Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Крылатые линкоры: Огонь небесный

Вьетконговцы называли его «огнедышащим самолетом», американская пресса — «волшебным драконом», военные — «летающей канонеркой». А в истории он останется как самый необычный боевой самолет поддержки…

В конце 1964 года в Индокитае военный корреспондент газеты Stars and Stripes увидел сказочное ночное зрелище – над полем боя кружил огромный самолет, из чрева которого к земле тянулись яркие следы трассеров, освещая небо.

Ночная атака. Несмотря на то, что трассирующим был только каждый пятый патрон, из-за высокой скорострельности установленных на ганшипах пулеметов вся очередь сливалась в один сплошной огненный поток.

Зрелище произвело на журналиста сильнейшее впечатление, и вскоре в газете появилась статья под заголовком Puff the Magic Dragon – «Извергай огонь, сказочный дракон». Звучная фраза понравилась экипажу этого самолета – на борту фюзеляжа появилась надпись Puff, а подобные самолеты стали часто называть Dragonship. Но нам они больше известны как Gunship – летающие линкоры.

А в действительности это был старенький военно-транспортный самолет Douglas C-47, ветеран Второй мировой войны, модернизированный в полевых условиях. На его борту установили три подвесных оружейных контейнера со скорострельными шестиствольными пулеметами «Minigun» (калибр 7,62 мм, скорострельность 6000 выстрелов в минуту), плюс прицел, позаимствованный у штурмовика А-1. Все вооружение было смонтировано так, чтобы вести стрельбу не по курсу движения, а перпендикулярно ему. Таким образом, самолет при заходе на цель «ложился на крыло» и нарезал круги вокруг точки обстрела, а бортовые орудия в это время поливали землю настоящим свинцовым дождем.

При скорострельности от пятидесяти до ста выстрелов в секунду три «минигана» с высоты в 900 м за 5 с. стрельбы обеспечивали почти полное уничтожение ничем не защищенной живой силы противника на площади размером с футбольное поле.

Впоследствии, американцы среди трофейных документов обнаружили предписание, запрещающее обстреливать ганшип «дабы не приводить дракона в ярость». Самодовольные янки решили, что дикие вьетнамские крестьяне принимали самолет поддержки за мифическое чудовище. Но дело скорее просто в том, что экипаж ганшипа не имел права открывать огонь до получения специального разрешения. За исключением тех случаев, когда самолет обстреливали с земли. Поэтому даже пара выстрелов в сторону ганшипа могли вызвать в ответ ужасающий шквал огня бортовой артиллерии.

Корабли Гана

Концепция самых необычных боевых самолетов – «ганшипов» – зародилась в годы Второй мировой войны, хотя название Gunship (линкор) они получили лишь во время вьетнамской войны. По иронии судьбы проект «хорошо вооруженного самолета для поражения слабо защищенных средствами ПВО надводных и наземных целей» предложил в 1943 году

майор Пол Ган (Paul Irvin «Pappy» Gunn, 1899–1957); таким образом, «ганшип» – это не просто «линейный корабль», но и «корабль Гана». Правда, в небе над Германией кораблям Гана появиться не было суждено. Произошло это в совершенно другом конце света.

В 1950-е годы американцы все «плотнее» влезали в различные вооруженные конфликты, прежде всего в Индокитае. И тут выяснилось, что «традиционные» самолеты ВВС мало приспособлены для борьбы против партизан. Из-за их высокой скорости даже в дневное время экипажи истребителей-бомбардировщиков с трудом выходили на уже обнаруженные малоразмерные цели, а ночью о прицельных атаках вообще стоило забыть. Кроме того, базировались «джеты» только на аэродромах с твердым покрытием, коих в Юго-Восточной Азии было не так уж и много. Ко времени на подготовку самолета к боевому вылету приплюсовывалось немалое даже для скоростного самолета полетное время.

Войскам был необходим самолет с мощным вооружением, способный круглосуточно находить и эффективно поражать цели из бортового оружия.

Хорошо забытое старое

Еще в 1927 году первый лейтенант США Фред Нельсон фиксированно установил на биплане DH.4 пулемет под углом 90° к продольной оси и выполнил несколько успешных стрельб, но командование Авиационного корпуса интереса к эксперименту не проявило.

В 1943 году с вооружением, стрелявшим вбок, экспериментировал и майор ВВС США Пол Ганн. Он практически самовольно довооружил несколько штурмовиков А-20, установив вдоль борта четыре пулемета винтовочного калибра. Усовершенствование оказалось весьма удачным и хорошо себя зарекомендовало в операциях против слабо защищенных средствами ПВО кораблей японского торгового флота. Несколько позже изобретательный майор занялся уже тяжелыми бомбардировщиками B-25. На них он установил одиннадцать бортовых пулеметов.

Эти самолеты добились ещё большего успеха: в марте 1943 года они разгромили целый японский конвой из двенадцати транспортных и десяти боевых кораблей. Благодаря этому на кустарные поделки майора наконец обратили внимание, и ударные варианты бомбардировщиков (получившие индексы B-25G/H/J и А-26В соответственно) пошли в серию.

В это же время подполковник Макдональд выдвигал идею вооружить самолеты стреляющими вбок крупнокалиберными пулеметами и базуками, а также предлагал готовую методику боевого применения таких самолетов – они должны были кружить вокруг цели, находившейся в вершине перевернутого конуса. Основанием конуса служила бы плоскость выполнения виража. Наведение на цель осуществлялось изменением угла крена: стволы пулемета располагались параллельно образующей конуса. В этом случае трассы идут по образующей непосредственно в вершину конуса – в цель. Еще одно достоинство этой методики заключалось в том, что пилот не терял из виду цель, визуально контролируя ее поражение.

В бой идут одни старики

Вот об этих работах и вспомнили американцы. Наибольшим потенциалом при переоборудовании в штурмовики обладали транспортные самолеты. Их значительные размеры и масса полезного груза позволяли разместить на них большое количество вооружения и боеприпасов. К тому же самолеты имели значительную продолжительность полета, а уже тогда предполагалось, что основным видом боевой работы станет нанесение удара из положения «дежурство в воздухе». Большой «грузовик» представлял собой лакомую цель для зенитчиков, но зенитчики у партизан первой половины 1960-х оставались в большом дефиците. Создатели нового типа боевого самолета угрозу со стороны ПВО не рассматривали вообще.

Капитан Рональд Терри (Ronald W. Terry), служивший в испытательном центре базы ВВС в Райт-Паттерсоне (Wright-Patterson Air Force Base), вновь предложил концепцию размещения бортовых орудий перпендикулярно оси самолета. В 1961 году группа инженеров тщательно изучила проблему такой установки мощного вооружения на самолет, и в 1962 году было сформулировано предварительное техническое предложение.

Для экспериментов ВВС в 1963 году выделили старый С-131, на который и установили «перпендикулярное» вооружение. Несмотря на обнадеживающие результаты, идея «воздушного линкора» многим из ВВС США представлялась, мягко говоря, экзотичной. Иначе сложно объяснить выбор платформы для первого боевого «ганшипа»: это был ветеран Второй мировой DC-3 (он же С-47). Экспериментируйте, парни, – старья не жалко.

В октябре 1964 года капитан Терри с остальными членами испытательной команды отправились во Вьетнам для проведения испытаний уже в боевых условиях. Для этого им опять выделили предназначенный для списания транспортник C-47. Уже в полевых условиях, на авиабазе в Бьенхоа (Bi^en H`oa Air Base), на самолет установили три подвесных контейнера UU-11A/A с пулеметами «миниган» — два в иллюминаторах левого борта и ещё один в проеме грузовой двери. Для нового ганшипа на месте было сформировано два экипажа для посменного дежурства. Капитан Терри, закончив работы по переоборудованию самолета и инструктаж, отправился обратно в Штаты для продолжения работ по созданию новых летающих линкоров.

Итак, довооруженный самолет получил новый индекс FC-47 (Fighter/Cargo-47 — истребитель/грузовоз). Но вскоре его пришлось поменять: такое название уязвило воздушную элиту — американских летчиков-истребителей, — и они принялись строчить коллективные протесты командованию, в которых заявляли что «недопустимо старый утюг C-47» ставить в один ряд с их «суперсовременными Фантомами». В результате, индекс поменяли на AC-47 (Attack/Cargo-47 — штурмовик/грузовоз)

Испытания, а точнее, боевые вылеты превзошли ожидания даже самых отчаянных оптимистов: именно работа первых FC-47D произвела такое впечатление на корреспондента Stars and Stripes.

Призрачная эскадрилья

В конце 1964 года командование ВВС США наконец-то соизволило обратить внимание на новую боевую единицу и сформировало первую эскадрилью ганшипов.

Подготовительная работа к этому торжественному событию прошла более чем комично. Однажды вечером в командном центре будущей эскадрильи, представлявшем собой убогую хижину, где из оборудования был только письменный стол и телефон, раздался звонок из штаба 7-й воздушной армии: «Какой позывной и символ вы хотели бы выбрать для своей части?». Вопрос застал личный состав подразделения врасплох. Дежурный офицер (вероятно, замученный подколками пилотов-истребителей) ответил примерно следующее: «Позывной для этого ржавого привидения? Да поцелуй меня в зад!». На том конце трубки вежливо ответили: «О’кей, пусть будет Spooky». После этого случая имя «Спуки» закрепилось за всеми самолетами AC-47.

Вскоре, однако, эскадрилья перестала быть призрачной. В конце 1964-го и первую половину 1965 года в небе Вьетнама летал только «Puff», причем нагрузка на экипажи была просто колоссальная. Ганшип мотался по всей стране от Нья Чанга на севере до дельты Меконга на юге, обеспечивая поддержку сухопутных войск и выполняя задачи по уничтожению конвоев и воинских подразделений партизан. В мае 1965 года к эскадрилье присоединился второй ганшип, также переоборудованный в местных условиях, а командование ВВС США, убедившись в эффективности самолетов данного типа, организовало подготовку экипажей в Канзасе, рассчитывая в скором времени ещё увеличить количество «Спуки».

Тропа войны

Действия ганшипов во Вьетнаме были, в первое время, весьма успешны. Впечатляющая огневая мощь; нестандартное расположение вооружения, позволяющее вести обстрел, ни на минуту не теряя цель из виду; низкая скорость, облегчающая атаку; дальний радиус действия и большой боекомплект — все эти качества сделали «Спуки» просто незаменимыми. Кроме того, вьетконговцы, не обладавшие серьезными средствами ПВО, обычно при первом же залпе ганшипа предпочитали скрыться в джунглях.

Тропа Хо Ши Мина на территории Лаоса в 1970 году

Безоблачная боевая карьера первых 15 «ганшипов» продолжалась до января 1966 года, когда эскадрилью привлекли к блокаде знаменитой тропы Хо Ши Мина, пути, по которому из Китая вьетнамским партизанам поступало оружие. Военная мощь американцев, базирующаяся на техническом превосходстве, стала быстро обесцениваться после начала поставок советских вооружений.

Естественно, командование США пожелало как можно быстрее перерезать эту стратегическую артерию. На выполнение этой задачи вновь кинули ганшипы. Самолеты должны были непрерывно патрулировать «тропу» и немедленно уничтожать любой появившийся в зоне видимости конвой.

К этому времени отряды НФО (Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама) обзавелись большим количеством 37-мм и 57-мм зенитных пушек, в том числе с радиолокационным наведением. За короткое время американцы потеряли шесть АС-47. Тем не менее командование ВВС США продолжало отправлять «Спуки» на патрулирование. В конце Вьетнамской войны 4-я эскадрилья ганшипов стала своеобразным рекордсменом по отношению количества потерь к количеству боевых вылетов.

Другое дело – ночные полеты на прикрытие укрепленных пунктов. Зачастую «ганшипу» достаточно было лишь один раз обнаружить себя огнем пулеметов, чтобы атаки вьетконговцев прекратились на всю ночь. К 1967 году пехотные командиры уже не представляли ведения боевых действий в отсутствие воздушных линкоров – ВВС не успевали удовлетворять заявки. Между тем переоборудование в «ганшипы» дополнительного количества С-47 не представлялось возможным: самолет не отвечал требованиям ВВС как в отношении грузоподъемности, так и в оснащении специальными бортовыми системами. Требовалась новая платформа.

Хо­ро­шо ил­лю­ст­ри­ру­ет бое­вые свой­ст­ва «воз­душ­ных лин­ко­ров», их ха­рак­тер­ные не­дос­тат­ки и дос­то­ин­ст­ва опе­ра­ция по при­кры­тию ук­ре­п­лен­но­го ла­ге­ря А-Шо, на­хо­див­ше­го­ся не­да­ле­ко от гра­ни­цы Вьет­на­ма и Лао­са. Ла­герь этот был по­стро­ен еще в 1964 го­ду, но до тех пор, по­ка вес­ной 1966 го­да там не на­ча­ли стро­ить авиа­ба­зу, осо­бо­го вни­ма­ния ни пар­ти­зан, ни аме­ри­кан­ско­го ко­ман­до­ва­ния этот опор­ный пункт не при­вле­кал. На­чав­шие­ся под­го­то­ви­тель­ные строи­тель­ные ра­бо­ты вы­зва­ли по­вы­шен­ный ин­те­рес Вьет­кон­га, и в ночь на 9 мар­та по­сле­до­ва­ла мас­си­ро­ван­ная ата­ка. Ко­ли­че­ст­вен­ное пре­вос­ход­ст­во бы­ло на сто­ро­не пар­ти­зан: от трех до пя­ти ты­сяч вьет­нам­цев про­ти­во­стоя­ли при­мер­но двум сот­ням «сбор­ной со­лян­ки» из аме­ри­кан­ских спец­на­зов­цев, опол­чен­цев из чис­ла ме­ст­ных пле­мен и сол­дат Юж­но­го Вьет­на­ма. В сло­жив­ших­ся об­стоя­тель­ст­вах ос­нов­ная на­де­ж­да обо­ро­няю­щих­ся бы­ла толь­ко на под­держ­ку с воз­ду­ха. Пер­вые са­мо­ле­ты при­кры­тия при­бы­ли в квад­рат уже ут­ром, но це­ли об­на­ру­жить не смог­ли из-за ту­ма­на и об­лач­но­сти. Око­ло по­луд­ня над ла­ге­рем поя­вил­ся и ган­шип. С третье­го за­хо­да его ко­ман­дир все же смог об­на­ру­жить ме­сто­по­ло­же­ние ла­ге­ря и об­ру­шил на пар­ти­зан шквал пу­ле­мет­но­го ог­ня. Но ока­за­лось, что вьет­кон­гов­цы бы­ли го­то­вы к та­ко­му рас­кла­ду: «Ду­глас» сра­зу же по­пал под силь­ней­ший зе­нит­ный огонь. Оба дви­га­те­ля по­лу­чи­ли по не­сколь­ку по­па­да­ний и вспых­ну­ли. Эки­па­жу с тру­дом уда­лось по­са­дить под­би­тую ма­ши­ну на склон го­ры, но эва­куи­ро­вать лет­чи­ков спа­са­тель­ный вер­то­лет смог толь­ко к ве­че­ру. Но­чью 10 мар­та над ла­ге­рем бар­ра­жи­ро­вал еще один «лин­кор», но серь­ез­но­го ог­не­во­го про­ти­во­дей­ст­вия на­сту­паю­щим пар­ти­зан­ским от­ря­дам он ока­зать уже не мог, и во вто­рой по­ло­ви­не то­го же дня ук­ре­п­лен­ный пункт А-Шо пал под уда­ра­ми Вьет­кон­га. На по­сле­до­вав­шем за этой не­уда­чей не­из­беж­ном «раз­бо­ре по­ле­тов» аме­ри­кан­ское во­ен­ное ру­ко­во­дство од­ной из глав­ных при­чин слу­чив­ше­го­ся по­счи­та­ло сла­бую ог­не­вую под­держ­ку с воз­ду­ха. При этом еще от­ме­ча­лись низ­кая эф­фек­тив­ность ган­ши­пов при дей­ст­ви­ях в слож­ных ме­тео­ус­ло­ви­ях в со­че­та­нии с их уяз­ви­мо­стью для мощ­ной ПВО про­тив­ни­ка.

На новой платформе

Выбор пал на С-119. Большое число этих самолетов находилось на вооружении резервных эскадрилий – командование ВВС США все еще не верило в будущее «ганшипов». Новый «ганшип» АС-119G Shadow («Тень») по вооружению не далеко ушел от АС-47: четыре мини-гана вместо трех.

Однако «Shadow» также оснащались совершенной навигационной системой, инфракрасными приборами ночного видения, бортовой ЭВМ и системой «Black Crow» («Черный ворон»), засекавшей электромагнитные импульсы зажигания работающего автомобильного двигателя. Кабину пилотов наконец-то прикрыли броней, хотя против зенитных орудий она все равно защищала не лучше фольги от шоколадки. В 1968 году в вариант AC-119G было переоборудовано 26 самолетов С-119. Через год на вооружение поступила следующая партия – 26 машин АС-119К Stinger («Жалящий»), которые существенно отличались от AC-119G и специально предназначались для ночных полетов над тропой Хо Ши Мина. Бортовое оборудование пополнилось навигационной РЛС, РЛС обнаружения движущихся целей, инфракрасной системой ночного видения, лазерным дальномером и мощным прожектором. Кроме мини-ганов в иллюминаторах, в специальных амбразурах, установили две шестиствольных пушки Vulcan.

Получился качественно новый самолет: бортовое оборудование позволяло ему действовать круглосуточно, а наличие пушек – поражать цели, не входя в зону действия эффективного пулеметного огня. 20-миллиметровые снаряды с легкостью прошивали любой грузовик и крушили слабо бронированную военную технику.

Летающий Геракл

Работы по созданию самого могучего небесного линкора Gunship-2 начались в 1965 году. Идея, положенная в основу требования к платформе, оригинальностью не блистала: «Чем больше самолет, тем лучше». Более крупного транспортного самолета, чем C-130 Hercules, в США просто не существовало.

Однако «Геркулесы» требовались и в качестве транспортников, поэтому командование долго не желало выделять самолеты на переоборудование. В конце концов они все же расщедрились на С-130, тоже изрядно потрепанный жизнью. Под руководством все того же Рональда В. Терри, уже ставшего майором, самолет должен был превратиться из канонерки в настоящий воздушный линкор. Опытный «ганшип» на базе С-130 вооружили четырьмя модулями MXU-470 по мини-гану в каждом и четырьмя 20-мм пушками «Вулкан». На самолете установили систему ночного видения, аналоговую бортовую ЭВМ, РЛС, аналогичную устанавливаемой на истребителях F-104, и мощные прожектора. К сентябрю 1967 года удалось довести оборудование самолета до более-менее приличного уровня по надежности и его перегнали в Индокитай, на авиабазу Нятранг. Первый боевой вылет Vulcan Express – так нарек первый Gunship-2 его экипаж – выполнил уже 27 сентября. До 9 ноября «Спектр» (общее название для всех моделей АС-130) совершил несколько вылетов на огневую поддержку наземных войск, в ночь же на 9-е самолет сдавал свой главный экзамен в небе Индокитая над тропой Хо Ши Мина. Практически сразу же оператор ИК системы ночного видения обнаружил на тропе шесть автомобилей; через 15 минут на их месте пылало шесть костров.

Воздушный флот

Удачный дебют стал отправной точкой для потокового производства ганшипов на базе С-130, за которыми отныне закрепилось название «Spectre» («Призрак»). Девятый АС-130А послужил базой для создания еще более совершенного «ганшипа» по программе Surprise Package.

Две 20-мм пушки заменили двумя 40-мм одноствольными «Бофорсами», демонтировали заднюю пару мини-ганов.

Бортовое оборудование пополнилось телевизионной системой AN/ASQ-145, способной работать в условиях низкой освещенности, лазерным дальномером-целеуказателем; аналоговую бортовую ЭВМ заменили на цифровую. По аналогичной схеме переоборудовали еще девять С-130. Все самолеты оборудовались системой Black Crow, засекавшей электромагнитные импульсы систем зажигания автомобильных двигателей, а также контейнерами с аппаратурой радиоэлектронной борьбы и блоками отстрела инфракрасных ловушек. Эти самолеты появились в Юго-Восточной Азии в декабре 1970-го, заменив самолеты АС-130А. Шесть уцелевших АС-130А переправили в США для переоборудования по единому стандарту, получившему название Pave Pronto.

Убедившись в высокой эффективности АС-130А, штаб ВВС наконец выделил для переоборудования 11 совершенно новых транспортников С-130Е, переделанных в вариант Pave Spectre. На новых «Геркулесах» стояли более мощные двигатели, возросшая грузоподъемность позволила установить бронезащиту экипажа и улучшить условия работы. Первый АС-130Е приземлился в Таиланде на авиабазе Убон в конце 1971 года.

Корабельная артиллерия

Пушки калибра 40 мм эффективно поражали автомобили, но не танки. Меж тем на Юг по тропе Хо Ши Мина во все растущих количествах стали перебрасываться танки Т-34-85, Т-54/55, ПТ-76, продолжалось и усиление ПВО. Избежать потерь можно было только путем обстрела целей с большой дистанции, за пределами зоны действия зенитного огня. Специалисты с авиабазы Райт-Паттерсон предложили несколько вариантов усиления огневой мощи АС-130, лучшим был признан вариант вооружения 105-мм армейской гаубицей.

Беспрецедентный в истории авиации «ствол» смонтировали вместо одного «Бофорса» в грузовой двери левого борта. Система управления огнем гаубицы во многом была аналогична системам управления огнем башен главного калибра крупных кораблей. К боевой работе самолеты АС-130Е Pave Spectre со 105-мм гаубицами приступили в 1972 году.

В период с 1970 по 1971 годы ганшипы уничтожили на «тропе Хо Ши Мина» 12741 автомобилей. Правда есть все основания предполагать, что пилоты несколько заврались. Дело в том, что ещё около пяти тысяч грузовиков на свой счет записали пилоты других самолетов. Между тем по данным американской же разведки весь автопарк Вьет-Конга насчитывал около 18000 единиц техники (включая легковые автомобили и мотоциклы). Таким образом, за один сезон все машины были уничтожены, а особо везучие — несколько раз. Между тем грузы в зону боевых действий продолжали исправно поступать.

Северовьетнамские грузовики на «тропе».

Смертельная угроза

Первый советский зенитный ракетный комплекс С-75 в районе тропы Хо Ши Мина разведка США засекла 11 января 1972 года. Против новых зенитных ракет «Геркулес» был беззащитен. Однако замены АС-130 не было. Невзирая на опасность, «Спектры» продолжали утюжить дороги, превращая их в коридоры смерти. С января по март их экипажи уничтожили 2782 автомобиля, повредив еще 4553. Расплата наступила 31 марта: АС-130Е, вооруженный 105-мм пушкой, был сбит огнем зениток с радиолокационным наведением. Через два дня ракета ЗРК С-75 отправила на землю еще один АС-130, экипажу спастись не удалось. Потеря двух дорогих самолетов за два дня привела практически к полному прекращению полетов АС-130 над зонами, где концентрация средств ПВО была особенно большой.

При обороне Ан Лока северовьетнамцы применили новое грозное оружие – переносной зенитный ракетный комплекс «Стрела». 12 мая 1972 года один АС-130А получил попадание ракетой, запущенной с плеча; экипажу удалось дотянуть до авиабазы Тан Сон Нат. Через короткое время «Стрелами» были сбиты еще два АС-130. Невзирая на потери, «Спектры» летали на боевые задания до бесславного конца войны.

По­след­ний раз ган­ши­пы при­ме­ня­лись во вре­мя эва­куа­ции аме­ри­кан­ских войск из Сай­го­на и Пном­пе­ня. По воз­вра­ще­нии в Шта­ты де­сять наи­бо­лее но­вых са­мо­ле­тов по­сту­пи­ли на воо­ру­же­ние 1-го авиа­ци­он­но­го кры­ла спе­ци­аль­но­го на­зна­че­ния, а ос­таль­ные, бо­лее по­тре­пан­ные, пе­ре­да­ли в ре­зерв. За го­ды вой­ны в Ин­до­ки­тае по­гиб­ли пять­де­сят два чле­на эки­па­жа ган­ши­пов из чис­ла авиа­ции спе­ци­аль­но­го на­зна­че­ния.

Второе рождение

В 1986 году командованием ВВС США была одобрена программа модернизации самолетов специального назначения, в том числе и девяти АС-130. Модернизации подверглось прежде всего бортовое электронное оборудование самолетов. А в 1990 году на взлетную полосу заводского аэродрома в Палмдейле вырулил новый вариант «ганшипа» – АС-130U, отличавшийся более совершенной внутренней начинкой и пятиствольной 25-мм автоматической пушкой GAU-12U, установленной вместо двух 20-мм «Вулканов». Еще одно сходство АС-130 с морскими линкорами: система управления огнем гаубицы во многом аналогична системам управления огнем башен главного калибра крупных кораблей, хотя и была изготовлена с использованием блоков и БЦВМ системы управления огнем штурмовика А-7 Corsair ("Корсар"). Первоначально гаубица закреплялась на борту неподвижно, затем ее установили на специальный лафет (в модификации АС-130U), имеющий ограниченные углы обстрела; наведение гаубицы осуществляется БЦВМ.

Впервые после Вьетнама АС-130 приняли участие в боевых действиях в ходе вторжения на Гренаду. Операция Argent Fury («Неистовая ярость») началась вечером 24 октября 1983 года. Самолеты взлетели с авиабазы Харлберт-Филд и, совершив 10-часовой ночной перелет с двумя дозаправками в воздухе, утром 25 октября появились над столицей Гренады Порт-Салинасом. АС-130Н обеспечивали огневую поддержку высадки десанта и подавили огнем своих пушек несколько батарей малокалиберной зенитной артиллерии.

В ходе войны в Заливе в январе-феврале 1991 года четыре АС-130Н из состава 4-й эскадрильи совершили 50 боевых вылетов, налетав более 280 часов. Главная задача «ганшипов» состояла в поиске и уничтожении пусковых установок баллистических ракет Scud, а также РЛС раннего обнаружения воздушных целей. Ни одну из этих задач самолеты выполнить не смогли. Поисковое оборудование АС-130Н не работало в жаркой атмосфере пустыни, насыщенной пылью и песком. В 1990-х «ганшипы» отметились в Сомали, на Балканах, в настоящее время действуют в Афганистане и Ираке.

С точки зрения боевой эффективности «Ганшип» – самолет неоднозначный. История «крылатых линкоров» свидетельствует об их неспособности действовать в условиях противодействия серьезной ПВО, зато как противопартизанский самолет «ганшип» не имеет себе равных. Сейчас «противопартизанские» самолеты стали «антитеррористическими». В рамках наращивания антитеррористических сил Boeing в начале 2004 года получил заказ на $187,9 млн., пред-усматривающий модернизацию четырех транспортных самолетов С-130Н2 в «ганшипы» АС-130U с новейшим управляемым ракетным оружием и корректируемыми авиабомбами. В отличие от своих морских братьев – линкоров – воздушным линкорам еще рано на свалку.

Последняя модификация

AC-130U создан фирмой Rockwell путем переоборудования военно-транспортной модификации Lockheed C-130H Hercules. От предыдущих вариантов ганшип (AC-130A и AC-130H) данная модификация отличается повышенными боевыми возможностями, обусловленными более совершенным радиоэлектронным оборудованием и вооружением. Система управления огнем АС-130U позволяет, в отличие от модификации АС-130H, одновременно наносить удары по двум целям. К тому же AC-130U берет на борт в два раза больший боекомплект, чем AC-130H.

Вооружение AC-130U составляют (от носа к хвосту):

# 25-мм пятиствольная пушка Гатлинга General Electric GAU-12/U (боезапас 3000 снарядов; 1800 выстр/мин);

# 40-мм пушка L-60 Bofors (256 снарядов; 100 выстр/мин);

# 105-мм гаубица M-102 (98 снарядов; 6-10 выстр/мин), созданная на базе стандартной армейской гаубицы.

Несмотря на б'oльшую массу самой 25-мм пушки (122 кг против 116 у 20-мм пушки "Вулкан") и ее боеприпасов, она обеспечивает повышенную начальную скорость снарядов (1200 м/с против 1030), благодаря чему достигается увеличение дальности (3.7 км против 2.7) и точности стрельбы. Рассматривается также вопрос дополнения вооружения ПТУР Hellfire.

1 — обтекатель антенны РЛС

2 — кабина пилотов

3 — радиоэлектронное оборудование

4 — рабочее место наблюдателя

5 — место отдыха членов экипажа

6 — центр управления боевым применением

7 — боеприпасы к 40- и 105-мм пушкам

8 — 105-мм пушка

9 — 40-мм пушка

10 — телевизионная станция, работающая при низких уровнях освещенности

11 — боеприпасы к 25-мм пушке

12 — 25-мм пушка

13 — ИК станция переднего обзора

При атаке ганшип выполняет вираж над целью с таким расчетом, чтобы она была в центре разворота. Но на данной модификации все пушки подвижные, поэтому летчику нет необходимости строго выдерживать траекторию самолета для обеспечения требуемой точности стрельбы. Менее предсказуемая траектория полета повышает выживаемость самолета. При стрельбе ночью и в неблагоприятных погодных условиях пушки могут управляться инфракрасной станцией переднего обзора (180°) Texas Instruments AN/AAQ-117, телекамерой GEC-Marconi ALLTV (all-light-level TV) или цифровым радаром управления огнем Hughes AN/APQ-180.


В состав радиоэлектронного оборудования самолета также входят:

# Многофункциональная РЛС AN/APG-80 (модифицированный вариант РЛС истребителя F-15), обеспечивающая картографирование местности, обнаружение и сопровождение подвижных целей, ориентировку по радиомаякам и разведку погоды, а также используемая для решения навигационных задач. Высокая разрешающая способность РЛС при обзоре земной поверхности достигается применением синтезированной апертуры антенны, расположенной на левой стороне носовой части самолета.

# Оптико-электронный индикатор летчика с отображением обстановки на фоне лобового стекла.

# Инерциальная навигационная система.

# Аппаратура спутниковой навигационной системы НАВСТАР.

# 4 ЭВМ IBM IP-102 с тройными цифровыми шинами данных MIL-STD-1553B

Система индивидуальной защиты самолета включает:

# 300 дипольных отражателей и 90 ИК ловушек MJU7 или 180 M206 в трех установках AN/ALE-40 под фюзеляжем;

# станцию радиоэлектронного подавления ITT Avionics AN/ALQ-172 в основании стабилизатора;

# приемник обнаружения радиолокационного облучения Loral AN/ALR-56M;

# ИК систему AN/AAR-44.

Экипаж самолета 13 человек: два пилота, штурман, четыре оператора радиоэлектронных средств, два наблюдателя, офицер управления огнем и три стрелка. Пятеро из них (операторы и офицер управления огнем) размещаются в центре управления боевым применением — бронированной звукоизолированной кабине в средней части фюзеляжа. Здесь установлены пять индикаторов, на которых отображается информация различных радиоэлектронных подсистем (радиолокационной, телевизионной, инфракрасной, навигационной и радиоэлектронной борьбы). Размещение индикаторов в виде буквы П позволяет каждому из находящихся в центре управления членов экипажа наблюдать со своего рабочего места за любым индикатором, благодаря чему значительно снижается необходимость ведения переговоров. При нахождении самолета в зоне боевых действий общее целеуказание производится офицером управления огнем. Оба наблюдателя, один из которых размещен в передней, а другой — в хвостовой части самолета, отвечают за визуальное обнаружение возможной атаки справа по курсу самолета и предупреждение о ней других членов экипажа.

Для поддержания работоспособности экипажа в длительном полете за кабиной пилотов в звукоизолированном отсеке имеются места отдыха.

Самолет AC-130U оборудован системами дозаправки топливом в воздухе и встроенного контроля, а также съемной броневой защитой из композиционных материалов Spectra, которая устанавливается при подготовке к выполнению особо опасных заданий.

Тактико-технические характеристики Мощность двигателей (Allison T56-A-15) x4, л.с.___4508

Длина, м___________________________________________________________________34.37

Высота, м__________________________________________________________________11.66

Размах крыла, м_____________________________________________________________40.41

Ширина крыла у корня, м_____________________________________________________4.88

Относительное удлинение крыла______________________________________________10.1

Размах стабилизаторов, м_____________________________________________________16.05

Диаметр винтов, м___________________________________________________________ 4.11

Максимальная нагрузка на крыло, кг/м2__________________________________________434.5

Максимальная взлетная масса, кг_______________________________________________79380

Максимальная скорость, км/ч__________________________________________________602

Крейсерская скорость, км/ч___________________________________________________556

Скорость сваливания, км/ч____________________________________________________185

Максимальная скороподъемность, м/мин_________________________________________579

Практический потолок, м_____________________________________________________10060

Боевая высота, м____________________________________________________________1680 -3200

Дальность полета с полными баками, включая внешние с грузом 7081кг, км____________7876

Запас топлива во внутренних баках, л___________________________________________ 26344

Топлива во внешних баках x2, л________________________________________________5146

Топлива всего, л____________________________________________________________ 36636

Разбег, м___________________________________________________________________1091

Пробег, м___________________________________________________________________518

Вооружение:________________одна 25-мм пушка GAU-12/U (3000 снарядов),

___________________________ одна 40-мм пушка M1 Boffors (256 снарядов),

___________________________одна 105-мм пушка M-102 Howitzer (98 снарядов)

В настоящее время на вооружении Командования специальных операций ВВС США состоят только восемь самолетов AC-130H «Спуки» (Spooky, на вооружении с 1972 года, стоимость одного самолета $132,4 млн.) и тринадцать AC-130U «Спектр» (Spectre, 1995 год, $190 млн.). Причем оба названия – «Спуки» и «Спектр» – означают, в общем-то одно и то же, а именно «привидение» или «призрак».

Использованная литература:

Крылатые линкоры: Огонь небесный

Зажигательная старость ветерана-грузовоза

Ганшипы: самолеты специального назначения

Автор: smprofi / источник
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 2
IRC: 3
Jabber: 0
( состояние на 00:26 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет