Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Зона 51. часть IIIf

Самолеты. Lockheed Martin развитие проекта Oxcart. 2c. SR-71 Blackbird.

Боевые полеты

Америка "влипла" во Вьетнамскую войну очень прочно, а отзыв с Окинавы А-12 — единственных пилотируемых самолетов, способных безнаказанно вести разведку Северного Вьетнама — болезненно сказался на информированности командования вооруженных сил США в Индокитае.

Свято место пусто не бывает — в первой половине 1968 г. в Кадене приземлились четыре SR-71. Японцы быстро прозвали самолеты "Хэба" (Habu) — за тонкий силуэт, сходный, по их мнению, с местной ядовитой змеей хэба. Название пришлось по душе экипажам разведчиков и получило распространение среди летчиков и технического состава , в том числе и среди личного состава 9-го крыла, никогда на Окинаве не бывавшего. Название Blackbird никогда не было для SR-71 официальным, более того, в узком кругу людей, причастных к разработке и эксплуатации разведчика, оно, в отличие от Habu, популярностью не пользовалось.

Четыре самолета, летный и технический состав, прибывшие на Окинаву, образовали подразделение I 9-го SRW. В дальнейшем летный состав подразделения I менялся с периодичностью в 70 дней — срок командировки на войну.

Первый раз SR-71 появился над ДРВ в апреле 1968 г., разведчик пилотировал экипаж в составе летчика, майора Джерома О'Мэлли, и оператора, майора Эварда Пэйна. В дальнейшем такие полеты стали обычными: в неделю на разведку летали от одного до трех раз Взлет обычно назначался на 10.00-14.00 ч местного времени в зависимости от погодных условий. После взлета самолет набирал скорость и высоту и ложился на курс, оставляя о.Тайвань с правого борта, Лусон — с левого, над островом Хайнань разведчик доворачивал на боевой курс, пересекал Тонкинский залив и входил в воздушное пространство ДРВ обычно в районе Хайфона. Дальше маршрут вел к Ханою, через территорию Лаоса в Таиланд, иногда SR "забирался" в китайское воздушное пространство, как правило, такой "загиб" выполнялся не специально — просто Вьетнам оказался маловат для разворотов скоростного самолета (по той же причине в восьмидесятые годы разведчики МиГ-25 очень недолгое время летали над Болгарией — на разворотах самолеты норовили "зацепить" то Турцию, то Грецию). Над Таиландом, в окрестностях авиабазы Карат, разведчик дозаправлялся от КС-135Q и ложился на курс возвращения, нередко вновь пролетая над ДРВ и ведя фотосъемку. Погодные условия не всегда позволяли самолетам лететь на рабочем потолке в 75 000 футов (22 866 м) Из-за плотной облачности в сезон дождей, летчикам приходилось "подныривать" под тучи. Потеря высоты крайне отрицательно сказывалась на устойчивости самолета, затрудняя пилотирование машины.

За один полет разведчик фотографировал несколько сотен объектов, от танков до лагерей военнопленных американцев. В частности, перед неудачной операцией зеленых беретов "Падающий дождь" по освобождению пленных из лагеря Сон Тай, SR-71 произвел фотосъемку предполагаемого места содержания заключенных.

Вьетнамцы постоянно пытались достать разведчиков: по американским данным по четырем самолетам SR-71 из комплексов С-75 было выпущено несколько сотен ракет, все мимо. Считается, что успех летчикам обеспечивала установленная на борту SR-71 аппаратура РЭБ, "гасившая" радиолокатор системы наведения ЗРК С-75. После каждого разведывательного вылета на борту SR-71 появлялось белое изображение змейки хэба. Большинство экипажей в числе первых летавших с Окинавы удостоились креста "За летные заслуги".

При выполнении разведки Вьетнама было потеряно два самолета. Первый разбился 10 мая 1970 г. над Таиландом. После дозаправки экипаж встретил грозовой фронт, пытаясь подняться над облаками, летчик вывел тяжелый самолет за пределы ограничений по углу тангажа, в результате тяга двигателей резко упала и машина потеряла управление. Экипаж опустился на землю недалеко от авиабазы Карат на парашютах. Вторым неудачником стал самолет, известный под собственным именем "Rapid Rabbit". Разведчик потерпел аварию 20 июля 1972 г. после успешного полета на разведку ДРВ на посадке, которая выполнялась при сильным боковом ветре. В принципе, посадка в условиях сильного бокового ветра была отработана — рекомендовалось выпускать тормозной парашют до касания полосы и отстреливать его сразу же после первого, резкого гашения скорости. В случае такой посадки ветер уже не мог "зацепить" парашют и снести самолет с посадочной полосы, в то же время выпущенный парашют успевал погасить скорость до значения, достаточного для того, чтобы самолет не проскочил всю ВПП. В тот несчастливый майский день летчик выпустил и отстрелил парашют, строго следуя методике, но не смог выдержать правильное направление посадки. На второй круг он ушел уже без основного средства торможения. Второй заход пилот выполнил точно, но тормозить было уже нечем — разведчик в полной мере оправдал свое название "Быстрый кролик", быстро пронесся по всей полосе, подмял под себя установленный в качестве аварийного барьера грузовик и остановился уже на мягком грунте. Экипаж отделался легким испугом, а самолет — снесенными опорами шасси, помятым фюзеляжем и крыльями. Ремонтировать "кролика" не стали, а разобрали на запчасти. Кстати, имя самолета вовсе не означает, что некий кролик очень быстро бегает, кролик в данном случае — символ известного журнала "Плэйбой".

Дозаправка "Rapid Rabbit"

Не повлекшие потери самолетов инциденты происходили в полетах с Окинавы не один раз. Так, 24 сентября 1974 г. при выполнении ознакомительного полета с театром военных действий на высоте 23 500 м и скорости М=3,0 разрушилась четвертая ступень компрессора правого двигателя, возник пожар. Летчик сумел вернуться в Кадену на одном левом моторе и благополучно посадить самолет. 24 апреля 1975 г. на SR-71 капитана Роберта Хелта при возвращении с задания произошла целая серия отказов — незапуск воздухозаборника, падение давления в гидросистеме, не работала часть электрооборудования и навигационной системы. Хелт довел разведчик до Кадены буквально на собственных руках. Уместно вспомнить красивую фразу полковника Сторри насчет "системных менеджеров": иногда не вредно иметь в кабине парня, умеющего шуровать ручкой управления.

Сильно осложнил боевую работу экипажей разведчиков президент Никсон, когда в 1972 г. запретил вторгаться в воздушное пространство ДРВ. Раньше SR просто пересекал страну в намеченных местах, теперь же маршрут полета пролегал вдоль побережья Северного Вьетнама, и провести инертный самолет, летящий на огромной скорости и высоте, по такому довольно извилистому пути стало очень сложной задачей. В конечном итоге пришлось пойти на снижение значений рабочего потолка и скорости полета. Разведчики летали вдоль ДРВ еще некоторое время после формального выхода США из войны, контролируя выполнение Парижских соглашений, подписанных 27 января 1973 г.

Фото аэродрома советской базы в Камране, Вьетнам. На поле ТУ-95, ТУ-16 и МиГ-23. Фото сделано 9 февраля 1987 г

SR-71 над Северной Кореей.

Вьетнам являлся не единственным районом действия разведчиков с Окинавы, второй областью использования SR-71 являлась Северная Корея; "дорогу" туда, как, впрочем, и в Индокитай, проложили еще летчики А-12. Экипажи 9-го крыла, действуя с Окинавы, регулярно поставляли фотоинформацию о положении севернее 38-й параллели.

Один из полетов едва не закончился международным скандалом: 1 ноября 1977 г. на SR-71, находившийся над территорией КНДР, обрушился целый букет отказов — незапуск воздухозаборника, неисправность в гидросистеме плюс автоколебания самолета по крену и сильные вибрации конструкции. Летчик сумел восстановить контроль над двигателями и посадить SR-71 на южнокорейской авиабазе Осан. Та посадка стала единственным известным приземлением SR-71 на иностранной авиабазе, исключая "официальные визиты" в Париж, Фарнборо и базирование самолетов "подразделения 4" в Милденхэлле.

Полеты над Кореей не афишировались, о них известно больше по сообщениям радио Пхеньяна:

• 27 февраля 1980 г. стратегический разведчик ВВС США SR-71 вторгся в воздушное пространство КНДР в районе восточнее Кэсона (провинция Канвондо) и, осуществив полет до пункта, расположенного восточнее г. Сосура (провинция Северный Хамген), возвратился тем же маршрутом обратно. В период с 11 января по 27 февраля самолеты SR-71 нарушали границу КНДР 23 раза;

• в пятницу, 20 июня 1980 г., американский разведывательный самолет пересек демилитаризованную зону в районе Кэсона и углубился в воздушное пространство КНДР. Правительство КНДР выразило правительству США свой протест;

• в субботу, 20 июня 1981 г., разведчик SR-71 нарушил воздушное пространство КНДР в районе Кэсона, радио Пхеньяна отметило, что за первые шесть месяцев 1981 г. разведывательные самолеты SR-71 более 70 раз нарушали границу КНДР, нарушение 20 июня — третье за последнюю неделю.

• 26 августа 1981 г. очередной нарушитель обстреляли ракетами ЗРК С-75, безрезультатно, конечно.

Поразительно, как отреагировали на этот инцидент американцы. Пресс-секретарь Госдепартамента Дин Фишер сделал официальное заявление: "Администрация президента Рэйгана считает данный акт беззаконным ... и противоречащим нормам международного права". Интересно, а нарушение военным самолетом границы суверенного государства нормам международного права соответствует? Впрочем, янки и тогда, и после отрицали нарушение границы разведчиками, голословно утверждая, что самолеты не заходят в воздушное пространство страны Ким Ир Сена.

Еще меньше известно о разведке SR'aми Китая. Как отмечалось выше, разведчики "цепляли" ненароком КНР в ходе полетов над Северным Вьетнамом, однако полеты выполняли также и непосредственно "на Китай". До 1971 г. китайцы заявили около 500 протестов по поводу нарушений своего воздушного пространства. В 1971 г. — полеты разведчиков SR-71 над КНР прекратились: США активно начали разыгрывать "китайскую карту" и сделали своего рода жест доброй воли.

SR-71 над Центральной Америкой

Куба рассматривалась в качестве объекта разведки с момента зарождения проекта А-12, однако впервые птица Келли Джонсона пересекла остров Свободы только в 1978 г. Экипажи 9-го крыла отрабатывали полеты над Кубой много лет. Рутинный тренировочный полет проходил по маршруту: Бил (Beale AFB) — воздушное пространство над Атлантикой — разворот курсом на Мексиканский залив — проход вдоль побережья Кубы — пространство над Заливом — далее через штаты Техас, Нью-Мексико, Аризона, Невада — домой, на авиабазу Бил. Проход по гигантской петле занимал 3,5-4 часа.

Поводом для вторжения SR-71 непосредственно в воздушное пространство Кубы послужила информация, полученная от средств космической разведки о выгрузке в порту Гаваны истребителей МиГ-23. Американцы подозревали, что Кастро получил не только перехватчики, но истребители-бомбардировщики МиГ-23БН или МиГ-27, способные нести ядерное оружие. Появление на Кубе ударных самолетов нарушало договоренность Кеннеди и Хрущева о недопущении размещения на Кубе наступательных систем оружия. Информация о МиГах вызвала большую тревогу на Капитолийском холме, где 16 ноября 1978 г. было принято решение о проведении разведывательных полетов с целью уточнения полученной информации. Blackbird дважды летали над островом, сделанные ими фотографии подтвердили частные и официальные заявления представителей Советского Союза о том, что на Кубу направлены только перехватчики МиГ-23. Тем не менее, SR лишний раз продемонстрировал свои возможности.

Следующая серия полетов разведчиков над Кубой связана с попытками сорвать переговоры по сокращению наступательных вооружений США и СССР. В августе 1979 г., в преддверии ратификации в Сенате договора ОСВ-1, появились данные, полученные якобы от спутников, об увеличении советского военного присутствия на Кубе. Информацию космической разведки вновь проверили SR-71, полеты выполнялись 28 и 29 сентября. На фотографиях лагеря в окрестностях Гаваны дешифровальщики насчитали 3000 человек личного состава и сорок танков — серьезная угроза территории США! Президент Картер верно оценил информацию об усилении военной активности Советского Союза на Кубе как провокацию и выступил по американскому телевидению с успокоительным заявлением. Определенной уступкой "ястребам" стало разрешение на проведение еще одного полета разведчика в воздушном пространстве Кубы.

Фото советской базы Лурдас на Кубе

Своеобразно отметили американцы 22-ю годовщину высадки контрреволюционеров на Плайя-Хирон: при проведении учений "Солид Шилд-83" вооруженных сил США в центрально-американском регионе 26 апреля 1983 г. стратегический разведчик прошел над заливом Кочинос.

Революция в Никарагуа обозначила новую цель для стратегических разведчиков. Поводом для проведения разведки, как и в случае с первыми полетами над Кубой, стали данные о поступлении в Никарагуа советских истребителей, на сей раз — МиГ-21. Представители Даниэля Ортеги категорически опровергли эту информацию, заявив, что в контейнерах из СССР прибыли "мирные" вертолеты Ми-8. Американцы не поверили или не захотели поверить: первый раз SR-71 прошел над Никарагуа 7 ноября 1984 г., второй полет был выполнен 11 числа того же месяца. Полученная информация оказалась не столь однозначной, как в случае с кубинскими Мигами, по крайней мере, споры о том, есть ли в Никарагуа МиГ-21, не прекратились, хотя их накал и пошел на спад.

Аэродром Сандино (Sandino), Никарагуа. Фото сделано 1 января 1982 г.

В средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения о полетах SR-71 над Фолклендскими островами во время англо-аргентинского конфликта, якобы полученная информация передавалась британцам Однако министерство обороны США официально заявило, что никакие американские самолеты-разведчики в зоне вооруженного конфликта в период боевых действий не появлялись.

Порой стратегические разведчики использовались исключительно в мирных целях. Так, в 1975 г. экипаж разведчика произвел фотосъемку района Аляски в окрестностях Анкориджа, где пропал самолет Цессна-310, на борту которого находился сенатор Хэл Боггз. Правда, самолет так и не был найден. 18 мая 1980 г. два SR-71 отсняли район извержения вулкана Сент-Хелен, чем значительно облегчили проведение спасательных работ в штатах Айдахо, Вашингтон, Монтана и Орегон.

SR-71 над Европой

Четвертое подразделение 9-го крыла было сформировано на авиабазе Милденхэлл (RAF Mildenhall) в Великобритании в марте 1979 г. На вооружении подразделения состояли четыре разведчика — два SR-71 и два U-2R, первым командиром был полковник Мэрфи, последним — полковник Хеничек. Личный состав насчитывал десять офицеров, 80 человек сержантского состава и 50-80 гражданских специалистов. Последних впоследствии заменили всего 14 инженеров и техников фирмы Lockheed. Хотя "подразделение 4" оставалось в составе САК, в оперативном отношении оно подчинялось командованию 3-й Воздушной армии, представлявшему ВВС США в Западной Европе. Полеты в воздушном пространстве Западной Европы и вблизи западных границ СССР получили название "Сеньор Раби" ("Senior Ruby"). Первый SR приземлился в Британии 20 апреля 1979 г., официально же премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер обнародовала факт наличия в Милденхэлле на постоянной основе подразделения стратегических разведчиков ВВС США лишь 5 апреля 1984 г., а первые сообщения в прессе появились в 1982 г. В разные периоды времени на Милденхэлл базировалось не менее девяти машин (одновременно — только две): 64-17958, 962, 964, 971, 972, 974, 976, 979, 980.

Полеты из Милденхэлла выполнялись, главным образом, по двум маршрутам, на слэнге экипажей — на "север" и на "юг". Больше летали на север, этот маршрут получил название "Викинг Норт" ("Viking North"). Разведчики летали вдоль побережья Норвегии на фоторазведку Кольского полуострова. Фотоаппаратура позволяла снимать местность на расстоянии до 150 км от линии полета, таким образом SR-71 контролировал всю прибрежную полосу советского Заполярья, не входя в воздушное пространство СССР. В ходе полета разведчик трижды дозаправлялся в воздухе, первый раз — сразу после взлета, второй — над акваторией Норвежского моря и третий — там же, но уже после фотосъемки Кольского полуострова. На обратном пути разведчик "заворачивал" в подбрюшье Скандинавии. Самолет пересекал Данию на высоте 80 000 футов (24 390 м) и скорости М=3,0, пролетал над Балтикой вдоль польского и советского побережья. В районе северной оконечности острова Готланд разведчик закладывал вираж радиусом 110 км и ложился на курс возвращения. Летчик должен был попасть в достаточно узкий коридор между островами Готланд и Эланд, иначе он рисковал "въехать" в Швецию. Истребители ВВС Швеции JA-37 "Вигген" частенько использовали очередной SR-71 в качестве учебной цели при тренировках на выполнение перехвата скоростного высотного самолета, сближаясь на встречных курсах до расстояния прямой видимости.

Обычный полет по северному маршруту занимал четыре часа. Полет на юг длился на час больше, потому что Франция не давала разрешение на пролет боевых самолетов ВВС США над своей территорией. Первую дозаправку экипаж SR-71 выполнял над Северным морем, затем на крейсерском режиме пролетал над Атлантикой и над Гибралтарским проливом и входил в воздушное пространство Средиземноморья. К югу от Сицилии располагалась точка второй дозаправки от танкера КС-135Q. После пополнения запаса топлива разведчик брал курс к побережью Ливии, проходил вдоль всей береговой черты, поворачивал на север, пересекал Турцию и оказывался над Черным морем. Возвращение — в обратном порядке, исключая облет Ливии.

Цели для SR-71 в Ливии

В 1985 г. летчики стали отрабатывать полеты над Западной Германией. Однако слишком маленькая территория ФРГ делала излишне высоким риск залета в воздушное пространство ГДР, и глупо было надеяться, что подобный фортель останется безнаказанным: группа Советских войск в Германии — это вам не вооруженные силы КНДР. Кроме того, выяснилась практическая бесполезность полетов над Европой по причине метеоусловий — с высоты в 24 км в объективы фотоаппаратов чаще всего попадали лишь облака да клочья тумана.

Разведчикам из Милденхэлла удалось принять участие в настоящей боевой операции — налете на Ливию в апреле 1986 г. Оба SR-71 подразделения 4 вели 15 апреля фотосъемку результатов налетов авиации ВВС и флота США в ходе операции "Каньон Эльдорадо" ("El Dorado Canyon" ). Примечательно, что при выполнении боевого задания разведчики дозаправлялись не от традиционных KC-135Q, а от новейших танкеров КС-10.

SR-71 над Ближним Востоком.

Война Судного дня застала Западный мир врасплох. США не имели на Ближнем Востоке средств технической разведки, необходимых для оценки ситуации; данные, получаемые от Израиля, носили однобокий характер, а направление в зону конфликта тактических самолетов-разведчиков вроде RF-4 было чревато потерями и втягиванием США в боевые действия. Практически единственным средством получения независимой информации о положении дел на полях сражений являлись SR-71.

Программа глобальной всемирной разведки "Гиант Скэл" ("Giant Scale" — гигантский масштаб) вынашивалась давно, и вот теперь эти планы востребовали. В обстановке беспрецедентной секретности один разведчик перелетел с базы Бил на аэродром Гриффис, где и велась его подготовка к разведывательному полету.

12 октября 1973 г. разведчик взлетел с базы Гриффис, дозаправился и взял курс на Гибралтар. Крейсерскую скорость М=3 экипаж выдерживал в течение часа, затем — вторая дозаправка в районе Азорских островов от KC-135Q, базировавшегося на одной из баз Западной Европы, вновь разгон до трех Махов, торможение — дозаправка в районе Крита и выход в зону боевых действий. Дозаправка над водами Крита осуществлялась под прикрытием боевого патруля F-4 Fantom с авианосца 6-го флота. Разведчик "прошил" на трех скоростях звука воздушное пространство Египта, Иордании и Сирии, развернулся и вышел в воздушное пространство Средиземноморья. На обратном пути экипаж еще дважды дозаправлялся в воздухе. На рассвете 13 октября колеса шасси коснулись полосы в Гриффисе Полет продолжался более 10 часов, в том числе пять часов со скоростью М>3, самолет пролетел примерно 11 000 миль (20 370 км)!

На следующий день министерство обороны Египта обнародовало следующее коммюнике:

"Два разведывательных самолета вчера находились в воздушном пространстве Египта в течение 25 минут, самолеты такого типа состоят на вооружении только в США. ...Самолеты вторглись в воздушное пространство Египта в 11.03 над Порт-Саидом, зашли в глубь территории на расстояние 590 км до Нагаа Хаммадия, к югу от Каира, развернулись над столицей и взяли курс на восток в направлении Иордании и Сирии, затем вновь развернулись и ушли в сторону Средиземного моря. Полет происходил на высоте 25 км... Нарушение воздушного пространства самолетами подобного типа произошло впервые."

Впоследствии американцы оценили сообщение египтян как полностью соответствующее истине, исключая количество самолетов. Эксперты сошлись во мнении, что за второй разведчик операторы арабских РЛС приняли эхо-сигнал от ударной волны.

Всего летчики 9-го крыла до января 1974 г. выполнили порядка десяти полетов над Египтом, Иорданией и Сирией. Первые два вылета были сделаны с авиабазы Гриффис, остальные — с базы Сеймур-Джонс. Высокий уровень секретности поддерживался на протяжении всей операции. Экипажи европейских заправщиков инструктировались перед каждым полетом на встречу с Blackbird офицером, отвечавшим за безопасность. Как правило, полеты на разведку легендировались для всех, напрямую не связанных с данными мероприятиями, под испытательные полеты над Атлантикой. Весь полет проходил в режиме радиомолчания.

Количество "боеспособных" разведчиков уменьшалось на протяжении почти двух десятков лет, причем далеко не только в результате "естественной" убыли в результате катастроф. Причина была более банальная — огромная стоимость эксплуатации и нехватка запасных частей. Расходы на содержание одной эскадрильи SR-71 равнялись затратам на поддержание в летном состоянии двух авиакрыльев тактических истребителей. К примеру, затраты на один разведывательный полет, с учетом предполетного технического обслуживания, привлечения к выполнению задания самолетов-заправщиков составляли 8 млн. долл. Изготавливать периодически выходившие из строя узлы и агрегаты разведчиков не представлялось возможным, поскольку всю технологическую оснастку давно продали на металлолом. В результате пришлось пойти на "каннибализацию", по крайней мере, одного разведчика и снятие всего ценного с "недобитых" в авариях машин. Еще одним "пунктом обвинения" стала уязвимость высотного трехмахового самолета от советских ЗРК "Круг-М". В общем, к концу 80-х годов вопрос о снятии с вооружения ВВС США самолетов SR-71А назрел. Первым шагом стало уменьшение в 1988 г. флота находящихся в строю SR-71 А до четырех машин: двух в Англии и двух — на Окинаве

В то же время, с ликвидацией Blackbird Стратегическое авиационное командование лишалось глаз. Считалось, что на смену SR придут спутники, однако космическая разведка ходит по другому ведомству, в то время как командование САК желало иметь собственные "глаза". Одно время альтернативой SR-71 считался полумифический самолет "Аврора", якобы имеющий крейсерскую скорость М=5. На рубеже 90-х годов в авиационной прессе появилась масса публикаций, посвященных "Авроре", нашлись очевидцы, которые видели в полете этот самолет, затем шум затих. Официальных комментариев о программе "Аврора" так и не пoявилось, сегодня можно лишь говоритъ о том, что на вооружении такого самолета нет. В "Аврору" (если таковая существовала) не верили многие офицеры ВВС, причастные к стратегической разведке, соответственно, они отчаянно боролись за продление срока службы SR-71А. Тем не менее, весной 1989 г. такое решение было принято — с 1 октября 1989 г. разведчики снимались с вооружения САК ВВС США. Осенью в летном состоянии находилось всего три машины, фактически процесс вывода разведчиков из эксплуатации уже заканчивался. Большую часть машин передали в музеи, а три самолета поставили на консервацию. Интересно, что ярым сторонником консервации являлся начальник штаба ВВС генерал Уэлч, в то время как Конгреcc пытался сохранить в эксплуатации хотя бы два-три самолета. Конгрессмены подготовили специальный документ "Защита национальных ценностей", в котором отмечалось:

• военная необходимость в дальнем, выживаемом, пилотируемом аппарате продолжает сохраняться;

• SR-71 может использоваться для выполнения своей задачи еще многие годы; замены этому аппарату не предвидится;

• в случае отмены программы SR-71 американские разведывательные службы понесут серьезный урон.

Впрочем, позиция Уэлча объяснима — генерал экономил деньги, которых в период "перестройки и гласности" катастрофически не хватало не только Советской Армии. Финансирование же программы SR-71 осуществлялось исключительно в рамках бюджета ВВС, хотя получателями информации наряду с командованием САК являлись ВМС, ЦРУ, политическое руководство страны. Налицо — явная несправедливость. Тем более, что ассигнования на содержание разведывательных спутников и самолетов U-2 осуществлялось из специальных федеральных фондов. Оппонентом Уэлча выступал командующий САК генерал Чэйн. Его слова: "снятие с вооружения SR-71 — это трагедия" — лучше всего характеризуют настроения в кругах "стратегов".

Сторонники сохранения SR-71 на вооружении высказывали следующие аргументы: оборудование разведчиков и спутников-шпионов примерно идентично, однако самолеты не "привязаны" к фиксированным орбитам, за счет чего обладают большей гибкостью применения; за один виток спутник просматривает достаточно узкую полосу и для обзора обширного региона (к примеру — Персидского залива) требуется значительное время, в то время как SR-71 способен выполнить подобную работу в одном полете; в случае военного столкновения между сверхдержавами спутники могут быть выведены из строя в первые часы; наконец — спутник еще дороже, чем недешевый SR.

Гражданские лица из высшего эшелона власти предприняли последнюю попытку сохранить разведчики на вооружении — передать самолеты авиации Национальной гвардии США. Предложение комиссии палаты представителей Конгресса явилось полной неожиданностью как для ВВС, так и для Национальной гвардии. Естественно, что это попытка провалилась.

Под занавес карьеры творение "скунсовцев" вновь "взбрыкнуло": 20 апреля через 15 минут после взлета в Милденхэлле экипаж разведчика вынужден был из-за механических неполадок в створке ниши носовой опоры шасси прервать полет и вернуться на базу; на следующий день — 21 апреля 1989 г. — SR-71 из "подразделения 1" с Окинавы упал в Южно-Китайское море, по словам катапультировавшегося летчика (подполковник Дэн Хоас), причиной катастрофы послужило разрушение правого двигателя, куски развалившегося мотора повредили гидросистему, и в результате произошел полный выход из строя системы управления. После катастрофы полеты трех еще остававшихся в эксплуатации (один в Кадене и два — в Милденхэлле) временно приостановили. Официально регулярные полеты всех самолетов SR-71, в связи с выводом их из эксплуатации, прекратились 22 ноября 1989 г. По-видимому, последние разведывательные полеты выполнил самолет с серийным номером 64-17967 16 и 20 ноября 1989 г. из Милденхэлла. 18 и 19 января 1990 г. в США из Англии перелетела пара базировавшихся в Милденхэлле разведчиков (серийные номера — 64-17964 и 64-17967). В рамках подготовки к перелету 7 декабря 1989 г. самолеты выполнили по одному тренировочному полету продолжительностью около двух часов с выполнением дозаправки в воздухе. На обратном пути в Штаты самолеты пилотировали экипажи в составе: летчиков — майоров Тома Макклири и Дона Уоткинса, операторов — подполковника Стэна Гудмандсена и майора Боба Фоулкса. Последние два специализированных "SR'ровских" заправщика KC-135Q покинули Милденхэлл также 19 января с гражданскими и военными пассажирами на борту — "подразделение 4" прекратило свое существование.

Торжественные проводы разведчиков на "пенсию" состоялись на авиабазе Бил в начале марта 1990 г. На взлетную полосу выкатили все 11 стратегических разведчика, имевшихся на тот момент в 9-м SRW. Сенат США постановил в мае 1990 г. передать на консервацию шесть самолетов и шесть комплектов разведывательного обрудования с возможностью возобновления эксплуатации через 90 дней после принятия соответствующего решения. Но Пентагон оставил у себя лишь три машины — еще три передали NASA. Министр обороны Чейни сумел добиться пересмотра решения принятого сенатом: "Просто невозможно держать в постоянной готовности летчиков, специалистов по планированию полетов и обслуживающий персонал без нового, постоянного, задания. Мы не сможем больше эксплуатировать самолеты SR-71." Сторонники сохранения на вооружении SR'ов до сих пор убеждены — самолет отправила на пенсию "истребительно-бомбардировочная мафия ВВС" во главе с Уэлчем.

Чейни ошибался, как ошибались и те, кто принимал решение о выводе разведчиков из эксплуатации. "Буря в Пустыне" в полной мере продемонстрировала силу аргументов защитников стратегических разведчиков — спутники не смогли заменить самолеты. Маятник качнулся в обратную сторону: начались разговоры о необходимости повторного ввода в строй SR-71А. Непосредственным поводом принятия решения о вводе в строй разведчиков послужили ядерные испытания в КНДР, которые состоялись в начале 1994 г. Сенатор Роберт Бид направил фирме Lockheed Martin запрос о возможности возобновления эксплуатации Blackbird.

— Запросто, — ответили на фирме. Только дайте нам 100 миллионов на приведение машин в пригодное к полетам состояние.

Деньги нашлись, и в конце 1994 г. был подписан контракт на расконсервацию трех самолетов и подготовку их к началу ограниченной эксплуатации с середины 1995 г.

Существует, правда, еще одна версия изменения отношения к SR-71A — полный провал программы "Аврора" и высотного малозаметного дозвукового БПЛА ("Тиер-3 минус") с размахом крыла в 45 м. БПЛА разрабатывали совместно инженеры Boeing Company и Lockheed Martin. В программу вгрохали сотни миллионов баксов, но в 1994 г. все работы по БПЛА свернули.

Программа повторного ввода в строй разведчиков (Big Safari) началась в январе 1995 г., 12 января хранившийся в NASA самолет с серийным номером 64-17971 совершил пятиминутный перелет с базы Эдвардс на заводской аэродром в Палмдэйле, а 26 апреля состоялся первый официальный полет "расконсервированного" SR-71A, в августе полетел второй самолет. Всего планировалось повторно ввести в строй все три законсервированных машины, но в состояние, пригодное к полетам, привели только два разведчика. Перед возобновлением эксплуатации самолеты прошли модернизацию, в ходе которой на них были установлены приемники обмена данными о тактической обстановке и аппаратура передачи разведывательной информации на землю в реальном масштабе времени.

Первый "восстановленный" разведчик передали ВВС 28 июня 1995 г. Все три самолета в настоящее время базируются на авиабазе Эдвардс и числятся на вооружении родного для них 9-го SRW. Местом базирования выбрали Эдвардс, а не Бил из-за того, что только в главном испытательном центре страны можно было обеспечить техническое обслуживание самолетов, там же находились тренажеры SR'ов. К последствиям поспешно принятого в 1989 г. решения следует отнести и проблему с экипажами: в 1995 г. в ВВС продолжали служить всего пять летчиков, летавших на "трехмаховых" разведчиках, и четверо операторов разведывательного оборудования.

При подготовке материала были использованы следущие источники:

SR-71 Online

The Online BlackBird Museum

SR-71 OXCART Product

Lockheed SR-71 BLACKBIRD Дальний высотный самолет-разведчик

SR-71 «BlackBird» стратегический разведчик

Продолжение следует...

Автор: smprofi
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 7
IRC: 6
Jabber: 0
( состояние на 05:14 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет