Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти

 
Расширенный поиск

800895 Сообщений в 11258 Тем- от 88247 Пользователей - Последний пользователь: Shnur43

18 Январь 2021, 00:03:07
ADSL.Kirov.RuДомашнийСемьяДети (Модератор: Феникс)Тема: Занимаемся с малышом дома
Страниц: [1]   Вниз
Печать
Автор Тема: Занимаемся с малышом дома  (Прочитано 595 раз)
Феникс
Модератор
*****
Пол: Женский
Сообщений: 414



« : 05 Май 2007, 20:47:03 »

За день до рождения ребенок спросил у Бога: "Я не знаю, что я должен делать в этом Мире".
Бог ответил: "Я подарю тебе Ангела, который всегда будет
рядом с тобой".
"Но я не знаю его языка."
"Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед"
"А как зовут моего ангела?"
"Неважно, как его зовут... ты будешь называть его: MAMA..."

Милые мамочки, давайте относиться к «декретному отпуску» не как к отпуску, а как к работе, только специфически приятной и очень-очень важной для самого любимого на свете человечка!
В этой темке я сделала выборку из своей коллекции по занятиям и играм с малышами дома. Не многие мои знакомые, находясь в отпуске по уходу за ребенком, утруждали себя подобными «мелочами», их детки тоже развивались хорошо, но мне такие занятии доставляют удовольствие.
Некоторые игры и «развивалки» взяты из разных источников, некоторые – мною придуманы, поэтому написанное представляет собой этакую «солянку» из разных книг-инет ресурсов и результатов творчества одной НЕ «суперопытной» мамы, т.е. меня.
Специально для мам малышей девяти месяцев:

Речь.
Многие детки в девять месяцев уже «говорят» слоги. Часто это м, п, б, д и другие «простые» согласные в паре с гласной а – таковы особенности развития речи в этот возрастной период. Но это еще не осмысленная речь, а только тренировка артикуляционного аппарата.
Существует множество занятий с малышом по развитию речи, среди них на первое место многие логопеды ставят т.н. «пальчиковые игры».
Для облегчения восприятия крохой особенностей родного языка  полезно «пропевать» ему звуки (слоги) так, чтобы он четко видел движения ваших губ. Дополнительно можно положить ладонь ребенка себе на грудь (горло), чтобы он мог «прочувствовать» звук. 
Обязательным условием раннего освоения родной речи является постоянное  эмоциональное общение с малышом. Каждое свое действие и намерение следует озвучивать, но не нужно стремиться заполнить словами весь период бодрствования ребенка, а проговаривать четко наиболее важные для понимания вещи.
Напрасно некоторые мамочки считают, что читать книжки малышам такого возраста еще рано, мое мнение – этим следует заниматься с рождения! Просто форма подачи и объем прочитываемого за раз варьируется сообразно возрасту.
В среднем к году малыши говорят осознанно порядка 8 (+-2) слов. Обратите внимание на то, что считать следует не только слова, имеющие смысл (мама, папа и т.п.), но и звукоподражания (как машинка едет? Бу-у-у).
Сегодня известно, что эмоциональное сопровождение общения с малышом благотворно сказывается на освоении речи. Я долго не могла себя переломить. Будучи человеком сдержанным и рациональным (в силу профессиональных особенностей) мне было очень сложно начать регулярно «декламировать» всевозможные детские стишки-прибаутки (порой очень глупые на слух). А сейчас я не только делаю это, но и придумываю их сама для «вербального обогащения» того или иного не очень интересного, но необходимого занятия с дочей (например, гимнастика и гигиенические процедуры). Я очень рада, что мне это удалось! 
Имейте в виду, детки этого возраста уже все понимают. Многие педиатры утверждают, что не все, а только какой-то процент от нашей речи, но я убеждена – все! И еще – я убеждена, что никогда ни при каких обстоятельствах нельзя запугивать ребенка (бабаями, дядями, врачами и т.п.) даже в воспитательных целях.

Интеллектуально развитие.
Можно описать множество занятий по интеллектуальному развитию ребенка девяти месяцев. Остановлюсь на том, что мы делали регулярно. Я разделила занятия так:

Зрение. Часто разглядывали книги с красочными иллюстрациями (в основном все-таки детские-картонные). Называли вслух изображенные объекты, показывали на них пальчиком. Малыш в этом возрасте уже хорошо ориентируется в пространстве, на вопрос «где…» легко находит нужный предмет, независимо от его местоположения.
В результате выучили названия всех домашних животных и некоторые «случайные» предметы. Я показывала и называла предметы разных цветов и форм, не ожидая, что доча их сразу запомнит (но в памяти, безусловно, откладывалось).
Играя, часто произносила предлоги местоположения в пространстве (над, под, за и т.д.) – тоже для пассивного запоминания.
Многие мои знакомые мамочки с большим удовольствием дома рисуют с малышами пальчиковыми красками. Но мы вот рисовать не любители до сих пор. Только иногда под настроение доча делает «каля-маля» на специальной досочке для рисования грифелем. А вот лепить нам нравилось. Покупали специальную глину для лепки для очень маленьких малышей, она безопасна, очень мягонькая и пружинистая, при засыхании – получается нечто вреде гипсовой фигурки. Но покупать несколько цветов лично я не вижу смысла, мы пользуемся одним, пока он не засохнет (кстати его можно увлажнять водичкой и он прослужит дольше).

Слух. Частая смена интонаций маминого голоса (от шепота до восторженного крика) – хорошая тренировка слуха малыша и правильного понимания эмоциональной окраски общения. Фантазируйте, придумывайте различные ситуации, в которых можно изменять тембр, интонацию, громкость (разыграйте сказку в лицах, например). Также помогают различные «звучалки», у нас это были колокольчики, всевозможные трещалки-звенелки, шуршащая бумага, наконец. Например, мы искали, откуда доносится звон колокольчкика (важно, чтобы малыш не только глазками, но и ручкой (пальчиком) показывал направление, откуда доносится звук).

Память, логика, мышление…
"Найди куклу". Я прятала куклу (так, чтобы доча видела, куда) и просила ее найти. Или - ребенка посадить на пол, а куклу поставить позади него (за его спинкой), и спросить «где кукла». Так малыш начинает понимать, что предмет существует, даже если его не видно. Эта игра очень хорошо развивает память малыша, но нам дается с трудом.
"Где спрятался зайка". Я брала два платка (важно, чтобы один не был гораздо красивее другого, а то моя шалунья выделяла всегда именно его) и две любимые игрушки дочи примерно одинакового размера (у нас это был зайка и мишка). Обе игрушки кладутся перед ребенком и накрываются платочками. На вопрос «где зайка», ребенок должен открыть нужный платочек.
"Давай бросим". Все (небьющиеся и не особенно дорогие сердцу родителей предметы) можно бросать на пол. Это так нравится малышам! Каждый предмет падает по-своему (звук, особенности траектории). Дайте малышу (когда он сидит на кухне в своем стульчике, а вы, например, готовите) несколько предметов – пусть бросает и наблюдает за тем, как они падают. Так или иначе, все детки проходят этап «бросательства», так давайте извлекать из этого пользу и снабжать малыша только правильным «бросательным» инвентарем (не хрупкими и не дорогими предметами).
"Сложи в коробочку". Раскидайте по полу несколько не очень крупных предметов и попросите ребеныша собрать их в коробочку. Хорошо будет, если вам удастся просить собрать предметы по какому-то обобщающему признаку. У нас это был набор резиновых овощей. Соответственно я просила: «Собери овощи в коробочку» и называла тот овощ, который находится ближе всего к доче. Кстати это хорошая подготовка перед освоением навыка собирать пирамидку.
Раз уж зашла речь о пирамидках, скажу, что мне не удавалось добиться от маси умения собирать пирамидку, видов которой у нас было целых четыре! Но я регулярно показывала доче, как это нужно делать. И однажды (о, чудо!) без моей просьбы деть сам взял два стаканчика от пирамидки (знаете, продается такой набор из разноцветных стаканчиков разного размера) и правильно их «соединил». Моему восторгу не было предела! С тех пор я уверена, все, чем занимаются с малышом не проходит даром, все усваивается. Только вот сказать, когда-то или иное умение будет продемонстрировано "учителю" очень сложно…
Есть еще много подобных игр с ребенком этого возраста, но все они основаны прежде всего на фантазии мамочки, если нужно, выложу еще.

Тактильные ощущения (в том числе координация). Начиная с рождения, каждый день я делала доче массаж, сначала делала по книге (массаж, гимнастика, закаливание), потом под контролем массажиста (в промежутках между курсами ЛФК). Даже простое мамино поглаживание и растирание очень нужно малышу. Именно во время массажа мы учились показывать на маме и на себе части тела. К десяти месяцам доча знала и могла показать на себе и на взрослом абсолютно все части тела, вплоть до локоточков-коленочек-пальчиков. Кстати, изучали мы свое тело еще и при укладывании спать. Я придумала некий ритуал укладывания (такой ритуал к тому же способствовал расслаблению и успокоению ребеныша после активных-эмоциональных игр перед сном). Мы говорили «спокойной ночи» каждой части своего тела - «спокойно ночи левая ручка», «спокойной ночи животик», «спокойной ночи глазки» и т.п. при этом я своей рукой дотрагивалась до называемого.
Как я уже говорила, мы любим лепить. Вместо специальной глины можно использовать подсоленное тесто (вода, немного муки, соль, вымесить – готово). Лепка очень ползена для развития мелкой моторики.
С точки зрения развития координации (и что очень важно речи!) нужно учить ребеныша показывать пальчиком. Да, вот так странно, сначала учим, а потом отучиваем. Я вытягивала указательный пальчик ее ручки, сжимая в свой кулак остальные ее пальчики и «тыкала»  им в картинку в книжках или предмет в комнате. У нее очень быстро стало это получаться без мой помощи, забавно то, что учила я на правой руке, а сама она показывала левой.
Из пальчиковых игр мы больше всего любили «Сороку-Белобоку», «Ладушки», «Гуси-гуси». «Гуси-гуси» еще и активную речь стимулируют, многие детки к годику уже могут повторять последние слова «да-да-да» и «га-га-га».
Вы, наверное, уже заметили, что ребенышу наиболее интересны в качестве игрушек не специальные детские, а взрослые предметы (особенно с кнопочками). Я не ограничивала желание дочи трогать и пробовать за зуб все интересующие ее предметы, при этом я не заморачивалась дополнительной их обработкой (мытьем-кипячением). Я рассуждала так – если уж она проводит все время на полу (ползает очень активно по всему дому) и при этом постоянно сует пальчики в ротик (зубки-то всех беспокоят), не мою же я ручки по двадцать раз в день, а они от ползания по полу не менее грязные, чем обычные предметы обихода типа телефона. 
Вот кстати, еще один нюанс, который я для себя посчитала очень важным, - с четырех месяцев ребенок постоянно находился на полу, ничем не ограниченном и не огороженном (всевозможные манежи наш невролог, например, считает очень вредными с т. з. развития не только моторики, но и интеллекта малыша). При этом средняя температура у нас дома зимой примерно 18-20 градусов (иногда бывало и ниже 18), тогда я стелила на пол несколько толстых одеял. Важно, чтобы мама или другой взрослый член семьи как можно чаще проводил время, лежа на полу с ребенком рядом (находясь на одном уровне с малышом). Я все дни до сих пор провожу, сидя на полу, так можно избежать регулярных требований «возьми на ручки». Так вот все предметы, до которых дотрагивалась доча не отбирались с криком «нельзя», «не трогай» и т.п., а я просто объясняла, зачем нужен тот или иной предмет, что им можно делать и как используют его мама с папой.
Игры на полу. Все наши занятия проходили на полу, хотя кресло для кормления, например, имело очень удобный столик для всевозможного рисования-лепки.
Мы очень любили мячик, но играть в него в этом возрасте дольше одной-двух минут не могли. Кстати, моя знакомая в Израиле при очередном визите к неврологу обнаружила, что умение малыша играть в мяч (бросать/катить его в сторону взрослого) – важный обязательный тест на развитие. Мы садились друг напротив друга и катали мячик. При этом я каждое ее и свое действие озвучивала.
Что касается двигательных навыков. Ползание – очень важный этап в развитии малыша. Не нужно педалировать тему  самостоятельной «ходьбы», ребенок сам станет ходить, когда будет к этому готов. Где-то я прочла, что есть три вещи, которым ребенка не нужно заставлять – говорить, сидеть и ходить. Так вот сидеть и ползать в возрасте девяти месяцев дети обычно уже хорошо умеют.  Важно научить держать равновесие и координировать движения всех частей своего тела.
Для этого я садилась на пол, укладывала дочу животиком свою вытянутую ногу лицом от себя (на ногу можно надеть яркий носок или надеть куклу-Бильбао). Под какой-нибудь забавный стишок ногу раскачивала из стороны в сторону, побуждая масю удерживать равновесие или подставлять ручки в сторону падения (тоже очень важный навык).   
Для координации – создавайте малышу на полу всевозможные препятствия из подушек, стульев и т.п., побуждая его переползать, обползать и перекатываться через них. Хорошо развивает глазомер и координацию т.н. «туннель» из стульев, в конце которого можно положить любимое лакомство малыша или особо привлекательную игрушку.
Игра в «догонялки» (ползком) до сих пор наша любимая, она учит малыша быстрее, а значит, более скоординировано передвигаться.
Для того чтобы научить ребеныша вставать самостоятельно у опоры я складывала все привлекательные предметы повыше (на край дивана, устойчивой тумбочки и т.п.) и, сидя на полу не брала ее на руки сразу же, как только она подползала, а просила встать на ножки.
Если малыш уже может «ходить у опоры», т.е передвигаться, опираясь на какой-нибудь предмет (чаще мебель), можно просить его переходить от одного предмета к другому, расположенному очень близко. Со временем (когда деть будет это делать поувереннее) можно отодвинуть предметы подальше, таким образом, стимулируя его совершить кратковременный самостоятельный «переход».
И еще. Ни одни ребенок не смог еще научиться ходить, не падая. Современные педиатры утверждают, что дети, чьи родители реже «подхватывали» их до неминуемого падения, раньше других начинали сами ходить. Т.е. лишний раз не стоит оберегать дите от любого падения, делать это следует только, если такое падение может травмировать. Интересное мнение: считается, что кости и связки младенца устроены таким образом, что падение с высоты собственного роста не может принести вред его здоровью (исключение – падение на неровную поверхность).
Получилось очень уж много  В замешательстве
Возможно кому-то покажется интересным тест на психомоторное развитие деток до года.

Записан
MarinaS
Старожил
****
Пол: Женский
Сообщений: 473


« Ответ #1 : 05 Май 2007, 21:34:26 »

Феникс, огромнейшее тебе спасибо!!!
С завтра же начну заниматься.
Записан
Феникс
Модератор
*****
Пол: Женский
Сообщений: 414



« Ответ #2 : 07 Май 2007, 09:49:50 »

Выложила в полезных ссылках несколько ссылок по занятиям с малышами разных возрастов - кому интересно, посмотрите  Подмигивающий
Записан
Страниц: [1]   Вверх
Печать
ADSL.Kirov.RuДомашнийСемьяДети (Модератор: Феникс)Тема: Занимаемся с малышом дома
Перейти в: