Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Лесной народ

Всё вот пытаюсь рассказать,что язычество куда обширнее,разнообразнее и разветвленней наших обычных представлений о нем.Оно не противостоит христианство как многобожие единобожию;бессмысленно говорить и о пантеоне языческих божеств - то убожество,которое соорудил Красное Солнышко в Киеве перед Детинцем (и о чем охотно поведали нам христианские монахи-летописцы,в первую очередь,Нестор,к народным верованиям имело весьма отдаленное отношение.

А что же имело?Да то,что живо и поныне и неискоренимо из народной памяти,верований,представлений.Многое можно позабыть,но ведь можно же и напомнить и оно вновь оживет.

Конечно,я расскажу о лесном хозяине,но позже,а пока речь пойдет о других наших лесных духах,а их было немало и далеко не обо всех я тут расскажу.

Лесной народ

Земля, ее местность, климат, флора и фауна сформировали разные народы. Горы «создали» независимых и гордых людей, которые не без сожаления смотрели из своих заоблачных высей на жителей долин. Могучие реки живительной влагой взрастили древние цивилизации Египта, Месопотамии, Индии и Китая. Бескрайние моря и океаны, неодолимо зовущие в неведомые дали, сформировали культуры финикийцев, греков, полинезийцев. Необозримые просторы тундры воспитали вольных, как ветер, жителей Севера Евразии…Русские – народ леса. Он не только кормил и поил наших предков, давал строительные материалы, он позволял физически выжить народу и даровал ему свою мудрость. В древности леса были бескрайними, густыми, способными под своей сенью приютить целые народы.

В их же силах было и погубить непрошеных гостей: бывало так, что целые армии кочевников исчезали в чаще, и никто не возвращался оттуда: то ли заблудились они и увязли в болотах, то ли были растерзаны дикими зверями или испытали на себе гнев неведомых лесных обитателей. Поэтому многие народы опасались леса и народов, которые жили в окружении лесов или вблизи от них. У страха, как известно, глаза велики, поэтому чужаки рассказывали «страшные сказки» о чащах и русичах, друживших с лесом. Например, греки, а вслед за ними и римляне, всех инородцев называли варварами, считая их дикарями. У наших предков были столкновения с греками и римлянами, из которых русичи выходили победителями. Ну, а если силой оружия одолеть не удалось, то можно использовать силу слова, оболгать. В священной писании нашего народа – «Велесовой книге», говорится, как наши недруги, греки, распускали слухи о том, что русские - дикий народ, схожий повадками и обычаями с лютыми лесными зверьми. Самих себя же они считали культурным народом, а своих богов, погрязших в крови и чудовищном разврате, почитали истинными богами.

Ложь живет долго – значительно дольше тех, кто ее сочинил. До сих пор ученые всего мира превозносят до небес античную – греко-римскую, цивилизацию, восторгаются ее скульптурами, дворцами, поэзией, философией. Они упорно стараются не вспоминать о том, что античность всем обязана нашим предкам, которых греки и римляне называли пеласгами и этрусками. Античные боги это позаимствованные наши боги, их организация общества, верования и строительные навыки - всё взято у наших «диких» предков. Примечательно, что греки отнюдь не скрывали того, что Аполлон, Артемида, Дионис – чужеземные божества. До того, как стать покровителем искусств гипербореец (житель сверх-северных земель) Аполлон был волчьим пастырем, а его сестра-близнец Артемида – покровительницей медведей. Дионис – бог земледелия и виноградарства. Изначальное имя громовержца Зевса – Дый, второе имя Перуна. Знаменитый силач Геракл – это этрусский герой Херкле…Об этрусках же вообще особый разговор – они построили Рим, долгое время правили этим городом, стали отцами-основателями римской цивилизации.

Многие античные историки с удивлением и невольным восторгом описывали воинские умения наших предков, их систему социально равенства, удивительные (для них) верования.

Вторая волна лжи началась в средневековье и происходила она от христиан-миссионеров, как западных, так и восточных. Вновь верования наших предков изображались как дикие, изуверские или, в лучшем случае, невежественные: будто бы они, не зная истинного Бога, из-за своего простодушия, кланялись каждому кусту и лужице. Место античного ярлыка - «варвары», заняла новая позорная кличка – «язычники» с тем же значением - дикари. И мало, кто уже помнит, что это название происходит от церковно-славянского «языци» - народы, то есть – речь идет не о дикарях, а о веровании народа, которое было связано с обожествлением природы, которая давала нам жизнь, питала нас, лечила и сопровождала от рождения до смерти, а, возможно, и дальше. Лес – это наш храм, в котором мы жили. И лишь позднее стали ограждать себя от нее – строить ограды, жить в огороженных от природы местах – городах. И жить чем дальше, тем хуже – без чистого воздуха, без чистой воды, без чистой еды, без растений, которые способны излечить любой недуг.

Все же в наших преданиях сохранилось многое из, казалось бы, навсегда забытого. В чаще обитал не один только леший, там обитал многочисленный лесной народ, да и сам лес виделся нашим предкам как одно, большое и разумное существо. Так и говорили: ««Без причины Лес ни за что не тронет человека, он праведен, не то что черт». Величали его: «Лес честной, царь богатый». И описывали его как человека: «Лес с виду похож на человека, только синеобразен, то есть кровь у него синяя».

Люди были уверены, что в лесу обитают мудрые лесные старики: «Кроме леших в лесу есть еще лесные старики или отцы; людям они причиняют неприятности тем, что заманивают в лес детей, неизвестно для чего держат их у себя, неизвестно чем кормят».

Кому же пожаловаться на лесных стариков? – Ясное дело, их начальнику – Мусайле-лесу. А делать это полагалось вот так: нужно было отправиться в лес, нарубить из рябины веток и привязать их к себе: одну у сердца, остальные – на спину. После этого нужно было вслух пожаловаться Мусайле на причиненную обиду и попросить его избавить от этого лиха. А, если он этого не сделает, то будет послана грамота в Москву с просьбой к царю прислать стрельцов да казаков, которые бы вырубили весь лес. Прошение Мусайле надо было оставить у рябинового дерева и возвращаться домой, чтобы дожидаться там решения «своего дела». Говорят, что это часто помогало: побаивался Мусайла что лес, и вправду, могут вырубить. Куда тогда лешим поджаться?

Для чего же лесные старики «воровали» детей и зачем держали их у себя? Во - первых, они давали кров и пищу тем, от кого отказались люди, кого они прокляли и выгнали вон. Во-вторых, они заботились о своих питомцах так, как не заботились о них подчас отец с матерью. В-третьих, лесные старики обучали их забытым премудростям: провидению будущего и знахарству (сейчас мы сказали бы – гомеопатии). В-четвертых, лесным воспитанников не возбранялось возвращаться к людям и применять к ним полученные знания. Так, было много рассказов о девушках, которые заблудились в лесу, были подобраны лесными стариками, многому у них научились, а потом стали учить людей, предсказывать грядущее и лечить больных.

В целом цикле смоленских быличек повествуется «о лесной девке» - проклятой девушке, которую леший в течение семи лет воспитывал и учил «знахарству и всему порядку», наблюдая во время их совместных блужданий за «ладом» у людей, то есть, за тем, как они живут, как веселятся на ярмарках. При этом сам лесной дед и его воспитанница оставались невидимыми для людей. Леший « кривится, коли что не в порядке», обращает особое внимание на то, как испечен хлеб. Ему нравится только такой хлеб, для которого взята процеженная мука, а тесто замешено на процеженной воде. Мука для приготовления должна хранится в закромах и ее следует накрывать крышкой. Только в этом случае мука останется чистой, а испеченный из нее хлеб будет правильным, не только вкусным, но и ритуально чистым. Ну, а хлеб, как известно, всему голова: будет хороший хлеб, будет и здоровье у домочадцев.

Незримо входя в дом, лесной дед следил за тем, чтобы люди жили по-старинному порядку – ладом. Причем, он следил и за соблюдением православных традиций тоже. Например, не любил, когда люди ложатся спать не помолившись, сами не перекрестившись и не перекрестив детей на ночь. Если в доме не было мира, если муж с женой ссорились, лесной дед приходил в отчаяние и говорил своей воспитаннице: «Уйдем, здесь не будем, здесь и Бог не бывает».

Если он видел плачущего ребенка, за которым не присматривала мать, отлучившаяся по делам, то обязательно успокаивал малыша.

Бывали дед и девушка и на ярмарках, где при их появлении торговля вдруг оживала, становилась бойче, а нечестные продавцы и воры вдруг куда-то исчезали.

Так семь лет они странствовали между людей и среди лесов. Затем «лесная девка» возвращается к родным, но становится «дуже серьезной» и начинает ворожить. Крестьяне о ней рассказывали: «Стал народ приходить и дивиться лесной девке; стала она ворожить и сказывать всем всю щирую (то есть, истинную, подлинную) правду».

Эта девушка, получившая мудрость из рук лесного старца, была далеко не единственной ученицей. Были и другие, возвратившиеся к людям. Если они выходили замуж, то постепенно забывали многое из того, чему обучались, живя в лесу, и утрачивали свои магические способности. У бывших «лесных девок» отныне появляются иные дела и заботы: нужно вести хозяйство, растить детей. Хорошо, если они помнили основное: о необходимости мира в доме и секреты приготовления еды.

Некоторые «лесные девки» оставались жить в лесу и продолжали совершенствоваться в магии. Поскольку они жили отдельно от людей и обретали способности, которые и не снились обычным крестьянам, те не считали «лесных девок» людьми. Хотя те внешне ничем от людей не отличались. Иногда «лесных девок» называли боровухами, которые, в отличие от лешачих, молоды и красивы. Архангельские мужики рассказывали: «Красивой-то боровуха выглядит, а лешачиха некрасивая, волосы растрепанные».

Однажды зимой отец с дочерью поехали на возу через лес и встретили там боровуху: « Едем, вдруг конь фыркает, шарахается, не идет. Глядим, впереди нас бежит молоденькая девочка, белой платочек наперед концами завязан. У нее уголочек до чего прямо лежит на спине, будто его заботливые девушки специально так выложили. Вот она бежит, бежит, бежит. Отец говорит: „Подвезем". Мы лошадей остановили, и она вроде стала. Отец плеткой хлестнул, лошади шибче побежали, и девка побежала. На лошади догнать ее не можем! Повернула на левую руку и исчезла. Посмотрели в том месте на снег, а там и следочка нету. Говорили потом, что это боровуха, «лесная девка». Ведь человек настоящий в сторону свернет, а следы на снегу останутся. А тут не осталось ничего. А боровуха была красива, волосы долгие…».

Боровуха, согласно многочисленным свидетельствам, отличается от «растрепанной» лешачихи и гораздо привлекательнее ее. Она наряжается «как девочка» и способна принять облик жены встреченного ею в лесу человека и погубить его. Например: «У нас один охотник жил в Нюхче. Пошел раз по болоту и встретил свою жонку. Они давно не виделись и сотворили, что надо. А это боровуха была, вот и помер он, и как помер-то на кровати, так меж досками оказался – провалился, значит».

От любви к боровухе можно не только умереть, но сойти с ума: «Вот дедушка, он испугался тех боровух и чокнулся потом. Она и обнимать начнет, как муж и жена. Говорят, как сотворишь блуд с боровухой, так и с ума сойдешь».

Но бывали и случаи настоящей любви, которая приносила счастье человеку и «лесной девке». В небольшом северном городке Мезени (в Архангельской области, на реке Мезень, в 45 километрах от Белого моря) помнили случай, который случился с добрым, но бедным и некрасивым парнем. Ни одна девушка не желала выходить за него замуж. Вот он ушел в лес, построил там избу и стал жить один. Еду себе охотой добывал, сам хозяйство вел. Стал он замечать, что кто-то за ним из зарослей подглядывает, а кто, непонятно: ни зверь, ни человек. Только ветка шелохнется, да все стихнет. Подойдет посмотреть, а там никого, и следа никакого нет, ни звериного, ни человечьего.

Сначала он удивлялся, а потом перестал обращать внимание: думал, что это ему чудится. Да только спустя какое-то время вышла к нему боровуха, принявшая вид настоящей красавицы. Парень ее в дом пригласил, угостил, чем сам питался. Рассказал о своей нелегкой доле, а она его пожалела, да и осталась с ним жить. Парень сначала не верил своему счастью, он ведь готов был жениться на любой девке, только бы согласилась за него выйти, а тут – красавица! Потом догадался, что она из лесу и что это она за ним следила из зарослей. Из леса, так и леса, кому какое дело! Люди о том прознали, но не вмешивались: счастливы молодые, ну и ладно. Боровуха, не смотря на то, что замуж вышла, не переменилась – любое волшебство могла сотворить. Может потому и щи у нее получались самые наваристые, и травки она лечебные знала: многое чего умела. А были ли у них детишки, про то никому не известно.

Насколько красивы и привлекательны были «лесные девки», боровухи, настолько же могли быть неопрятными и неухоженными лесные старухи, лешачихи. Одни из них были женами леших, другие – состарившимися в девичестве и так и не вышедшими замуж боровухами. Их еще называли «вольными старухами».

В поверьях Русского Севера лешачиха может быть дряхлой высокой старухой, «оборванной женкой». В значительной части поверий она неприглядна, «необрядна». Архангельские мужики говорили: «Лешачиха некрасивая, волосы растрепанные».

На Смоленщине рассказывали, что лесовиха может, за заботу о ее детях, одарить человека нескончаемым полотном: «Ходила женщина в лес, в ягоды и услышала там, что деточки маленькие плачут.

„Господи Милостивый, что тут такое?" – подумала она. Подошла она к березе,а там сидят двое деточек. Она не удивилась,сняла с головы платок,разодрала его надвое,завернула младенцев и понесла домой. Но не успела она до дома дойти, как ее нагнала лесовиха. «Истопи мне баньку», - попросила. «Да я бы и рада, - отвечает женщина, - да у меня дров нет». «Тут и дров не надо, - говорит ей лесовуха, - собери веточек да щепок, подожги их – того и хватит».

Так женщина и сделала. От веток и щепок баня разогрелась, будто от настоящих дров. Помылись они, как следует попарились, а потом лесуха говорит: «Спасибо тебе, а я уж тебя за все отблагодарю, и за своих деток, которых ты в свой платок завернула. Возьми за труды полотно. На что надобно, на все и отрезай от него, не жалей, на все хватит. Кто попросит дать ему полотна, можно дать — только не раскатывай, а режь да режь".

Но женщина не вытерпела, развернула полотно – захотелось ей поглядеть, что это такое. А как развернула, так все и закончилось – исчезло полотно».

Иногда лешачиха помогает людям пасти скот. В повествовании из Архангельской губернии умирающий пастух оставляет ее «в наследство» другому пастуху: «...дал ему трубу да палочку, и приказывает: „Вот до того места коров прогони, да и назад воротись, и не ходи больше в лес; а как надобно коров домой гнать, в то время пойди, потруби, придут все домой". Он так и сделал. Раз пастух напился, пьян и ему захотелось полюбопытствовать, как коровы собираются из лесу домой; пошел в лес, дошел до того места, где коровы едят траву, потрубил. Смотрит: бежит женка оборванная, ободранная, все платьишко на ней изорвано о ветки, и кричит на коров, гонит их, с прутом бегает. Как только увидела пастуха, бросила ветку. «На,- говорит, - паси сам, я столько годов пасла». Это была лешачиха».

Похожая история случилась и в новгородских лесах. Там тоже один странник оставил пастуху в подарок лесную пастушку. Нельзя было только на нее смотреть. Так прошло три года, потом решил все же посмотреть, кто присматривает за его коровами: «Ходило стадо так три года, только и пришло в ум мужику: «Какой же я хозяин, что не знаю, кто у меня скотину пасет!» Сказал он и пошел в лес стадо искать. Нашел скоро: видит, пасется оно, а с краю полянки стоит высокая старуха, опершись ничком на палочку; дряхлая такая старушка, и все качается, будто дремлет. Мужик подошел к ней, потянул ее за руку, да и говорит: „Бабушка, ляг, отдохни!» А она ему: «Спасибо, кормилец, спасибо, спасибо...» Закачалась, стала меньше, меньше — и вовсе сгинула. Подивился мужик, пошел домой, а с тех пор скот перестал один в лес ходить, надо было мужику пастуха нанимать».

О лесных женщинах было много рассказов: в одних они выглядели добрыми помощницами, в других – злыми и мстительными; могли и похитить у людей скот. Словом, были они как люди – разными, молодыми и старыми, красивыми и уродливыми, добрыми и злыми. Они были лесными соседями наших предков. И потому мы не вправе забывать о них.


Белая женщина. Белый – традиционный цвет священников и священниц. Лишь позднее женщины в белом стали символом смерти. Возможно, в древности именно они совершали погребальные обряды. После принятия новой религии эти жрицы, судя по всему, остались жить в лесах. Они сурово наказывали крестьян, которые непочтительно относились к лесу, бывшему некогда храмом для нашего народа. Рассказывали, как одна из них чуть не удушила мужика, решившего ободрать кору со старой березы.

В окрестностях города Семипалатинска рассказывали, что в одном из курганов у Иртыша скрыт, по преданию, клад: «Иногда по ночам над эти курганом появляется белая женщина на белом коне. Кладом никто из людей не воспользовался, боялись».

В крестьянских рассказах конца XX века белая женщина чаще всего не преследует человека и даже не вступает в разговор, а плачет или причитает, либо просто стоит неподвижно, как некий явленный знак грядущей беды.


Красна дева. В отличие от «спокойного» белого цвета, «тревожный» красный, цвет солнца и огня, насыщен жизнью, разнообразными силами. В то же время это и цвет крови, боли, насилия, адского пламени; он и защищает от колдовских чар, и свидетельствует об их присутствии. Красная одежда или части одежды (шапка, пояс) — отличительная черта многих русских мифологических персонажей. В красной шапке может появляться покойник, призрак, черт, а в красном кушаке — леший. В архангельской быличке мужики набирают на болоте «множество ягод»: «Черту жалко что ли стало, вот он и явился. Так таки человек да и только, и не различить, но уж очень большой и в каком-то красном невиданном наряде. Он не шел, а ехал на вороном большущем коне, да и очень скоро». В восточносибирском повествовании «женщина в красном» — предвестница несчастий: «Слышат: плачет кто-то, так уж плачет и плачет. Глядят: на опушке леса женщина в красном идет и тоскливо плачет. А ребята молодые соскочили и побежали, кричат, мол, поймаем. Видят: вот-вот, рядом, сейчас схватят — а она уходит все дальше и дальше и все плачет. Старики тогда говорили, что это к большой беде: вскоре болезнь страшная нашла. Люди мерли страшно».

По поверьям, русалка может иметь красные зубы или даже вообще быть красной. Красной девой на побережье Печоре именуется лесной дух, заманивающий детей в лес. Может, еще сохранились в лесах жрицы древней веры и хотят вернуть нас в нерукотворный храм, в «лес праведный»?


Боровуха – название происходит от хвойного леса,бора,о котором сложено множество пословиц: «баба по бору ходила, трои лапти износила» (то есть,очень долго ходила), «чужая душа - дремучий бор», «всякая сосна своему бору шумит» (то есть,своему лесу весть подает), «сыр-бор загорелся» ( шум из-за пустяка).Бор так же называли красным лесом,не столько за цвет стволов сосен,сколько потому,что он – красивый:красный значит – красивый. О том же говорит и цвет одежды некоторых лесных жителей:они – красивые. Кроме того,красный – традиционный,отличительный, цвет русского народа.

Слово «бор» имело в русском языке еще множество значений. Это не только лучший из съедобный грибов – боровик,но и название кладбища на Русском Севере. Ну,а кладбище – место обитание привидений,духов умерших,проклятых и, возможно, боровух. Боровой няшей, или боровницей, в народе называли лекарственное растение,которое собирали по берегам боровых озер. Боровина - это боровая, хвойная почва, непригодная для пахоты. Боровинка – название мелких, но хороших яблок. Бора – складка на одежде (бористый кафтан,то есть - с оборками) или морщина на лице.

Автор: feren52
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 7
IRC: 3
Jabber: 1
( состояние на 01:14 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет