox (Лиса пустыни) — бомбежке иракских заводов по производству оружия массового уничтожения. За 4 дня американская авиация выполнила 650 самолетовылетов против 100 целей, а флот выпустил 100 BGM-109 Tomahawk. Однако о результатах операции почти ничего не сообщалось, что можно интерпретировать как свидетельство их отсутствия.

14 апреля 2003 г., операция Iraqi Freedom, в небе над Ираком F-117A 379-го экспедиционного крыла в группе самолетов коалиции: KC-135 Stratotanker, F-15E Strike Eagle, F-16CJ Fighting Falcon, английского GR-4 Tornado, и австралийского F/A-18 Hornet.

Еще одной возможностью отличиться для F-117A стала война против Югославии в марте-июне 1999 г. В ней Nighthawk широко использовались с первого дня, привлекаясь для ночных ударов по объектам ПВО, а также по другим важным, хорошо прикрытым средствами ПВО стационарным целям. При этом основным оружием оставались КАБ с лазерным наведением. По некоторым данным, особенностью применения Nighthawk в этой операции стало их постоянное прикрытие самолетами РЭБ. Если это так, то лучшего свидетельства преувеличения их невидимости для современной развитой ПВО не надо и искать. В целом, об участии F-117A в этой войне в американской прессе написано значительно меньше, чем о войне в Заливе, из чего можно сделать вывод, что применение их на европейском театре оказалось менее успешным. А кроме того, конфликт на Балканах окончательно покончил с мифом о неуязвимости Nighthawk.

Настоящим шоком для Америки стало уничтожение на третьи сутки боевых действий (27 марта в 20.55) первого F-117A (летчик к-н К.Двили), который был сбит в 32 км от Белграда в районе деревни Будановцы. Существуют различные версии поражения этого самолета: ракетой ЗРК "Куб", истребителем МиГ-29 и огнем ствольной зенитной артиллерии. Возможно, в "добивании" этого F-117A участвовали различные средства сербов, поэтому решить, кому принадлежит основная заслуга, трудно. По словам американского пилота, атака по его самолету была совершенно неожиданной, без срабатывания системы предупреждения. При этом К.Двили "не помнит, как рванул кольцо катапульты".

1 апреля на аэродроме Плесо (г. Загреб, Македония) совершил вынужденную посадку другой F-117A, получивший боевые повреждения. Еще один самолет этого типа, по сообщениям сербов, был потерян 5 апреля во время атаки телебашни "Црвени Кот". Летчик катапультировался и приземлился в районе деревни Ремете. 20 мая сербы сообщили, что над Косово МиГ-29 сбил еще один, вероятно, последний в ходе кампании, самолет противника, который тоже классифицировали как F-117A. Всего, по данным МО Югославии, в этой войне США лишились трех F-117А. Более подробно про боевые потери Nighthawk можно прочитать в статье Тайна сбитого F-117.

Последствия этих потерь оказались для Америки гораздо большими, чем можно было надеяться. Совсем недавно получили подтверждение циркулировавшие в течение двух лет слухи о том, что остатки одного из сбитых в Югославии Nighthawk были вывезены в Россию. В номере от 5 октября 2001 г. журнал Aviation Week & Space Technology поместил репортаж из Жуковского, в котором неназванное высокопоставленное лицо российского авиапрома "признало, что остатки F-117А использовали для улучшения возможностей российской ПВО обнаруживать и уничтожать малозаметные самолеты и крылатые ракеты". Вряд ли изучение технологических достижений двадцатилетней давности сильно продвинет российскую науку, но подержать в руках чужие секреты всегда полезно.

В войне против Афганистана Nighthawk не участвовали. Возможно, в слабой ПВО талибов американцы не увидели для них достойных целей, может, не смогли организовать их эффективную работу с удаленных авиабаз, а то и просто решили после Югославии поберечься от возможных потерь среди "хромых карликов", которых они возвели в ранг предмета национальной гордости.

Следует признать, что к моменту своего создания Nighthawk действительно являлся грозным боевым средством, предназначенным для решения конкретных задач в конкретной обстановке. Американские авиастроители сумели создать его в кратчайшие сроки, сохранив при этом высочайшую секретность работ. В течение нескольких лет Stealth в самом деле оставался невидимкой для Советского Союза, Китая и других потенциальных противников США. Однако, как любое узкоспециализированное изделие, F-117A быстро устарел после того, как изменились условия, для действий в которых он создавался. Развитие средств летательных аппаратов, в т.ч. основанных на новых физических принципах, сделало его невидимость весьма относительной. А вот недостатки самолета оказались абсолютными. Как показало время, сама идея самолета, в конструкции которого выпячивается какое-либо одно качество (в данном случае — малая ЭПР) в ущерб другим, оказалась бесперспективной.

Возможно, именно по причине однобокости остались нереализованными многочисленные проекты модернизации Nighthawk в интересах ВВС и ВМС США. В середине 1990-х гг. мода на технологию Stealth в США пошла на убыль, и Пентагон продолжил закупки хорошо зарекомендовавших себя обычных тактических самолетов F-15E, F-16C/D, F/A-18C/D.

Чтобы достичь поставленной цели — практически полной невидимости машины для современных систем ПВО, воспитанникам Келли Джонсона пришлось проявить такую смелость мышления, так далеко шагнуть в сторону от магистрального пути развития самолетостроения, что это сделало F-117A абсолютно уникальным летательным аппаратом. Этот самолет прочно и надолго занял место в истории авиации.

Но время не стоит на месте: 11 марта 2008 г. на базе ВВС США Райт-Паттерсон (Wright-Patterson) состоялась первая неформальная церемония прощания с легендарным самолетом-невидимкой F-117A Nighthawk, а 22 апреля официально был снят с вооружения последний F-117A. Самолеты-невидимки, 27 лет служившие американской армии с почетом "проводили на пенсию". На смену Nighthawk пришли самолеты, созданные в рамках менее амбициозных проектов. Весь имеющийся парк F-117A поставили на хранение на базе Тонопа в штате Невада.

26 августа 2008 г. на заводе Lockheed Martin в Палмдейле (Palmdale) был уничтожен FSD-5 (#79-784).

При подготовке материала были использованы следущие источники:

Lockheed F-117 Nighthawk

F-117 History

Project Have Blue, an Area 51 Special Project

The Lockheed Martin F-117A Nighthawk

F-117A Nighthawk

Продолжение следует...
Автор: smprofi
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 10
IRC: 4
Jabber: 0
( состояние на 07:34 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет